Научная статья на тему 'Проблемы формирования здорового образа жизни студентов СибГУ им. М. Ф. Решетнева'

Проблемы формирования здорового образа жизни студентов СибГУ им. М. Ф. Решетнева Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пастухова Анастасия Александровна

Доровый образ жизни (ЗОЖ) основа формирования здоровой нации, важная стратегическая проблема национальной безопасности. Приоритетные факторы формирования ЗОЖ студентов являются регулярные занятия физической культурой, наличие сбалансированного рационального питания, отказ от вредных привычек. В исследовании раскрываются основные причины, связанные напрямую или косвенно с их нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING A HEALTHY LIFE STUDENT SIBGU NAMED AFTER MF RESHETNEVA

Absract. A healthy lifestyle (HLS) is the basis for the formation of a healthy nation, an important strategic issue of national security. The priority factors in the formation of students' healthy lifestyles are regular physical education, the presence of a balanced nutrition, the rejection of bad habits. The study reveals the main reasons related directly or indirectly to their violations.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования здорового образа жизни студентов СибГУ им. М. Ф. Решетнева»

УДК 796.0

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

СИБГУ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА

PROBLEMS OF FORMING A HEALTHY LIFE STUDENT SIBGU NAMED

AFTER MF RESHETNEVA

Пастухова Анастасия Александровна

студент

Сибирский государственный университет науки и технологии имени М.Ф.

Решетнева г. Красноярск, Россия Pastuhova Anastasia Alexandrovna

student

Siberian State University of Science and Technology named after M.F. Reshetnev

Krasnoyarsk, Russia

Аннотация. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основа формирования здоровой нации, важная стратегическая проблема национальной безопасности. Приоритетные факторы формирования ЗОЖ студентов — являются регулярные занятия физической культурой, наличие сбалансированного рационального питания, отказ от вредных привычек. В исследовании раскрываются основные причины, связанные напрямую или косвенно с их нарушениями.

Absract. A healthy lifestyle (HLS) is the basis for the formation of a healthy nation, an important strategic issue of national security. The priority factors in the formation of students' healthy lifestyles are regular physical education, the presence of a balanced nutrition, the rejection of bad habits. The study reveals the main reasons related directly or indirectly to their violations.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, физическое воспитание, студенчество.

Keywords: healthy lifestyle, health culture, physical education, students.

Актуальность. Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня можно услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.

В исследовании рассматривается отношение студентов к здоровому образу жизни и факторы, которые оказывают влияние на образ жизни студентов. Это проблема достаточно актуальна в наше время.

Цель и задачи исследования. Определить понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), выделить актуальные проблемы ЗОЖ у студентов бакалавриата ВУЗов, наметить перспективы решения, а также механизмы, позволяющие наиболее эффективно вести пропаганду здорового образа жизни.

Материалы и методы исследования. Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. Она наиболее удобна при обработке и анализе данных, так же позволяет значительно сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования.

Результаты исследования и их обсуждение. ЗОЖ - это система поведения, основанная на мировоззрении с целью достижения физического, духовного, морального и социального благополучия. Это условие эффективной профессиональной деятельности современного человека.

Основными факторами здорового образа жизни являются: эволюционная и генетическая сущность человека; отношение к себе как личности; фактор личной гигиены; определение положительных стереотипов в жизни; адекватная самооценка для формирования эмоций, основанных на результатах собственной деятельности; выбор деятельности, интересов, профессии соответствующих способностям, наклонностям; отношение к семье, коллективу, обществу.

Результаты анкетирования студентов экономического факультета показало, 45% ответили, что для обеспечения высокого уровня социального благополучия им необходимы занятия физической культуры, 25% необходимо наличие сбалансированного рационального питания, 20 % отказ от вредных привычек, 10% гигиена.

На основе проведенного анкетирования студентов экономического факультета, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями здорового образа жизни современной молодежи для обеспечения высокого уровня социального благополучия являются: регулярные занятия физической культурой, наличие сбалансированного рационального питания, отказ от вредных привычек, гигиена.

Особенности развития студенческого организма связаны в этот период с наращиванием мышечной массы, изменением формы грудной клетки и жизненного объема легких, при этом он хорошо адаптируется к различным физическим нагрузкам.

Современные студенты СибГУ имеют целый ряд проблем со здоровьем, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, вегетативной и др. систем, что является результатом отсутствия потребности в занятиях физической культурой и спортом. [4. С. 133]

Важной основой развития физической культуры студентов СибГУ являются принципы многообразия, вариативности, оптимизации и гармонизации содержания физкультурной деятельности. Выбор вида деятельности у студентов напрямую зависит от индивидуальных потребностей, мотивов. Последнее формируются под влиянием возрастных, половых, индивидуальных особенностей. [1. С. 66]

Коллективные занятия физической культурой у студентов СибГУ способствуют формированию общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, также развивается инициативность, решительность, чувство коллективизма, коммуникативность. На занятиях физической культуры студенты экономического факультета, с одной стороны, получают оптимальную физическую нагрузку, адекватную их состоянию здоровья, с другой, эмоционально-психологическую разгрузку, что

способствует большей эффективности учебных занятий в течение дня. Любая физкультурно-спортивная деятельность расширяет диапазон двигательных навыков и умений, повышает работоспособность и адаптационные возможности организма студенческой молодежи, ее учебную эффективность, но и формирует такую степень физического совершенствования, которая обеспечивает потребность в организации ЗОЖ. [3. С.126]

Регулярные занятия физкультурой способствуют развитию таких качеств личности как дисциплинированность, ответственность, организованность.

Здоровье студентов СибГУ зависит от их физической активности и образа жизни. Систематические нарушения распорядка дня, снижение длительности ночного сна, продолжительное пребывание перед монитором компьютеров, крайне малое пребывание на свежем воздухе, приводит к развитию синдрома хронической усталости и снижению общей реактивности.

Важную роль в обеспечении ЗОЖ студентов СибГУ играет рациональное питание. Рациональным называют физиологическое питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности. Студенты относятся к категории «развивающихся организмов» (возраст 17-25 лет), поскольку темпы роста их организма требуют постоянного поступления с пищей - белка, минеральных солей, витаминов и микроэлементов. Дефицит необходимых биологических активных веществ, связанный с нарушением или полным отсутствием культуры питания (например, доля пищевых ингредиентов на завтрак и обед должна составлять 75 % от суточного потребления). Характер питания зависит от: уровня образования родителей, их материального положения, установок на ЗОЖ в семье. [2. С. 97] Вышесказанное свидетельствует о том, что правильное питания является не столько

и и /" и и

медицинской, сколько социальной проблемой. Среди различных нарушений питания современных молодых людей значительное место занимает избыточное потребление продуктов фаст-фуда, недостаточное потребление белка, нехватка витаминов в пище. У большинства студентов СибГУ не сформирована потребность и мотивация к организации здорового рационального питания, что свидетельствует о непонимании важности здоровья. [5. С. 229]

Выводы. Студенчество представляет собой группу молодежи, отличающую активной жизненной позицией, но имеющая ряд сложностей для достижении высокого духовного, физического и социального благополучия для себя, своей семьи и в целом общества. Для формирования здорового образа жизни современной молодежи необходимо организовать активный образ жизни, проводить спортивно-массовые мероприятия для популяризации регулярных занятий физической культурой и спортом, а также повышении доступности этих видов оздоровления.

С целью осуществления сбалансированного рационального питания принять ряд мер по обеспечению студентов горячим питанием в СибГУ и в общежитиях. Осуществлять профилактику по снижению распространенности табакокурения, снижению потребления алкогольных напитков, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Осуществлять в СибГУ просветительскую и воспитательную работу, направленную созданию мотивации к здоровому образу жизни.

Литература

1. Демидова И. Ф. Изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни // Новая наука: «Стратегии и векторы развития». Уфа, 2016. С. 65-67.

2. Ешеева Д. В., Базарова Т. С. Образ жизни семьи как фактор формирования здорового образа жизни // Сборник международной научной конференции «Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества»». Улан-Уде, 2016. С 96-98.

3. Зотин В. В., Яцковская Л. Н. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации у студентов к здоровому образу жизни // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры». Казань,

2011. С.125-127.

4. Зотин В. В., Мельничук А. А., Арнст Н. В. и др. Мониторинг физического развития учащихся образовательных учреждений // Сборник трудов IV международной научно-практичекой конференции «Экология. Здоровье. Спорт». Чита,

2012. С.132-135.

5. Комачков Р. Ф, Елаева Е. Е. Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 228-232.

References

1. Demidova I.F. Izucheniye predstavleniy molodezhi o zdorovom obraze zhizni [The study of the ideas of young people about a healthy lifestyle] //novaya nauka: «Strategii i vektory razvitiya». Ufa, 2016. S. 65-67.

2. Yesheyeva D.V., Bazar ova T.S. Obraz zhizni s em 'i kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Family lifestyle as a factor in the formation of a healthy lifestyle] //sb.mezhdunar.nauch.konf. «Sotsial'noye sirotstvo kak aktual'naya problema sovremennogo obshchestva». — Ulan-Ude, 2016. — S 96-98.

3. Zotin V. V., Yatskovskaya L.N. Sotsial'no-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya motivatsii u studentov k zdorovomu obrazu zhizni [Socio-pedagogical aspects of the formation of students' motivation for a healthy lifestyle] //sb.st.vseross.nauch.prakt.konf. «Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury». Kazan', 2011. S.125-127.

4. Zotin V.V. Monitoring fizicheskogo razvitiya uchashchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Monitoring the physical development of students of educational institutions] /Mel'nichuk A.A., Arnst N.V. i dr.//sb.tr.IV mezhdunar.nauch.prakt.konf. «Ekologiya.Zdorov'ye.Sport.». Chita,2012. S.132-135.

5. Komachkov, R. F. Tsennostno-motivatsionnyye oriyentatsii studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey k fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Value-motivational orientations of students of pedagogical specialties to physical culture and sports activities] / R.F. Komachkov, Ye. Ye. Yelayeva //Science Time. 2015. № 1 (13). S. 228-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.