Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ СПОРТСМЕНА К ТРЕНЕРУ НА МОТИВАЦИЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ СПОРТСМЕНА К ТРЕНЕРУ НА МОТИВАЦИЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ТРЕНЕРУ / СПОРТСМЕНЫ-БАСКЕТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Татьяна Геннадьевна

Введение. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка выделить связь отношения спортсменов к тренеру и спортивной мотивации баскетболистов. В ходе эмпирического исследования была выделена связь отношения спортсменов к тренеру и спортивной мотивации в командах юношей и девушек школы олимпийского резерва по баскетболу. Материалы и методы. Исследование было проведено в два этапа. Для выявления мотивов спортивной деятельности у девушек и юношей на первом этапе использовались методы: «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; шкала спортивной мотивации - SMS Р. Дж. Валлеранда. На втором этапе для оценки отношения спортсменов к тренеру использовался опросник «Социально-перцептивная оценка личностнодеятельностных особенностей тренера» Ю.Ханина и А.Стамбулова. В исследовании приняли участие 30 спортсменов баскетболистов (15 юношей и 15 девушек в возрасте 14-15 лет). Результаты исследования. В результате выявлены взаимосвязи личностно-деятельностных особенностей тренера и доминирующих мотивов спортивной деятельности спортсменов-баскетболистов. Отдельно разработаны рекомендации по совершенствованию системы мотивации спортивной деятельности и отношений в системе «тренер-спортсмен».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдеева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE ATTITUDE OF A SPORTSMEN TO THE COACH ON THE MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY OF ATHLETES BASKETBALL PLAYERS

Introduction. As a research task, the author defined an attempt to highlight the relationship between the attitude of athletes to the coach and the sports motivation of basketball players. In the course of the empirical study, the connection between the attitude of athletes to the coach and sports motivation in the teams of boys and girls of the school of the Olympic reserve in basketball was highlighted. Materials and methods. The study was carried out in two stages. To identify the motives for sports activities among girls and boys, the following methods were used at the first stage: “Motives for going in for sports” by A.V. Shaboltas; scale of sports motivation - SMS RJ Vallerand. At the second stage, to assess the attitude of athletes to the coach, the questionnaire «Social-perceptual assessment of the personal-activity characteristics of the coach» by Y. Khanin and A. Stambulov was used. The study involved 30 basketball players (15 boys and 15 girls aged 14-15). Research results. As a result, the relationship between the personal-activity characteristics of the coach and the dominant motives for the sports activity of basketball players was revealed. Separately, recommendations have been developed to improve the system of motivation for sports activities and relations in the «coach-athlete» system.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ СПОРТСМЕНА К ТРЕНЕРУ НА МОТИВАЦИЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

13. Cocial'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii. [Mass consciousness and behavior as objects of research in social psychology]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2017.

14. Hubieva R.T., Kitova D.A. Psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k ekonomicheskim otnosheniyam v sovremennyh usloviyah [Psychological readiness of young people for economic relations in modern conditions]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 1. S. 104-109.

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ СПОРТСМЕНА К ТРЕНЕРУ НА МОТИВАЦИЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Авдеева Татьяна Геннадьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), e-mail.avd_2005_61@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-122-135

Аннотация:

Введение. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка выделить связь отношения спортсменов к тренеру и спортивной мотивации баскетболистов. В ходе эмпирического исследования была выделена связь отношения спортсменов к тренеру и спортивной мотивации в командах юношей и девушек школы олимпийского резерва по баскетболу. Материалы и методы. Исследование было проведено в два этапа. Для выявления мотивов спортивной деятельности у девушек и юношей на первом этапе использовались методы: «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; шкала спортивной мотивации - SMS Р. Дж. Валлеранда. На втором этапе для оценки отношения спортсменов к тренеру использовался опросник «Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера» Ю.Ханина и А.Стамбулова.

В исследовании приняли участие 30 спортсменов баскетболистов (15 юношей и 15 девушек в возрасте 14-15 лет). Результаты исследования. В результате выявлены взаимосвязи личностно-деятельностных особенностей тренера и доминирующих мотивов спортивной деятельности спортсменов-баскетболистов. Отдельно разработаны рекомендации по совершенствованию системы мотивации спортивной деятельности и отношений в системе «тренер-спортсмен».

Ключевые слова: мотив, мотивация, спортивная мотивация, спортивная деятельность, отношение к тренеру, спортсмены-баскетболисты.

INFLUENCE OF THE ATTITUDE OF A SPORTSMEN TO THE COACH ON THE MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY OF ATHLETES BASKETBALL PLAYERS

Avdeeva Tatyana Gennadievna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Siberian Federal University (Krasnoyarsk), e-mail: avd_2005_61@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-122-135

Abstract:

Introduction. As a research task, the author defined an attempt to highlight the relationship between the attitude of athletes to the coach and the sports motivation of basketball players. In the course of the empirical study, the connection between the attitude of athletes to the coach and sports motivation in the teams of boys and girls of the school of the Olympic reserve in basketball was highlighted. Materials and methods. The study was carried out in two stages. To identify the motives for sports activities among girls and boys, the following methods were used at the first stage: "Motives for going in for sports" by A.V. Shaboltas; scale of sports motivation - SMS RJ Vallerand. At the second stage, to assess the attitude of athletes to the coach, the questionnaire «Social-perceptual assessment of the personal-activity characteristics of the coach» by Y. Khanin and A. Stambulov was used.

The study involved 30 basketball players (15 boys and 15 girls aged 14-15). Research results. As a result, the relationship between the personal-activity characteristics of the coach and the dominant motives for the sports activity of basketball players was revealed. Separately, recommendations have been developed to improve the system of motivation for sports activities and relations in the «coach-athlete» system.

Key words: motive, motivation, sports motivation, sports activities, relationship with the coach,basketball players.

Введение. Достижение высоких спортивных результатов, спортивное долголетие, спортивное совершенствование связано с высокой значимостью спортивной деятельности. Сопряженное усиление конкуренции в мировом спорте предъявляет требования к повышению уровня спортивного мастерства в командных видах спорта, в частности, в баскетболе [15].Достижения в области научной и практической подготовки спортсменов в развитых странах акцентируют внимание на значение спортивных игр для общества. Интерес к проблеме обусловлен тем, что конструктивные взаимоотношения между тренером и спортсменами, высокий уровень спортивной мотивации, особенно в игровых видах спорта, определяют конечный результат спортивной деятельности [1, 2, 5, 7]. Важно отметить, что занятия баскетболом связаны с высокими требованиями к спортсмену не только в аспекте физического состояния организма, но и умственной деятельности[19]. Вызывают интерес в аспекте проблемы нашего исследования

работы В.Г. Асеева, Л.И. Бажович, И.А. Васильева, М.Ш. Магомеда-Эминова, которые акцентируют внимание на том, что основой для развития потребност-но-мотивационной сферы личности является внутренняя психологическая готовность к соревновательным процессам. Следует отметить, что на результативность командной деятельности спортсменов влияет спортивная мотивация [6, 8, 10, 12].

Целеустремленным спортсменам, ориентированным на полную отдачу и стремление к победе в условиях жесткой спортивной конкуренции, свойственна максимальная выраженность мотивации к спортивной деятельности[3,11].

Спортсменам трудно проявлять свои способности, реализовывать затраты труда, занимаясь спортом, когда сами спортсмены, их тренеры недооценивают роль мотивационных факторов, при отслеживании динамики изменения в спортивной деятельности[4,9,18]. В этой связи необходимо глубинное изучение мотивации спортивной деятельности спортсменов и поиск возможных направлений ее управления и формирования, при условии того, что удовлетворение способностей людей при увлеченности спортом без использования научного метода крайне затруднено.

Многочисленные исследования в научной практике Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина, Е.П. Ильина, Л.А. Пилояна, показывают актуальность проблемы формирования спортивной мотивации. В тоже время в исследованиях А.В. Ша-болтас, Г.П. Фураева выделены особенности мотивов спортивных достижений у подростков; Р.З. Шайхетдинова, Е.П. Щербакова и др.рассматривают волевую готовность к спортивным занятиям.

Изучение факторов успешности спортивной деятельности является одним их актуальных направлений современной психологии спорта. Весьма полезными для нас оказались результаты исследований С.И. Голода, С.В. Ковалева Ю.М. Орлова, А.Г. Харчева,Х. Хекхаузена, В.Д. Шадрикова и других исследователей [13, 14]. Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики позволили нам сделать вывод о том, что успешность спортивной деятельности связана не столько с индивидуально-психологическими особенностями ее участников, сколько с характером взаимоотношений спортсменов и тренеров. В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в работах Э.Р. Биспена, Л.П. Матвеева, А.В. Родионова, Ю.Л. Ханина, которые убедительно доказали связь мотивации и взаимоотношений спортсменов и тренера, которая является базисом успеха и результатов спортивных достижений спортсменов.

Из сказанного становится очевидным то, что для формирования спортивной мотивации играют важную роль ролевые ожидания и характер взаимоотношений между участниками спортивного процесса [9,16, 17]. В то же время мало изучены особенности взаимоотношений тренера и его воспитанников.

Материалы и методы. Целью исследования было изучение влияния отношения спортсмена к тренеру на мотивацию спортивной деятельности. Гипотезой исследования выступало предположение то том, что существует связь между отношением спортсмена к тренеру и мотивацией спортивной деятельности.

В исследовании приняли участие две команды баскетбольного клуба «Енисей» школы олимпийского резерва г. Красноярска (команда юношей и девушек в возрасте 14-15 лет).

Методы исследования. Для определения доминирующих мотивов занятия спортом использовалась методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шабол-тас. Для определения структурной модели спортивной мотивации применялась «Шкала спортивной мотивации - SMS Р. Дж. Валлеранда. Опросник «Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера, разработанный Ю.Ханиным и А.Стамбуловым, позволяет провести диагностику личностно-деятельностных особенностей тренера. Методы математической статистики (критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий и коэффициент корреляции Спирмена).

Результаты исследования. Результаты исследования по методике В.А. Ша-болтас представлены в таблице 1

Таблица 1

Сводная таблица данных выбора мотивов занятия спортом по методике В.А. Шаболтас

№ п/п Спортсмены-баскетболисты

Мотивы девушки юноши

Среднее ранг Среднее ранг

значение значение

1 Мотив эмоционального удовольствия 18,07 6 12,60 9

2 Мотив социального самоутверждения 20,27 4 17,66 5

3 Мотив физического самоутверждения 13,47 10 14,58 7

4 Социально-эмоциональный мотив 21,53 3 13,66 8

5 Мотив достижения успеха в спорте 19,25 5 22,73 2

6 Спортивно-познавательный мотив 17,74 7 18,07 4

7 Рационально-волевой мотив 14,06 9 14,47 6

8 Мотив подготовки к профессиональной деятельности 15,80 8 12,47 10

9 Гражданско-патриотический мотив 26,13 1 24,93 1

10 Социально-моральный мотив 22,87 2 20,93 3

В группе баскетболистов-юношей преобладают следующие мотивы: «Гражданско-патриотический мотив» (24,93 балла), «Мотив достижения успеха в спорте» (22,73 балла) и «Социально-моральный мотив» (20,93 балла). В группе девушек-баскетболисток преобладают мотивы: «Гражданско-патриотический мотив» (26,13 баллов), «Социально-моральный мотив» (22,87 балла) и «Социально-эмоциональный мотив» (21,53 балла).

Юноши нацелены на спортивное совершенствование, успешное выступле-

ние на соревнованиях, ориентированы на поддержку престижа команды. Они стремятся к успеху; улучшать свои личные спортивные результаты; понимают важность регулярного тренировочного процесса для достижения поставленной цели.

Девушки, защищая честь своей команды, нацелены на высокие спортивные результаты. Высокая эмоциональность, неформальность в общении, социальная и эмоциональная раскованность позволяет участвовать в спортивных мероприятиях разного уровня. Удовлетворенность достигнутыми результатами вызывает интерес к занятию спортом. Для них важна взаимоподдержка партнеров, тренера и сама атмосфера спортивных соревнований.

В таблице 2 представлены различия в выборе мотивов занятия баскетболом с учетом статистически достоверных различий.

Таблица 2

Значимые различия мотивов занятия спортом (по методике А.В. Шаболтас) спортсменов-баскетболистов: девушек и юношей

№ п/п Мотивы U-критерий Манна-Уитни Достоверность различий

1 Мотив эмоционального удовольствия 196,0 0,000**

2 Мотив социального самоутверждения 150,5 0,111

3 Мотив физического самоутверждения 134,5 0,368

4 Социально-эмоциональный мотив 210,5 0,000**

5 Социально-моральный мотив 160,5 0,052*

6 Мотив достижения успеха в спорте 45,0 0,005**

7 Спортивно-познавательный мотив 108,0 0,865

8 Рационально-волевой мотив 93,5 0,438

9 Мотив подготовки к профессиональной деятельности 61,0 0,032*

10 Гражданско-патриотический мотив 157,5 0,046*

Примечание: *p=0,05; ** p=0,001

Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что мотивационный профиль занятия баскетболом в группах девушек-баскетболисток и юношей-баскетболистов имеет свои отличительные особенности. Девушки мотивированы на успех своей команды; им важно не разочаровывать тренера и своих товарищей; готовы совершенствоваться в спортивной деятельности, учитывая требования к избранной профессиональной деятельности. Юноши определяют важность тренировок для того, чтобы достигать успеха и высоких результатов в спорте, акцентируют внимание на личностных спортивных достижениях.

Результаты исследования по методике Р. Дж. Валлеранда представлены в сводной таблице 3.

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет нам констатировать следующее. В команде девушек-баскетболисток преобладает: внутренняя мотивация (узнавание нового) - 21,07 баллов, (потребность в совершенствовании собственных навыков) - 19,64 балла. Внешняя мотивация (смещение цели)

- 21,00 балла. В команде юношей - баскетболистов в приоритете внешняя мотивация (потребность в социальном одобрении) - 19,20 баллов и внутренняя мотивация: (узнавание нового) - 18,90 балла и (получение положительных эмоций)

- 19,80 балла.

Таблица 3

Сводные данные диагностики спортивной мотивации (по шкале спортивной мотивации Р.Дж. Валлеранда) спортсменов-баскетболистов: юношей и девушек

№ п/п Шкалы опросника Среднее значение

девушки юноши

1 Внутренняя мотивация (узнавание нового) 21,07 18,93

2 Внутренняя мотивация (потребность в совершенствовании собственных навыков) 19,64 16,50

3 Внутренняя мотивация (получение положительных эмоций) 17,67 19,80

4 Внешняя мотивация (смещение цели) 21,00 17,93

5 Внешняя мотивация (потребность в социальном одобрении) 16,27 19,20

6 Внешняя мотивация (чувство долга) 18,26 16,00

7 Демотивация 7,7 6,7

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что у девушек-баскетболисток выражено стремление достигать наивысший результат на соревнованиях; качественно осваивать новые технические элементы и апробировать новые модели и стратегии тренировок; прослеживается тщательная проработка эффективности своих действий за счет самоутверждения. Для них ведущим средством достижения личных целей являются занятия баскетболом: саморазвитие, профессиональное общение в аспекте совместных интересов, наличие ценного жизненного опыта. У юношей выражено стремление достигать намеченных целей за счет повышения профессионального мастерства. Выполняя определенный вид деятельности, владеют стимуляцией положительных эмоций и ярких впечатлений. Занятия спортом ради престижа, материального вознаграждения, социального одобрения для демонстрации своего физического превосходства и достижений окружающим. В таблице 4 представлены статистически достоверные различия в двух командах.

Таблица 4

Сводная таблица значимых различий спортивной мотивации по методике Р.Дж. Валлеранда спортсменов-баскетболистов

№ п/п Шкалы опросника U-критерий Манна-Уитни Достоверность различий

1 Внутренняя мотивация (узнавание нового) 125,5 0,052*

2 Внутренняя мотивация (потребность в совершенствовании собственных навыков) 49,5 0,008*

3 Внутренняя мотивация (получение положительных эмоций) 124,5 0,036*

4 Внешняя мотивация (смещение цели) 173,0 0,012*

5 Внешняя мотивация (потребность в социальном одобрении) 76,0 0,025*

6 Внешняя мотивация (чувство долга) 72,0 0,045*

7 Демотивация 78,5 0,153

Примечание: *p=0,05; ** p=0,001

В результате исследования структурной модели спортивной мотивации спортсменов-баскетболистов можно сделать вывод о том, что девушки готовы показывать на соревнованиях наивысший результат, проявлять свои навыки наилучшим образом и самоутверждаться за счёт этого. Результативность в спортивной деятельности зависит от реализации личных целей. Ориентированы на достижение высокого результата и повышения уровня спортивного мастерства. Юноши проявляют искренний интерес и внимание к рекомендациям тренера для повышения уровня собственного мастерства, эффективности своих действий для достижения намеченной цели. Для них престижно быть профессиональным спортсменом, демонстрировать свои достижения, переживать эффективные состояния высокой интенсивности и получать социальное одобрение.

Результаты исследования по опроснику «Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера» Ю.Ханина и А.Стамбулова представлены в таблице 5.

Таблица 5

Сводная таблица показателей по методике Ю.Ханина, А.Стамбулова в двух группах баскетболистов

№ Шкалы опросника Среднее значение

п/п Тренер (девушки) Тренер (юноши)

1 Гностический компонент 6,2 5,3

2 Эмоциональный компонент 6,8 4,9

3 Поведенческий компонент 5,6 6,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных, представленных в таблице 5, позволяет нам констатировать следующее.Спортсменки достаточно высоко оценивают компетентность своего тренера, с уважением и доверием относятся к правильности выбора методов и средств в тренировочном процессе. Высоко оценивают и профессиональную компетентность своего тренера как специалиста, который профессионально готовит своих баскетболисток к высоким спортивным результатам. Респонденты отмечают, что тренер умеет точно предсказать результаты своих спортсменов, тщательно планирует тренировочный процесс, учитывает индивидуальные способности своих воспитанников, работать с тренером одно удовольствие. Юношей больше всего интересует тренер, как личность, а не как профессионал. Можно предположить, что потребностно-мотивационная сфера и система ценностей, обусловленные профессиональной подготовленностью тренера, оказывают непосредственное влияние на отношение юношей баскетболистов к тренеру. Необходимо отметить, что с позиции привлекательности, баскетболисты меньше всего воспринимают своего тренера, но при этом эмоциональность отношений между ними не снижается. В ходе определения различий между структурными компонентами в системе «тренер-спортсмен» были выявлены статистически достоверные следующие различия (таблица 6)

Таблица 6

Сводная таблица значимых различий в системе «тренер-спортсмен» по опроснику Ю.Ханина, А.Стамбулова в группах спортсменов-баскетболистов: девушек и юношей

№ п/п Шкалы опросника и-критерий Манна-Уитни Достоверность различий

1 Гностический компонент 155,0 0,051*

2 Эмоциональный компонент 210,0 0,001**

3 Поведенческий компонент 171,0 0,013*

Примечание: *р=0,05; ** р=0,001

Для команды девушек, наиболее важным являются личные взаимоотношения с тренером и его профессиональная компетентность. Важно заметить, что с увеличением времени тренировочных занятий увеличивается приоритетность важных качеств тренера, обеспечивающая повышение спортивной мотивации спортсменок. Команда юношей ценит своего тренера как человека, которому можно доверять в любых ситуациях. Но при этом могут возникать конфликтные ситуации, влияющие на результативность команды, обусловленные некомпетентностью тренера, приводящие к внутреннему дисбалансу в команде.

Проведенный нами корреляционный анализ (таблица 7) обнаружил тесную взаимосвязь между показателями личности и направленности тренера и выраженности спортивной мотивации у девушек-баскетболистов.

Таблица 7

Матрица корреляционной зависимости показателей направленности тренера и выраженности спортивной мотивации у девушек-баскетболисток

Наименование Гностический компонент Эмоциональный Компонент

Гражданско-патриотический мотив 0,784*** 0,685***

Социально-моральный мотив 0,522*

Социально-эмоциональный мотив 0,598**

Внешняя мотивация 0,581** 0,585**

Мотив достижения успеха в спорте 0,521***

Примечание: коэффициент корреляции на уровне 0,05*, на уровне 0,01**, на уровне 0,001

Опишем значимые корреляционные взаимосвязи. Шкала «Гностический компонент» коррелирует с гражданско-патриотическим мотивом (г=0,784, р=0,001); социально-моральным мотивом (г=0,522, р=0,01), мотивом достижения успеха в спорте (г=0,521, р=0,001) и внешней мотивацией (г=0,521, р=0,001). Шкала «эмоциональный компонент» коррелирует с гражданско-патриотическим мотивом (г=0,685, р=0,001); социально-моральным мотивом (г=0,598, р=0,01) и внешней мотивацией (г=0,585, р=0,01). Следовательно, можно предположить, что чем выше показатель профессиональной направленности тренерской позиции, тем выше будет показатель спортивной мотивации.

Корреляционные взаимосвязи у юношей-баскетболистов показали следующие результаты, представленные в таблице 8.

Таблица 8

Матрица корреляционной зависимости показателей направленности тренера и выраженности спортивной мотивации у юношей-баскетболистов

Наименование Гностический компонент Эмоциональный Компонент Поведенческий Компонент

Гражданско-патриотический мотив 0,503**

Социально-моральный мотив -0,503**

Мотив социального

самоутверждения -0,461*

Рационально-волевой мотив -0,581**

Внутренняя мотивация -0,415** -0,482**

Примечание: коэффициент корреляции на уровне 0,05*, на уровне 0,01**, на уровне 0,001***

Шкала «Поведенческий компонент» коррелирует с гражданско-патриоти-ческим мотивом (г=0,503, р=0,001). Шкала «Эмоциональный компонент» коррелирует с мотивом социального самоутверждения и внутренней мотивацией (г= -0,482, р=0,01). Шкала «Гностический компонент» коррелирует с социально-моральным мотивом (г= - 0,503, р=0,01), с внутренней мотивацией (г= -0,415, р=0,01) и «рационально-волевым мотивом» (г= - 0,581, р=0,01). Следовательно, можно предположить, что чем ниже показатель профессиональной направленности тренерской позиции, тем ниже будет показатель спортивной мотивации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

В команде девушек:

1. Чем выше оценка спортсменками профессиональных качеств тренера, тем активнее идет процесс развития гражданско-патриотического, социально-морального мотивов, тем меньший процент девушек с невыраженным моти-вационным полюсом.

2. Чем доверительнее отношения между тренером и спортсменками, чем больше уважения друг к другу, тем эффективнее будет их совместная деятельность и мотивация на достижения результатов.

3. Чем выше преданность работе тренера, любовь к своему делу, тем выше мотивация на достижение высокого результата и повышения уровня спортивного мастерства.

4. Чем требовательнее и уважительнее относится тренер к своим воспитанницам в равной мере, тем выше осознание спортсменами полезности их результатов и достижений.

5. Чем доверительнее отношения между тренером и спортсменками, чем больше уважения друг к другу, тем эффективнее будет их совместная деятельность и мотивация на достижения результатов.

В команде юношей.

1. Чем выше уровень профессионализма тренера, его требовательность, настойчивость, тем ниже социально-моральный мотив спортсменов, вызывающий негативные переживания и незаинтересованность в достижении высокого результата.

2. Чем ниже показатель эмоционального компонента личности тренера, нехватки чуткости в отношениях, тем выше стремление у спортсменов «чеканки» характера и физического совершенствования, связанное с потребностью в неформальных отношениях и в одобрении.

3. Чем больше требовательность тренера в тренировочном процессе, тем выше стремление игроков к спортивному совершенствованию.

Обсуждение и заключение. Материалы данного исследования в определенной мере позволяют расширить проблематику изучения вопроса о том, что взаимоотношения тренера и спортсмена влияют на спортивную мотивацию баскетболистов. Результаты, проведенного нами эмпирического исследования, позволяют сделать вывод о том, что отношение спортсменов к тренеру влияют на мотивацию спортивной деятельности. В команде девушек тренер оказывает

большое влияние на формирование мотивации спортивной деятельности и на ее результат. В команде юношей тренеру акцентировать внимание на конструктивном общении для снижения мотивации на неудачу. Отдельно разработаны рекомендации по совершенствованию системы мотивации спортивной деятельности и отношений в системе «тренер-спортсмен». Это, в свою очередь, может стать основой для разработки программ, развивающих и поддерживающих положительную мотивацию к занятиям баскетболом, что само по себе является наиболее эффективным средством психологической подготовки в такой сфере профессиональной деятельности, как спорт высших достижений.

Литература

1. Алхаруф Али Самир, Рим Сальман. Влияние взаимоотношений между тренером и спортсменом на уровень мотивации достижения спортсмена /Алхаруф Али Самир, Рим Сальман//Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. - 2022. Т. 2, № 1. - С. 73-84.

2. Андрющенко, О. Н., Маврина, С. Б., Глазкова, Г. Б., Витько, С. Ю. Взаимоотношения подростков и тренера в команде по футболу / О. Н. Андрющенко, С. Б. Маврина, Г. Б. Глазкова, С. Ю. Витько // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4(76). - С. 90-94. - DOI 10.47438/1999-3455_2020_4_90.

3. Воронов, И. В. Особенности спортивной мотивации / И. В. Воронов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 479 с.

4. Данилова, Н. В. Спортивная психология. Проблемы мотивации в спортивной деятельности / Н. В. Данилова, О. А. Яндукина // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1(30). - С. 523-526.

5. Курочкина, Н. А. Влияние психологической атмосферы взаимодействия «тренер-спортсмен» на результативность игровой деятельности квалифицированных волейболисток / Н. А. Курочкина, Л. В. Булыкина, В. П. Губа // Спортивный психолог. - 2019. - № 4(55). - С. 35-38.

6. Лавринович, К. Мотивация спортивной деятельности баскетболистов / К. Лавринович // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 ноября 2018 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 268-270.

7. Ногина, Е. В. Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах / Е. В. Ногина// Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). - С. 990- 991.

8. Самойленко, П. А. Влияние установок тренера на формирование личности спортсмена / П. А. Самойленко // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 12-13 апреля 2022 года / Под на-

учной редакцией Л.Б. Aндрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2G22. - С. 918-922.

9. Светлова, A. A. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности / A. A. Светлова // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2G14. - Т. б. - № 3. - С. 181- 187.

1G. Серова, Л. К. Мотивация в спортивной деятельности: монография / Л. К. Серова. - Москва : Спорт, 2G2G. - 144 с.

11. Филь, Т. A. Проблема мотивации в спортивной деятельности / Т. A. Филь, М. Г. Чухрова, Л. Г. Родина // Спортивная психология: наука и практика : Материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск, 25 ноября 2G21 года. - Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2G21. - С. 155-1б4.

12. Фирсов, М.И. Развитие мотивации достижения в спортивной деятельности на примере спортсменов баскетболистов: дис. ... канд. психол. наук: 19.GG.13. Астрах. гос. университет, Aстрахань, 2GG6.-131 с.

13. Хекхаузен, Х. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / К. Хек-хаузен. - Москва : Филинъ, 2GG7. - 23G с.

14. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. - Москва : Наука, 2GG9. - 549 с.

15. Ягудин, Д. Р. Проявление и формирование мотивации в спортивной деятельности / Д. Р. Ягудин // Образование и наука в России и за рубежом. - 2G2G. - № 5(б9). - С. 124-128.

16. Dzhouett S. Effektivnost' trenerskoy work: v osnove lezhat otnosheniya mezhdu trenerom i sportsmenom //Sovremennoye mneniye v psikhologii. - 2G17. - T. 1б. - S. 154-158.

17. Dzhouett S. Partnerstvo trenera i sportsmena //Psikholog. - 2GG5. - T. 18. -no. 7. - S. 412-415.

18. Devis L., Epplbi R., Devis P., Uezerell M. i Gustafsson KH. (2G18) Rol'kachest vzaimootnosheniy trener-sportsmen v psychofiziologicheskom otnoshenii sportsmenov igrovykh vidov sporta. istoshcheniye: posledstviya dlya fizicheskoy i kognitivnoy deyatel'nosti, Journal of Sports nauk, 3б:17, 1985-1992, DOI: 1G.1G8G/G264G414.2G18.1429176

19. Ryan R.M., Desi E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs for Motivation, Growth, and Well-Being. New York: Guilford Press, 2G17. 75б pp. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

References

1. Alxaruf Ali Samir, Rim Salman. Vliyanie vzaimootnoshenij mezhdu trenerom i sportsmenom na uroven' motivacii dostizheniya sportsmena. Alxaruf Ali Samir, Rim Saloman. Aktual'ny'e voprosy' sportivnoj psixologii i pedagogiki. - 2G22. T. 2, № 1. S. 73-84.

2. Andryushhenko, O. N., Mavrina, S. B., Glazkova, G. B., Vit'ko, S. Yu.

Vzaimootnosheniya podrostkov i trenera v komande po futbolu. O. N. Andryushhenko, S. B. Mavrina, G. B. Glazkova, S. Yu. Vifko // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. -2020. № 4 (76). S. 90-94. DOI 10.47438/1999-3455_2020_4_90.

3. Voronov, I. V. Osobennosti sportivnoj motivacii. I. V. Voronov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007. 479 s.

4. Danilova, N. V. Sportivnaya psixologiya. Problemy' motivacii v sportivnoj deyatel'nosti. N. V. Danilova, O. A. Yandukina. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2019. № 1(30). S. 523-526.

5. Kurochkina, N. A. Vliyanie psixologicheskoj atmosfery' vzaimodejstviya «trener-sportsmen» na rezul'tativnost' igrovoj deyatel'nosti kvalificirovanny'x volejbolistok. N. A. Kurochkina, L. V. Buly'kina, V. P. Guba. Sportivny'j psixolog. 2019. № 4(55). S. 35-38.

6. Lavrinovich, K. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti basketbolistov. K. Lavrinovich. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya i praktika : sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary', 28 noyabrya 2018 goda. Cheboksary': Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2018. S. 268-270.

7. Nogina, E. V. Sovershenstvovanie soderzhaniya psixologo-pedagogicheskoj podgotovki budushhix trenerov po regbi s uchetom osobennostej mezhlichnostny'x otnoshenij v zhenskix komandax. E. V. Nogina. Molodoj ucheny'j. 2016. № 28 (132). S. 990- 991.

8. Samojlenko, P. A. Vliyanie ustanovok trenera na formirovanie lichnosti sportsmena. P. A. Samojlenko. Aktual'ny'e problemy', sovremenny'e tendencii razvitiya fizicheskoj kul'tury' i sporta s uchetom realizacii nacional'ny'x proektov : Materialy' IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem, Moskva, 12-13 aprelya 2022 goda. Pod nauchnoj redakciej L.B. Andryushhenko, S.I. Filimonovoj. Moskva: Rossijskij e'konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova, 2022. S. 918-922.

9. Svetlova, A. A. Vzaimootnosheniya sportsmena i trenera kak faktor uspeshnosti sportivnoj deyatel'nosti. A. A. Svetlova. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie www. psyedu.ru. 2014. T. 6. № 3. S. 181- 187.

10. Serova, L. K. Motivaciya v sportivnoj deyatel'nosti: monografiya. L. K. Serova. Moskva : Sport, 2020. 144 s.

11. Fil', T. A. Problema motivacii v sportivnoj deyatel'nosti. T. A. Fil', M. G. Chuxrova, L. G. Rodina. Sportivnaya psixologiya: nauka i praktika : Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 25 noyabrya 2021 goda. Novosibirsk : Novosibirskij gosudarstvenny'j universitet e'konomiki i upravleniya «NINX», 2021. S. 155-164.

12. Firsov, M.I. Razvitie motivacii dostizheniya v sportivnoj deyatel'nosti na primere sportsmenov basketbolistov: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.13.Astrax. gos. universitet, Astraxan', 2006. 131 s.

13. Xekxauzen, X. Motiv i motivaciya: vosem' osnovny'x problem. K. Xekxauzen. Moskva : Filin ', 2007. 230 s.

14. Shadrikov, V. D. Vvedenie v psixologiyu: motivaciya povedeniya. V. D. Shadrikov. Moskva : Nauka, 2009. 549 s.

15. Yagudin, D. R. Proyavlenie i formirovanie motivacii v sportivnoj deyateFnosti. D. R. Yagudin. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. 2020. № 5(69). S. 124-128.

16. Dzhouett S. Effektivnost' trenerskoy work: v osnove lezhat otnosheniya mezhdu trenerom i sportsmenom. Sovremennoye mneniye v psikhologii. 2017. T. 16. S. 154-158.

17. Dzhouett S. Partnerstvo trenera i sportsmena. Psikholog. 2005. T. 18. no. 7. - S. 412-415.

18. Devis L., Epplbi R., Devis P., Uezerell M. i Gustafsson KH. (2018) Rol'kachest vzaimootnosheniy trener-sportsmen v psychofiziologicheskom otnoshenii sportsmenov igrovykh vidov sporta. istoshcheniye: posledstviya dlya fizicheskoy i kognitivnoy deyatel'nosti, Journal of Sports nauk, 36:17, 1985-1992, DOI: 10.1080/02640414.2018.1429176.

19. Ryan R.M., Desi E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs for Motivation, Growth, and Well-Being. New York: Guilford Press, 2017. 756 pp. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Некрасов Сергей Иванович

Доктор философских наук, профессор, Московский государственный технический университет гражданской авиации (г. Химки), e-mail: sinekrasov@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-135-144

Аннотация:

В статье рассматривается иерархическое строение творческого процесса, а также особенности эссенциального, виртуального и трансцендентного уровней творческого процесса. Доказывается, что переход от одного уровня к другому происходит путём стресса, как наивысшей формы активности и материализации внутренних глубинных субъективных переживаний. Анализируется особенность творческого потенциала человека, включающий телесную способность к активной деятельности, что выступает энергетической предпосылкой творчества, заставляя функционировать такие его содержательные элементы как психические, информационные, интеллектуальные и побудительно-мотивационные. В статье особое внимание уделяется анализу основных этапов творческого процесса. На подготовительном этапе в процесс включаются все составляющие творческого потенциала человека. Второй (инкубационный) этап основан на обработке информации и включении субъекта творчества в продуктивную деятельность и активизации виртуальной составляющей творческого процесса. Третий этап - это проверка результата творчества на эссенциальном уровне и их введение в состав информаци-

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.