УДК 796.323 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-68-74
СТИЛИСТИКА ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРА С ИГРОКАМИ
БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
И.А. Золотухина, М.В. Калита, К.Г. Емелин
Рассмотрены общие принципы и методы стилистического общения в системе
«тренер–спортсмен» на примере баскетбольной команды. Приведен пошаговый алго-
ритм действий тренера по воздействию на игроков. Выделен поведенческий этикет
тренера при общении с баскетболистами на баскетбольной площадке и вне ее. Обо-
значены некоторые рекомендации по
общению наставника с игроками.
Ключевые слова: баскетбол, тренер, спортсмен, наставник, команда, стили-
стика общения.
THE STYLE OF COMMUNICATION
OF THE COACH WITH THE PLAYERS
OF THE BASKETBALL TEAM
Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, head of the de-
partment, zolotuxina1979@rambler.ru, Rus-
sia, Barnaul, Altai State Pedagogical Univer-
sity,
Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@
mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Peda-
gogical University,
Emelin K.G., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, Profagau@mail.ru,
Russia, Barnaul, Altai State Agrarian Univer-
sity
The general principles and methods of stylistic
communication in the "coach-athlete" system
are considered on the example of a basketball
team. A step-by-step algorithm of the coach's
actions to influence the players is given. The
behavioral etiquette of the coach is hig-
hlighted when communicating with basketball
players on the basketball court and outside it.
Some recommendations for communication
between the mentor and the players are out-
lined.
Key words: basketball, coach, athlete, mentor,
team, communication style.
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед.
наук, доц., зав. кафедрой, zolotuxina1979@rambler.ru, Рос-
сия, Барнаул, Алтайский государственный педагогиче-
ский университет,
Калита Михаил Викторович, старший препо-
даватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтай-
ский государственный педагогический университет,
Емелин Константин Геннадьевич, канд. пед.
наук, доц., Profagau@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский
государственный аграрный университет
Спорт является неотъемлемой со-
циально-культурной частью нашего об-
щества во всех развитых странах мира, и
он невозможен без общения [1].
На сегодняшний день развитие
спорта характеризуется неуклонным рос-
том спортивных достижений, в связи с
этим, значимую роль в структуре спор-
тивной деятельности приобретает акту-
альность и значимость системы «тренер–
спортсмен». Управленческая составляю-
щая системы подготовки спортсменов
представляет собой сложную форму ин-
теллектуальной деятельности тренеров и
спортсменов [2]. При этом важнейшую
роль управления в спортивно-игровых видах спорта играет общение между
тренером и игроками, характеризующееся систематичностью, целенаправ-
ленностью воздействия как в целом на процесс подготовки, так и на от-
дельные его составляющие для роста подготовленности игроков и резуль-
тативности соревновательной деятельности.
Цель исследования: изучить состояние проблемы стилистики
общения тренера с игроками баскетбольной команды на сегодняшний день
на основе ретроспективного анализа литературы.
Задачи исследования:
1) проанализировать наиболее важные составляющие проблематики
на основе изучения проблемы стилистики общения тренера в баскетболь-
ной команде;
2) выявить и теоретически обосновать пошаговый алгоритм дейст-
вий тренера по воздействию на игроков.
Методика и организация исследования. Применялись следующие
методы педагогического исследования:
1) изучение литературных источников. В реализации этого метода
использовались следующие приемы: конспектирование, реферирование,
составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление
логических схем текста;
2) теоретический анализ. Этот метод характеризовался следую-
щими особенностями: сопоставлением с научно-обоснованными фактами,
соотнесением с целями и задачами исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучено состояние
проблемы стилистики общения тренера с игроками баскетбольной
команды на сегодняшний день, проанализированы наиболее важные
составляющие проблематики, выявлен и теоретически обоснован пошаго-
вый алгоритм действий тренера по воздействию на игроков.
Повышение уровня профессионализации баскетбола в России ока-
зывает непосредственное влияние на вектор направленности тренировоч-
ного и соревновательного процессов, усложняя при этом деятельность тре-
нера по управлению подготовкой баскетбольной команды [2].
Необходимо отметить, что профессиональный спорт декларирует
рост требований к качественной стороне межличностного общения в сис-
теме «тренер–спортсмен», оказывающей разностороннее влияние и на мо-
тивационный фактор спортивных достижений, и на результативность карь-
еры в спорте, и на гармоничное раскрытие потенциала личности спорт-
смена в целом.
Ориентация профессионального спорта на максимальный результат
оказывает, зачастую, спорное влияние на взаимоотношения в системе
«тренер–спортсмен» и является на сегодняшний день дискуссионной сто-
роной тренировочного и соревновательного процессов [3].
Формирование коллектива в игровых видах спорта (в частности, в
баскетболе), характеризующегося атмосферой дружбы, взаимопонимания,
взаимопомощи играет значительную роль на всех этапах тренировочного и
соревновательного процессов.
В процессе спортивной подготовки между тренером и игроком
генерируются определенные взаимоотношения, фундаментом которых
является единство цели, стоящей перед ними. Как правило, спортсмены
предъявляют определенный уровень требовательности к профессио-
нальным знаниям, умениям и навыкам тренера, а также к его стилю обще-
ния [4].
Важное место в психологии спорта отводится общению в системах
«спортсмен–спортсмен» и «тренер–спортсмен», так как результативность
соревновательной деятельности во многом зависит от форм, видов и осо-
бенностей коммуникации [5].
Обозначив актуальность изучения проблематики особенностей
коммуникации в спортивном коллективе, перейдем непосредственно к рас-
смотрению стилистики общения тренера с игроками баскетбольной
команды.
Выбор стиля общения тренера с игроками осуществляется исходя
из личностных качеств наставника и его мировоззрения. М. Вуттен ставит
на первое место при общении с игроками энтузиазм тренера [6].
Необходимо отметить, что в команде не должно быть несправед-
ливо обиженных игроков, которые копят обиду. Никого из игроков нельзя
ставить в неловкое положение. Если член баскетбольной команды считает,
что тренер несправедлив к нему, то нужно подойти к наставнику и обсу-
дить ситуацию. Многие проблемы внутри коллектива можно нивелировать
хорошим взаимопониманием. Необходимо доводить до игроков, что тре-
нер резок или иногда строг только по той причине, что хочет увидеть их
рост и в игре, и в личностном плане.
При общении с баскетболистами во время игры значительную роль
играет совокупность конструктивной критики с похвалой. Схематично это
выглядит так: похвала – замечание – похвала. При этом необходимо при
похвале игрока использовать сочетание его имени и позитивную оценку
его действий. Такое сочетание дает гарантию, что спортсмен слушает тре-
нера предельно внимательно и усваивает весь объем информации.
Устная похвала – наиболее лучший способ поощрения игрока во
время игры. Одного игрока можно похвалить за поставленный блокшот в
защите, другого – за успешный трехочковый бросок. При этом похвала
игроков только за атлетические качества и выполнение приемов игры ста-
вит вопрос: как выделять менее атлетичных игроков, усилия которых спо-
собствуют достижению общекомандной цели? Скорее всего – никак, и это
будет являться ошибкой. Для устранения этого необходимо хвалить игро-
ков за усилия и старания, понимая и принимая, что уровень мастерства у
игроков разный [6].
Стилистика общения тренера с игроками также включает такие
составляющие, как честность и скромность. Тренеру нельзя бояться при-
знаться в том, что он не может ответить на заданный игроком вопрос.
В противном случае, «выкручиваясь» наставник может ухудшить взаимо-
понимание и снизить эффективность общения с командой. Стилистика
общения тренера с игроками должна исключать крик [6].
Если наставник иногда повышает голос, то он должен перед игрой
предупредить игроков, что его поведение обусловлено энтузиазмом и
стремлением достичь общекомандной цели.
Несовместимость сочетания крика с тренировкой значима не только
потому, что это неправильно, но и потому, что не приносит положитель-
ного результата. Наставник обязан обращаться с игроками уважительно.
Тренер – это педагог. М. Вуттен [6] отмечает, что стиль общения с
членами баскетбольной команды должен быть таким же, какой использо-
вался бы тренером при обучении игроков в классе. Необходимо давать
указания, делать замечания игрокам, получать от них информацию и фор-
мировать атмосферу взаимообщения. Особенно важным моментом здесь
будет являться то, что все установки наставника должны восприниматься
игроками как беспрекословные к действию. Это особо значимо в решаю-
щие моменты игры. Основой вышеперечисленного будет являться доверие,
генерирующееся в ходе тренировок.
Формированию отношений тренера с игроками способствует частое
общение между ними в межсезонье. Наставник должен проявлять интерес
к каждому члену своей команды: как живет игрок, чем занимается и т. д.
Постоянный вектор общения с игроками вне зала формирует тесные связи
между общающимися, что ведет к формированию крепкого баскетболь-
ного коллектива [6].
Следующим моментом общения в системе «тренер–спортсмен»
является следующее: при обращении игрока к тренеру с личной пробле-
мой, наставник должен проявить участие, постараться помочь. Такой
несложный алгоритм действий формирует теплые взаимоотношения
между членами баскетбольной команды, которые будут продолжаться
многие годы, даже когда они перестанут играть в баскетбол. Индикатором
правильного вектора генерирования взаимоотношений будет являться то,
стремятся ли игроки прийти к тренеру просто так, уже после завершения
карьеры профессионального спортсмена [6].
Немаловажную роль в генерировании позитивного общения между
баскетболистами и тренером играет представление игроков о профессио-
нально значимых индивидуально-личностных качествах наставника, то
есть составляющих его авторитета [7, 8].
Анализ профессиональной деятельности тренеров позволил вы-
явить определенные различия предпочтений игроков в профессионально
значимых личностных качествах тренера, способствующих генерированию
позитивных взаимоотношений в команде.
Существенная недооценка тренерами релевантности своих лично-
стных качеств является основной причиной выявленной по результатам
исследования [7] определенной разницы между представлениями настав-
ников об особенностях взглядов игроков на приоритетные качества лично-
сти тренера и реальным их мнением. При акцентировании тренера на про-
фессиональной составляющей своей деятельности при недостаточном
внимании к межличностным отношениям внутри команды создается
ситуация, когда наставника расценивают только как тренера, основной
задачей которого является создание условий для достижения игроками
наивысшего спортивного мастерства. При этом формирование личности
баскетболиста играет второстепенную роль.
Для недопущения этого необходимо генерировать у тренеров зна-
ния, умения и навыки в формировании авторитетных межличностных
отношений, развития у них положительных и коррекции отрицательных
личностных качеств, создавать условия, которые позволят формировать
опыт построения авторитета [7].
Приведем некоторые рекомендации по принципам общения тренера
с игроками баскетбольной команды:
1) применять в общении с игроками те подходы и стиль, которые
соответствуют его индивидуально-личностным качествам и мировоззре-
нию;
2) необходимо предвидеть возможные проблемы и уметь решать их
посредством общения;
3) при использовании критических замечаний необходимо исполь-
зовать принцип «похвала – критика – похвала»;
4) недопустимо оскорбление игроков;
5) при повышенном энтузиазме не проявлять чрезмерную напори-
стость в общении;
6) быть честным, признавать то, что чего-то не знаете;
7) общаясь вне площадки, следует поддерживать доверительные
отношения с игроками, проявлять интерес к их проблемам вне баскетбола.
Заключение. Рассмотрены общие принципы и методы стилистиче-
ского общения в системе «тренер–спортсмен» на примере баскетбольной
команды. Приведен пошаговый алгоритм действий тренера по воздейст-
вию на игроков. Выделен поведенческий этикет тренера при общении с
баскетболистами на баскетбольной площадке и вне ее. Обозначены неко-
торые рекомендации по общению наставника с игроками.
Список литературы
1. Новичихина Е.В., Мильхин В.А., Холодков И.С. Значение и
влияние невербального поведения в спорте // Здоровье человека, теория и
методика физической культуры и спорта. 2017. № 3 (6). С. 13–21.
2. Пономарев П.Л. Педагогическое воздействие тренера на баскет-
болистов высокой квалификации в тренировочной и соревновательной
деятельности: автореф. … канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.
3. Лада С.С. Исследование эмпатии в системе «тренер–спортсмен»
на этапе высшего спортивного мастерства // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 301–305.
4. Жесткова Ю.К., Шарифуллина С.Р., Мутаева И.Ш. Компоненты
стиля руководства тренера как фактор эффективности работы спортивной
команды // Педагогико-психологические и медико-биологические про-
блемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14. № 1. С. 45–52.
5. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Стилевые характеристики активно-
сти в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта //
Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № 1. С. 82–94.
6. Вуттен М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов. М.:
ТВТ Дивизион, 2008. 400 с.
7. Педагогические условия формирования авторитета тренера в
процессе профессиональной подготовки в вузе / Ю.Д. Ушко [и др.] // Вест-
ник Адыгейского государственного университета. 2019. Вып. 4 (248).
С. 85–90.
8. Горбачева О.А., Харлашин Д.А., Фролов Д.А. Формирование
профессионального мастерства тренера в процессе педагогической дея-
тельности // Наука–2020. 2018. № 5 (21). С. 86–91.
References
1. Novichihina E.V., Mil'hin V.A., Holodkov I.S. Znachenie i vliyanie
neverbal'nogo
povedeniya v sporte [Significance and influence of non-verbal behavior in
sports] // Zdorov'e
cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health,
theory and metho-
dology of physical culture and sports]. 2017. No. 3 (6). P. 13–21.
2. Ponomarev P.L. Pedagogicheskoe vozdejstvie trenera na basketbolistov vysokoj
kvalifikacii v trenirovochnoj i sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Pedagogical
impact of a coach
on highly qualified basketball players in training and competitive activities]:
abstract … cand.
ped. sciences. M., 2008. 23 p.
3. Lada S.S. Issledovanie empatii v sisteme «trener–sportsmen» na etape vysshego
sportivnogo masterstva [The study of empathy in the "trainer-sportsman" system
at the stage
of higher sportsmanship] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes
of the University named after
P.F. Lesgaft].. 2020. No. 11 (189). P. 301–305.
4. Zhestkova Yu.K., Sharifullina S.R., Mutaeva I.Sh. Komponenty stilya ruko-
vodstva trenera kak faktor effektivnosti raboty sportivnoj komandy [Components
of a trainer's
leadership style as a factor in the effectiveness of a sports team] //
Pedagogiko-psihologi-
cheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta
[Pedagogical-psycho-
logical and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2019.
V. 14. No. 1.
P. 45–52.
5. Vasyura S.A., Iogolevich N.I. Stilevye harakteristiki aktivnosti v obshchenii
sportsmenov komandnyh i individual'nyh vidov sporta [Style characteristics of
activity in
communication of athletes in team and individual sports] // Chelovek. Sport.
Medicina
[Person. Sport. Medicine]. 2018. V. 18. No. 1. P. 82–94.
6. Vutten M. Kak dobit'sya uspekha v podgotovke basketbolistov [How to succeed
in
training basketball players]. M.: TVT Division, 2008. 400 p.
7. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya avtoriteta trenera v processe
profession-
al'noj podgotovki v vuze [Pedagogical conditions for the formation of the
authority of the
coach in the process of professional training at the university] / Yu.D. Ushko
[et al.] // Vest-
nik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adyghe State
University].
2019. Issue 4 (248). P. 85–90.
8. Gorbacheva O.A., Harlashin D.A., Frolov D.A. Formirovanie professional'nogo
masterstva trenera v processe pedagogicheskoj deyatel'nosti [Formation of
professional skills
of a trainer in the process of pedagogical activity] // Nauka–2020
[Science–2020]. 2018.
No. 5 (21). P. 86–91.