1
Спорт [Sport]
УДК 796.323:796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-88-94
ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА
СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИГРОКОВ
М.В. Калита, С.Н. Чаркин
Проведен обзор понятий «совместимость» во взаимосвязанной командно-
игровой деятельности, факторов совместимости, ее видов, влияния совместимости
на эффективность совместной спортивной деятельности на основе ретроспектив-
ного анализа литературы. Даны рекомендации по формированию игрового состава
студенческой баскетбольной команды с учетом совместимости и сработанности
игроков.
Ключевые слова: баскетбол, студенты, совместимость, сработанность,
совместная взаимосвязанная деятельность.
PROBLEMS OF FORMING Калита Михаил Викторович, старший препо-
THE COMPOSITION OF THE STUDENT даватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтай-
BASKETBALL TEAM, TAKING INTO ский государственный педагогический университет,
ACCOUNT THE COMPATIBILITY Чаркин Сергей Николаевич, канд. пед. наук,
OF PLAYERS доц., c.charkin@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский госу-
дарственный педагогический университет
Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@
mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Peda-
gogical University, На сегодняшний день студенче-
Charkin S.N., candidate of pedagogical sci- ский баскетбол характеризуется высокой
ences, associate professor, c.charkin@mail.ru, скоростью выполнения игровых дейст-
Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical Uni-
versity вий, внезапной сменой ситуаций на пло-
щадке, постоянным единоборством с со-
A review of the concept of "compatibility" in перником, ограниченным временем вла-
the interconnected team-game activity, factors
of compatibility, its types, the influence of дения мячом. Все это предъявляет высо-
compatibility on the effectiveness of joint кие требования к физической, техниче-
sports activity on the basis of a retrospective
analysis of the literature is carried out. Rec- ской, тактической и психологической
ommendations are given on the formation of подготовке студентов-баскетболистов.
the playing composition of the student basket- Помимо этого, по причине выпол-
ball team, taking into account the compatibil-
ity and harmony of the players. нения совместной взаимосвязанной дея-
тельности баскетбол предъявляет опре-
Key words: basketball, students, compatibil-
ity, harmony, joint interconnected activity. деленные требования к индивидуально-
личностным особенностям игроков [9].
При этом эффективность выступления баскетбольной команды
будет зависеть, прежде всего, не только от степени развития двигательных
навыков и техники игры, но и от результативного игрового сотрудниче-
ства, взаимодействия с другими игроками [2].
Поэтому, не учитывая совместимости и сработанности студентов-
баскетболистов, невозможно говорить о соревновательной успешности
команды.
88
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Напротив, отсутствие психологической совместимости игроков-
студентов является одной из причин рассогласованности действий в
современном студенческом баскетболе. Причиной же психологической
несовместимости баскетболистов по результатам исследования
Г.Д. Бабушкина являются непонимание при взаимодействии с партнером и
негативные взаимоотношения [1].
Необходимо также подчеркнуть, что, как, например, отмечает
Е.Ю. Девяткина, научно обоснованная методика формирования баскет-
больных команд с учетом индивидуальной психологической совместимо-
сти игроков на сегодняшний день отсутствует [3].
Недостаточность разработанности проблемы совместимости и сра-
ботанности в психологии спорта указывает и Г.Д. Бабушкин [1]. Автор
отмечает, что по результатам исследований психологическая совмести-
мость игроков не учитывается тренерами при комплектовании составов
команд, а осуществляется в большинстве случаев интуитивно. Развивая эту
мысль, Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что неучет тренером факторов пси-
хологической совместимости спортсменов при формировании состава
команды может привести к следующим отрицательным последствиям в
совместно выполняемой спортивной деятельности: непонимание партнера,
конфликты, неудовлетворенность действиями партнера, неоправданно
длительное разучивание групповых упражнений и отрицательная дина-
мика их выполнения.
Какие же факторы психологической совместимости в совместной
взаимосвязанной деятельности существуют?
П.А. Рудик [8], опираясь на свои исследования, установил, что пси-
хологическая совместимость членов спортивной команды характеризуется
следующими факторами:
1) степенью межличностных отношений между членами спортив-
ной команды;
2) наличием у спортсменов функциональной совместимости, то есть
психологических и психофизиологических критериев личности, облег-
чающих совместную игровую деятельность.
Исходя из этого, факторами психологической совместимости
спортсменов-игровиков будут являться стабилизирующие особенности
личности, уровень и степень объединения которых у игроков и определяют
их психологическую совместимость [7].
Взаимодействуя в игровом процессе внутри своей команды, сту-
денты-баскетболисты будут формировать отношения друг к другу на
основе проявления своих личностных свойств относительно партнеров по
команде. Причем, в дальнейшем их отношения друг к другу будут нахо-
диться в динамике, но при комплектовании состава команды необходимо
учитывать наиболее устойчивые из индивидуально-личностных свойств
игроков-студентов.
89
3
Спорт [Sport]
Каким же условиям должны отвечать индивидуально-личностные
характеристики студентов-баскетболистов для оптимизации совместимо-
сти?
Во-первых, они не должны изменяться в зависимости от ситуации,
то есть быть достаточно стойкими, наименее изменчивыми, остающимися
постоянными на протяжении довольно длительного периода.
Во-вторых, должны иметь значения для психологической совмес-
тимости в рамках совместной взаимосвязанной спортивной деятельности
(в данном случае – в баскетболе). Этими свойствами будут являться инди-
видуально-личностный уровень психологической совместимости и лично-
стный уровень взаимодействия членов студенческой баскетбольной ко-
манды.
Совместимость может быть определена как «способность членов
группы выполнять совместную деятельность» [12, с. 61]. При этом основу
совместимости составляет наилучшее сочетание психологических характе-
ристик членов взаимосвязанной совместной деятельности по критерию их
взаимодополняемости и сходства. Необходимо отметить, что, как указы-
вает А.Н. Шадрин [12], на продуктивность деятельности влияет не сама
совместимость членов команды и тренера со спортсменами. Совмести-
мость влияет на взаимоотношения в команде и отношение к спортивной
деятельности.
Совместимость между членами взаимосвязанной деятельности
(спортивной команды) обнаруживается сразу или формируется после дли-
тельных совместных действий и общения. Критериями совместимости в
игровой совместной деятельности будут являться индивидуально-психоло-
гические и личностные особенности спортсменов [5]. Совместимость по
критерию взаимодополняемости определяется взаимокомпенсацией инди-
видуально-личностных качеств, физических характеристик, обеспечиваю-
щих эффективность взаимодействия.
Формирование положительных межличностных отношений и высо-
кая продуктивность совместной взаимосвязанной деятельности обуслов-
лены этими тремя видами совместимости [3].
Для успешной срабатываемости членов спортивной команды нали-
чие всех трех видов совместимости, по мнению Г.Д. Бабушкина, будет яв-
ляться необязательным условием [1].
Определенное соотношение между видами совместимости, их
взаимодополняемость – показатель полной совместимости членов спор-
тивной команды. Вместе с тем в зависимости от особенностей взаимосвя-
занной спортивной деятельности, ее задач, требований к ее субъектам и
будет определяться приоритетность того или иного вида совместимости.
Срабатываемость может быть определена как оптимальное един-
ство взаимодействующих партнеров при выполнении совместной деятель-
ности [13].
90
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Признаками срабатываемости группы будут являться: высокая
эффективность совместной деятельности членов группы, согласованность
и точность выполняемых действий, позитивные межличностные отноше-
ния, надежность работы команды, быстрота освоения новых совместных
действий, стабильность их выполнения [6].
Взаимодействие спортсменов, обусловленное психологической со-
вместимостью, проявляется, по мнению И.В. Молдовановой, И.А. Журо-
вой и А.В. Егорова [5], в быстроте овладения новыми упражнениями, ста-
бильностью их выполнения, повышении результативности деятельности
команды.
Необходимо отметить, что критерии совместимости, определяющие
срабатываемость членов взаимосвязанной спортивной деятельности будут
зависеть от организации взаимодействующих членов спортивной команды,
их личностных психологических особенностей, а также особенностей
взаимосвязанной спортивной деятельности.
Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что важнейшим фактором совмести-
мости и срабатываемости в командно-игровых видах спорта будут яв-
ляться ролевые взаимоотношения членов команды [1]. «Роль – это, по
сути, предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном
поведении» [11].
В целом ролевые отношения между членами группы образуются в
ходе социального взаимодействия, обусловленного их совместной дея-
тельностью. Распределение ролей в группах зависит от функций и задач,
необходимых для их решения (в баскетболе, например, центровой,
разыгрывающий, капитан, специалист по выполнению штрафных бросков
и т. п.).
Взаимодействие и роли с учетом совместимости членов взаимосвя-
занной совместной деятельности всегда четко выделены [10]. В противном
случае несоответствие индивидуальных качеств и роли, которую должен
выполнять игрок в команде, может привести к эмоциональному стрессу,
напряжению [4].
При исследовании и решении проблематики комплектования игро-
вого состава команды с учетом совместимости и срабатываемости игроков
в студенческом баскетболе тренеру-преподавателю необходимо обладать
наиболее полным объемом знаний о принципах индивидуально-личност-
ного и группового поведения игроков-студентов, закономерностях пове-
денческих стереотипов, проявляемых в различных ситуациях, привычках,
моральных установках, ценностных ориентациях.
При комплектовании команды тренер должен принимать во внима-
ние не только физический и технический потенциалы игроков, но и
взгляды игроков на ведение тренировочного процесса, их цель в спорте и
психологическую совместимость. Вряд ли можно ожидать полной совмес-
91
5
Спорт [Sport]
тимости игроков по всем факторам. Отсюда тренер должен знать особен-
ности взаимосвязанной совместной деятельности, организацию взаимодей-
ствия игроков, их индивидуально-личностные особенности. Это послужит
основой поиска критериев совместимости, обусловливающих взаимодей-
ствие участников взаимосвязанной совместной деятельности.
Также тренеру-преподавателю необходимо постоянно совершенст-
вовать свои знания о том, какими индивидуально-психологическими осо-
бенностями обладают игроки его команды, каков характер межличностных
отношений в коллективе, психологический климат, настроения, чувства,
эмоции студентов-баскетболистов.
Таким образом, с учетом этих характеристик и должен, по нашему
мнению, формироваться учебно-тренировочный процесс в совместно
взаимосвязанной спортивной деятельности (в частности, и при работе со
студенческой баскетбольной командой).
Список литературы
1. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и
срабатываемость в спортивной деятельности. Омск: СибГАФК, 2001.
110 с.
2. Вебер Д.А., Смокотнина И.М. Особенности физической подго-
товленности студентов в процессе обучения безопасности жизнедеятель-
ности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55–7. С. 15–17.
3. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды вы-
сококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической со-
вместимости и срабатываемости игроков: автореф. … канд. пед. наук.
Омск, 2009. 34 с.
4. Калита М.В., Фатеев В.А. Социальные роли в структуре игровых
обязанностей членов спортивного коллектива как детерминанта экспекта-
ции взаимодействующих субъектов // Мир науки, культуры, образования.
2011. № 2. С. 162–164.
5. Молдованова И.Р., Журова И.А., Егоров А.В. Психологическая
совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной ко-
манды // Интерэкспо Гео-Сибирь. Психологические науки. 2017 [Элек-
тронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-
sovmestimost-kak-faktor-vliyayuschiy-na-splochennost-voleybolnoy-komandy
(дата обращения: 08.07.2021).
6. Попова Н.В. Образовательная среда как новая реальность разви-
тия Института физической культуры и спорта в компетентностноориенти-
рованном обучении студентов // Актуальные научные исследования в со-
временном мире. 2019. № 3–4 (47). С. 155–159.
7. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования
профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентно-
92
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
стно-ориентированного образования // Проблемы современного педагоги-
ческого образования. 2018. № 59–1. С. 290–293.
8. Рудик П.А. Психология. М.: ФКиС, 1976. 240 с.
9. Самсонов И.И., Дрофа П.А., Баянкин О.В. О классификации
спортивных соревнований в Федеральных стандартах спортивной подго-
товки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1
(167). С. 262–267.
10. Самсонов И.И., Сапунков А.А., Баянкин О.В. Правовое регули-
рование Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) в праве, образовании и спортивной подготовке //
Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: сб.
материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. П.Я. Дугниста,
П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. С. 149–
152.
11. Толистинов Б.Г., Шеенко Е.И. Интерактивные подходы в техно-
логии формирования потребности в самостоятельной физкультурной ак-
тивности у студентов специальных медицинских групп // Человек. Спорт.
Медицина. 2019. Т. 19. № 3. С. 88–95.
12. Шадрин А.Н., Баянкин О.В. Использование инновационных
технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов ин-
ститута физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образова-
ния. 2015. № 3 (52). С. 129–131.
13. Шеенко Е.И., Баянкин О.В., Валынкин Р.О. О комплексном под-
ходе к оцениванию физической культуры обучающихся // Проблемы со-
временного педагогического образования. 2020. № 68–4. С. 276–280.
References
1. Babushkin G.D., Kulagina E.V. Psihologicheskaya sovmestimost' i srabatyvae-
most' v sportivnoj deyatel'nosti [Psychological compatibility and fitness in sports activities].
Omsk: SibGAFK, 2001. 110 p.
2. Veber D.A., Smokotnina I.M. Osobennosti fizicheskoj podgotovlennosti studentov
v processe obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Features of physical fitness of stu-
dents in the process of teaching life safety] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya
[Trends in the development of science and education]. 2019. No. 55–7. P. 15–17.
3. Devyatkina E.Yu. Komplektovanie igrovogo sostava komandy vysokokvalificiro-
vannyh basketbolistok s uchetom psihologicheskoj sovmestimosti i srabatyvaemosti igrokov
[Recruitment of the playing staff of a team of highly qualified basketball players, taking into
account the psychological compatibility and responsiveness of the players]: author. ... cand.
ped. sciences. Omsk, 2009. 34 p.
4. Kalita M.V., Fateev V.A. Social'nye roli v strukture igrovyh obyazannostej chle-
nov sportivnogo kollektiva kak determinanta ekspektacii vzaimodejstvuyushchih sub"ektov
[Social roles in the structure of playing duties of members of a sports team as a determinant of
the expectation of interacting subjects] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science,
culture, education]. 2011. No. 2. P. 162–164.
93
7
Спорт [Sport]
5. Moldovanova I.R., Zhurova I.A., Egorov A.V. Psihologicheskaya sovmestimost'
kak faktor, vliyayushchij na splochennost' volejbol'noj komandy [Psychological compatibility
as a factor affecting the cohesion of a volleyball team] // Interekspo Geo-Sibir'. Psihologi-
cheskie nauki [Interexpo Geo-Siberia. Psychological sciences]. 2017 [Electronic resource].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sovmestimost-kak-faktor-vliyayu-
schiy-na-splochennost-voleybolnoy-komandy (date accessed: 07/08/2021).
6. Popova N.V. Obrazovatel'naya sreda kak novaya real'nost' razvitiya Instituta fizi-
cheskoj kul'tury i sporta v kompetentnostnoorientirovannom obuchenii studentov [Educa-
tional environment as a new reality of the development of the Institute of Physical Culture
and Sports in the competence-oriented teaching of students] // Aktual'nye nauchnye issledo-
vaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2019. No. 3–4
(47). P. 155–159.
7. Popova N.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj
napravlennosti bakalavrov v processe kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Psy-
chological and pedagogical conditions for the formation of the professional orientation of ba-
chelors in the process of competence-oriented education] // Problemy sovremennogo peda-
gogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 59–1.
P. 290–293.
8. Rudik P.A. Psihologiya [Psychology]. M.: Fkis, 1976. 240 p.
9. Samsonov I.I., Drofa P.A., Bayankin O.V. O klassifikacii sportivnyh sorevnovanij
v Federal'nyh standartah sportivnoj podgotovki [On the classification of sports competitions
in the Federal standards of sports training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 262–267.
10. Samsonov I.I., Sapunkov A.A., Bayankin O.V. Pravovoe regulirovanie vseros-
sijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v prave, obra-
zovanii i sportivnoj podgotovke [Legal regulation of the All-Russian physical culture and
sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in law, education and sports training] //
Human health, theory and methods of physical culture and sports: collection of articles.
materials Intern. scientific-practical conf. / under total. ed. P.Ya. Dugnista, P.G. Vorontsova,
E.V. Romanova. Barnaul: AltSU Publishing House, 2015. P. 149–152.
11. Tolistinov B.G., Sheenko E.I. Interaktivnye podhody v tekhnologii formirovaniya
potrebnosti v samostoyatel'noj fizkul'turnoj aktivnosti u studentov special'nyh medicinskih
grupp [Interactive approaches in the technology of forming the need for independent physical
activity among students of special medical groups] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport.
The medicine]. 2019. V. 19. No. 3. P. 88–95.
12. Shadrin A.N., Bayankin O.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij v kom-
petentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta [The
use of innovative technologies in competence-oriented teaching of students of the Institute of
physical culture and sports] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture,
education]. 2015. No. 3 (52). P. 129–131.
13. Sheenko E.I., Bayankin O.V., Valynkin R.O. O kompleksnom podhode k oceni-
vaniyu fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya [On an integrated approach to assessing the
physical culture of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya
[Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 68–4. P. 276–280.
94