Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИГРОКОВ'

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИГРОКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетбол / студенты / совместимость / сработанность / совместная взаимосвязанная деятельность / basketball / students / compatibility / harmony / joint interconnected activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калита Михаил Викторович, Чаркин Сергей Николаевич

Проведен обзор понятий «совместимость» во взаимосвязанной командно-игровой деятельности, факторов совместимости, ее видов, влияния совместимости на эффективность совместной спортивной деятельности на основе ретроспективного анализа литературы. Даны рекомендации по формированию игрового состава студенческой баскетбольной команды с учетом совместимости и сработанности игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калита Михаил Викторович, Чаркин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING THE COMPOSITION OF THE STUDENT BASKETBALL TEAM, TAKING INTO ACCOUNT THE COMPATIBILITY OF PLAYERS

A review of the concept of "compatibility" in the interconnected team-game activity, factors of compatibility, its types, the influence of compatibility on the effectiveness of joint sports activity on the basis of a retrospective analysis of the literature is carried out. Rec-ommendations are given on the formation of the playing composition of the student basketball team, taking into account the compatibility and harmony of the players.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИГРОКОВ»

1

Спорт [Sport]

УДК 796.323:796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-88-94

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА

СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИГРОКОВ

М.В. Калита, С.Н. Чаркин

Проведен обзор понятий «совместимость» во взаимосвязанной командно-

игровой деятельности, факторов совместимости, ее видов, влияния совместимости

на эффективность совместной спортивной деятельности на основе ретроспектив-

ного анализа литературы. Даны рекомендации по формированию игрового состава

студенческой баскетбольной команды с учетом совместимости и сработанности

игроков.

Ключевые слова: баскетбол, студенты, совместимость, сработанность,

совместная взаимосвязанная деятельность.

PROBLEMS OF FORMING Калита Михаил Викторович, старший препо-

THE COMPOSITION OF THE STUDENT даватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтай-

BASKETBALL TEAM, TAKING INTO ский государственный педагогический университет,

ACCOUNT THE COMPATIBILITY Чаркин Сергей Николаевич, канд. пед. наук,

OF PLAYERS доц., c.charkin@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский госу-

дарственный педагогический университет

Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@

mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Peda-

gogical University, На сегодняшний день студенче-

Charkin S.N., candidate of pedagogical sci- ский баскетбол характеризуется высокой

ences, associate professor, c.charkin@mail.ru, скоростью выполнения игровых дейст-

Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical Uni-

versity вий, внезапной сменой ситуаций на пло-

щадке, постоянным единоборством с со-

A review of the concept of "compatibility" in перником, ограниченным временем вла-

the interconnected team-game activity, factors

of compatibility, its types, the influence of дения мячом. Все это предъявляет высо-

compatibility on the effectiveness of joint кие требования к физической, техниче-

sports activity on the basis of a retrospective

analysis of the literature is carried out. Rec- ской, тактической и психологической

ommendations are given on the formation of подготовке студентов-баскетболистов.

the playing composition of the student basket- Помимо этого, по причине выпол-

ball team, taking into account the compatibil-

ity and harmony of the players. нения совместной взаимосвязанной дея-

тельности баскетбол предъявляет опре-

Key words: basketball, students, compatibil-

ity, harmony, joint interconnected activity. деленные требования к индивидуально-

личностным особенностям игроков [9].

При этом эффективность выступления баскетбольной команды

будет зависеть, прежде всего, не только от степени развития двигательных

навыков и техники игры, но и от результативного игрового сотрудниче-

ства, взаимодействия с другими игроками [2].

Поэтому, не учитывая совместимости и сработанности студентов-

баскетболистов, невозможно говорить о соревновательной успешности

команды.

88

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Напротив, отсутствие психологической совместимости игроков-

студентов является одной из причин рассогласованности действий в

современном студенческом баскетболе. Причиной же психологической

несовместимости баскетболистов по результатам исследования

Г.Д. Бабушкина являются непонимание при взаимодействии с партнером и

негативные взаимоотношения [1].

Необходимо также подчеркнуть, что, как, например, отмечает

Е.Ю. Девяткина, научно обоснованная методика формирования баскет-

больных команд с учетом индивидуальной психологической совместимо-

сти игроков на сегодняшний день отсутствует [3].

Недостаточность разработанности проблемы совместимости и сра-

ботанности в психологии спорта указывает и Г.Д. Бабушкин [1]. Автор

отмечает, что по результатам исследований психологическая совмести-

мость игроков не учитывается тренерами при комплектовании составов

команд, а осуществляется в большинстве случаев интуитивно. Развивая эту

мысль, Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что неучет тренером факторов пси-

хологической совместимости спортсменов при формировании состава

команды может привести к следующим отрицательным последствиям в

совместно выполняемой спортивной деятельности: непонимание партнера,

конфликты, неудовлетворенность действиями партнера, неоправданно

длительное разучивание групповых упражнений и отрицательная дина-

мика их выполнения.

Какие же факторы психологической совместимости в совместной

взаимосвязанной деятельности существуют?

П.А. Рудик [8], опираясь на свои исследования, установил, что пси-

хологическая совместимость членов спортивной команды характеризуется

следующими факторами:

1) степенью межличностных отношений между членами спортив-

ной команды;

2) наличием у спортсменов функциональной совместимости, то есть

психологических и психофизиологических критериев личности, облег-

чающих совместную игровую деятельность.

Исходя из этого, факторами психологической совместимости

спортсменов-игровиков будут являться стабилизирующие особенности

личности, уровень и степень объединения которых у игроков и определяют

их психологическую совместимость [7].

Взаимодействуя в игровом процессе внутри своей команды, сту-

денты-баскетболисты будут формировать отношения друг к другу на

основе проявления своих личностных свойств относительно партнеров по

команде. Причем, в дальнейшем их отношения друг к другу будут нахо-

диться в динамике, но при комплектовании состава команды необходимо

учитывать наиболее устойчивые из индивидуально-личностных свойств

игроков-студентов.

89

3

Спорт [Sport]

Каким же условиям должны отвечать индивидуально-личностные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеристики студентов-баскетболистов для оптимизации совместимо-

сти?

Во-первых, они не должны изменяться в зависимости от ситуации,

то есть быть достаточно стойкими, наименее изменчивыми, остающимися

постоянными на протяжении довольно длительного периода.

Во-вторых, должны иметь значения для психологической совмес-

тимости в рамках совместной взаимосвязанной спортивной деятельности

(в данном случае – в баскетболе). Этими свойствами будут являться инди-

видуально-личностный уровень психологической совместимости и лично-

стный уровень взаимодействия членов студенческой баскетбольной ко-

манды.

Совместимость может быть определена как «способность членов

группы выполнять совместную деятельность» [12, с. 61]. При этом основу

совместимости составляет наилучшее сочетание психологических характе-

ристик членов взаимосвязанной совместной деятельности по критерию их

взаимодополняемости и сходства. Необходимо отметить, что, как указы-

вает А.Н. Шадрин [12], на продуктивность деятельности влияет не сама

совместимость членов команды и тренера со спортсменами. Совмести-

мость влияет на взаимоотношения в команде и отношение к спортивной

деятельности.

Совместимость между членами взаимосвязанной деятельности

(спортивной команды) обнаруживается сразу или формируется после дли-

тельных совместных действий и общения. Критериями совместимости в

игровой совместной деятельности будут являться индивидуально-психоло-

гические и личностные особенности спортсменов [5]. Совместимость по

критерию взаимодополняемости определяется взаимокомпенсацией инди-

видуально-личностных качеств, физических характеристик, обеспечиваю-

щих эффективность взаимодействия.

Формирование положительных межличностных отношений и высо-

кая продуктивность совместной взаимосвязанной деятельности обуслов-

лены этими тремя видами совместимости [3].

Для успешной срабатываемости членов спортивной команды нали-

чие всех трех видов совместимости, по мнению Г.Д. Бабушкина, будет яв-

ляться необязательным условием [1].

Определенное соотношение между видами совместимости, их

взаимодополняемость – показатель полной совместимости членов спор-

тивной команды. Вместе с тем в зависимости от особенностей взаимосвя-

занной спортивной деятельности, ее задач, требований к ее субъектам и

будет определяться приоритетность того или иного вида совместимости.

Срабатываемость может быть определена как оптимальное един-

ство взаимодействующих партнеров при выполнении совместной деятель-

ности [13].

90

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Признаками срабатываемости группы будут являться: высокая

эффективность совместной деятельности членов группы, согласованность

и точность выполняемых действий, позитивные межличностные отноше-

ния, надежность работы команды, быстрота освоения новых совместных

действий, стабильность их выполнения [6].

Взаимодействие спортсменов, обусловленное психологической со-

вместимостью, проявляется, по мнению И.В. Молдовановой, И.А. Журо-

вой и А.В. Егорова [5], в быстроте овладения новыми упражнениями, ста-

бильностью их выполнения, повышении результативности деятельности

команды.

Необходимо отметить, что критерии совместимости, определяющие

срабатываемость членов взаимосвязанной спортивной деятельности будут

зависеть от организации взаимодействующих членов спортивной команды,

их личностных психологических особенностей, а также особенностей

взаимосвязанной спортивной деятельности.

Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что важнейшим фактором совмести-

мости и срабатываемости в командно-игровых видах спорта будут яв-

ляться ролевые взаимоотношения членов команды [1]. «Роль – это, по

сути, предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном

поведении» [11].

В целом ролевые отношения между членами группы образуются в

ходе социального взаимодействия, обусловленного их совместной дея-

тельностью. Распределение ролей в группах зависит от функций и задач,

необходимых для их решения (в баскетболе, например, центровой,

разыгрывающий, капитан, специалист по выполнению штрафных бросков

и т. п.).

Взаимодействие и роли с учетом совместимости членов взаимосвя-

занной совместной деятельности всегда четко выделены [10]. В противном

случае несоответствие индивидуальных качеств и роли, которую должен

выполнять игрок в команде, может привести к эмоциональному стрессу,

напряжению [4].

При исследовании и решении проблематики комплектования игро-

вого состава команды с учетом совместимости и срабатываемости игроков

в студенческом баскетболе тренеру-преподавателю необходимо обладать

наиболее полным объемом знаний о принципах индивидуально-личност-

ного и группового поведения игроков-студентов, закономерностях пове-

денческих стереотипов, проявляемых в различных ситуациях, привычках,

моральных установках, ценностных ориентациях.

При комплектовании команды тренер должен принимать во внима-

ние не только физический и технический потенциалы игроков, но и

взгляды игроков на ведение тренировочного процесса, их цель в спорте и

психологическую совместимость. Вряд ли можно ожидать полной совмес-

91

5

Спорт [Sport]

тимости игроков по всем факторам. Отсюда тренер должен знать особен-

ности взаимосвязанной совместной деятельности, организацию взаимодей-

ствия игроков, их индивидуально-личностные особенности. Это послужит

основой поиска критериев совместимости, обусловливающих взаимодей-

ствие участников взаимосвязанной совместной деятельности.

Также тренеру-преподавателю необходимо постоянно совершенст-

вовать свои знания о том, какими индивидуально-психологическими осо-

бенностями обладают игроки его команды, каков характер межличностных

отношений в коллективе, психологический климат, настроения, чувства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоции студентов-баскетболистов.

Таким образом, с учетом этих характеристик и должен, по нашему

мнению, формироваться учебно-тренировочный процесс в совместно

взаимосвязанной спортивной деятельности (в частности, и при работе со

студенческой баскетбольной командой).

Список литературы

1. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и

срабатываемость в спортивной деятельности. Омск: СибГАФК, 2001.

110 с.

2. Вебер Д.А., Смокотнина И.М. Особенности физической подго-

товленности студентов в процессе обучения безопасности жизнедеятель-

ности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55–7. С. 15–17.

3. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды вы-

сококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической со-

вместимости и срабатываемости игроков: автореф. … канд. пед. наук.

Омск, 2009. 34 с.

4. Калита М.В., Фатеев В.А. Социальные роли в структуре игровых

обязанностей членов спортивного коллектива как детерминанта экспекта-

ции взаимодействующих субъектов // Мир науки, культуры, образования.

2011. № 2. С. 162–164.

5. Молдованова И.Р., Журова И.А., Егоров А.В. Психологическая

совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной ко-

манды // Интерэкспо Гео-Сибирь. Психологические науки. 2017 [Элек-

тронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-

sovmestimost-kak-faktor-vliyayuschiy-na-splochennost-voleybolnoy-komandy

(дата обращения: 08.07.2021).

6. Попова Н.В. Образовательная среда как новая реальность разви-

тия Института физической культуры и спорта в компетентностноориенти-

рованном обучении студентов // Актуальные научные исследования в со-

временном мире. 2019. № 3–4 (47). С. 155–159.

7. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования

профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентно-

92

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

стно-ориентированного образования // Проблемы современного педагоги-

ческого образования. 2018. № 59–1. С. 290–293.

8. Рудик П.А. Психология. М.: ФКиС, 1976. 240 с.

9. Самсонов И.И., Дрофа П.А., Баянкин О.В. О классификации

спортивных соревнований в Федеральных стандартах спортивной подго-

товки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1

(167). С. 262–267.

10. Самсонов И.И., Сапунков А.А., Баянкин О.В. Правовое регули-

рование Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к

труду и обороне» (ГТО) в праве, образовании и спортивной подготовке //

Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: сб.

материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. П.Я. Дугниста,

П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. С. 149–

152.

11. Толистинов Б.Г., Шеенко Е.И. Интерактивные подходы в техно-

логии формирования потребности в самостоятельной физкультурной ак-

тивности у студентов специальных медицинских групп // Человек. Спорт.

Медицина. 2019. Т. 19. № 3. С. 88–95.

12. Шадрин А.Н., Баянкин О.В. Использование инновационных

технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов ин-

ститута физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образова-

ния. 2015. № 3 (52). С. 129–131.

13. Шеенко Е.И., Баянкин О.В., Валынкин Р.О. О комплексном под-

ходе к оцениванию физической культуры обучающихся // Проблемы со-

временного педагогического образования. 2020. № 68–4. С. 276–280.

References

1. Babushkin G.D., Kulagina E.V. Psihologicheskaya sovmestimost' i srabatyvae-

most' v sportivnoj deyatel'nosti [Psychological compatibility and fitness in sports activities].

Omsk: SibGAFK, 2001. 110 p.

2. Veber D.A., Smokotnina I.M. Osobennosti fizicheskoj podgotovlennosti studentov

v processe obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Features of physical fitness of stu-

dents in the process of teaching life safety] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya

[Trends in the development of science and education]. 2019. No. 55–7. P. 15–17.

3. Devyatkina E.Yu. Komplektovanie igrovogo sostava komandy vysokokvalificiro-

vannyh basketbolistok s uchetom psihologicheskoj sovmestimosti i srabatyvaemosti igrokov

[Recruitment of the playing staff of a team of highly qualified basketball players, taking into

account the psychological compatibility and responsiveness of the players]: author. ... cand.

ped. sciences. Omsk, 2009. 34 p.

4. Kalita M.V., Fateev V.A. Social'nye roli v strukture igrovyh obyazannostej chle-

nov sportivnogo kollektiva kak determinanta ekspektacii vzaimodejstvuyushchih sub"ektov

[Social roles in the structure of playing duties of members of a sports team as a determinant of

the expectation of interacting subjects] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science,

culture, education]. 2011. No. 2. P. 162–164.

93

7

Спорт [Sport]

5. Moldovanova I.R., Zhurova I.A., Egorov A.V. Psihologicheskaya sovmestimost'

kak faktor, vliyayushchij na splochennost' volejbol'noj komandy [Psychological compatibility

as a factor affecting the cohesion of a volleyball team] // Interekspo Geo-Sibir'. Psihologi-

cheskie nauki [Interexpo Geo-Siberia. Psychological sciences]. 2017 [Electronic resource].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sovmestimost-kak-faktor-vliyayu-

schiy-na-splochennost-voleybolnoy-komandy (date accessed: 07/08/2021).

6. Popova N.V. Obrazovatel'naya sreda kak novaya real'nost' razvitiya Instituta fizi-

cheskoj kul'tury i sporta v kompetentnostnoorientirovannom obuchenii studentov [Educa-

tional environment as a new reality of the development of the Institute of Physical Culture

and Sports in the competence-oriented teaching of students] // Aktual'nye nauchnye issledo-

vaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2019. No. 3–4

(47). P. 155–159.

7. Popova N.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj

napravlennosti bakalavrov v processe kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Psy-

chological and pedagogical conditions for the formation of the professional orientation of ba-

chelors in the process of competence-oriented education] // Problemy sovremennogo peda-

gogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 59–1.

P. 290–293.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rudik P.A. Psihologiya [Psychology]. M.: Fkis, 1976. 240 p.

9. Samsonov I.I., Drofa P.A., Bayankin O.V. O klassifikacii sportivnyh sorevnovanij

v Federal'nyh standartah sportivnoj podgotovki [On the classification of sports competitions

in the Federal standards of sports training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 262–267.

10. Samsonov I.I., Sapunkov A.A., Bayankin O.V. Pravovoe regulirovanie vseros-

sijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v prave, obra-

zovanii i sportivnoj podgotovke [Legal regulation of the All-Russian physical culture and

sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in law, education and sports training] //

Human health, theory and methods of physical culture and sports: collection of articles.

materials Intern. scientific-practical conf. / under total. ed. P.Ya. Dugnista, P.G. Vorontsova,

E.V. Romanova. Barnaul: AltSU Publishing House, 2015. P. 149–152.

11. Tolistinov B.G., Sheenko E.I. Interaktivnye podhody v tekhnologii formirovaniya

potrebnosti v samostoyatel'noj fizkul'turnoj aktivnosti u studentov special'nyh medicinskih

grupp [Interactive approaches in the technology of forming the need for independent physical

activity among students of special medical groups] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport.

The medicine]. 2019. V. 19. No. 3. P. 88–95.

12. Shadrin A.N., Bayankin O.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij v kom-

petentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta [The

use of innovative technologies in competence-oriented teaching of students of the Institute of

physical culture and sports] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture,

education]. 2015. No. 3 (52). P. 129–131.

13. Sheenko E.I., Bayankin O.V., Valynkin R.O. O kompleksnom podhode k oceni-

vaniyu fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya [On an integrated approach to assessing the

physical culture of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya

[Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 68–4. P. 276–280.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.