УДК 796.323.2 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-12-88-93
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКА
К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ 1×1
И.А. Золотухина, М.В. Калита, К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева
Рассмотрена психологическая подготовка баскетболиста к соревнованиям
формата 1×1. Предложено определение понятия «психологическая подготовка» и рас-
крыты ее цель, арсенал психологических качеств личности игрока,
позволяющих эф-
фективно выступать на соревнованиях. Подобраны методы и средства психологиче-
ской подготовки баскетболиста и определена роль тренера в формировании
опти-
мального соревновательного настроя игрока.
Ключевые слова: баскетбол формата 1×1, игрок, баскетболист, психологиче-
ская подготовка.
PSYCHOLOGICAL PREPARATION
OF A PLAYER FOR 1X1 BASKETBALL
COMPETITIONS
Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, head of depart-
ment, [email protected], Russia,
Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@
mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Peda-
gogical University,
Emelin K.G., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, [email protected],
Russia, Barnaul, Altai State Agrarian Univer-
sity,
Barteneva L.M., senior lecturer, lb1984@
mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Agrarian
University
The psychological preparation of a basketball
player for 1x1 format competitions is consi-
dered. The definition of the concept of "psy-
chological preparation" is proposed and its
purpose is revealed, the arsenal of psychologi-
cal qualities of the player's personality that
allow him to perform effectively at competi-
tions. Methods and means of psychological
preparation of a basketball player are selected
and the role of a coach in the formation of an
optimal competitive mood of a player is de-
termined.
Key words: 1x1 basketball, player, basketball
player, psychological training.
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед.
наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Рос-
сия, Барнаул, Алтайский государственный педагогиче-
ский университет,
Калита Михаил Викторович, старший препо-
даватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтай-
ский государственный педагогический университет,
Емелин Константин Геннадьевич, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский
государственный аграрный университет,
Бартенева Людмила Михайловна, старший
преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтай-
ский государственный аграрный университет
Баскетбол формата 1×1 – одна из
разновидностей баскетбола, для которого
характерной особенностью является зна-
чительная интенсивность тренировочных
и соревновательных нагрузок, острая
бескомпромиссная борьба равных по
силе соперников. Специфика данного иг-
рового вида спорта актуализирует про-
цесс поиска эффективных путей повы-
шения индивидуального мастерства бас-
кетболистов.
На сегодняшний день спортивная
деятельность, ориентированная на дос-
тижение наивысших результатов в раз-
личных игровых видах (в частности, в
баскетболе формата 1×1) характеризуется не только высоким ростом пока-
зателей, но и объемными затратами спортсменов физических и психиче-
ских ресурсов. Как отмечают авторы отдельных исследований [1], одер-
жать победу в соревнованиях потенциально физически и технически под-
готовленному спортсмену не всегда удается, если его психологические
качества и черты личности недостаточно развиты.
Эффективность соревновательной деятельности игроков формата
1×1 будет напрямую зависеть от систематического совершенствования
психологической подготовки. При этом психологическая готовность
игрока к соревновательным нагрузкам напрямую
определяет успешность
его выступления [2].
Психологическая подготовка – это процесс генерирования и совер-
шенствования свойств личности, играющих значимую для спорта роль [3].
Психическое состояние, обусловленное протекающими психиче-
скими процессами, формирует свойства личности, которые определяют
характер спортсмена. Данное состояние генерируется внешними воздейст-
виями тренера (внешняя регуляция) или усилиями самого баскетболиста
(саморегуляция).
Здесь необходимо отметить, что тренер играет важнейшую роль в
генерировании соответствующего психологического поведения баскетбо-
листа на всех этапах подготовки [4].
В идеале, психологическое воздействие тренера на баскетболиста
должно способствовать формированию характера спортсмена и, как след-
ствие, мобилизации в условиях соревнований для достижения наивысшего
результата [5].
Здесь необходимо отметить, что в психологической подготовке
баскетболиста к соревнованиям 1×1, как подчеркивают Г.А. Гилев,
В.Н. Гладков и В.В. Владыкина [5], существует проблематика, заключаю-
щаяся в том, что на практике методы, направленные на мобилизацию пси-
хического состояния игрока, редко используются наставниками в трениро-
вочном процессе. В результате эффективность соревновательной деятель-
ности игрока снижается, у него наблюдается нервно-эмоциональное
напряжение, приводящее к истероидному состоянию и стрессорной кар-
диомиопатии.
Мобилизации на победу баскетболиста, выступающего на соревно-
ваниях формата 1×1, будут способствовать частые успешные выступления.
Постоянные проигрыши, напротив, генерируют синдром «вечно второго».
Отсюда складывается отрицательный внутренний настрой игрока к после-
дующим соревнованиям и страх соревноваться с конкретным оппонентом
[5]. Это, в свою очередь, ведет к усилению стресса игрока, повышенной
тревожности и в результате неудовлетворительному результату на сорев-
нованиях.
Е.И. Коробейникова и М.А. Даянова подчеркивают [6], что помимо
управления своим психическим состоянием при воздействии сбивающих
факторов, баскетболист должен уметь управлять своими эмоциями. При
этом соревновательная эмоциональная устойчивость является одним из
компонентов психической надежности спортсмена [7].
Выделяют следующие личностные качества баскетболиста, влияю-
щие на успешность выступления в соревнованиях по баскетболу в формате
1×1:
– волевые усилия: характеризуются активностью проявления созна-
ния, акцентированно направленного на саморегуляцию и мобилизацию
потенциала игрока в целях позитивного преодоления трудностей, возни-
кающих в процессе соревнований;
– целеустремленность: характеризуется волевой направленностью
на эффективный обыгрыш защитника при игре в нападении и противодей-
ствии игроку с мячом в забивании в защите;
– настойчивость: характеризуется повышением уровня спортивного
мастерства игрока в условиях преодоления возникающих трудностей,
готовностью не останавливаться на пути к достижению цели;
– решительность и смелость: характеризуются принятием ответст-
венных решений, сопряженных с риском в ходе игры;
– выдержка и самообладание: способствуют подавлению неблаго-
приятных эмоциональных состояний перед игрой и во время ее;
– инициативность и самостоятельность: характеризуются уникаль-
ностью и своевременностью принятия самостоятельных решений в ходе
игры.
Здесь необходимо подчеркнуть, что потенциал волевых качеств
баскетболиста будет оцениваться комплиментарностью особенностей про-
явления волевых усилий игрока.
Рассмотрим наиболее распространенные средства психологической
подготовки баскетболиста на сегодняшний день.
В зависимости от целеполагания средства подразделяются на
мобилизующие, корректирующие и релаксирующие.
Мобилизующие средства направлены на повышение психического
напряжения, мобилизацию двигательной и интеллектуальной деятельности
игрока. Такими средствами являются самоприказ и самоубеждение.
Допускается внедрение в процесс подготовки приемов саморегуляции,
абстрагирования и концентрации внимания. При недостаточном развитии
силы воли (особенно на первых этапах подготовки) рекомендуется вклю-
чать в процесс тонизирующую акупунктуру, общий и специальный спор-
тивный массажи.
Корректирующие средства представляют в основном средства вер-
бального воздействия в форме внешнего вмешательства. Речь идет о заме-
щении имеющегося беспокойства у баскетболиста о потенциальном отри-
цательном исходе соревнования акцентированной концентрацией на тех-
нике выполняемых приемов игры, мотивационных методах, приемах
рационализации страхов, заключающихся в расшифровании происходящих
процессов на площадке и, как следствие, понижении уровня беспокойства
по поводу неизвестности, в приемах управления эмоциями по методике
К.С. Станиславского в намеренном изображении гнева, счастья, ярости,
страха и их нивелирования.
Релаксирующие средства акцентированы на снижение как психиче-
ской, так и физической напряженности, способствуют общему психиче-
скому и функциональному восстановлению. Применение тренером мето-
дик расслабления баскетболиста может иметь следующую вариацию: пол-
ная релаксация, прогрессивное расслабление (поочередное расслабление и
напряжение задаваемых групп мышц), паузы психорегуляции, акупунк-
турный успокаивающий или общий массаж.
В зависимости от содержания средств и методов психологической
подготовки баскетболиста для подготовки к соревнованиям формата 1×1
можно выделить следующие:
а) психолого-педагогические: специальные методы, убеждающие,
направляющие, организующие поведение, социализацию, их комбиниро-
вание. Данная направленность воздействия зависит от компетенции тре-
нера, ее фундаментом являются словесные разъяснения, акцентирована на
генерирование морально-нравственных установок баскетболиста. Наиваж-
нейшую роль в психологической подготовке игрока будет играть грамот-
ное использование силы слова;
б) психологические: методы воздействия на подсознание, генериро-
вание интеллектуальных установок, разновариативное сочетание внуше-
ния через вербальные и невербальные средства, игры и их комбинирова-
ние;
в) физиологические: средства и методы, имеющие в своей основе
физиологическую составляющую, но при этом опосредованно воздейст-
вуют на психическое состояние игрока. К такой группе средств
относятся:
акупунктура, общий и спортивный массаж, предигровая разминка (при
условии если она грамотно продумана с позиции психологии и физиологии
и используется с целью генерирования у баскетболиста мобилизационного
настроя).
Как уже было отмечено, психическое состояние генерируется
внешними воздействиями тренера (внешняя регуляция) или усилиями
самого баскетболиста (саморегуляция). Приемы произвольной саморегу-
ляции наиболее эффективны в контексте подготовки игрока к соревнова-
ниям по баскетболу в формате 1×1. В соответствии с этим необходимо
акцентировать их применение в процессе подготовки баскетболиста. В ка-
честве примеров можно отметить самоубеждение, самоприказ, самовну-
шение, сочетая их выполнение с дыханием, генерированием ярких зри-
тельных и двигательных образов, формированием определенного ассоциа-
тивного ряд и т. д.
Заключение. На сегодняшний день в области спортивной психоло-
гии разработано и апробировано достаточно много средств психологиче-
ской подготовки спортсменов, но в основном их применение сводится
«поточныму» способу – для всех сразу [8]. В подготовке баскетболиста к
соревнованиям формата 1×1 такой подход, скорее всего, не принесет ожи-
даемого результата.
В отличие от подготовки игроков к соревнованиям в классическом
баскетболе, формат 1×1 требует сместить акцент психологической подго-
товки в сторону индивидуализации. Для этого, во-первых, необходимо
наличие данных, показывающих внутренние факторы составных частей
психологической готовности игрока и показывающие преимущества
такого подхода. Во-вторых, характер психологической подготовки игрока
должен быть адаптивно направленным к повседневным тренировочным
занятиям, учебно-тренировочным сборам и соревнованиям. В-третьих,
уровень компетенции тренера должен обеспечивать максимально точный и
эффективный подбор средств и методов индивидуальной психологической
подготовки баскетболиста, учитывая при этом степень его подготовленно-
сти, место, время и условия проведения соревнования, а также индивиду-
ально-личностные и физические особенности самого игрока.
Только при выполнении данных условий возможно сформировать у
баскетболиста оптимальное психофизиологическое состояние, которое
позволит ему максимально раскрыть свой физический потенциал и техни-
ческие возможности, наиболее результативно выступить на соревнованиях.
Список литературы
1. Буриков А.В. Актуальные вопросы психологической подготовки
спортсменов // Международный научно-исследовательский журнал. 2018.
№ 10. С. 82–85.
2. Эсенов О.А., Сылапов Ч.А. Психологическая подготовка баскет-
болистов в предсоревновательный и соревновательный периоды // Про-
блемы современной науки и образования. 2021. № 5–1 (162). С. 30–33.
3. Демидкина И.А. Содержание и задачи психологической подго-
товки баскетболистов – членов сборных команд вузов // Вестник Россий-
ского университета дружбы народов. 2008. № 1. С. 71–79.
4. Расулов З.П. Методы и средства психологической подготовки
спортсменов // Проблемы педагогики. 2019. № 4 (43). С. 69–71.
5. Гилев Г.А., Гладков В.Н., Владыкина В.В. Психологическая под-
готовка спортсмена // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
2018. № 1 (155). С. 291–294.
6. Коробейникова Е.И., Даянова М.А. Характеристика психологиче-
ской подготовки спортсменов // Наука-2020. 2019. № 11 (36). С. 51–60.
7. Ахметов Р.С. Психологические особенности подготовки спорт-
сменов // Эпоха науки. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://
www.elibrary.ru/download/elibrary_25741282_96602151.pdf (дата обраще-
ния: 08.09.2021).
8. Николаев А.Н. Эффективность индивидуализации психологиче-
ской подготовки спортсменов // Известия Саратовского университета.
2017. Т. 6. № 1. С. 69–75.
References
1. Burikov A.V. Aktual'nye voprosy psihologicheskoj podgotovki
sportsmenov
[Topical issues of psychological training of athletes] // Mezhdunarodnyj
nauchno-issledova-
tel'skij zhurnal [International research journal]. 2018. No. 10. P. 82–85.
2. Esenov O.A., Sylapov Ch.A. Psihologicheskaya podgotovka basketbolistov
v
predsorevnovatel'nyj i sorevnovatel'nyj periody [Psychological training of
basketball players
in the pre-competition and competitive periods] // Problemy sovremennoj nauki i
obrazova-
niya [Problems of modern science and education]. 2021. No. 5–1 (162). P. 30–33.
3. Demidkina I.A. Soderzhanie i zadachi psihologicheskoj podgotovki
basketbolistov
– chlenov sbornyh komand vuzov [The content and tasks of
psychological training of
basketball players - members of national teams of universities] // Vestnik
Rossijskogo univer-
siteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University
of Russia]. 2008.
No. 1. P. 71–79.
4. Rasulov Z.P. Metody i sredstva psihologicheskoj podgotovki
sportsmenov
[Methods and means of psychological training of athletes] // Problemy
pedagogiki [Problems
of pedagogy]. 2019. No. 4 (43). P. 69–71.
5. Gilev G.A., Gladkov V.N., Vladykina V.V. Psihologicheskaya
podgotovka
sportsmen [Psychological preparation of an athlete] // Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F.
Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 1 (155). P. 291–294.
6. Korobejnikova E.I., Dayanova M.A. Harakteristika psihologicheskoj
podgotovki
sportsmenov [Characteristics of the psychological training of
athletes] // Nauka-2020
[Science-2020].
2019. No. 11 (36). P. 51–60.
7. Ahmetov R.S. Psihologicheskie osobennosti podgotovki sportsmenov
[Psycho-
logical features of training athletes] // Epoha nauki [Epoch of Science].
2016. No. 5 [Elec-
tronic resource]. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25741282_96602151.pdf
(date
accessed:
09/08/2021).
8. Nikolaev A.N. Effektivnost' individualizacii psihologicheskoj
podgotovki
sportsmenov [The effectiveness of individualization of psychological training
of athletes] //
Izvestiya Saratovskogo universiteta [Izvestia of the Saratov University].
2017.Vol. 6. No. 1.
P. 69–75.