Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКА К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ 1×1'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКА К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ 1×1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетбол формата 1×1 / игрок / баскетболист / психологическая подготовка / 1x1 basketball / player / basketball player / psychological training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Калита Михаил Викторович, Емелин Константин Геннадьевич, Бартенева Людмила Михайловна

Рассмотрена психологическая подготовка баскетболиста к соревнованиям формата 1×1. Предложено определение понятия «психологическая подготовка» и раскрыты ее цель, арсенал психологических качеств личности игрока, позволяющих эффективно выступать на соревнованиях. Подобраны методы и средства психологической подготовки баскетболиста и определена роль тренера в формировании оптимального соревновательного настроя игрока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Калита Михаил Викторович, Емелин Константин Геннадьевич, Бартенева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF A PLAYER FOR 1X1 BASKETBALL COMPETITIONS

The psychological preparation of a basketball player for 1x1 format competitions is considered. The definition of the concept of "psychological preparation" is proposed and its purpose is revealed, the arsenal of psychological qualities of the player's personality that allow him to perform effectively at competitions. Methods and means of psychological preparation of a basketball player are selected and the role of a coach in the formation of an optimal competitive mood of a player is determined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКА К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ 1×1»

УДК 796.323.2 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-12-88-93

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКА

К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ 1×1

И.А. Золотухина, М.В. Калита, К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева

Рассмотрена психологическая подготовка баскетболиста к соревнованиям

формата 1×1. Предложено определение понятия «психологическая подготовка» и рас-

крыты ее цель, арсенал психологических качеств личности игрока,

позволяющих эф-

фективно выступать на соревнованиях. Подобраны методы и средства психологиче-

ской подготовки баскетболиста и определена роль тренера в формировании

опти-

мального соревновательного настроя игрока.

Ключевые слова: баскетбол формата 1×1, игрок, баскетболист, психологиче-

ская подготовка.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION

OF A PLAYER FOR 1X1 BASKETBALL

COMPETITIONS

Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, head of depart-

ment, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia,

Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Kalita M.V., senior lecturer, kalita-2018@

mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Peda-

gogical University,

Emelin K.G., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, Profagau@mail.ru,

Russia, Barnaul, Altai State Agrarian Univer-

sity,

Barteneva L.M., senior lecturer, lb1984@

mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Agrarian

University

The psychological preparation of a basketball

player for 1x1 format competitions is consi-

dered. The definition of the concept of "psy-

chological preparation" is proposed and its

purpose is revealed, the arsenal of psychologi-

cal qualities of the player's personality that

allow him to perform effectively at competi-

tions. Methods and means of psychological

preparation of a basketball player are selected

and the role of a coach in the formation of an

optimal competitive mood of a player is de-

termined.

Key words: 1x1 basketball, player, basketball

player, psychological training.

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед.

наук, доц., зав. кафедрой, zolotuxina1979@rambler.ru, Рос-

сия, Барнаул, Алтайский государственный педагогиче-

ский университет,

Калита Михаил Викторович, старший препо-

даватель, kalita-2018@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтай-

ский государственный педагогический университет,

Емелин Константин Геннадьевич, канд. пед.

наук, доц., Profagau@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский

государственный аграрный университет,

Бартенева Людмила Михайловна, старший

преподаватель, lb1984@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтай-

ский государственный аграрный университет

Баскетбол формата 1×1 – одна из

разновидностей баскетбола, для которого

характерной особенностью является зна-

чительная интенсивность тренировочных

и соревновательных нагрузок, острая

бескомпромиссная борьба равных по

силе соперников. Специфика данного иг-

рового вида спорта актуализирует про-

цесс поиска эффективных путей повы-

шения индивидуального мастерства бас-

кетболистов.

На сегодняшний день спортивная

деятельность, ориентированная на дос-

тижение наивысших результатов в раз-

личных игровых видах (в частности, в

баскетболе формата 1×1) характеризуется не только высоким ростом пока-

зателей, но и объемными затратами спортсменов физических и психиче-

ских ресурсов. Как отмечают авторы отдельных исследований [1], одер-

жать победу в соревнованиях потенциально физически и технически под-

готовленному спортсмену не всегда удается, если его психологические

качества и черты личности недостаточно развиты.

Эффективность соревновательной деятельности игроков формата

1×1 будет напрямую зависеть от систематического совершенствования

психологической подготовки. При этом психологическая готовность

игрока к соревновательным нагрузкам напрямую

определяет успешность

его выступления [2].

Психологическая подготовка – это процесс генерирования и совер-

шенствования свойств личности, играющих значимую для спорта роль [3].

Психическое состояние, обусловленное протекающими психиче-

скими процессами, формирует свойства личности, которые определяют

характер спортсмена. Данное состояние генерируется внешними воздейст-

виями тренера (внешняя регуляция) или усилиями самого баскетболиста

(саморегуляция).

Здесь необходимо отметить, что тренер играет важнейшую роль в

генерировании соответствующего психологического поведения баскетбо-

листа на всех этапах подготовки [4].

В идеале, психологическое воздействие тренера на баскетболиста

должно способствовать формированию характера спортсмена и, как след-

ствие, мобилизации в условиях соревнований для достижения наивысшего

результата [5].

Здесь необходимо отметить, что в психологической подготовке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

баскетболиста к соревнованиям 1×1, как подчеркивают Г.А. Гилев,

В.Н. Гладков и В.В. Владыкина [5], существует проблематика, заключаю-

щаяся в том, что на практике методы, направленные на мобилизацию пси-

хического состояния игрока, редко используются наставниками в трениро-

вочном процессе. В результате эффективность соревновательной деятель-

ности игрока снижается, у него наблюдается нервно-эмоциональное

напряжение, приводящее к истероидному состоянию и стрессорной кар-

диомиопатии.

Мобилизации на победу баскетболиста, выступающего на соревно-

ваниях формата 1×1, будут способствовать частые успешные выступления.

Постоянные проигрыши, напротив, генерируют синдром «вечно второго».

Отсюда складывается отрицательный внутренний настрой игрока к после-

дующим соревнованиям и страх соревноваться с конкретным оппонентом

[5]. Это, в свою очередь, ведет к усилению стресса игрока, повышенной

тревожности и в результате неудовлетворительному результату на сорев-

нованиях.

Е.И. Коробейникова и М.А. Даянова подчеркивают [6], что помимо

управления своим психическим состоянием при воздействии сбивающих

факторов, баскетболист должен уметь управлять своими эмоциями. При

этом соревновательная эмоциональная устойчивость является одним из

компонентов психической надежности спортсмена [7].

Выделяют следующие личностные качества баскетболиста, влияю-

щие на успешность выступления в соревнованиях по баскетболу в формате

1×1:

– волевые усилия: характеризуются активностью проявления созна-

ния, акцентированно направленного на саморегуляцию и мобилизацию

потенциала игрока в целях позитивного преодоления трудностей, возни-

кающих в процессе соревнований;

– целеустремленность: характеризуется волевой направленностью

на эффективный обыгрыш защитника при игре в нападении и противодей-

ствии игроку с мячом в забивании в защите;

– настойчивость: характеризуется повышением уровня спортивного

мастерства игрока в условиях преодоления возникающих трудностей,

готовностью не останавливаться на пути к достижению цели;

– решительность и смелость: характеризуются принятием ответст-

венных решений, сопряженных с риском в ходе игры;

– выдержка и самообладание: способствуют подавлению неблаго-

приятных эмоциональных состояний перед игрой и во время ее;

– инициативность и самостоятельность: характеризуются уникаль-

ностью и своевременностью принятия самостоятельных решений в ходе

игры.

Здесь необходимо подчеркнуть, что потенциал волевых качеств

баскетболиста будет оцениваться комплиментарностью особенностей про-

явления волевых усилий игрока.

Рассмотрим наиболее распространенные средства психологической

подготовки баскетболиста на сегодняшний день.

В зависимости от целеполагания средства подразделяются на

мобилизующие, корректирующие и релаксирующие.

Мобилизующие средства направлены на повышение психического

напряжения, мобилизацию двигательной и интеллектуальной деятельности

игрока. Такими средствами являются самоприказ и самоубеждение.

Допускается внедрение в процесс подготовки приемов саморегуляции,

абстрагирования и концентрации внимания. При недостаточном развитии

силы воли (особенно на первых этапах подготовки) рекомендуется вклю-

чать в процесс тонизирующую акупунктуру, общий и специальный спор-

тивный массажи.

Корректирующие средства представляют в основном средства вер-

бального воздействия в форме внешнего вмешательства. Речь идет о заме-

щении имеющегося беспокойства у баскетболиста о потенциальном отри-

цательном исходе соревнования акцентированной концентрацией на тех-

нике выполняемых приемов игры, мотивационных методах, приемах

рационализации страхов, заключающихся в расшифровании происходящих

процессов на площадке и, как следствие, понижении уровня беспокойства

по поводу неизвестности, в приемах управления эмоциями по методике

К.С. Станиславского в намеренном изображении гнева, счастья, ярости,

страха и их нивелирования.

Релаксирующие средства акцентированы на снижение как психиче-

ской, так и физической напряженности, способствуют общему психиче-

скому и функциональному восстановлению. Применение тренером мето-

дик расслабления баскетболиста может иметь следующую вариацию: пол-

ная релаксация, прогрессивное расслабление (поочередное расслабление и

напряжение задаваемых групп мышц), паузы психорегуляции, акупунк-

турный успокаивающий или общий массаж.

В зависимости от содержания средств и методов психологической

подготовки баскетболиста для подготовки к соревнованиям формата 1×1

можно выделить следующие:

а) психолого-педагогические: специальные методы, убеждающие,

направляющие, организующие поведение, социализацию, их комбиниро-

вание. Данная направленность воздействия зависит от компетенции тре-

нера, ее фундаментом являются словесные разъяснения, акцентирована на

генерирование морально-нравственных установок баскетболиста. Наиваж-

нейшую роль в психологической подготовке игрока будет играть грамот-

ное использование силы слова;

б) психологические: методы воздействия на подсознание, генериро-

вание интеллектуальных установок, разновариативное сочетание внуше-

ния через вербальные и невербальные средства, игры и их комбинирова-

ние;

в) физиологические: средства и методы, имеющие в своей основе

физиологическую составляющую, но при этом опосредованно воздейст-

вуют на психическое состояние игрока. К такой группе средств

относятся:

акупунктура, общий и спортивный массаж, предигровая разминка (при

условии если она грамотно продумана с позиции психологии и физиологии

и используется с целью генерирования у баскетболиста мобилизационного

настроя).

Как уже было отмечено, психическое состояние генерируется

внешними воздействиями тренера (внешняя регуляция) или усилиями

самого баскетболиста (саморегуляция). Приемы произвольной саморегу-

ляции наиболее эффективны в контексте подготовки игрока к соревнова-

ниям по баскетболу в формате 1×1. В соответствии с этим необходимо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

акцентировать их применение в процессе подготовки баскетболиста. В ка-

честве примеров можно отметить самоубеждение, самоприказ, самовну-

шение, сочетая их выполнение с дыханием, генерированием ярких зри-

тельных и двигательных образов, формированием определенного ассоциа-

тивного ряд и т. д.

Заключение. На сегодняшний день в области спортивной психоло-

гии разработано и апробировано достаточно много средств психологиче-

ской подготовки спортсменов, но в основном их применение сводится

«поточныму» способу – для всех сразу [8]. В подготовке баскетболиста к

соревнованиям формата 1×1 такой подход, скорее всего, не принесет ожи-

даемого результата.

В отличие от подготовки игроков к соревнованиям в классическом

баскетболе, формат 1×1 требует сместить акцент психологической подго-

товки в сторону индивидуализации. Для этого, во-первых, необходимо

наличие данных, показывающих внутренние факторы составных частей

психологической готовности игрока и показывающие преимущества

такого подхода. Во-вторых, характер психологической подготовки игрока

должен быть адаптивно направленным к повседневным тренировочным

занятиям, учебно-тренировочным сборам и соревнованиям. В-третьих,

уровень компетенции тренера должен обеспечивать максимально точный и

эффективный подбор средств и методов индивидуальной психологической

подготовки баскетболиста, учитывая при этом степень его подготовленно-

сти, место, время и условия проведения соревнования, а также индивиду-

ально-личностные и физические особенности самого игрока.

Только при выполнении данных условий возможно сформировать у

баскетболиста оптимальное психофизиологическое состояние, которое

позволит ему максимально раскрыть свой физический потенциал и техни-

ческие возможности, наиболее результативно выступить на соревнованиях.

Список литературы

1. Буриков А.В. Актуальные вопросы психологической подготовки

спортсменов // Международный научно-исследовательский журнал. 2018.

№ 10. С. 82–85.

2. Эсенов О.А., Сылапов Ч.А. Психологическая подготовка баскет-

болистов в предсоревновательный и соревновательный периоды // Про-

блемы современной науки и образования. 2021. № 5–1 (162). С. 30–33.

3. Демидкина И.А. Содержание и задачи психологической подго-

товки баскетболистов – членов сборных команд вузов // Вестник Россий-

ского университета дружбы народов. 2008. № 1. С. 71–79.

4. Расулов З.П. Методы и средства психологической подготовки

спортсменов // Проблемы педагогики. 2019. № 4 (43). С. 69–71.

5. Гилев Г.А., Гладков В.Н., Владыкина В.В. Психологическая под-

готовка спортсмена // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

2018. № 1 (155). С. 291–294.

6. Коробейникова Е.И., Даянова М.А. Характеристика психологиче-

ской подготовки спортсменов // Наука-2020. 2019. № 11 (36). С. 51–60.

7. Ахметов Р.С. Психологические особенности подготовки спорт-

сменов // Эпоха науки. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://

www.elibrary.ru/download/elibrary_25741282_96602151.pdf (дата обраще-

ния: 08.09.2021).

8. Николаев А.Н. Эффективность индивидуализации психологиче-

ской подготовки спортсменов // Известия Саратовского университета.

2017. Т. 6. № 1. С. 69–75.

References

1. Burikov A.V. Aktual'nye voprosy psihologicheskoj podgotovki

sportsmenov

[Topical issues of psychological training of athletes] // Mezhdunarodnyj

nauchno-issledova-

tel'skij zhurnal [International research journal]. 2018. No. 10. P. 82–85.

2. Esenov O.A., Sylapov Ch.A. Psihologicheskaya podgotovka basketbolistov

v

predsorevnovatel'nyj i sorevnovatel'nyj periody [Psychological training of

basketball players

in the pre-competition and competitive periods] // Problemy sovremennoj nauki i

obrazova-

niya [Problems of modern science and education]. 2021. No. 5–1 (162). P. 30–33.

3. Demidkina I.A. Soderzhanie i zadachi psihologicheskoj podgotovki

basketbolistov

– chlenov sbornyh komand vuzov [The content and tasks of

psychological training of

basketball players - members of national teams of universities] // Vestnik

Rossijskogo univer-

siteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University

of Russia]. 2008.

No. 1. P. 71–79.

4. Rasulov Z.P. Metody i sredstva psihologicheskoj podgotovki

sportsmenov

[Methods and means of psychological training of athletes] // Problemy

pedagogiki [Problems

of pedagogy]. 2019. No. 4 (43). P. 69–71.

5. Gilev G.A., Gladkov V.N., Vladykina V.V. Psihologicheskaya

podgotovka

sportsmen [Psychological preparation of an athlete] // Uchenye zapiski

universiteta imeni P.F.

Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 1 (155). P. 291–294.

6. Korobejnikova E.I., Dayanova M.A. Harakteristika psihologicheskoj

podgotovki

sportsmenov [Characteristics of the psychological training of

athletes] // Nauka-2020

[Science-2020].

2019. No. 11 (36). P. 51–60.

7. Ahmetov R.S. Psihologicheskie osobennosti podgotovki sportsmenov

[Psycho-

logical features of training athletes] // Epoha nauki [Epoch of Science].

2016. No. 5 [Elec-

tronic resource]. URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25741282_96602151.pdf

(date

accessed:

09/08/2021).

8. Nikolaev A.N. Effektivnost' individualizacii psihologicheskoj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

podgotovki

sportsmenov [The effectiveness of individualization of psychological training

of athletes] //

Izvestiya Saratovskogo universiteta [Izvestia of the Saratov University].

2017.Vol. 6. No. 1.

P. 69–75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.