-2015. - № 5-1 (45). - С. 79-81.
REFERENCES
1. The concept of modernization of national education for the period up to 2020, available at: http://www.ug.ru/archive/25192.
2. Bogoyavlenskaya, D.B. and Bogoyavlenskaya M.E. (2013), Giftedness: nature and diagnostics, Moscow.
3. Ryzhkova, I.V. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "The development of educational motivation of students in the new system of higher education", Pedagogy: Traditions and Innovations, Materials of the V International Scientific Conference, Two Komsomol members, Chelyabinsk, pp. 160162.
4. Kapichnikov, A. I. (2000), Formation of motivation of educational activity in the system "Lyceum-University", dissertation, Saratov.
5. Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Effectiveness of continuous training of bachelors, masters and postgraduates", Humanities research, Vol. 5-1 (45), pp. 79-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2020
УДК 796.077.4
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ТРЕНЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО БАСКЕТБОЛУ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евгений Сергеевич Горовенко, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального университета
Аннотация
В статье выявлены показатели, определяющие готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. К ним относятся: высокий уровень развития методических навыков по организации тренировочного процесса баскетболистов; знание тактики игры в баскетбол и специфики организации игры в защите, атаке, в отрыве; хорошие знания в области психологии общения и взаимодействия с игроками баскетбольной команды; умения создавать позитивный психологический климат в команде и положительный эмоциональный фон. Важны хорошие навыки применять новейшие достижения спортивной науки в тренировочном процессе баскетболистов, а также умения жить нуждами команды, проявлять требовательность и эмпатию к игрокам.
Ключевые слова: показатели готовности; тренеры по баскетболу; студенческий спорт; высокая эффективность; тренерская деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p92-95
INDICATORS OF READINESS OF TRAINERS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS
FOR TRAINER ACTIVITY
Eugeniy Sergeyevich Gorovenko, the post-graduate student, St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great; Sergey Alexandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Naberezhnye Chelny Institute (branch) Kazan (Volga) Federal University
Abstract
In the article, the authors have revealed the indicators determining readiness of the basketball coaches of the student teams for trainer 's activity. These include: high level of development of
methodological skills on organization of training process of basketball players; knowledge of the tactics of playing basketball and the specifics of organizing the game in defense, attack, in isolation; good knowledge in the field of psychology of communication and interaction with players of basketball team; ability to create a positive psychological climate in the team and positive emotional background. Good skills to apply the latest achievements of sports science in the training process of basketball players, as well as ability to live the needs of the team, to show demanding and empathy to players are important.
Keywords: readiness indicators, basketball coaches, student's sport, high efficiency, trainer's activity.
На современном этапе развития студенческого спорта и баскетбола, в частности, проблема подготовки тренеров по баскетболу приобрела новое значение. В условиях расширения внимания к студенческому спорту и комплектования сборных команд для участия в Универсиадах, данная проблема стала чрезвычайно актуальной. Возросли физические нагрузки на игроков, которые большую часть игрового времени на площадке проводят в анаэробном режиме [1-3, 5, 6]. Поэтому изучение показателей, определяющих готовность тренеров по баскетболу, к деятельности по подготовке команд к соревнованиям привлекает внимание большого количества специалистов и психологов. Система подготовки тренеров по баскетболу в условиях вуза должна быть направлена на развитие у них методических навыков, личностных, психологических и других качеств, формирующих личность педагога-тренера, способного не только тренировать команду, но и управлять ее действиями в ходе игры, создавать позитивный эмоциональный фон в коллективе [4].
Данный подход к деятельности баскетбольных тренеров по подготовке команд к соревнованиям включает в себя изучение ее содержания и показателей эффективности. Более точно определяются направления формирования готовности тренеров по баскетболу к тренерской деятельности [4].
Необходимость изучения показателей, определяющих готовность тренеров по баскетболу к тренерской деятельности, вызвана недостаточным развитием у них специальных качеств и навыков. Эти навыки инициируют соответствующую направленность тренерской деятельности на достижение высоких результатов студенческой баскетбольной команды [4]. Баскетбол занимает особое место в студенческом спорте. Поэтому выявление показателей, определяющих готовность тренеров по баскетболу к деятельности по подготовке команд к соревнованиям, является важной педагогической задачей.
Для достижения этой цели проводился корреляционный анализ связи отдельных показателей, влияющих на эффективность тренерской деятельности. К исследовательской работе было привлечено 34 респондента. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности деятельности тренеров по бас-кет^_
Ранг Показатели готовности тренеров по баскетболу Эффективность деятельности
1 Высокий уровень развития методических навыков по организации тренировочного процесса баскетболистов +0,71
2 Знание тактики игры в баскетбол и специфики организации игры в защите, атаке, в отрыве и др. +0,63
3 Хорошие знания в области психологии общения и взаимодействия с игроками баскетбольной команды +0,52
4 Умения создавать позитивный психологический климат в команде и положительный эмоциональный фон +0,48
5 Хорошие навыки применять новейшие достижения спортивной науки в тренировочном процессе баскетболистов +0,37
6 Умения жить нуждами команды, проявлять требовательность и эмпатию к игрокам +0,31
В ходе проведенного исследования были выявлены показатели, определяющие готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. К ним относятся: высокий уровень развития методических навыков по организации
тренировочного процесса баскетболистов; знание тактики игры в баскетбол и специфики организации игры в защите, атаке, в отрыве; хорошие знания в области психологии общения и взаимодействия с игроками баскетбольной команды; умения создавать позитивный психологический климат в команде и положительный эмоциональный фон. Важны хорошие навыки применять новейшие достижения спортивной науки в тренировочном процессе баскетболистов, а также умения жить нуждами команды, проявлять требовательность и эмпатию к игрокам.
Высокий уровень развития методических навыков по организации тренировочного процесса баскетболистов был определен в качестве важнейшего показателя, определяющего готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. Практика показывает, что тренер с низким уровнем развития методических навыков по организации тренировочного процесса баскетболистов не достигает высоких результатов в тренерской деятельности.
Наши исследования показали, что знание тренером тактики игры в баскетбол и специфики организации игры в защите, атаке и в отрыве также является очень важным показателем, определяющим готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. Умение донести до игроков как действовать при той, или иной тактической схеме является важнейшей характеристикой эффективности тренерской деятельности.
Особое место среди показателей, определяющих готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности, занимают хорошие знания в области психологии общения и взаимодействия с игроками баскетбольной команды. Практика показывает, что эмоциональный фон у игроков в ходе игры может изменяться как в лучшую сторону, так и в худшую сторону. Поэтому умения правильно общаться и взаимодействовать с игроками баскетбольной команды особенно во время игры приобретает первостепенное значение. Умения создавать позитивный психологический климат в команде и положительный эмоциональный фон является, по мнению некоторых специалистов в сфере баскетбола, важнейшим показателем эффективности тренерской деятельности.
Хорошие навыки применять новейшие достижения спортивной науки в тренировочном процессе баскетболистов, также определяют высокую готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. Этот показатель подчеркивает творческую составляющую деятельности тренеров по баскетболу студенческих команд. Практика показывает, что такие тренеры всегда находятся в поиске нового в организации тренировочного процесса и достигают высоких результатов в своей деятельности.
Респонденты отметили умения жить нуждами команды, проявлять требовательность и эмпатию к игрокам как важный показатель, определяющий готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. Этот показатель характеризует педагогическую составляющую тренерской деятельности. Практика показывает, что только требовательный тренер, одновременно проявляющий заботу и эмпатию к игрокам, пользуется заслуженным авторитетом у них и может эффективно управлять командой.
Таким образом, выявленные показатели в целом, определяют готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности.
ВЫВОД. Выявленные показатели, определяют готовность тренеров по баскетболу к тренерской деятельности. Это вызвано необходимостью развития у них специальных качеств и навыков. Данные качества и навыки инициируют у них соответствующую направленность тренерской деятельности на достижение высоких результатов студенческой баскетбольной команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50).
- С. 154-156.
2. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.
3. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонисток / Ф.З. Яцык, А.Э. Болотин, В. Б. Парамзин, С.А. Пауесов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 30-36.
4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.
5. Bolotin, А.Е. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.
6. Bolotin, A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels / A.E Bolotin, V.V. Bakayev, Yu Chunguang // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - Vol. 13 (2). - P. 240-244.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.
2. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2015), "Factors determining sports specialization of cross-country skiers", Theory and practice ofphysical culture, No.2, pp. 40-41.
3. Yatsyk, F.Z., Boloti,n A.E., Paramzin, V.B. and Pauesov, S.A. (2019), "Effectiveness of complex application of breathing exercises in the process of endurance development in biathlon", Physical culture, sport - science and practice, No.1, pp. 30-36.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.
5. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.
6. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and You, С. (2018), "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 13(2), pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2020
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ СЕВЕРОВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В статье рассмотрены аргументирование влияния оздоровительной аэробики на физическую подготовленность студенток северо-восточного федерального университета имени Максима Киро-вича Аммосова. Исследование раскрывает ряд факторов развития физической подготовленности у студентов, занимающихся оздоровительной гимнастикой. Существующая проблема указывает на проведения и контроль физической подготовленности у студентов. Полученные результаты послужат для наблюдения и корректировки учебной программы.
Ключевые слова: оздоровительная гимнастика, физическая подготовленность.