В настоящее время в спорте высших достижений следует особое внимание уделять стратегии соревнований, начиная с особенностей планирования отдельных текущих моментов и кончая глобальными планами подготовки к крупнейшим состязаниям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусейнов, А.Ш. Новые тенденции развития психологии спорта: субъектно-бытийный подход / А.Ш. Гусейнов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (25-27 ноября 2016г., г. Краснодар). - Краснодар, 2016. - С. 62-71.
2. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11, № 4. - С. 110-135.
3. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 528 с.
4. Шаров, А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы / А.С. Шаров // Рефлексивные процессы и управление. - 2011. - Т. 5, № 1. - С. 71-92.
REFERENCES
1. Huseynov, A.Sh. (2016), "New trends in the development of sports psychology: subjective-existential approach", Mater. All-Russian scientific-practical conference with international participation "Competitiveness resources of athletes: theory and practice of implementation" (November 25-27, 2016, Krasnodar), Krasnodar, pp. 62-71.
2. Leontiev, D.A. and Aspen, E.N., (2014), "Reflection "good and bad": from an explanatory model to differential diagnosis", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 11, No. 4, pp. 110-135.
3. Rusalov, V.M. (2012), Temperament in the structure of human personality: Differential-psychophysiological and psychological research, Institute of psychology RAS, Moscow.
4. Sharov, A.S. (2011), "Ontology of reflection: nature, functions, mechanisms", Reflexive processes and management, No. 1, Vol. 5, pp. 71-92.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2020
УДК 796.323
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД
Евгений Сергеевич Горовенко, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Артем Алексеевич Бессонов, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное ордена Жукова училище радиоэлектроники, г. Череповец
Аннотация
В статье показаны факторы, определяющие необходимость использования индивидуальных заданий в процессе общей физической подготовки (ОФП) баскетболистов студенческих команд. К ним относятся: разные росто-весовые показатели баскетболистов студенческих команд; различные игровые функции баскетболистов, исходя из их амплуа; генетически обусловленные различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности; повышенный интерес баскетболистов к использованию индивидуальных заданий; наличие высокой мотивации у баскетболистов к росту уровня общей физической подготовленности. Важны также объективные условия организации общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд.
Ключевые слова: факторы; индивидуальные задания; общая физическая подготовка; баскетболисты студенческих команд.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p117-121
FACTORS DETERMINING THE NECESSITY OF USING INDIVIDUAL ASSIGNMENTS IN THE GENERAL PHYSICAL TRAINING OF STUDENT
BASKETBALL PLAYERS
Eugene Sergeevich Gorovenko, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Artem Alekseevich Bessonov, the competitor, Cherepovets Higher Military Engineering Order of Zhukov School of Radio Electronics
Abstract
The article shows the factors that determine the need to use individual assignments in the process of general physical training of basketball players of student teams. These include: different height-weight indicators of basketball players of student teams; various playing functions of basketball players based on their role; genetically driven differences in the energy mechanism of muscle activity; increased interest of basketball players in using individual assignments; high motivation of basketball players to increase the level of general physical readiness. Objective conditions of organization of general physical training of basketball players of student teams are also important.
Keywords: factors, individual tasks, general physical training, basketball players of college teams.
Разработка новой модели тренировочного процесса баскетболистов студенческих команд требует усиления акцента на улучшении их общей физической подготовки (ОФП) [4]. В настоящее время все больше внимания уделяется использованию индивидуальных заданий в процессе тренировки баскетболистов [4]. Это связано с особенностями ОФП баскетболистов и современной игры в баскетбол. Специфика организации ОФП баскетболистов студенческих команд значительно затрудняет проведение всех плановых мероприятий по проведению тренировочного процесса. Это негативно сказывается на физическом состоянии баскетболистов студенческих команд. Использование индивидуальных заданий в процессе ОФП является эффективным средством профилактики неблагоприятного воздействия различных объективных факторов, влияющих на тренировочный процесс баскетболистов. Вместе с тем, практика свидетельствует, что использование индивидуальных заданий имеет свои трудности [4].
В связи с усилением акцента на улучшении ОФП баскетболистов, неотъемлемой составляющей их тренировки должно стать использования индивидуальных заданий. Однако работ, посвящённых проблеме использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов практически нет.
В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием технологии использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов, а также психолого-педагогических условий, необходимых для ее реализации.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречий:
- между высокими требованиями, предъявляемыми к ОФП баскетболистов и отсутствием научно разработанной технологии использования индивидуальных заданий в тренировочном процессе;
- между необходимостью повышения уровня развития физических качеств у баскетболистов и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.
Всё вышесказанное и определяет высокую значимость настоящего исследования, направленного на решение актуальной задачи с целью использования индивидуальных заданий в тренировочном процессе по улучшению ОФП баскетболистов.
Решение этой задачи связано с выявлением факторов, определяющих необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов. Для установления ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 72 тренеров баскетбольных студенческих команд вузов города Санкт-Петербурга. Результаты этого ис-
следования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования индивидуальных заданий в процессе общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд (п=72)_
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Разные росто-весовые показатели баскетболистов студенческих команд 28,2
2 Различные игровые функции баскетболистов, исходя из амплуа 21,8
3 Генетически обусловленные различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности 17,7
4 Повышенный интерес баскетболистов к использованию индивидуальных заданий 12,3
5 Наличие высокой мотивации у баскетболистов к росту уровня общей физической подготовленности 10,1
6 Объективные условия организации общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд 9,9
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов, респонденты отнесли: разные росто-весовые показатели баскетболистов студенческих команд; различные игровые функции баскетболистов, исходя из их амплуа. Значимыми факторами, по их мнению, являются: генетически обусловленные различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности; повышенный интерес баскетболистов к использованию индивидуальных заданий; наличие высокой мотивации у баскетболистов к росту уровня общей физической подготовленности. На их взгляд, важны также объективные условия организации ОФП баскетболистов.
Наиболее значимым фактором, определяющим необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов, по мнению респондентов, являются разные росто-весовые показатели спортсменов. По мнению многих авторов, занимающихся оценкой росто-весовых показателей в спорте, данный фактор является доминирующим при выборе специализации спортсменов. [1-3,6]. Поэтому, на наш взгляд, данный фактор был установлен респондентами в качестве основного.
Респонденты обратили внимание на различные игровые функции баскетболистов, исходя из их амплуа. Данный фактор, по их мнению, также определяет необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов. Разное игровое амплуа баскетболистов требует развития разного уровня ОФП. Известно, что требования к развитию быстроты у центровых игроков отличаются от требований к развитию этого качества у разыгрывающих игроков и т.д.
Значимым фактором, по мнению респондентов, являются генетически обусловленные различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности баскетболистов. Различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности баскетболистов требуют разного подхода к использованию упражнений и к организации тренировочного процесса в целом. [5]. Поэтому использование индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов позволит эффективно решить эту задачу.
В процессе исследований был выявлен повышенный интерес баскетболистов к использованию индивидуальных заданий. Поэтому данный фактор также определяет необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов. Практика показала, что использование индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов позволило качественно улучшить тренировочный процесс.
Респонденты обратили внимание на наличие высокой мотивации у баскетболистов к росту уровня собственной общей физической подготовленности. Это также определяло необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов. Известно, что каждый баскетболист имеет индивидуальные функциональные возможности. Они определяют способности игроков к перенесению физической нагрузки в про-
цессе ОФП. Использование индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов учитывает эти способности.
В процессе исследований было установлено, что важны также объективные условия организации ОФП баскетболистов. Дело в том, что условия обучения в вузе накладывают свой отпечаток на организацию ОФП баскетболистов. Летние и зимние каникулы негативно влияют на систематичность организации тренировочного процесса. Поэтому возникает необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов. Выполняя на каникулах индивидуальное задание, каждый баскетболист поддерживает себя в хорошей спортивной форме. Это, в свою очередь, способствует улучшению уровня ОФП баскетболистов.
ВЫВОД. Выявленные факторы определяют необходимость использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов студенческих команд. Учет этих факторов позволил в значительной степени улучшить тренировочный процесс с баскетболистами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
2. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.
3. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонисток / Ф.З. Яцык, А.Э. Болотин, В. Б. Парамзин, С.А. Пауесов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 30-36.
4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bo-lotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 11771185.
5. Bolotin, А.Е. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.
6. Bolotin, A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels / A.E Bolotin, V.V. Bakayev, Yu Chunguang // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - Vol. 13 (2). - P. 240-244.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.
2. Bakaev, V.V., Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2015), "Factors determining sports specialization of cross-country skiers", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-41.
3. Yatsyk, F.Z., Bolotin, A.E., Paramzin, V.B. and Pauesov, S.A. (2019), "Effectiveness of complex application of breathing exercises in the process of endurance development in biathlon", Physical culture, sport - science and practice, No.1, pp. 30-36.
4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.
5. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.
6. Bolotin, A.E., Bakaev, V.V. and You, С. (2018), "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels", Journal of Human
Sport and Exercise, (JHSE), No. 13(2), pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2020
УДК 796.01
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТОВ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА
Андрей Александрович Грачиков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой, Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. Для современного человека всё большую роль играет понятие - качество, его можно применить во всех аспектах, начиная от сферы потребления, заканчивая нематериальной сферой: здравоохранение, культура и т.д. Особенно это актуально для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Системы управления качеством давно успешно используются в производстве и продажах в нашей стране и за рубежом. За границей давно и эффективно используются системы управления качеством в медицине, работе социальных служб и т.д. К сожалению, этого нельзя сказать о нематериальной сфере в нашей стране. На сегодняшний день, только начинается внедрение системы менеджмента качества в здравоохранении и социальных структурах. Однако в области адаптивной физической культуры таких наработок нет. Цель исследования. Анализ применяемых тестов при физической реабилитации у лиц с нарушениями двигательной сферы с целью разработки единой системы диагностики (кейсов). Методика и организация исследования. Анализ практического применения тестов двигательной сферы для лиц с нарушениями различного генеза в реабилитационных учреждениях Российской Федерации. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные позволяют говорить о том, что: 1) Доступная информация о применяемых тестах в конкретных учреждениях крайне скудна, очевидна необходимость проведения широкомасштабного исследования в рамках Российской Федерации. 2) Необходимо разработать единую достоверную и стандартизированную систему диагностики в области адаптивной физической культуры. 3) Создать систему управления качеством в адаптивной физической культуре.
Выводы. На сегодняшний день, единого подхода к проведению диагностики лиц с нарушениями двигательной сферы не имеется. Это приводит к субъективному подходу при выборе средств реабилитации, что приводит, в том числе к снижению качества восстановления двигательной сферы. Во многих учреждениях диагностика вовсе не проводится.
Ключевые слова: тесты, система управления качеством, реабилитация, адаптивная физическая культура, двигательные нарушения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p121-124
STANDARDIZATION OF TESTS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AS A TOOL TO IMPROVE EFFECTIVENESS OF REHABILITATION OF PERSONS
WITH MOTOR VIOLATIONS
Andrey Alexandrovich Grachikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department
chairman, Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
Introduction. In the modern world the quality concept plays very important role, it can be applied in all aspects of life, from the consumption sphere to the non-material: healthcare, culture, etc. This is es-