Научная статья на тему 'Модель общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий'

Модель общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / БАСКЕТБОЛИСТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД / INDIVIDUAL TASKS / GENERAL PHYSICAL TRAINING MODEL / BASKETBALL PLAYERS OF COLLEGE TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовенко Евгений Сергеевич, Моха Александр Андреевич, Волков Владимир Николаевич, Юрченко Валентин Геннадьевич

Исследование показало, что систематическая самостоятельная тренировка баскетболистов студенческих команд, может, в определенной мере компенсировать отсутствие возможности для регулярных тренировочных занятий. В разработанной педагогической модели ведущее место занимают индивидуальные задания для самостоятельной тренировки баскетболистов студенческих команд. Общая физическая подготовка баскетболистов студенческих команд осуществлялась в сочетании с использованием индивидуальных заданий для самостоятельной тренировки, позволяющих подойти к тренировочному процессу дифференцированно.The study showed that the systematic independent training of the basketball players of the student teams can, to a certain extent, compensate for the lack of opportunity for regular training sessions. In the developed pedagogical model, the leading place is occupied by individual tasks for independent training of basketball players of student teams. General physical training of basketball players of student teams was carried out in combination with use of the individual tasks for independent training, which allow approaching the training process in a differentiated manner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горовенко Евгений Сергеевич, Моха Александр Андреевич, Волков Владимир Николаевич, Юрченко Валентин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий»

парных гемодинамических показателей. При этом приспособительные изменения церебральной гемодинамики проявляются в уменьшении асимметрии парных гемодинамических показателей, нормализации тонуса артериол и венул, состояния венозного оттока и кровоснабжения больших полушарий головного мозга, что может свидетельствовать о снижении психоэмоционального напряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зотин, В.В. Нетрадиционная гимнастика Belly dance в практике физического воспитания вузов / В.В. Зотин, Я.В. Чешуина // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании». -Чайковский, 2011. - С. 122-123.

2. Ростовцева, М.Ю. Восточный танец в фитнес-формате / М.Ю. Ростовцева, А.К. Шелу-хина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 20-23.

3. Рябинин, С.П. Использование восточных танцев как средства физического воспитания девушек 20-30 лет / С.П. Рябинин, М.М. Гончакова // Современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2015. - С. 62-67.

4. Федоров, Н.А. Влияние физической нагрузки повышающейся мощности на показатели кардиореспираторной системы спортсменов с различными типологическими особенностями кровообращения : дис. ... канд. биол. наук / Федоров Николай Александрович. - Казань, 2010. - 124 с.

5. Шелухина, А.К. Воздействие занятий Восточными танцевальными направлениями на состояние женщин (теоретический анализ) / А.К. Шелухина // Фитнес-аэробика-2016 : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Фитнес-аэробика-2016». - Москва, 2016. - С. 25-28. - URL : http://lib.sportedu.ru/Books/PDF/257872.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Zotin, V.V. and Cheshuina, Ya.V. (2011), "Nontraditional gymnastics Bellydance in the practice of physical education of universities", Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Modern fitness technologies in physical education", Tchaikovsky, рр. 122-123.

2. Rostovtseva, M.Yu. and Shelukhina, A.K. (2017), "Oriental dance in fitness format", Physical culture: education, education, training, No. 4, рр. 20-23.

3. Ryabinin, S.R and Gonchakova, M.M. (2015), "Use of Oriental dance as a means of physical education of girls 20-30 years old", Modern aspects of training and professional self-realization of specialists in the field of physical culture, sports and life safety: materials of the II All-Russian scientific-practical conference, Krasnoyarsk, рp. 62-67.

4. Fedorov, N.A. (2010), Influence of physical activity of increasing power on the indicators of the cardiorespiratory system of athletes with various typological features of blood circulation, dissertation, Kazan.

5. Shelukhina, A.K. (2016), "Impact of Eastern dance classes on the state of women (theoretical analysis)", Fitness aerobics-2016: materials of the All-Russian scientific and practical Internet conference "Fitness aerobics-2016", Moscow, pp. 25-28, available at: http://lib.sportedu.ru/Books/PDF/257872.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2020

УДК 796.323

МОДЕЛЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ЗАДАНИЙ

Евгений Сергеевич Горовенко, аспирант, Александр Андреевич Моха, кандидат педагогических наук, Владимир Николаевич Волков, соискатель, Валентин Геннадьевич Юр-ченко, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

Исследование показало, что систематическая самостоятельная тренировка баскетболистов студенческих команд, может, в определенной мере компенсировать отсутствие возможности для регулярных тренировочных занятий. В разработанной педагогической модели ведущее место занимают индивидуальные задания для самостоятельной тренировки баскетболистов студенческих команд. Общая физическая подготовка баскетболистов студенческих команд осуществлялась в сочетании с использованием индивидуальных заданий для самостоятельной тренировки, позволяющих подойти к тренировочному процессу дифференцированно.

Ключевые слова: индивидуальные задания; модель общей физической подготовки; баскетболисты студенческих команд.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p121-125

MODEL OF GENERAL PHYSICAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS OF STUDENT TEAMS WITH USING INDIVIDUAL TASKS

Eugene Sergeyevich Gorovenko, the post-graduate student, Alexander Andreevich Mokha, the

candidate of pedagogical sciences, Vladimir Nikolaevich Volkov, the competitor, Valentin Gennadyevich Yurchenko, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The study showed that the systematic independent training of the basketball players of the student teams can, to a certain extent, compensate for the lack of opportunity for regular training sessions. In the developed pedagogical model, the leading place is occupied by individual tasks for independent training of basketball players of student teams. General physical training of basketball players of student teams was carried out in combination with use of the individual tasks for independent training, which allow approaching the training process in a differentiated manner.

Keywords: individual tasks, general physical training model, basketball players of college teams.

Разработка новой модели общей физической подготовки (ОФП) баскетболистов студенческих команд требует усиления внимания на использовании индивидуальных заданий [4]. Это связано с индивидуализацией тренировочного процесса вообще и баскетболистов студенческих команд, в частности [2, 4-6]. Многие ученые в области спорта связывают ОФП с развитием выносливости [1, 3]. Однако деятельность баскетболистов во время игры представляет собой определенный вид индивидуальных двигательных действий, основанный на высоком уровне ОФП и игровых задачах, исходя из амплуа игроков и их физических данных. Поэтому ОФП баскетболистов студенческих команд к игровой деятельности должна рассматриваться с точки зрения приобретения высокого уровня ОФП на основе индивидуализации тренировочного процесса [4].

Рассмотрение игровой деятельности баскетболистов, с точки зрения индивидуализации тренировочного процесса, требует выбора исходной теоретической модели, в рамках которой возможен тот или иной путь рассмотрения способов повышения уровня ОФП. Традиционно проблема ОФП баскетболистов студенческих команд рассматривалась с точки зрения развития физических качеств и быстроты индивидуальных двигательных действий, исходя из амплуа игроков и их физических данных [4]. Практика свидетельствует, что для игровой деятельности баскетболистов необходим комплекс определенных индивидуальных двигательных действий. Установлено, что наиболее важное место занимают направленность на решение игровых задач, исходя из амплуа игроков, а также высокий уровень ОФП [4]. Все это должно быть сформировано в ходе ОФП баскетболистов студенческих команд. Теоретическая модель ОФП баскетболистов студенческих команд констатируется как система, включающая конкретные средства, мето-

ды и формы тренировочного процесса. Основными признаками эффективной модели ОФП баскетболистов студенческих команд являются: овладение наиболее целесообразными методами тренировки и игровой деятельности; развивающиеся двигательные способности, а также умения воплощать различные тактические схемы построения игры в защите и атаке на основе высокого уровня ОФП [4].

Анкетный опрос тренеров по баскетболу студенческих команд показал, что в настоящее время недостаточно внимания уделяется совершенствованию системы ОФП. ОФП баскетболистов студенческих команд осуществляется в отрыве от особенностей индивидуальных двигательных действий, исходя из амплуа игроков и их физических данных. Поэтому в содержание модели ОФП баскетболистов студенческих команд помимо основных средств - физических упражнений были включены неспецифические средства физической подготовки - индивидуальные задания для самостоятельной тренировки. Суть использования индивидуальных заданий заключалась в выполнении упражнений по ОФП в процессе самостоятельной тренировки баскетболистов студенческих команд во время каникул, экзаменационных сессий и других длительных перерывов в тренировочном процессе.

Практика показала, что систематическая самостоятельная тренировка баскетболистов студенческих команд, может, в определенной мере компенсировать отсутствие возможности для регулярных тренировочных занятий. В разработанной педагогической модели ведущее место занимают индивидуальные задания для самостоятельной тренировки баскетболистов студенческих команд. ОФП баскетболистов студенческих команд осуществлялась в сочетании с использованием индивидуальных заданий для самостоятельной тренировки, позволяющих подойти к тренировочному процессу дифференцированно. В качестве главного средства тренировки использовались конкретные индивидуальные задания для самостоятельной тренировки. Педагогическая модель ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий представлена на рисунке 1.

Специфические временные и организационные рамки использования индивидуальных заданий в подготовке баскетболистов студенческих команд также представлены в данной модели. В данную модель были включены основные формы ОФП баскетболистов студенческих команд: тренировочные занятия, утренняя физическая зарядка, самостоятельная тренировка. Все они имели свою специфическую тренировочную направленность, содержание, методику, особенности организации, проведения и использовались в тесной взаимосвязи в процессе ОФП баскетболистов студенческих команд.

Проведенные исследования показали, что практическая реализация разработанной педагогической модели ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий зависит от многих условий. Практическая реализация зависит от субъективных свойств личности баскетболистов, связанных с мотивацией и их отношением к индивидуализации тренировочного процесса. Установлено, что важное место в тренировочном процессе занимают характер и условия подготовки баскетболистов студенческих команд. И здесь большую роль для повышения мотивации играют индивидуальные задания для самостоятельной тренировки баскетболистов. Обоснование педагогической модели ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий было направлено на преодоление противоречий в их подготовке.

Проведенный нами анализ процесса ОФП баскетболистов студенческих команд, выявил существенные противоречия, обусловленные несоответствиями между:

- объективной потребностью баскетбольных студенческих команд в квалифицированных игроках, способных на высоком уровне решать разные игровые тактические задачи и недостаточным уровнем их общей физической подготовленности к играм;

- возрастающей значимостью индивидуализации тренировочного процесса баскетболистов и слабой разработанностью проблемы использования индивидуальных заданий в ходе ОФП баскетболистов студенческих команд;

- большими потенциальными дидактическими возможностями педагогической модели ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий и недостаточно эффективной их реализацией.

Коррекция качеств

Требования к ОФП спортсменов

I

Уровень подготовленности *

Развитие физ. качеств

Содержание индивидуальных заданий

Средства и методы коррекции физических качеств и движений:

- коррекция физических / качеств в соответствие с / игровым амплуа;

- коррекция слабо развиты! физических качеств и дви- \ гательных навыков;

- овладение двигательными действиями в ходе тактических действий в обороне, атаке разными способами.

Цель тренировки - подготовка к играм и турнирам

Средства и методы развитие физических качеств:

- средства развития силы,

)быстроты, ловкости, скоростной выносливости, точности бросков;

- методы: повторный, интервальный, необычных двигательных заданий;

- применение метода строго регламентированного упражнения в соответствии с индивидуальным заданием.

Технология ОФП баскетболистов студенческих команд

Формы 110ДГ0Т0Е ки баскетболистов

В процессе тренировочных занятии с использованием индивидуальных заданий В процессе самостоятельных тренировок, утренней физической зарядки

Педагогическое воздействие тренера на баскетболистов взаимодействие -> понимание поддержка -> сопереживание

Комплексные функции педагогического взаимодействия:

инициирование активности баскетболистов; стимулирование выбора средств и форм тренировки; оснащение методами тренировки; формирование навыков самостоятельной тренировки

Физическая готовность баскетболистов к играм и турнирам

Рисунок 1 -Педагогическая модель ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием

индивидуальных заданий

Практика показала, что основными организационными условиями преодоления выявленных противоречий являются:

- насыщенность тренировочного процесса с баскетболистами новыми формами ОФП с использованием индивидуальных заданий;

- соблюдение последовательности этапов ОФП баскетболистов студенческих команд.

Таким образом, проведенное исследование позволило обосновать педагогическую модель ОФП баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий.

ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования индивидуальных заданий в процессе ОФП баскетболистов студенческих команд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.

2. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.

3. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонисток / Ф.З. Яцык, А.Э. Болотин, В. Б. Парамзин, С.А. Пауесов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 30-36.

4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bo-lotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 11771185.

5. Bolotin, А.Е. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.

6. Bolotin, A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels / A.E Bolotin, V.V. Bakayev, Yu Chunguang // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - Vol. 13 (2). - P. 240-244.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.

2. Bakaev, V.V., Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2015), "Factors determining sports specialization of cross-country skiers", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-41.

3. Yatsyk, F.Z., Bolotin, A.E., Paramzin, V.B. and Pauesov, S.A. (2019), "Effectiveness of complex application of breathing exercises in the process of endurance development in biathlon", Physical culture, sport - science and practice, No.1, pp. 30-36.

4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.

5. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.

6. Bolotin, A.E., Bakaev, V.V. and You, С. (2018), "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), No. 13(2), pp. 240-244.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2020

УДК 796.332

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 810 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТСКОГО КРОССФИТА

Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Михайловна Булкова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Стрелков, аспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.