REFERENCES
1. Bogatyrev, R.V. and Borisov A.V. (2017), "Model of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 11-15.
2. Bogatyrev, R.V. and Borisov A.V. (2017), "The factors defining recovery orientation of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 28-32.
3. Bogatyrev, R.V., Bolotin, A.E., Severin, N.N., Kadutsky, P.N. and Gusev, Yu.M. (2017), "Psychology and pedagogical conditions necessary for effective independent use of exercises of aerobic orientation by officers of Aerospace forces", Modern scientist, No. 4, pp. 75-79.
4. Bolotin, А.Е., Bakayev, V. V. (2017), Peripheral circulation indicators in veteran trail runners. Journal of Physical Therapy Science, (JPJS) Vol. 29 (2017), No.6, pp.1092-1094.
5. Bolotin, А. Е., Bakayev, V.V. (2017), Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity. 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp. 126-131.
6. Bolotin, А. Е., Bakayev, V.V. (2017). Response of the respiratory system of long and middle distance runners to exercises of different types. Journal of Physical Education and Sport, 17(5), Art. 231, pp.2214-2217.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2018
УДК 796.323
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
Дмитрий Юрьевич Витман, преподаватель, Вадим Витальевич Козин, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Анатольевич Блинов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), Омск
Аннотация
Статья посвящена проблеме управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов путем визуализации игровых ситуаций. Представлена модель управления действиями квалифицированных баскетболистов в процессе тактико-технической подготовки с учетом ситуационного анализа, включающего визуализацию оперативного пространства игры, командных форм нападения и защиты, индивидуальных, групповых тактико-технических действий с траекторией передвижения игроков по площадке, позиционными действиями, противодействиями соперников.
Ключевые слова: визуализация, игра, команда, подготовка, ситуационные представления, дополненная реальность.
TECHNOLOGY OF CONTROL OF TACTICAL AND TECHNICAL ACTIVITIES BY
QUALIFIED BASKETBALLERS BASED ON VISUALIZATION OF GAME
SITUATIONS
Dmitriy Yuryevich Vitman, the teacher, Vadim Vitalievich Kozin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vyacheslav Anatolyevich Blinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
The article is devoted to the problem of managing the tactical and technical actions of qualified basketball players by visualizing game situations. The model of managing the actions of qualified basketball
players in the process of tactical and technical training is presented, taking into account the situation analysis, which includes visualization of the operational space of the game, team forms of attacks and defense, individual, group tactical and technical actions with the trajectory of players moving on the site, positional actions, counteractions of rivals.
Keywords: visualization, game, team, training, situational imagination, augmented reality.
ВВЕДЕНИЕ
Управление тактико-техническими действиями баскетболистов является очень важной стороной работы тренера. Проведя обзор научно-методической литературы [1, с. 288; 2, с. 353], а также регистрацию и анализ соревновательной деятельности игроков баскетбольных команд мы выявили, что квалифицированные баскетболисты допускают преимущественно ошибки, связанные с выполнением тренерских установок, решением тактико-технических задач в разных игровых ситуациях.
В вопросе использования средств визуального отображения игровых действий и комбинаций разные авторы рекомендуют просматривать видеофильмы и использовать другие средства визуализации до или после тренировки/игры [3, с. 739; 4, с. 151; 5, с. 21]. Нами было выдвинуто предположение о том, что исправление нечетких представлений игровой соревновательной деятельности позволит оперативно и более качественно корректировать ошибки спортсменов, а также отмечать нестандартное решение спортсменами тренировочных задач. Цель данного исследования: совершенствование модели управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов, основанной на визуализации игровых ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами была разработана программа тактико-технической подготовки квалифицированных баскетболистов, основанная на визуализации игровых ситуаций. В основу программы положен способ воссоздания игровых условий при помощи средств дополненной реальности. Технология использования данного способа заключается в следующем: в процессе тренировочного занятия на игроков разного амплуа надевались видеокамеры, которые не мешали игрокам выполнять тренерские задачи. Отдельная камера располагалась над спортивной площадкой, полностью охватывая ее размеры.
Регистрация деятельности происходила во время упражнений. Видеопоток передавался на ноутбук по беспроводной связи и записывался на диск. Помощник тренера ставил маркеры по сигналу главного тренера. В перерыве между упражнениями спортсмены подходили к ноутбуку, где осуществлялся оперативный анализ выделенных ситуаций.
Видеоанализ происходил следующим образом: по отмеченным маркерам тренер выбирал ситуации, при помощи инструментов дополненной реальности на сенсорном экране отмечал возникающие ошибки, выделял ситуации или действия игроков, которые способствовали возникновению ошибок. При этом тренер и его помощник могли показать отмеченные ранее игровые ситуации с разных углов обзора. Стоит отметить, что продолжительность видеоанализа соответствовала регламенту отдыха, запланированному в зависимости от интенсивности и длительности упражнений.
Помимо этого, способ дополненной реальности использовался для объяснения и показа тренировочных заданий. Тренер заранее формировал отдельные видеоролики и при объяснении демонстрировал на экране особенности выполнения упражнений или игровых взаимодействий. Таким образом тренер на сенсорном экране визуально представлял траектории передвижения игроков при выполнении упражнений, предполагаемые траектории полета мяча при выполнении бросков, передач, направления ведения мяча.
При создании визуальной информации использовалась съемка видеокамерой сверху над игровой площадкой. Игроки могли видеть планируемые перемещения каждого баскетболиста на площадке, взаимодействия и предполагаемые противодействия соперника. Таким образом представляется возможным регистрация тактико-технических действий
игроков в следующей последовательности (схема 1).
Схема 1 - Последовательность получения и обработки информации о тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов
Особенность программного обеспечения заключается в видео-фиксации учебно-тренировочного занятия, соревнований с представлением расширенных статистических данных. В итоге возможно решение проблемы совершенствования игровых приемов, а также организации и управления тренировочной и соревновательной деятельностью.
Тактико-техническая подготовка реализовывалась на протяжении следующих этапов. На первом этапе квалифицированные баскетболисты команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК) просматривали видеоролики по реализации действий в конкретных ситуациях игры. При подборе видеороликов для просмотра учитывались: индивидуальный набор тактико-технических приемов каждого игрока, игровое амплуа. Просмотр видеороликов, с последующим выполнением тренерских установок, закреплялся игроками в упражнениях во время тренировочного процесса, другими словами, проецировались игровые ситуации и условия противодействий соперников.
Второй этап проходил в предсоревновательном и соревновательном периоде сезона. В тренировочный процесс баскетболистов добавлялись видеоролики с соревновательной деятельностью команды СибГУФК и команд соперников. Видеоматериалы демонстрировались игрокам с использованием дополненной реальности: деформация изображения; поверхностное моделирование при помощи контуров и линий; отображение оптимальных траекторий полета мяча, передвижений игроков. Третий этап содержит композиционное усложнение ситуаций с совершенствованием тактико-технических действий в нападении и защите.
Таким образом, модель управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов включает централизованную выработку приоритетных тактико-технических задач и децентрализованное локальное перераспределение функций между спортсменами (схема 2).
Для оценки эффективности модели управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций был проведен педагогический эксперимент. В исследовании принимали участие 30 баскетболистов 18-25 лет (по 15 спортсменов в контрольной (ОмГУПС, г. Омск) и экспериментальной (СибГУФК, г. Омск) группах). Тестирование осуществлялось в начале эксперимента (сентябрь 2016 г) и после заключительных в году соревнований (апрель 2017 г).
Схема 2 - Модель управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов
Экспериментально установлено, что использование модели управления тактико-техническим действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций способствует улучшению психомоторных показателей: реакция на движущийся объект с ускорением движения; реакция на движущийся объект с помехой; объем внимания; быстрота и точность оперативного мышления; переключение внимания. Повысилась результативность бросков в лабораторных условиях без сопротивления до 27±0,2 очков (Р <0,05) и с сопротивлением защитника до 25±0,1 очков (Р <0,05) (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной групп квалифицированных баскетболистов_
Показатели До эксперимента После эксперимента
х±о Р х±о Р
К (п=15) Э (п=15) К (п=15) Э (п=15)
Переключение внимания, с 201±4 96±5 >0,05 95±4 71±1 <0,05
Объем внимания, с 48±3,6 50±1,7 >0,05 47±2,8 45±0,1 <0,05
Быстрота и точность оперативного мышления, с 38±2,7 38±2,4 >0,05 37±1,3 31±0,2 <0,05
Реакция на движущийся объект с ускорением движения, мл/с 37,7±1,21 35,4±1,97 >0,05 36,6±2,15 32,7±0,3 <0,05
Реакция на движущийся объект с помехой, мл/с 59,1±6,67 54,4±6,25 >0,05 56,1±4,78 44,9±0,4 <0,05
Результативность бросков без сопротивления защитника, очки 22±2,08 25±1,72 >0,05 22± 1,87 27± 0,2 <0,05
Результативность бросков с сопротивлением защитника, очки 19±2,28 23±1,66 >0,05 20±2,32 25±0,1 <0,05
Содержание прогнозирования игровой ситуации, баллы 6±0,8 5±0,9 >0,05 7±0,6 9±0,3 <0,05
Точность схематического воспроизведения игрового эпизода, баллы 5,4±0,4 2,7±0,8 >0,05 6,7±0,8 9,6±0,2 <0,05
Совпадение проекций, кол-во 19,7±5,4 17,7±6,2 >0,05 20,7±4,7 27,4±0,3 <0,05
Стоит отметить, что прирост результативности произошел незначительный, но при этом повысилась стабильность бросков. Итогом явилось то, что практически все игры на официальных соревнованиях баскетболисты экспериментальной группы выигрывали с незначительной разницей в счете. Баскетболисты экспериментальной группы при описании и прогнозировании игровых ситуаций показали не только высокий балл, но и были точнее в схематическом воспроизведении игровых ситуаций баскетболистов контрольной группы. При этом в экспериментальной группе было выявлено совпадение траекторий передвижения не только партнеров по команде, но и соперников.
ВЫВОДЫ
1. Разработанная модель управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов учитывает специфическую деятельность в баскетболе и включает использование информационно-технических, визуальных средств (дополненной реальности). Необходимо, чтобы у спортсмена и тренера формировались в процессе взаимодействия максимально схожие представления ситуаций игры посредством их визуализации.
2. Использование модели управления тактико-техническим действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций способствует улучшению психомоторных показателей, а также повышению результативности бросков мяча. Содержание прогнозирования игровой ситуации улучшилось до 9±0,3 баллов (Р <0,05), точность схематического воспроизведения игрового эпизода до 9,6±0,2 баллов (Р <0,05), совпадение траектории передвижения игроков повысилось до 27,4±0,3 проекций (Р <0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Semantic annotation of soccer videos: automatic highlights identification / J. Assfalg, M. Bertini, C. Colombo, A. Bimbo, W. Nunziati // Computer Vision and Image Understanding. - 2003. - Vol. 92, No. 2-3. - P. 285-305.
2. Bourbousson, J. Space-time coordination dynamics in basketball: Part 2. The interaction between the two teams / J. Bourbousson, C.T. Mc Garry // Journal of Sports Sciences. - 2012. -Vol. 28. - No. 3. - P. 349-358.
3. Principal components analysis of basketball performance indicators / G. Csataljay, Р. Do-noghue, М. Huges, H. Dancs // Paper presented at the VIII World Congress of Perfomance Analysis of Sport. - Deutschland, 2008. - P. 737-743.
4. Jianyun, C.A. Unified framework for semantic content analysis in sports video / C.A. Jianyun // Proceedings of the 2nd International Conference Information Technology for Application (ICITA). - Sydney, Australia, 2004. - P. 149-153.
5. Lehto Henry. Technical and tactical game analysis of elite basketball in three different levels / Henry Lehto // KIHU's publication series. - 2010. - No. 19. - Р. 33.
REFERENCES
1. Assfalg, J., Bertini, M., Colombo, C., Bimbo, A. and Nunziati, W. (2003), "Semantic annotation of soccer videos: automatic highlights identification", Computer Vision and Image Understanding, Vol. 92, No 2-3, pp. 285-305.
2. Bourbousson, J. and Mc Garry, C.T. (2012), "Space-time coordination dynamics in basketball: Part 2. The interaction between the two teams", Journal of Sports Sciences, Vol 28, No 3, pp. 349-358.
3. Csataljay, G., O' Donoghue, Р., Huges, М. and Dancs, H. (2008), "Principal components analysis of basketball perfomance indicators", paper presented at the VIII World Congress of Performance Analysis of Sport, Deutschland, pp. 737-743.
4. Jianyun, C.A. (2004), "Unified framework for semantic content analysis in sports video", Proceedings of the 2nd International Conference Information Technology for Application (ICITA), pp. 149-153.
5. Henry Lehto (2010), "Technical and tactical game analysis of elite basketball in three different levels", KIHU's publication series (19):33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018