Научная статья на тему 'Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов'

Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ / АНАЛИЗ / ВИЗУАЛЬНО-ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / REGISTRATION / ANALYSIS / VISUAL SOFTWARE / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козин Вадим Витальевич

Рассматриваются недостатки современных методик регистрации и анализа тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов. Выявлены знания, повышающие эффективность обратной связи в учебно-тренировочном процессе баскетболистов при использовании визуально-программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козин Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The software for feedback forming in training techniques of basketball players

In the paper we observed the highlights and the shortcomings of modern methods of recording and analysis of training and competitions of basketball players. We found out the knowledge increasing the feedback efficiency in the training process of basketball players using visual software.

Текст научной работы на тему «Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов»

УДК 796.034:004.942 В.В. Козин

Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов

Рассматриваются недостатки современных методик регистрации и анализа тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов. Выявлены знания, повышающие эффективность обратной связи в учебно-тренировочном процессе баскетболистов при использовании визуально-программного обеспечения.

Ключевые слова: регистрация, анализ, визуально-программное обеспечение, информатизация.

Тенденции развития баскетбола свидетельствуют о всеобъемлющей информатизации сторон подготовки игроков. Однако несмотря на повышение интереса к данной тематике, количество публикаций за последнее десятилетие уменьшилось. На наш взгляд, это связано со сложностью специфичных для игровых видов спорта проблем, а также с трудностями, возникающими при разработке и внедрении прикладного программного обеспечения.

Процесс оптимизации учебно-тренировочного процесса за счет обратных связей, допускающий применение программного обеспечения и технических средств, в спорте в нашей стране начался с начала 80-х годов и в последующем нашел отражение в ряде исследований [1, 2, 6]. В результате были определены особенности технического и программного обеспечения учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований. При этом важным условием является наличие специфических знаний как у специалиста, тренера, так и у спортсмена [5].

Вследствие этого возникает проблема внедрения программного обеспечения в учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность баскетболистов, вызванная недостаточностью знаний о современных информационных технологиях.

Предполагается, что разработка визуально-программного обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов позволит определить знания, повышающие эффективность обратной связи в обучении игровых приемов спортсменов.

Задачи исследования

1. Выявить недостатки современных методик регистрации и анализа тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов.

2. Разработать функциональную схему получения и обработки информации о деятельности спортсменов.

3. Определить знания, повышающие эффективность обратной связи в учебно-тренировочном процессе баскетболистов при использовании визуально-программного обеспечения.

В качестве методов исследования выступают анализ научно-методической литературы, синтез данных и педагогические наблюдения (видеосъемка соревновательной деятельности).

Результаты. Оснащенность вычислительной техникой различных учреждений физической культуры и спорта на начало 70-х годов была весьма низкой. Резкий скачок развития информационных технологий и программного обеспечения в спорте пришелся на 90-е годы. Были разработаны обучающие мультимедиа-системы, программно-аппаратные видеокомплексы, позволяющие осуществлять педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений [4, 6].

В баскетболе также стали активно использоваться различные информационные технологии. Были разработаны компьютерные программы, при помощи которых стали возможны организация, синтез и анализ тренировочных занятий и игр [11], а также выделены компоненты и принципы анализа и регистрации соревновательной деятельности баскетболистов [7]. Однако в представленных разработках стоит отметить отдельные недостатки: отсутствует типовой (в соответствии со спецификой игровой деятельности) алгоритм обработки информации; также отсутствует координационное управление информацией в связи с большой долей субъективной оценки. Ввиду этого недостаточно учитывается ситуационная составляющая деятельность.

В рамках исследований нами осуществлялись наблюдения за деятельностью баскетболистов, которые позволили предложить новый путь решения проблемы обучения игровым приемам на основе анализа тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов.

Регистрация деятельности осуществлялась путем наложенной на изображение, через программную оболочку «abode premier cs6», сетки с измерительной шкалой, соответствующей размерам баскетбольной площадки. Для этого были отобраны видеоэпизоды, в которых фокус видеокамеры перемещался в двух направлениях на одинаковом расстоянии от площадки [8, 10].

В процессе наблюдений фиксировались показатели, характеризующие специфику игровой деятельности. Среди них: количество реализованных и нереализованных бросков; расстояние между игроками; фолы в различных фазах; способы выполнения бросков; дистанция выполнения бросков; характер передвижений атакующих игроков; занятие игровой позиции нападающим в определенном положении по отношению к защитнику; направление передвижений защитников.

Все показатели заносились в специально разработанный протокол регистрации действий игроков при помощи условных обозначений [3].

Преимущество использования видеокамеры заключалось в том, что в процессе анализа зафиксированных показателей имелась возможность остановиться на отдельной игровой ситуации и многократно изучать ее структуру и содержание.

При проведении наблюдений учитывались следующие требования: обеспечение надежности применяемых методов; своевременное получение информации о результатах, что позволяло в процессе анализа систематизировать полученные данные.

Учитывая отдельные преимущества экономичности и информативности применения данной методики, следует отметить и недостатки: невозможность получения оперативной информации о деятельности спортсменов; присутствие доли субъективизма при анализе и оценке отдельных игровых ситуаций; длительность процесса систематизации полученных результатов.

Выявленные недостатки способствовали разработке функциональной схемы получения и обработке информации о деятельности спортсменов. В процессе использования возможностей программной среды представляются возможными регистрация тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов и ее последующий анализ в обучении на основе типовых алгоритмов обработки информации и координационного управления (рис. 1).

Тренировочная, соревновательная деятельность спортсменов

It

Видеокамера

Тренер, специалист, спортсмен

Программная среда

Обработка полученного изображения

Идентификация и отождествление двигательных действий

Формирование и

обобщение игровых условий

Классификация параметров действий

Распознанные статистические компоненты

Рис. 1. Функциональная схема получения и обработки информации о деятельности спортсменов

Особенность программного обеспечения, отличающая его от аналогов, заключается в видеофиксации целостного тренировочного занятия и/или игры, с получением обширных статистических данных. В итоге возможно решение проблемы обучения игровым приемам, а также организации и управления тренировочной и соревновательной деятельностью.

В состав визуально-программного комплекса входит: визуальное средство наблюдения (цифровая, широкоугольная видеокамера); компьютерная программа.

При помощи цифровой видеокамеры происходит регистрация тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, затем в программной среде происходит процесс обработки полученного изображения по заранее установленным параметрам на основе типовых алгоритмов обработки и координации информации, далее происходит идентификация и отождествление двигательных действий с формированием и обобщением игровых условий и последовательной классификацией их параметров. Распознанные статистические компоненты, в виде статистической информации, в дальнейшем анализируют тренер, специалист и/или спортсмен. После анализа и оценки информации вносятся коррективы в тренировочный процесс и соревновательную деятельность.

Также возможности программы позволяют вести статистику игроков, размечать видео для дальнейшего монтажа (нарезка игровых ситуаций), создавать анимацию.

Программное обеспечение возможно использовать в обучении игровым приемам юных баскетболистов, а также в соревновательной деятельности. Однако, как отмечалось ранее, тренер и спортсмен должны обладать определенными знаниями для эффективного внедрения программного обеспечения в учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность.

В частности, спортсмены и тренер должны знать:

- содержание технико-тактической деятельности в баскетболе;

- ситуационные модели технико-тактической деятельности игроков;

- методологию и технологию оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания;

- алгоритмы обработки информации (характер информации о соревновательной деятельности; алгоритмы идентификации, отождествления и классификации тренировочной и соревновательной деятельности, последовательность их выполнения);

- алгоритмы координационного управления (алгоритмы обобщения условий противодействий соперников; алгоритмы управления подчиненными подсистемами и средствами воздействия в спорте).

Данные знания баскетболисты должны получать в процессе учебно-тренировочных занятий. Информационную подготовку тренеров необходимо осуществлять через центры повышения квалификации, а также при помощи специальных курсов, организованных региональными баскетбольными федерациями или Российской федерацией баскетбола.

В заключение стоит отметить, что с информатизацией процесса образования, учебно-тренировочного процесса становится возможным формирование эффективного взаимодействия тренера и спортсмена. На наш взгляд, это позволит наиболее эффективно координировать деятельность тренера в управлении командой, а спортсменам достигать высоких результатов, что является эффективным проявлением обратной связи.

Заключение

1. Среди недостатков современных методик регистрации и анализа тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов отмечаются: отсутствие типового (в соответствии со спецификой игровой деятельности) алгоритма обработки информации; отсутствие координационного управления информацией в связи с большой долей субъективной оценки; длительность процесса систематизации полученных результатов. При разработке визуально-программного обеспечения для баскетбола необходимо учитывать выявленные недостатки.

2. Получение и обработка информации о деятельности спортсменов начинаются с декомпозиции полученного изображения по заранее установленным параметрам на основе типовых алгоритмов обработки и координации информации, далее происходит идентификация и отождествление двигательных действий с последовательным формированием и обобщением игровых условий и классификацией их параметров.

3. Тренер и спортсмен должны обладать определенными знаниями для эффективного анализа тренировочной, игровой деятельности при обучении технико-тактическим приемам. К ним относятся: особенности ситуационного моделирования деятельности; методология оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий; знание алгоритмов обработки и координации информации о тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе.

Литература

1. Принципы технического и программного обеспечения локальной автоматизированной системы управления спортивными соревнованиями / В. Л. Барвинский и др. // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 8. - С. 34-37.

2. Давыдов В.В. Компьютерное моделирование как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры / В.В. Давыдов и др. // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 10. - С. 8-9.

3. Козин В.В. Повышение результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на основе моделирования противодействий соперников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Козин. -Омск, 2009. - 24 с.

4. Петров П.К. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам / П.К. Петров, О.Б. Дмитриев, В.А. Широков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 11. - С. 55-58.

5. Петров П.К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. -С. 45-47.

6. Сучилин Н.Г. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса / Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, В.С. Савельев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - С. 12-20.

7. Csataljay G. Principal components analysis of basketball perfomance indicators / G. Csataljay, P. O'Donoghue, M. Huges, H. Dancs // World Congress of Perfomance Analysis of Sport VIII. - Deutschland: Otto-von-Guericke-Universität Magdeburg Department of Sports Science, 2008. - P. 737-743.

8. Jianyun C. A unified framework for semantic content analysis in sports video / C. Jianyun, L. Yunhao, L. Songyang, W. Lingda // Proc. 2nd Int. Conf. Information Technology for Application (ICITA). - 2004. -P. 149-153.

9. Kozin V.V. Simulation of competitive activity basketball players / V. V. Kozin // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Бъдещето въпроси от света на науката». - Т. 38. Физика. Физическа култура и спорт. - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. - С. 41-46.

10. Nepal S. Automatic detection of goal segments in basketball videos / S. Nepal, U. Srinivasan, G. Reynolds // Proc. ACM Multimedia. - 2001. - P. - 261-269.

11. Official coaching software: The «New» assistant coach - «Sideline Organizer» // Fiba Assist Magazine. - 2006. - № 21. - P. 57-61.

Козин Вадим Витальевич

Канд. пед. наук, доцент каф. теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск Тел.: (381-2) 93-81-94 Эл. почта: cousi1982@gmail.com

Kozin V.V.

The software for feedback forming in training techniques of basketball players

In the paper we observed the highlights and the shortcomings of modern methods of recording and analysis of training and competitions of basketball players. We found out the knowledge increasing the feedback efficiency in the training process of basketball players using visual software. Keywords: registration, analysis, visual software, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.