nal correctional system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 332-335.
4. Bolotin, A., Bakayev, V., Vasilyeva, V., and Bobrishev, A. (2019), "Factor structure of technical preparedness ofjudokas of various somatic types", Journal of Human Sport and Exercise, 14(4proc), pp. 698-705.
5. Bolotin A.E. and Bakayev, V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetics types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp. 126-131.
6. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and You, С. (2018), "Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), No. 13(1), pp. 72-88.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2020
УДК 796.323.2
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ
Майра Аскаровна Сергазинова, аспирант, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени
П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
За последние 20-30 лет тактико-технических действия в баскетболе изменились. Появились новые сложные виды ведения мяча, позволяющие баскетболисту обыграть соперника и атаковать кольцо. В современной учебно-методической литературе отсутствует системное описание сложно-координационных видов ведения мяча. Цель исследования заключается в систематизации ведения мяча в современном баскетболе. Для её достижения использовались следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, метод систематизации, опрос 86тренеровввиде анкетирования. В результате классифицирования получено описание 64 основных (простых) видов ведения мяча. Классифицирование игровых ситуаций дало исчерпывающее представление в 72 классах его применения в ходе матча. Сложнокоординационные виды ведения мяча включают в себя совокупность нескольких базовых - в различных игровых ситуациях. Методика обучения сложнокоордина-ционным видам ведения мяча требует включения в тренировочный процесс упражнений, составленных с учётом всех разновидностей ведения мяча, игровых ситуаций его применения и требований к координационной сложности выполнения.
Ключевые слова: современный баскетбол, классификация ведения мяча, классификация игровых ситуаций, сложнокоординационные виды ведения мяча.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p393-397
CLASSIFICATION OF DRIBBLING IN BASKETBALL
Maira Askarovna Sergazinova, the post-graduate student, Lyubov Nikolaevna Minina, the
candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg
Abstract
Over the past 20-30 years, the tactical and technical actions in basketball have changed. There are new complex types of dribbling that allow a basketball player to beat an opponent and attack the ring. In modern educational and methodological literature there is no systematic description of the complex coor-
dination types of dribbling. The purpose of the study is to systematize the dribbling in modern basketball. To achieve it, the following methods were used: analysis and generalization of special literature, systema-tization method, a survey of 86 trainers in the form of questionnaires. As a result of the classification, a description of 64 basic (simple) types of dribbling is obtained. The classification of game situations gave an exhaustive presentation in 72 classes of its application during the match. Difficult-coordinated kinds of ball control include a combination of several basic ones - in various game situations. The methodology of teaching complex coordination types of ball control requires the inclusion in the training process of exercises compiled taking into account all varieties of ball control, game situations of its use and requirements for coordination complexity of execution.
Keywords: modern basketball, classification of dribbling.
ВВЕДЕНИЕ
Бурное развитие баскетбола за последние 20-30 лет привело к появлению новых видов тактико-технических действий, которые с одной стороны, существенным образом повысили эффективность этих действий, с другой стороны - до неузнаваемости изменили саму игру. Наибольшие изменения, на наш взгляд, коснулись такого игрового приема баскетболистов как ведение мяча. По всей видимости, это произошло по двум причинам: во-первых - это изменения правил, касающиеся сокращения времени, предоставляемого командам на атаку, и во-вторых - резко возросшие атлетизм и скорость баскетболистов. Вследствие этого, особую ценность в современном баскетболе имеют игроки, способные в условиях дефицита времени, на ограниченном пространстве, на высокой скорости за счет сложных видов ведения мяча обыграть соперника и выполнить успешный бросок в кольцо или отдать голевую передачу партнёру. Не случайно, в последние годы, в игре ведущих баскетболистов мира появились новые, сложные виды (мы их назвали «сложноко-ординационными») ведения мяча, позволяющие эффективно обыгрывать защитника. К сожалению, эти виды ведения мяча практически системно не описаны в современной научной и учебно-методической литературе. В учебниках по баскетболу классификация ведения мяча включает в себя относительно простые виды ведения с различным отскоком мяча (высоким, низким), со зрительным и без зрительного контроля, с изменением направления и скорости обводки, с поворотом и переводом мяча [5, 7]. В таких классификациях не представлены многие виды ведения мяча, которые в настоящее время широко используют современные баскетболисты. Отдельные зарубежные публикации [2, 3], описывающие те, или иные виды ведения мяча современного баскетбола, не меняют общей картины. Отсутствие систематизации современных видов ведения мяча в баскетболе приводит к тому, что они не представлены в программах подготовки отечественных тренеров, в программах подготовки игроков и как следствие приводит к отставанию в тактико-технической подготовленности отечественных баскетболистов. В связи с этим, возникла необходимость в проведении специального исследования. Классификация позволяет упорядочить существующее множество объектов, сделать их наглядными и облегчить специалистам доступ в памяти [8]. Цель исследования заключается в систематизации ведения мяча в современном баскетболе.
Задачи исследования:
1. Классифицировать ведение мяча в баскетболе.
2. Классифицировать игровые ситуации ведения мяча в баскетболе.
3. Описать признаки сложнокоординационных видов ведения мяча в баскетболе.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ и обобщение
специальной литературы, метод систематизации, опрос тренеров в виде анкетирования, в котором приняли участие 86 тренеров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В проведённом исследовании объектом для классифицирования стало ведение мяча в современном баскетболе, которое отличается большой вариативностью и сложно-
стью выполнения. На основании анализа содержания существующих знаний в теории вида спорта были выделено четыре существенных признака, характеризующих технику его выполнения [2, 3, 5]. Результаты классифицирования представлены в таблице 1.
Признак классификации Виды ведения
А. По высоте отскока мяча 1. Высокое 2. Низкое
Б. По направлению движения 1. На месте 2. Вперёд 3. Назад 4. В сторону
В. По способу контроля мяча рукой 1. Без смены руки (с переводом мяча) 2. Со сменой руки (без перевода мяча)
Г. По сопровождающему движению 1. Шаг(и) 2. Бег 3. Поворот 4. Финт
Осуществив процедуру классифицирования, мы получили 64 класса ведения мяча. Определение ведения может быть следующим: «высокое» (А1), «вперёд» (Б 1), «с переводом» (В2), «бегом» (Г2). Ряд классов, образованных сочетанием классификационных признаков не имеют реальных объёмов понятий, или являются пустыми, что требует дополнительного анализа и осмысления после проведения процедуры описания всех классов. Полученные виды ведения мяча можно считать основными или базовыми при подготовке спортивного резерва. Научно обосновано, что обучение тактико-техническим действиям в игровых видах спорта следует начинать с изучения типовых игровых ситуаций. Формируемую, при этом, игровую технику называют «ситуационной» [9]. В полной мере сказанное относится к ведению мяча в баскетболе. В таблице 2 представлена классификация игровых ситуаций с применением ведения мяча [2, 3, 5, 7].
Таблица 2 - Классификация игровых ситуаций с ведением мяча в баскетболе
Признак классификации Виды игровых ситуаций
А. По задаче, решаемой в игровой ситуации 1. Вывод из тыловой зоны в передовую 2. Получение позиционного преимущества над защитником 3. Создание условий для броска мяча 4. Отвлечение внимания
Б. По характеру защитных противодействий 1. Без сопротивления защитника 2. С сопротивлением защитника 3. С активным сопротивлением защитника
В. По характеру преодоления защитных противодействий 1. Без обыгрывания 2. С обыгрыванием в начале ведения мяча 3. С обыгрыванием по ходу ведения
Г. Завершение игровой ситуации 1. Передача мяча 2. Бросок мяча в кольцо
Классифицирование игровых ситуаций проводилось по основанию, составленному из пяти независимых классификационных признаков, которые дают исчерпывающее представление о применении ведения мяча в баскетболе (72 класса). Определение любого понятия, описывающего игровую ситуацию, представляет полный перечень всех пяти признаков, например: ведение мяча в ситуации «вывода из тыловой зоны в передовую» (А1), «с сопротивлением защитника» (Б2), «с обыгрыванием по ходу ведения» (В3) и «броском мяча в кольцо» (Г2). Современный баскетбол характеризуется высокой динамикой и эффективностью технико-тактических действий. Разнообразие игровых ситуаций, их постоянная смена в условиях соревновательной деятельности требуют от высококвалифицированных баскетболистов последовательного применения, комбинации нескольких базовых видов ведения мяча подряд: двух, трёх и более. При опросе отечественных тренеров более 50% респондентов выбрали термин «сложнокоординационные» по отношению к новым видам ведения мяча. Важность этих видов ведения мяча отметили более половины респондентов. На основании анализа и обобщения специальной литературы [1, 4, 6] и опроса тренеров, нами были вычленены наиболее характерные признаки «сложно-координационных» видов ведения мяча:
1. Сочетание нескольких базовых видов ведения мяча в одном.
2. Максимальная скорость выполнения ведения в целом, или его составляющих.
3. Преодоление активного сопротивления защитника (движение свободной рукой, корпусом, занятие «укрывающей» позиции).
4. Проявление телесной и ручной ловкости одновременно (выполнение в одном ведении разнонаправленных движений и т.п.)
5. Проявление аритмии при выполнении ведения.
6. Ограничение пространства и площади опоры при выполнении ведения.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенная систематизация позволила сделать следующие выводы:
1. За последние два десятилетия в современном баскетболе появились новые сложные виды ведения мяча, которые не представлены в специальной научно-методической литературе.
2. Систематизация ведения мяча в баскетболе, позволила выделить 64 класса ведения мяча и 72 класса игровых ситуаций его применения.
3. По мнению тренеров, важными видами ведения мяча в современном баскетболе являются сложнокоординационные, которые включают в себя совокупность нескольких базовых видов ведения мяча в различных игровых ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аль Анссари, З.А. Содержание и методика тренировки ручной и телесной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16-18 лет : дис. ... канд. пед. наук / Аль Анссари З.А. - Санкт-Петербург, 2017. - 146 с.
2. Виссел, Х. Баскетбол: шаги к успеху / Хол Виссел. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. -
256 с.
3. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен. - Москва : ТВТ Дивизион, 2008. - 400 с.
4. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
5. Нестеровский, Д.И. Теория и методика баскетбол : учебник для студ. учреждений высш. образования / Д.И. Нестеровский. - Москва : Академия, 2014. - 352 с.
6. Облецова, Т.А. Развитие координационных способностей у баскетболистов в возрасте 13-14 лет / Т.А. Облецова, Р.М. Городничев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 29.
7. Портнов, Ю.М. Баскетбол : учебник для вузов физической культуры / Ю.М. Портнов. -Москва : Астра семь, 1997. - 480 с.
8. Яхонтов, Е.Р. Классификация, систематика и терминология в спортивно-педагогических дисциплинах (на примере баскетбола) : лекция / Е.Р. Яхонтов. - Ленинград : Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1989. - 14 с.
9. Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога тренера в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Яхонтов Евгений Рафаи-лович. - Санкт-Петербург, 1995. - 37 с.
REFERENCES
1. Al Anssari, Z.A. (2017), The content and methodology of training manual and bodily flesh among qualified basketball players aged 16-18, dissertation, St. Petersburg.
2. Wissell, H. (2009), Basketball: steps to success, AST : Astrel, Moscow.
3. Wutten, M. (2008), How to succeed in basketball trainings, TVT Division, Moscow.
4. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, TVT Division, Moscow.
5. Nesterovskiy, D.I. (2014), Theory and methodology of basketball: a textbook for students of higher education institutions, Academia, Moscow.
6. Portnov, U.M. (1997), Basketball. Textbook for universities of physical education, Astra seven, Moscow.
7. Yakhontov, E.R. (1989), Classification, systematics and terminology in sports and pedagogical disciplines (for example, basketball), Leningrad.
8. Yakhontov, E.R. (1995), Didactic transformation of the content of the activities of an athlete and a trainer teacher in game sports, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2020
УДК 796.323.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕДЕНИИ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ
Майра Аскаровна Сергазинова, аспирант, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени
П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Современный баскетбол характеризуется активным использованием ведения мяча и появлением новых разновидностей его выполнения, как в мужском, так и в женском баскетболе. Цель исследования заключается в выявлении особенностей применения и частоты использования сложно-координационных видов ведения мяча лучшими игроками мира в современном баскетболе. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, педагогические наблюдения, математическая обработка результатов исследования. Были проанализированы 36 матчей мужского и 36 матчей женского чемпионата Олимпийских игр 2016 года. В результате проведённого исследования представлены показатели применения ведения мяча в соревновательной деятельности высококвалифицированных баскетболистов. Выявлены более двадцати сложнокоординационных видов ведения, среди них семь - наиболее часто используются высококвалифицированными баскетболистами для решения сложных игровых задач. Внесение в теорию и методику современного баскетбола соответствующих коррективов, касающихся обоснованной методики обучения и совершенствования этого элемента баскетбола, позволит повысить эффективность соревновательной деятельности в целом.
Ключевые слова: современный баскетбол, соревновательная деятельность, высококвалифицированные баскетболисты, сложнокоординационные виды ведения мяча.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p397-402
FEATURES OF THE FORMATION OF TECHNIQUE AND METHODOLOGY OF DRIBBLING TRAINING IN MODERN BASKETBALL
Maira Askarovna Sergazinova, the post-graduate student, Lyubov Nikolaevna Minina, the
candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg
Abstract
Modern attack technique of basketball is multiform and need to be improved despite of the qualifications of athletes. Distinctive feature of competitive activity of basketball players at the current stage of development is the emergence of new types of techniques, which allow getting an advantage over the opponent in solving the game problem. Dribbling - is the single technique, which allows the basketball player to move with the ball in any direction, while other techniques are not practical or impossible to use. With the dribbling the player develops fast break, beats defender and creates situations for the continuation or completion of the attack. In recent years, new complex coordination types of dribbling have appeared in the arsenal of the world's leading basketball players, which not only allow players to effectively solve