Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАКРОЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАКРОЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППОВЫЕ ИНДЕКСЫ / ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЛИДЕРСТВО / СПЛОЧЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брехов Александр Александрович, Карагодина Анна Михайловна, Брыскин Алексей Евгеньевич

Введение. В статье рассматривается проблема межличностных отношений в процессе совместной учебно-тренировочной деятельности тренера и спортсменов, что является определяющим фактором спортивных достижений. Цель статьи - оптимизация процесса формирования межличностных отношений игроков и тренера спортивной команды университета по баскетболу. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) на основе количественных критериев дать характеристику формирования межличностных связей игроков в процессе макроцикла спортивной подготовки; 2) выявить особенности отношения игроков к тренировочному процессу и личности тренера. Методология. В исследовании принимали участие юноши, входящие в состав сборной команды университета по баскетболу. Для изучения взаимоотношений «спортсмен - спортсмен» использовался метод социометрии (Д. Морено, 1981). Взаимоотношения в иерархии «тренер - спортсмен» выявлялись с применением шкалы, разработанной Ю. Ханиным и А. Стамбуловым (1980), по гностическому, эмоциональному и поведенческому критериям. Результаты. На этапе формирования команды групповые индексы имели низкие показатели. Это свидетельствовало об отсутствие сплоченности коллектива и отрицательном психологическом климате внутри сборной. В конце макроцикла подготовки происходит единение группы. Коэффициент сплоченности увеличился на 26,7 %, способность спортивной группы интегрировать ее членов в одно целое возросла на 30 %, общая психологическая активность группы по индексу экспансивности изменилась в положительную сторону на 40 %, а доля взаимных выборов по отношению к общему количеству положительных выборов увеличилась на 33,3 %. В системе групповых взаимоотношений происходят положительные сдвиги по лидерству на 6 %, количество предпочитаемых возросло на 13 %, принятых группой - на 7 %, изолированных членов стало меньше на 26 %. Во взаимосвязи «тренер - спортсмен» выявляется положительная динамика параметров: гностического компонента - на 36 %, эмоционального компонента - на 11,1 %, - и поведенческий параметр благоприятных межличностных отношений возрос на 16,6 %. Заключение. Авторами отмечается, что средства и методы, применяемые в процессе макроцикла спортивной тренировки, приводят к формированию крепких межличностных связей спортсменов, сплоченности, взаимовыручки, также наблюдается положительная динамика в отношениях с тренером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брехов Александр Александрович, Карагодина Анна Михайловна, Брыскин Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE MACROCYCLE OF BASKETBALL PLAYERS' TRAINING PROCESS

Introduction. The article presents a study on the problem of studying interpersonal relationships in the process of joint training activities of a coach and athletes, which are the determining factor of sports success. The purpose of the article is to optimize the process of forming interpersonal relationships between players and the coach of the University’s basketball team. To achieve this goal, the following tasks are set: 1) on the basis of quantitative criteria to characterize the formation of interpersonal relationships of players in the process of macrocycle sports training; 2) to Identify the features of the attitude of players to the training process and the personality of the coach. Methodology. The study was involved young men who are part of the University’s national basketball team. Sociometry was used to study the athlete-athlete relationship (Jacob Moreno, 1981). Relationships in the “coach-athlete” hierarchy were identified using a scale developed by Yu. Khanin and A. Stambulov (1980). Results. At the stage of team formation, group indexes had low indicators. This testified to the lack of cohesion of the sports team and the negative psychological climate within the team. At the end of the preparation macrocycle, the group is unified. The coefficient of cohesion increased by 26,7 %, the ability of the group to integrate its members into one whole increased by 30 %, the overall psychological activity of the group on the index of expansiveness changed in a positive direction by 40 %, and the share of mutual elections in relation to the total number of positive elections increased by 33.3 %. In the system of group relationships, there are positive changes in the leadership structure by 6 %, the number of preferred members increased by 13 %, accepted by the group by 7 %, and isolated members decreased by 26 %. The coach-athlete relationship shows positive dynamics of parameters: the Gnostic component by 36 %, the emotional component by 11.1 %, and the behavioral parameter of favorable interpersonal relationships increased by 16.6 %. Conclusion. The authors note that the means and methods used in the process of macrocycle sports training lead to the formation of strong interpersonal relationships of athletes, cohesion, mutual assistance, and there is a positive dynamics in relations with the coach.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАКРОЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ»

УДК/UDC 378.147 А. А. Брехов, А. М. Карагодина, А. Е. Брыскин

A. Brekhov, A. Karagodina, A. Bryskin

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАКРОЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ

FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE MACROCYCLE OF BASKETBALL PLAYERS' TRAINING PROCESS

Введение. В статье рассматривается проблема межличностных отношений в процессе совместной учебно-тренировочной деятельности тренера и спортсменов, что является определяющим фактором спортивных достижений. Цель статьи - оптимизация процесса формирования межличностных отношений игроков и тренера спортивной команды университета по баскетболу. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) на основе количественных критериев дать характеристику формирования межличностных связей игроков в процессе макроцикла спортивной подготовки; 2) выявить особенности отношения игроков к тренировочному процессу и личности тренера.

Методология. В исследовании принимали участие юноши, входящие в состав сборной команды университета по баскетболу. Для изучения взаимоотношений «спортсмен - спортсмен» использовался метод социометрии (Д. Морено, 1981). Взаимоотношения в иерархии «тренер - спортсмен» выявлялись с применением шкалы, разработанной Ю. Ханиным и А. Стамбуловым (1980), по гностическому, эмоциональному и поведенческому критериям.

Результаты. На этапе формирования команды групповые индексы имели низкие показатели. Это свидетельствовало об отсутствие сплоченности коллектива и отрицательном психологическом климате внутри сборной. В конце макроцикла подготовки происходит единение группы. Коэффициент сплоченности увеличился на 26,7 %, способность спортивной группы интегрировать ее членов в одно целое возросла на 30 %, общая психологическая активность группы по индексу экспансивности изменилась в положительную сторону на 40 %, а доля взаимных выборов по отношению к общему количеству положительных выборов увеличилась на 33,3 %.

В системе групповых взаимоотношений происходят положительные сдвиги по лидерству на 6 %, количество предпочитаемых возросло на 13 %, принятых группой - на 7 %, изолированных членов стало

меньше на 26 %. Во взаимосвязи «тренер - спортсмен» выявляется положительная динамика параметров: гностического компонента - на 36 %, эмоционального компонента - на 11,1 %, - и поведенческий параметр благоприятных межличностных отношений возрос на 16,6 %.

Заключение. Авторами отмечается, что средства и методы, применяемые в процессе макроцикла спортивной тренировки, приводят к формированию крепких межличностных связей спортсменов, сплоченности, взаимовыручки, также наблюдается положительная динамика в отношениях с тренером.

Introduction. The article presents a study on the problem of studying interpersonal relationships in the process of joint training activities of a coach and athletes, which are the determining factor of sports success. The purpose of the article is to optimize the process of forming interpersonal relationships between players and the coach of the University's basketball team. To achieve this goal, the following tasks are set: 1) on the basis of quantitative criteria to characterize the formation of interpersonal relationships of players in the process of macrocycle sports training; 2) to Identify the features of the attitude of players to the training process and the personality of the coach.

Methodology. The study was involved young men who are part of the University's national basketball team. Sociometry was used to study the athlete-athlete relationship (Jacob Moreno, 1981). Relationships in the "coach-athlete" hierarchy were identified using a scale developed by Yu. Khanin and A. Stambulov (1980).

Results. At the stage of team formation, group indexes had low indicators. This testified to the lack of cohesion of the sports team and the negative psychological climate within the team. At the end of the preparation macrocycle, the group is unified. The coefficient of cohesion increased by 26,7 %, the ability of the group to integrate its members into one whole increased by 30 %, the overall psychological activity of the group on the index of expansiveness

changed in a positive direction by 40 %, and the share of mutual elections in relation to the total number of positive elections increased by 33.3 %. In the system of group relationships, there are positive changes in the leadership structure by 6 %, the number of preferred members increased by 13 %, accepted by the group by 7 %, and isolated members decreased by 26 %. The coach-athlete relationship shows positive dynamics of parameters: the Gnostic component by 36 %, the emotional component by 11.1 %, and the behavioral parameter of favorable interpersonal relationships increased by 16.6 %.

Conclusion. The authors note that the means and methods used in the process of macrocycle sports training lead to the formation of strong interpersonal relationships of athletes, cohesion, mutual assistance, and there is a positive dynamics in relations with the coach.

Ключевые слова: спортивный коллектив, межличностные отношения, групповые индексы, параметры взаимодействия, лидерство, сплоченность, дисциплина.

Keywords: sports team, interpersonal relationships, group indexes, interaction parameters, leadership, cohesion, discipline.

Введение

Формирование спортивной команды университета, способной успешно взаимодействовать на площадке, является одной из самых трудных задач тренера-преподавателя. Баскетбол является эмоциональной и динамичной игрой, которая требует от спортсмена быстрого принятия решений и полного взаимопонимания на площадке. Деятельность баскетболиста -это не просто набор технических приемов, используемых в игре, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему, опирающихся на инициативу и творческую активность каждого игрока [9].

Участие в спортивной игре - это сотрудничество с другими игроками, включающее межличностные взаимодействия соподчинения, сплоченности и согласованности членов группы при формальных и неформальных отношениях. Эти взаимоотношения строятся и реализуются в тренировочной и соревновательной деятельности, что определяет ее продуктивность, результативность и эффективность [5; 10].

Специфика командной спортивной деятельности определяется способностью спортсменов взаимодействовать в сложных соревновательных условиях по горизонтали отношений «спортсмен - спортсмен» и вертикали - «тренер - спортсмен» [2].

В техническом университете среди поступающих на первый курс студентов лишь единицы посещали спортивные школы и имеют соответствующий уровень физической и технико-тактической подготовленности. Поэтому формирование юношеской сборной происходит из студентов, имеющих разный уровень подготовленности, что может негативно повлиять на взаимоотношения между спортсменами, которые строятся с учетом статуса каждого члена команды [7].

Личность тренера, его поведение, отношение к спортсмену и их совместной деятельности способствуют не только спортивному совершенствованию ученика, но также формированию и развитию его личности. Отмечено, что баскетболисты, не имеющие спортивных разрядов, считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых выражается отношение тренера к спортсмену (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Квалифицированные баскетболисты в своей оценке тренера ориентируются в первую очередь на его профессионально-деловую подготовку (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки и тактической подготовки, творческое отношение к работе, умение настроить спортсмена на борьбу и поддерживать дисциплину на сборах, требовательность) [3; 6].

Наиболее благоприятной является установка спортсмена на восприятие тренера, когда он видит в тренере партнера, готового и способного к эффективному сотрудничеству в спортивной деятельности и к взаимопониманию в повседневной жизни [4].

Необходимость совместной и согласованной деятельности выдвигает потребность в руководстве командой изнутри. Лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды. Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, а отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу [8].

Игровые виды спорта учат групповой и индивидуальной ответственности, способствуют наставничеству между тренером-преподавателем и студентами, между старшими и младшими по возрасту студентами [1].

Таким образом, наше исследование нацелено на выявление и анализ основных критериев межличностных отношений членов баскетбольной команды. Изучение роли тренера имеет большое значение для правильного понимания особенностей взаимоотношений «тренер - спортсмен», приводящих к эффек-

тивному управлению командой. Полученные результаты способствуют оптимизации формирования положительного психологического климата, сплоченности и успешности деятельности спортивной команды.

Представляет особый интерес для студентов и тренеров-преподавателей, работающих со студенческой командой игровых видов спорта.

Методология

Исследование проводилось на базе института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета. В педагогическом эксперименте принимали участие юноши, входящие в состав сборной команды университета по баскетболу. На примере группы из 15 человек проведено пилотное исследование для подтверждения гипотезы и апробации предлагаемой автором методики. Средний возраст участников исследования составил 19,9 ± 0,76 года, усредненный показатель роста - 188,4 ± 2,64 см и масса тела -79,1 ± 8,3 кг.

Подготовительный период в группе спортивного совершенствования студенческой команды (15 августа - 15 сентября) является базовым для формирования не только основных и специальных физических качеств, но и межличностных взаимоотношений, свойственных спортивному коллективу.

В данный период были использованы следующие психолого-педагогические методы: беседа, внушение, убеждение, обсуждение спортивной информации, личный пример тренера, выбор актива команды, принятие коллективных решений, укрепление традиций команды, а также специальные средства и методы технико-тактической подготовки: выполнение упражнений в парных, групповых и командных взаимодействиях, при самостоятельном выборе партнеров и назначенных тренером.

В соревновательном периоде (16 октября - 15 мая) происходит совершенствование всех игровых приемов в экстремальных условиях соперничества и жесткого лимита времени. В данных условиях успеха может достигнуть только дружный и сплоченный коллектив игроков. Применялись методы: коллективного анализа участия в соревнованиях, самоанализа своих результатов, поощрения, беседы.

При изучении взаимоотношений в спортивной группе был использован метод социометрии (Джекоб Морено, 1981). Социально-психологическая структура малой группы определялась с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых на формальные и неформальные вопросы с ограничением выбора до 4 субъектов.

Количественные параметры межличностных отношений баскетболистов были определены по групповым индексам, включающим в себя следующие критерии: количество взаимных позитивных выборов, количество изолированных в группе, количество позитивных и негативных выборов, общая сумма отданных выборов, общая сумма полученных выборов. В результате получены количественные данные индекса сплоченности (С ); индекс групповой интеграции (I); индекс групповой экспансивности (Е); индекс рефе-рентности группы ^ ) (табл. 1).

Для оценки взаимотношений между тренером и спортсменом применялась шкала «тренер - спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуло-вым (1980). Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсменов к тренеру по трем параметрам: гностическому, эмоциональному и поведенческому. Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личности. Поведенческий - показывает, как складыва-

Таблица 1

Исследуемые социальные индексы групповых межличностных взаимодействий студентов в процессе эксперимента

Контингент испытуемых Групповые индексы, ед.

Сплоченность (Ср) Групповая интеграция (I) Групповая экспансивность (Егр) Индекс референтности (к)

До эксперимента

Группа 1 (п=15) 0,14 0,6 0,7 0,5

Группа 2 (п=15) 0,15 0,7 0,8 0,6

После эксперимента

Группа 1 (п=15) 0,16 0,8 1,2 0,7

Группа 2 (п=15) 0,56 1,0 2,0 0,9

Таблица 2

Параметры исследования взаимоотношений между тренером и спортсменов в макроцикле подготовки (Ю. Ханин, А. Стамбулов, 1980) (Х±о)

Период подготовки Критерий (баллы) Сумма баллов

Гностический Эмоциональный Поведенческий

Формирование сборной 4,48±1,2 5,46±0,9 5,36±0,6 15,3±0,8

Подготовительный 5,52±1,4 5,56±0,7 6,36±0,6 17,44±0,9

Соревновательный 7,36±1,6 6,24±0,8 6,69±0,7 20,29±0,9

на этапе формирования спортивной команды баскетболистов

Условные обозначения:

-► - формальные отношения;

—► - неформальные отношения; —► - взаимный выбор по деловым отношениям; - взаимный выбор по неформальным отношениям

ются реальные взаимоотношения тренера со спортсменом.

Исходные данные были взяты на этапе формирования сборной. Второй срез проводился в подготовительном периоде подготовки и третий - в конце соревновательного периода. Длительность эксперимента включала период 2018/19 учебного года.

Результаты

На этапе формирования команды единства группы не наблюдалось. Исследуемые группы состояли из группировок по 2-4 человека. Лидер был только формальный, это капитан команды. Происходила борьба за неформальное лидерство между несколькими членами группы. Наблюдались одиночки, которые общались с группой только формально. Группа

Рис. 2 Социограмма-мишень группы студентов (п=15) в конце соревновательного периода макроцикла подготовки

Примечание: 1,2 - лидеры;

6,8,10,13,15 - предпочитаемый выбор;

3,4, 5, 9,11,12,14 - принятые члены; 7 - изолированный

Условные обозначения:

-► - формальные отношения;

—- неформальные отношения;

А—► - взаимный выбор по деловым отношениям; - взаимный выбор по неформальным отношениям

состояла из лидеров - 7 %, предпочитаемых - 33 %, игнорируемых - 33,3 % и изолированных - 26,7 % (рис. 3). Групповые индексы имеют низкие параметры, что говорит об отсутствии сплоченности, межличностные отношения происходят только в формальной сфере, лидером является только капитан команды, назначенный тренером (1), имеются члены группы, не получившие ни одного выбора (3, 5, 7, 9, 11) (табл. 1).

Дисциплина в группе формировалась через приказ или принуждение тренера-преподавателя. В результате приходилось требовать выполнение заданий и производить жесткий контроль.

В начале подготовительного периода спортсмены невысоко оценивали тренера как специалиста (4,48 балла из 8 возможных). По эмоциональному параметру более высокая оценка (5,46), однако она

Лидеры

Предпочитаемые

Принятые

Изолированные

формирования команды

□ в конце

соревновательного периода

Рис. 3. Дифференциация студентов в системе взаимоотношений спортивной группы в течение макроцикла подготовки (%)

не достаточна, чтобы говорить об успешности влияния тренера на спортсменов. Об этом же свидетельствует поведенческий параметр (табл. 2).

В конце подготовительного и соревновательного периодов подготовки происходит единство группы, которое выражалось в паритетности отношений при высокой интенсивности коммуникативных связей. Более ярко и интенсивно проявились внутри-групповые процессы, что характеризовалось следующими показателями: одиночки влились в состав группы по нескольким выборам; уменьшилась борьба за формальное лидерство и появились неформальные лидеры; лидеры стали взаимодействовать между собой; проявилось соответствие выбранного актива реальному. Уменьшилось количество игнорируемых, появились взаимные выборы.

Коэффициент сплоченности увеличился на 26,7 %, способность группы интегрировать ее членов в одно целое (I) возросла на 30 %, общая психологическая активность группы по индексу экспансивности изменилась в положительную сторону на 40 %, а доля взаимных выборов по отношению к общему количеству положительных выборов (К) увеличилась на 33,3 %. В системе групповых взаимоотношений происходят положительные изменения в составе лидерства на 6 %, количество предпочитаемых возросло на 13 %, принятых группой - на 7 %, изолированных членов стало меньше на 26 % (рис. 3). Дисциплина в группе начала обретать сознательный характер, а значит, в коллективе начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Тренер становится консультантом, советчиком.

Во взаимосвязи «тренер - спортсмен» выявляется положительная динамика параметров: гностического

компонента - на 36 %, эмоционального компонента -на 11,1 %. Поведенческий параметр благоприятных межличностных отношений возрос на 16,6 % (табл. 2).

Все это говорит о развитии взаимопонимания между спортсменами и тренером студенческой баскетбольной команды.

Заключение

Личностные качества спортсменов-баскетболистов и тренера могут проявляться в различных ситуациях не типичным образом, а по-разному: создают отношения, которые в одних случаях помогают успешному развитию деятельности и способностей тренера и спортсменов, а в других тормозят это развитие. Все сказанное приобретает особую остроту в молодежной спортивной команде, так как в этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.

Выводы, предлагаемые автором в статье, нуждаются в дальнейших исследованиях с привлечением большего числа исследуемых.

Полученные результаты межличностных взаимодействий внутри спортивного коллектива могут быть использованы тренером-преподавателем для изучения внутригруппового лидерства; устранения конфликтных ситуаций; воспитания личностных качеств спортсменов (целеустремленности, ответственности, дисциплинированности); развития коммуникативных навыков.

на этапе

Литература

1. Болотников А. А. Формирование компетенций социального взаимодействия студентов средствами спортивных игр // Глобальный научный потенциал. 2019. № 7 (100). С. 29-33.

2. Ларионова M. Н. Особенности взаимоотношений тренера и спортсмена // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7, № 1. С. 247-248.

3. Ложкин Г. В. Развитие представлений о психологическом климате спортивной команды // Спортивный психолог. 2012. № 2 (26). С. 16-21.

4. Mайдокина Л. Г, Шиндина И. В., Mайдокин В. В. Исследование психологического климата в футбольной спортивной команде // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 233-238.

5. Неретин А. В. Динамика мотивов межличностных отношений при формировании положительного социально-психологического климата футбольной команды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 447. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=21805.

6. Светлова А. А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности деятельности // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 181-187. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/3/Svetlova.phtml.

7. Тазиева З. Н. Социализация студентов первокурсников в техническом вузе средствами физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2. С. 9-11.

8. Усова С. И. Лидерство как одна из важнейших черт личности и ее проявление в студенческом коллективе // Казанский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 88-9б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Совместимость игроков в баскетболе как один из решающих факторов успешной игры команды / M. В. Шлемова, И. В. Чернышева, M. К. Татарников, С. П. Липовцев // Mежду-народный журнал экспериментального образования. 2011. № 3. C. 178-179.

10. Burns Lauren, Weissensteiner Juanita, Cohen Marc. Supportive interpersonal relationships: A key component to highperformance sport // British Journal of Sports Medicine. 2019. Vol. 53, Iss. 22. P. 1-3.

References

1. Bolotnikov A.A. Formirovanie kompetencij social'nogo vzaimodejstvija studentov sredstvami sportivnyh igr [Formation of students' competences of social interaction by means of

sports games]. Global Scientific Potential, 2019, no. 7 (100), pp. 29-33. (In Russian).

2. Larionova M. N. Osobennosti vzaimootnoshenijtrenera i sportsmena [Peculiarities of the coach-athlete relationship]. Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways of Their Solution, 2012, vol. 7, no. 1, pp. 247-248. (In Russian).

3. Lozhkin G. V. Razvitie predstavlenij o psihologicheskom klimate sportivnoj komandy [Development of ideas about the psychological climate of a sports team]. Sports Psychologist, 2012, no. 2 (26), pp. 16-21. (In Russian).

4. Maidokina L. G., Shindina I. V., Maidokin V. V. Issledovanie psihologi-cheskogo klimata v futbol'noj sportivnoj komande [Psychological climate investigation in football sports team]. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 4 (34), pp. 233-238. (In Russian).

5. Neretin A. V. Dinamika motivov mezhlichnostnyh otnoshenij pri formirovanii polozhitel'nogo social'no-psihologicheskogo klimata futbol'noj komandy [Dynamics of motivation interpersonal relationships in the formation of positive social and psychological climate of the football team]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 5, pp. 447. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21805. (In Russian).

6. Svetlova A. A. Vzaimootnoshenija sportsmena i trenera kak faktor uspeshnosti dejatel'nosti [Athlete and coach relationship as a factorof the success in sports activities]. Psychological Science and Education, 2014, no. 3, pp. 181-187. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Svetlova.phtml. (In Russian).

7. Tazieva Z. N. Socializacija studentov pervokursnikov v tehni-cheskom vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta [Socialization of freshmen students in a technical university by means of physical culture and sports]. Physical Culture and Health, 2019, no. 2, pp. 9-11. (In Russian).

8. Usova S.I. Liderstvo kak odna iz vazhnejshih chert lichnosti i ee projavlenie v studencheskom kollektive [Leadership as one of the traites of personality and its display in the student body]. Kazan Pedagogical Journal, 2008, no. 5, pp. 88-96. (In Russian).

9. Shlemova M. V., Chernysheva I. V., Tatarnikov M. K., Lipovcev S. P. Sovmestimost' igrokov v basketbole kak odin iz reshajushhih faktorov uspeshnoj igry komandy [Player compatibility in basketball as one of the decisive factors in the success of the team]. International Journal of Experimental Education, 2011, no. 3, pp. 178-179. (In Russian).

10. Burns Lauren, Weissensteiner Juanita, Cohen Marc. Supportive interpersonal relationships: A key component to high-performance sport, British Journal of Sports Medicine, 2019, vol. 53, iss. 22, pp. 1-3. (In English).

УДК/UDC 378 В. В. Булгаков

V. Bulgakov

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ПОЖАРЕ

IMPROVING THE PRACTICAL TRAINING OF CADETS TO CONDUCT RESCUE OPERATIONS IN A FIRE

Введение. Формирование готовности к выполнению спасательных работ на пожарах является актуальной задачей, для решения которой требуются

новые формы и методы подготовки курсантов. В статье автор обращает внимание на вопросы, связанные с разработкой новых и совершенствованием применя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.