Научная статья на тему 'Причины и характер межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогические условия их разрешения'

Причины и характер межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогические условия их разрешения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ЮНОШЕСКОЙ КОМАНДЕ ПО ГАНДБОЛУ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / INTERPERSONAL CONFLICTS / CAUSES OF THE INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE YOUTH TEAM OF HANDBALL / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE RESOLUTION OF CONFLICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буссаха Амир, Жийяр М.В.

Исследование посвящено выявлению причин и характеру межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогическим условиям их разрешения. С помощью комплекса психологических и педагогических методов исследования были определены основные показатели конфликтности и параметры поведения спортсменов. Описаны педагогические условия разрешения конфликтов в команде с целью повышения уровня групповой сплоченности и создания благоприятного психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буссаха Амир, Жийяр М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cause and character of the interpersonal conflicts in the youth team of handball and pedagogical conditions of their resolution

Research is devoted to the identification of the causes and nature of interpersonal conflicts in youth team handball and pedagogical conditions of their permits. With the help of complex psychological and pedagogical research methods were defined key indicators and parameters of the conflict behavior of athletes. Pedagogical conditions of the conflicts resolution in the team, in order to increase the level of group cohesion and create a favorable psychological climate are described.

Текст научной работы на тему «Причины и характер межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогические условия их разрешения»

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ЮНОШЕСКОЙ КОМАНДЕ ПО ГАНДБОЛУ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

АМИР БУССАХА, М.В. ЖИЙЯР, РГУФКСМиТ

Аннотация

Исследование посвящено выявлению причин и характеру межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогическим условиям их разрешения. С помощью комплекса психологических и педагогических методов исследования были определены основные показатели конфликтности и параметры поведения спортсменов.

Описаны педагогические условия разрешения конфликтов в команде с целью повышения уровня групповой сплоченности и создания благоприятного психологического климата.

Ключевые слова: межличностные конфликты, причины межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу, педагогические условия разрешения конфликтов.

Abstract

Research is devoted to the identification of the causes and nature of interpersonal conflicts in youth team handball and pedagogical conditions of their permits. With the help of complex psychological and pedagogical research methods were defined key indicators and parameters of the conflict behavior of athletes. Pedagogical conditions of the conflicts resolution in the team, in order to increase the level of group cohesion and create a favorable psychological climate are described.

Keywords: interpersonal conflicts, causes of the interpersonal conflicts in the youth team of handball, pedagogical conditions of the resolution of conflicts.

Введение

Проблема предупреждения и разрешения межличностных конфликтов является актуальной для оптимального управления спортивной командой. Эффективное межличностное взаимопонимание и взаимодействие, высокий уровень групповой сплоченности, благоприятный социально-психологический климат определяют оптимальный характер отношений между спортсменами в условиях тренировочно-соревновательной деятельности, а также обеспечивают честную конкурентную борьбу за место в основном составе команды.

Тесное и эффективное взаимодействие партнеров по команде в командно-игровой деятельности невозможно в условиях деструктивно выраженного конфликтного взаимодействия. Об этом свидетельствуют результаты проведенных в этом направлении научных исследований [3, 4]. Острые длительные конфликты между спортсменами разрушают систему деловых и личных связей, взаимодействия между членами группы и в конечном итоге неизбежно приводят к снижению спортивного результата.

В этой связи тренер команды должен создать необходимые педагогические условия по предупреждению, регулированию и разрешению межличностных конфликтов игроков спортивной команды.

Предметом исследования явились причины и характер межличностных конфликтов спортсменов, определяющие приоритет в создании педагогических условий их разрешения в юношеской команде по гандболу.

Мы исходили из предположения о том, что определение причин возникновения межличностных конфликтов

между спортсменами юношеской команды по гандболу позволит смоделировать педагогические условия их разрешения, позволяющие тренеру повысить эффективность педагогического руководства командой.

Цель работы состояла в выявлении причин и характера межличностных конфликтов спортсменов в юношеской команде по гандболу и определении педагогических условий их разрешения.

Результаты исследования и их обсуждение

Показатель групповой конфликтности ОИК.) юношеской команды по гандболу, вычисленный по методике Б. А. Бабаяна, составил 0,91 (при диапазоне JИК от 0 до 2,0), что соответствует уровню конфликтности ниже среднего (табл. 1). Показатели индивидуальной конфликтности игроков команды в целом совпадают со значением группового коэффициента конфликтности. Однако у игроков коэффициент индивидуальной конфликтности колеблется в пределах от 0,3 до 0,98, т.е. значительно отличается в пределах одной группы. Мы выделили три подгруппы игроков по уровню индивидуальной конфликтности: первая - 27% спортсменов с конфликтностью немногим ниже среднего значения; вторая - 40% спортсменов с конфликтностью значительно ниже среднего уровня; третья - 33% спортсменов с низкой конфликтностью.

В большинстве случаев при возникновении конфликта спортсмены первой подгруппы предпочитают стратегию соперничества, не стремясь к сотрудничеству или поиску компромисса. Для спортсменов второй и треть-

Таблица 1

Показатели индивидуальной конфликтности гандболистов (по методике Б.А. Бабаяна)

Частота проявления конфликтности игрока (по мнению группы) Подгруппа

№ п/п Очень часто Часто Редко Не бывает Ои.К^ по уровню конфликтности (К)

X Р1 (%) X Р2 (%) X Рз (%) X Р4 (%)

1. 1 7 5 36 4 28,5 4 28,5 0,98

2. 0 0 3 21 5 36 6 43 0,83 К,

3. 0 0 2 14 6 43 6 43 0,81

4. 0 0 0 0 8 57 6 43 0,76

5. 0 0 3 21 4 29 7 50 0,74

6. 0 0 2 14 5 36 7 50 0,71

7. 0 0 1 7 6 43 7 50 0,68 К11

8. 0 0 1 7 6 43 7 50 0,68

9. 1 7 2 14 3 21 8 57 0,66

10. 0 0 0 0 6 43 8 57 0,57

11. 0 0 0 0 5 36 9 64 0,48

12. 0 0 1 7 3 21 10 72 0,40

13. 0 0 0 0 4 28 10 72 0,37 К111

14. 0 0 0 0 4 28 10 72 0,37

15. 0 0 1 7 2 14 11 79 0,30

Таблица 2

Показатели тревожности гандболистов (по тесту Спилбергера - Ханина)

№ п/п Ои.К^ Показатели тревожности

Личностная тревожность Реактивная тревожность

1. К, 0,98 30 9

2. 0,83 39 54

3. 0,81 35 19

4. 0,76 30 13

Ме = 32,5; Я = 9 Ме = 16; Я = 45

5. К,, 0,74 39 20

6. 0,71 42 18

7. 0,68 36 13

8. 0,68 38 19

9. 0,66 32 26

10. 0,57 32 27

Ме = 37; Я = 10 Ме = 19,5; Я = 14

11. Кш 0,48 36 27

12. 0,40 36 11

13. 0,37 31 38

14. 0,37 25 10

15. 0,30 25 13

Ме = 31; Я = 11 Ме = 13; Я = 18

Пояснения к обозначениям в табл. 1 и 2:

X - суммарное количество спортсменов с данной степенью конфликтности: от 1 - очень высокая конфликтность, до 4 - конфликтов нет. Рх - процент спортсменов с данной степенью. Ме - медиана значения. Я - размах вариации, т.е. разница максимального и минимального значений в множестве.

ей подгрупп в конфликтных ситуациях характерными являются стратегии избегания или приспособления.

В целом уровень групповой и индивидуальной конфликтности спортсменов гандбольной команды согласуется с умеренными значениями их личностной и ситуативной тревожности (табл. 2), при этом значения личностной тревожности намного превышают значения реактивной. Ведущей причиной низкой ситуативной тревожности спортсменов является отсутствие нацеленности на достижение успеха и, как следствие, отсутствие ярко выраженных соперничества и конкуренции в команде, склонность в конфликтных взаимодействиях к реализации стратегии избегания. Данная стратегия характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути - это взаимная уступка.

К доминирующим причинам межличностных конфликтов, по результатам анкетного опроса спортсменов группы, относятся: «Отсутствие уважения к партнерам» (по группе нравственных причин); «Завышенная самооценка», «Психологическая несовместимость внутри команды» (по группе психологических причин); «Неравномерное распределение прав и полномочий между спортсменами», «Неравномерное распределение обязанностей между спортсменами» (по группе организационных причин).

Выводы

Глубокий анализ с конфликтологических позиций взаимоотношений в команде позволил нам выявить ряд социально-психологических оснований перечисленных выше причин межличностных конфликтов спортсменов:

• низкая сплоченность группы (по показателям индекса взаимодействия ИВ);

• спортсмены команды разделены на две слабо взаимодействующие группировки, при этом одна из них является доминирующей, более сплоченной и многочисленной, одним из лидеров которой является эгоистичный спортсмен с очень высокой реактивной тревожностью и достаточно выраженной конфликтностью, не стремящийся действовать в интересах всей группы. Наличие двух группировок к команде очень вредит деловым отношениям в игровой деятельности гандболистов и препятствует установлению дружеских отношений в личной сфере [по показателям индексов: групповой эффективности (ИГКЭ) и индивидуальной эффективности (ИИКЭ)];

• низкий уровень благополучия взаимоотношений в команде (по показателям индекса уровня благополучия взаимоотношений УВБ);

• неудовлетворенность большинства членов группы характером сложившихся отношений, как личностных, так и деловых (по результатам анкетирования и педагогических наблюдений);

• неудовлетворенность нравственно-психологическим климатом в группе (по результатам анкетирования и педагогических наблюдений);

• отсутствие необходимых соперничества и конкуренции из-за слабовыраженной мотивации спортсменов на достижение успеха (по результатам анкетирования и педагогических наблюдений);

• недоучет тренером психологических особенностей спортсменов и статуса в группе (по результатам анкетирования, педагогических наблюдений, конфликто-метрии);

• отсутствие полноценных условий в команде для реализации всех способностей спортсменов (по результатам анкетирования и педагогических наблюдений);

• монотонность тренировочного процесса (по результатам педагогических наблюдений);

• неадекватное распределение тренером прав и обязанностей среди спортсменов (по результатам анкетирования и педагогических наблюдений).

На основе полученных результатов исследования мы выделили две группы педагогических условий, соблюдение которых даст возможность тренеру успешно разрешить накопившееся конфликтные противоречия в группе, сплотить спортсменов на основе единых групповых ценностей для достижения наивысших результатов в спортивной деятельности.

К первой группе педагогических условий разрешения конфликтных противоречий в группе относятся условия, связанные с соблюдением тренером всех необходимых этапов решения педагогических задач по сплочению группы, установлению в ней благоприятного социально-психологического и нравственного климата, всестороннему учету психологических особенностей спортсменов и максимальному раскрытию их способностей.

К данной группе условий относятся следующие:

1) необходимость диагностирования тренером характера межличностных отношений в команде с помощью комплекса психолого-педагогических и социологических методов исследования для получения объективной информации о причинах конфликтных противоречий спортсменов-гандболистов;

2) проведение тренером анализа и обобщения полученной путем диагностики информации о характере межличностных отношений в группе. По итогам - формулирование конкретных выводов:

^ об уровне конфликтности в группе в целом и уровнях индивидуальной конфликтности;

^ об уровне сплоченности команды в целом и сплоченности сложившихся группировок;

об уровнях личностной и ситуативной тревожности спортсменов;

^ об уровнях групповой и индивидуальной экспансивности, а также о доминирующих, в связи с выявленными характеристиками, стратегиях поведения спортсменов во взаимодействиях друг с другом.

3) Составление тренером плана и программы конкретных действий по сплочению группы как коллектива и созданию благоприятного социально-психологического климата в группе, улучшению деловых и личных отно-

шений спортсменов на основе четко сформулированной педагогической цели.

Вторую группу педагогических условий разрешения конфликтных противоречий в группе составляют определение и осуществление системы действий по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов в группе.

Результаты проведенного нами исследования показали, что команда по уровню конфликтности находится между пороговыми значениями конфликтности: низким и средним. В таких командах конфликты носят

в основном конструктивный характер с преобладанием деловой направленности и отчасти с личностно-деловой направленностью.

Следовательно, перед тренером стоит задача создания благоприятных условий для конструктивного разрешения конфликтов в группе. Для этого тренеру необходимо руководствоваться принципами эффективного межличностного общения, занять правильную педагогическую позицию в конфликте и владеть методами прямого и косвенного воздействия на участников межличностного конфликта.

Литература

1. Горбунов, Т.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2007. - 294 с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2009. - 52 с.

3. Киселева, Е.В. Управление межличностными конфликтами в спортивно-педагогическом взаимодействии / Е.В. Киселева // Материалы V Межд. науч.-практ. конф. психологов физ. культ. и спорта «Рудиковские чтения» (2-5 июня 2009 г.). - М.: «Анита Пресс», 2009. -С. 116 - 122.

4. Неверкович, СД. Конфликты в спортивно-педагогическом взаимодействии: метод. пособ. / С.Д. Неверкович, В.В. Баранников, С.А. Баранцев, А.В. Березин, В.Н. Гладков. - М.: Моск. гор. центр спорта - метод. и мед.-биолог. обеспеч. 2005. - 44 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gorbunov, G.D. Psychopedagogics of sports / G.D. Gor-bunov. - M.: Soviet Sport, 2007. - 294 p.

2. Il'yin, E.P. Sports Psychology / E.P. Il'in. - St.-P.: Piter, 2009. - 52 p.

3. Kiseleva, E.V. Interpersonal conflict management in sport-pedagogical interaction / E.V. Kiseleva // Materialy V Mezhd. nauch.-prakt. konf. psihologov fiz. kul't. i sporta "Rudikovskie chtenija" (2-5 June 2009). - M.: "Anita Press", 2009. - Pp.116-122.

4. Neverkovich, S.D. Conflicts in sports-pedagogical interaction: method. manual / S.D. Neverkovich, V.V. Barannikov, S.A. Barantsev, A.V. Berezin, V.N. Gladkov. - M.: Mosk. City Sports center of Method. and Med.-Biolog. Maintenance, 2005. - 44 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.