SPORT PSYCHOLOGY
УДК 796.325:159.9 ББК 75.569:88.5
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Е. А. Тишина
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия
Представлены результаты исследования, которые раскрывают влияние конфликтов на особенности взаимоотношений в волейбольной команде. Выявлены стратегии поведения в конфликтных ситуациях, влияющие на межличностные отношения, сплочённость и социально-психологический климат в коллективе. Даны рекомендации по урегулированию конфликтов и подобраны техники конструктивного выстраивания отношений.
Ключевые слова: волейбол, конфликты, стратегии поведения.
Актуальность. Спортивные игры, в частности волейбол, характеризуются наибольшей эмоциональной насыщенностью среди других видов спорта, необходимостью взаимопонимания между игроками команды.
Конфликт представляет собой распространённое явление в общественных отношениях, и его следует рассматривать как одну из естественных форм взаимодействия и взаимоотношения людей [1]. Конфликты в спорте возникают значительно чаще, чем в обычной деятельности.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливающих противостояние между субъектами спортивной деятельности, имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка для достижения превосходства над соперником требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно и творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера [2]. На тренера возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку.
Конфликтные ситуации в спортивной команде вызывают напряжённость при взаимоотношениях
игроков; снижение заинтересованности в профессиональной деятельности; совершение большего, чем обычно, количества незначительных ошибок и погрешностей в тренировочном процессе и игровой деятельности; увеличение эмоционального фона в межличностных отношениях; ухудшение коммуникации между участниками конфликта; излишнюю критичность. Все эти факторы негативно сказываются на личности каждого спортсмена, участвующего в конфликте, а также на результатах команды в целом [3; 4].
Цель исследования: выявить влияние конфликтов на взаимоотношения в команде.
Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 10 игроков сборной по волейболу Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Двое спортсменов имеют разряд кандидатов в мастера спорта, пятеро — перворазрядники, трое — второразрядники. Возраст юношей — 18-22 года, стаж занятий волейболом — 8-10 лет.
Для исследуемой нами спортивной деятельности, а именно игровой, необходимо выявить внешние проявления симптомов, которые позволяют диагностировать наличие конфликта в отношениях субъектов.
Характер взаимоотношений и причины, обусловливающие их, можно выявить с помощью
90
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 3
Исследование межличностных отношений и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов
«Анкет отклоняющегося поведения», разработанных С. В. Хожемпо.
На рис. 1 представлены результаты степени выраженности различных форм отклоняющегося поведения у каждого члена мужской сборной команды УралГУФК на тренировке и в быту.
Следует отметить, что коэффициент единства мнений группы о наличии отклонений в поведении спортсмена (КЕМГ) составил 28,8 % в быту и 43,4 % во время тренировки.
На рис. 2 представлены результаты, полученные по итогам проведения теста Томаса — Килменна для определения стиля поведения в конфликтной ситуации.
Результаты, полученные по тесту Томаса — Килменна, распределились следующим образом: стратегия «Конкуренция», характеризующая стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, — 24,2 %; стратегия «Сотрудничество», которая предполагает поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения, — 55,8 %; стратегия «Компромисс», в которой доминирует стремление урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого, — 59,2 %; стратегия «Избегание», характеризую-
щая стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, — 62,5 %; стратегия «Приспособление», которой отмечается стремление сохранить или наладить благоприятные социальные отношения путём сглаживания разногласий, — 48,3 %.
Выводы. Анализ полученных данных по выявлению характера взаимоотношений в студенческой волейбольной команде показал, что у 40 % преобладает неудовлетворённость своим поведением и поведением партнёров по команде в тренировочном процессе (опоздания, неопрятность, низкая активность на тренировках).
Спортсменам мужской команды в большей степени присущи стратегии поведения в конфликтных ситуациях — «Избегание» (62,5 %) и «Компромисс» (59,2 %). Стратегия «Избегание» характеризуется стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, а «Компромисс» — это стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам.
В спорте наиболее эффективной стратегией является «Сотрудничество», отличающаяся трудоёмкостью и присущая только высокоорганизованным личностям, предполагающая поиск решений,
Рис. 1. Степень выраженности форм отклоняющегося поведения в быту и на тренировке, %
Рис. 2. Выраженность стратегий поведения спортсменов, %
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 3
91
Е. А. Тишина
полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения.
Конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Для урегулирования конфликтов тренеру необходимо сконцентрировать внимание на интересах команды, а не на позициях участников конфликта. Игрокам следует придерживаться правила «эмоциональной выдержки», которое заключается в осознанном контроле своих чувств и учёте эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей участников конфликта.
Для улучшения спортивных результатов команды необходимо обучить спортсменов техникам конструктивного выстраивания отношений, с помощью специально разработанного социально-психологического тренинга.
Поступила в редакцию 13 апреля 2017 г.
Рекомендуется тренинг, включающий в себя игровые упражнения для «командообразования», направленные на сплочение коллектива («Невидимая связь», «Пантомима», «Портрет», «Фигуры», «Ассоциации»), и групповые задания, формирующие взаимосвязи между игроками («Согласование ритма», «Олимпийский огонь», «Объединение»).
Список литературы
1. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — М. ; СПб. : Питер, 2009. — 538 с.
2. Монастырёв, С. Н. Конфликты в спорте: причины возникновения / С. Н. Монастырёв // Культура физ. и здоровье. — 2008. — № 3 (17). — С. 21-24.
3. Петровская, Л. А. Теория и методологические проблемы социальной психологии / Л. А. Петровская. — М. : МГУ, 1977.
4. Lots, J. W. Management's handling of strikes / J. W. Lots. — San-Francisco : Pretoria, Human Sciences Research Council : Oxford, 1984. — 78 p.
Для цитирования: Тишина, Е. А. Исследование межличностных отношений и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов / Е. А. Тишина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 90-92.
Информация об авторе
Тишина Елена Александровна — старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 3, pp. 90-92.
The Study of Interpersonal Relationships and Strategies of Behavior in Conflict Situations Volleyball Players
E. A. Tishina
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article presents the results of research that reveal the effects of conflict in relations on the volleyball team. The identified strategy of behavior in conflict situations that affect interpersonal relationships, cohesion and socio-psy-chological climate in the team. Recommendations for conflict resolution and selected techniques of constructive relationship-building.
Keywords: volleyball, conflicts, behavior strategies.
References
1. Grishina N.V. Psikhologiya konflikta [Psychology of the Conflict]. Moscow, 2009. 538 p. (In Russ.).
2. Monastyryov S.N. Konflikty v sporte: prichiny vozniknoveniya [Conflicts in Sports: Causes]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye [Physical Culture and Health], 2008, no. 3 (17), pp. 21-24. (In Russ.).
3. Petrovskaya L.A. Teoriya i metodologicheskiye problemy sotsial'noy psikhologii [Theory and Methodological Problems of Social Psychology]. Moscow, 1977. (In Russ.).
4. Lots, J. W. Management's handling of strikes. San-Francisco: Pretoria, Human Sciences Research Council; Oxford, 1984. 78 p.
92
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 3