DOI 10.15593/2224-9354/2018.2.3 УДК 316.48-057.874
В.В. Левченко, А.А. Марков
КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СДЮСШОР МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Анализируются особенности конфликтов в тренировочно-образовательном процессе в сфере дополнительного образования (в специализированных детско-юношеских спортивных школах). С позиций междисциплинарного подхода (конфликтологического, социологического и социально-психологического) осуществлен системный, целостный анализ конфликтов в спортивных школах между основными субъектами образовательного процесса (тренеры - молодые спортсмены - администрация - родители спортсменов). Основными показателями конфликтов между субъектами образовательного процесса в СДЮСШОР выступили: причины конфликтов, частота конфликтов, последствия конфликтов, степень остроты конфликтов, участники конфликтов, осведомленность субъектов образовательного процесса о конфликтах в спортивной школе, эмоции в учебно-тренировочном процессе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, отражающие отличительные особенности конфликтности в СДЮСШОР, выделены преобладающие типы конфликтности и факторы, детерминирующие формирование и развитие типов конфликтности и частных характеристик конфликтности, которые не вошли в выделенные типы.
Ключевые слова: социология спорта, социология конфликта, межсубъектный конфликт, социальная напряженность, детерминанты конфликтов.
Изучение конфликтов в спортивных школах представляет не только научный, но и практический интерес. Научная проблема связана с тем, что при большом количестве публикаций, посвященных различным сторонам конфликтов в конфликтологии, социологии и социальной психологии [1-3], практически нет работ, в которых был осуществлен системный, целостный анализ конфликтов в спортивных школах между основными субъектами образовательного процесса [4-7].
Именно такой подход имеет огромное значение для администрации спортивных школ, прежде всего при выборе эффективных методов управления, для тренеров при организации адекватной подготовки спортсменов [8-11]. Недостаток объективной информации о характере конфликтного взаимодействия в сфере дополнительного образования, а именно специализированных детско-юношеских спортивных школ (далее - СДЮСШОР) и отсутствие специализи-
© Левченко В.В., Марков А.А., 2018
Левченко Валерий Витальевич - канд. психол. наук, заведующий кафедрой «Социология и политология» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Марков Алексей Андреевич - менеджер фитнес-студии «Стиль Жи» (г. Пермь), e-mail: [email protected].
рованных программ, направленных на обучение спортсменов и тренеров конструктивным средствам разрешения конфликтов, оказывает отрицательное влияние на систему подготовки спортсменов к соревнованиям [12-16].
С целью выявления особенностей конфликтов между основными субъектами образовательного процесса (тренеры - молодые спортсмены - администрация - родители спортсменов) в СДЮСШОР в 2017 году было подготовлено и проведено социологическое исследование в Пермской краевой спортивной школе олимпийского резерва «Олимпиец». Основными параметрами конфликтов между субъектами образовательного процесса (тренерами -молодыми спортсменами - администрацией - родителями спортсменов) в СДЮСШОР выступили: причины конфликтов, частота конфликтов, последствия конфликтов, степень остроты конфликтов, участники конфликтов, осведомленность субъектов образовательного процесса о конфликтах в спортивной школе, эмоции в учебно-тренировочном процессе.
В результате исследования было выявлены следующие особенности структуры конфликтов между основными субъектами образовательного процесса (тренеры - молодые спортсмены - администрация - родители спортсменов) в СДЮСШОР. Только около 30 % опрошенных отметили наличие остроты конфликтов в СДЮСШОР. Но при этом необходимо отметить, что наибольшая острота конфликтов зафиксирована между спортсменами, между тренерами и спортсменами и между тренерами (таблица). А вот между трене -рами и родителями, администрацией и тренерами, родителями и администрацией острота конфликтов практически отсутствует.
Острота конфликтов между основными субъектами образовательного процесса (% от числа опрошенных в каждой группе)
Участники образовательного процесса Степень остроты конфликтов Итого
не острые средние острые очень острые
Тренеры и родители 67,0 22,0 11,0 0 100,0
Администрация и тренеры 66,6 22,2 5,6 5,6 100,0
Родители и администрация 62,5 25,0 0,0 12,5 100,0
Тренеры и спортсмены 28,6 47,6 14,3 9,5 100,0
Тренеры и тренеры 37,5 37,5 15,6 9,4 100,0
Спортсмены и спортсмены 20,9 33,9 17,7 27,4 100,0
Итого 36,0 34,0 14,0 16,0 100,0
При этом субъективное восприятие остроты конфликтов оказалось достаточно высоким у тренеров (69,7 %) и спортсменов (72 %).
Основными причинами конфликтов в спортивной школе являются: борьба за попадание в состав между спортсменами (38 %), высокие амбиции некоторых субъектов образовательного процесса (23 %), низкий уровень профессионализма некоторых тренеров (18 %), борьба за перспективных
спортсменов между тренерами (17 %), несправедливая оплата труда (13 %), неправильная организация работы тренеров и администрации (12 %), чувство зависти у тренеров и спортсменов друг к другу (11 %), борьба за более выгодные условия (10 %), несправедливое распределение привилегий (10 %). Степень информированности о конфликтах в спортивной школе достаточно высокая - 80 % опрошенных знают о них. Тренеры и спортсмены в большей степени информированы о конфликтных ситуациях в отличие от администрации и родителей. Самая низкая информированность о конфликтных ситуациях у родителей (58 %).
Основными последствиями конфликтов являются: команда показывает отрицательные результаты (59 %), атмосфера в коллективе ухудшается (19 %), эффективность работы спортивной школы снижается (14 %).
В исследовании были выделены три идеальных типа конфликтности (отрицательный, средний и оптимальный) у субъектов образовательного процесса в СДЮСШОР по оценке остроты конфликтов, информированности о конфликтах и эмоциональности, и оказалось, что преобладает средний тип конфликтности (это те, кто оценивают остроту конфликта в СДЮСШОР как среднюю, не осведомлены о конфликтах, отличаются средней эмоциональностью в конфликте) - у 50,5 %. Реже всего встречается отрицательный тип (оценивают конфликты как острые, знают о конфликтах и участвуют в них, отличаются высокой эмоциональностью) - 20 %.
Были установлены основные факторы, формирующие эти типы конфликтности в СДЮСШОР.
У женщин чаще встречается отрицательный (33,3 %) и оптимальный (27,3 %) типы конфликтности. Для мужчин более всего характерен средний тип конфликтности (57 %).
Средний тип конфликтности преобладет у субъектов образовательного процесса в возрасте от 15 до 17 лет (48 %) и в возрасте от 42 и старше (40 %).
Отрицательный тип конфликтности преобладает у субъектов образовательного процесса с неполным средним образованием (53,3 %), средний тип конфликтности - у субъектов образовательного процесса со средним специальным образованием (60,7 %). Оптимальный тип превалирует у субъектов образовательного процесса с высшим образованием (51,1 %).
Отрицательный тип конфликтности преобладает у спортсменов (42,6 %), реже всего он встречается у работников администрации. Средний тип конфликтности чаще встречается у работников администрации (53,0 %) и тренеров (52,1 %). Оптималный тип конфликтности преобладает у родителей (50,7 %).
На основании приведенных выше результатов выявлено преобладание следующих типов:
• Оптимальный тип, более характерен для женщин, респондентов, имеющих высшее образование, родителей.
• Средний тип, преобладает в целом у всех респондентов, однако чаще встречается у мужчин от 15 до 17 лет и от 42 лет и старше, имеющих среднее специальное образование, у работников администрации и тренеров.
• Отрицательный тип, превалирует у женщин с неполным средним образованием, у спортсменов.
Выявлены также факторы, оказывающие наибольшее воздействие на формирование отдельных показателей конфликтности, которые не вошли в типы.
У респондентов с высшим образованием конфликты проходят менее остро в отличие от респондентов с более низким уровнем образования.
Участники учебно-тренировочного процесса с высшим образованием вступают в конфликты чаще (32,7 %), чем участники с более низким уровнем образования (18 %).
Основным последствием конфликта между тренером и спортсменом (43,1 %) и между спортсменами (49,1 %) является ухудшение результативности командной деятельности. Атмосфера в команде портится в наибольшей степени из-за конфликтов между спортсменами (60,1 %). Эффективность работы спортивной школы снижается, когда конфликт происходит между тренером и администрацией (39,3 %). Недоверие к тренеру и администрации возникает из-за конфликтов между администрацией и родителями (46,7 %).
Агрессивное поведение чаще всего является причиной конфликтов между спортсменами (42,4 %), а не между тренерами (21,1 %). Недовольство результатами часто выступает причиной конфликтов между тренерами и родителями (70 %). Нередки конфликты между тренерами «из зависти» (57,9 %).
В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что оптимизации регулирования и профилактики конфликтных ситуаций в СДЮСШОР во многом будет способствовать создание возможностей для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса учебно-тренировочных занятий. Это позволит снизить недопонимание и даст возможность для обмена мнениями и знаниями, ведь только совокупные действия спортсменов, родителей, тренеров и администрации дадут эффективный результат. Целесообразно также организовывать регулярные встречи тренер-ско-преподавательского состава и родителей спортсменов.
Список литературы
1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс,
1996. - 96 с.
2. Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта. - М.: Статут, 2009. - 162 с.
3. Сулейманов И.И. Основы спортивной конфликтологии. - Омск,
1997. - 344 с.
4. Паначев В.Д. Развитие спортивной культуры студенческой молодежи // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2012. - № 17. - С. 36-44.
5. Непопалов В.Н. Основы конфликтного поведения: учеб. пособие / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2003. - 71 с.
6. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005. - 311 с.
7. Галкин В. В. Конфликты в спорте. Понятие и виды. - М.: Проспект, 2010. - 113 с.
8. Куценко Я. А., Михальчук Д. А. Сравнительная характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов команд мастеров и любителей (на примере команд ТюмГУ и ТНК-ВР) // Стратегия формирования ЗОЖ средствами физической культуры и массового спорта: опыт, проблемы, перспективы развития. - Тюмень: Вектор Бук, 2011. - С. 231-234.
9. Отношение спортсменов и тренеров к конфликтам, возникающим в спортивных командах // Физическое воспитание в системе гармонического развития личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. ВГПУ. - Воронеж, 1998.- С. 91-93.
10. Масягина Н.В. Конфликты в среде физкультурно-спортивного персонала // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 122-125.
11. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. -СПб., 2005. - 344 с.
12. Петров С.И. Влияние конфликтов на деятельность спортсмена // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й науч. конф. - СПб., 2002. - С. 63-64.
13. Волков И.П. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов // Практикум по спортивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
14. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 236 с.
15. Технологии преодоления межличностных конфликтов в спортивных командах // Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - С. 73-78.
16. Куценко Я.А., Корниенко Ю.А., Куценко Г.А. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива ДЮСШ г. Тюмени // Молодой ученый. - 2014. - № 17. - С. 508-512.
References
1. Zdravomyslov A.G. Sotsiologiia konflikta [Sociology of conflict]. Moscow, Aspekt Press, 1996, 96 p.
2. Kuznetsov Iu.V. Sotsiologiia fizicheskoi kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sport]. Moscow, Statut, 2009, 162 p.
BecTHUK nHMny. Co^anbHO-BKOHOMunecKue HayKU. 2018. № 2
3. Suleimanov I.I. Osnovy sportivnoi konfliktologii [Foundations of sport conflictology]. Omsk, 1997, 344 p.
4. Panachev V.D. Razvitie sportivnoi kul'tury studencheskoi molodezhi [Athletic culture development of students]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2012, no. 17, pp. 36-44.
5. Nepopalov V.N. Osnovy konfliktnogo povedeniia [Foundations of conflict behavior]. Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, 2003, 71 p.
6. Stoliarov V.I. Sotsiologiia fizicheskoi kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sport]. Moscow, Fizicheskaya kul'tura, 2005, 311 p.
7. Galkin V.V. Konflikty v sporte. Poniatie i vidy [Conflicts in sport. Notion and kinds]. Moscow, Prospekt, 2010. 113 p.
8. Kutsenko Ia.A., Mikhal'chuk D.A. Sravnitel'naia kharakteristika strategii povedeniia v konfliktnykh situatsiiakh u voleibolistov komand masterov i liubitelei (na primere komand TiumGU i TNK-V) [Comparative characteristics of behavior strategies in conflict situations in volleyball teams of masters and amateurs (the case of TSU and TNK-BP teams)]. Strategiya formirovaniya ZOZH sredstvami fizicheskoj kul'tury i massovogo sporta: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. Tyumen', Vektor Buk, 2011, pp. 231-234.
9. Otnoshenie sportsmenov i trenerov k konfliktam, voznikaiushchim v sportivnykh komandakh. Fizicheskoe vospitanie v sisteme garmonicheskogo razvitiia lichnosti: materialy Mezhdunar. nauchno-prakticheskoi konferentsii. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University, 1998. pp. 91-93.
10. Masiagina N.V. Konflikty v srede fizkul'turno-sportivnogo personala [Conflict among the sport staff members]. Science and School, 2015, no. 4, pp. 122-125.
11. Nikolaev A.N. Psikhologiia trenera v detsko-iunosheskom sporte [Psychology of the coach in youth sports]. Saint Petersburg, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 2005, 344 p.
12. Petrov S.I. Vliianie konfliktov na deiatel'nost' sportsmena [Influence of conflicts on athlete's activity]. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskoj dejatel'nosti. Materialy 29-oj nauchnoj konferencii. Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, 2002. pp. 63-64.
13. Volkov I.P. Analiz konfliktov vo vzaimootnosheniiakh sportsmenov [Analysis of conflicts in the relationship of athletes. Workshop on sports psychology]. Saint Petersburg, Piter Publishing House, 2002, 288 p.
14. Lokutov S.P. Konflikty v kollektive: prichiny, upravlenie, minimizatsiia [Staff conflicts: causes, management, minimization]. Moscow, Ventana-Graf, 2001, 236 p.
15. Tekhnologii preodoleniia mezhlichnostnykh konfliktov v sportivnykh komandakh [Technologies to overcome interpersonal conflicts in sports teams].
Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v podgotovke spetsialistov po fizicheskoi kul'ture i sportu: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Belgorod, Belgorod State National Research University, 1999, pp. 73-78.
16. Kutsenko Ia.A., Kornienko Iu.A., Kutsenko G.A. Sravnitel'nyi analiz strategii povedeniia v konflikte rukovoditelei i pedagogicheskogo kollektiva DIuSSh g. Tiumeni [Comparative analysis of behavioral strategy in conflict between directors and pedacogical staff at children and youth sports schools in the city of Tyumen]. Young Scientist, 2014, no. 17, pp. 508-512.
Оригинальность 89 %
Получено 27.08.2017 Принято 27.09.2017 Опубликовано 29.06.2018 V.V. Levchenko, A.A. Markov
CONFLICTS IN MODERN RUSSIAN SPECIALIZED CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE BETWEEN THE MAIN SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
The article analyzes the peculiarities of conflicts in the training and educational process in the sphere of additional education (in specialized children's and youth sports schools). From the perspective of the interdisciplinary approach (conflictological, sociological and socio-psychological), a systematic, holistic analysis of conflicts in sports schools between the main subjects of the educational process (coaches - young athletes - the administration - the parents of athletes) is implemented. The main indicators of conflicts between subjects of the educational process in specialized children's and youth sports schools of the Olympic reserve were the causes of conflicts, frequency of conflicts, consequences of conflicts, severity of conflicts, participants in conflicts, awareness of the subjects of the educational process about conflicts in sports schools, emotions in the training process. The results of a specific sociological study, reflecting the distinguishing features of conflict in specialized children's and youth sports schools of the Olympic reserve, highlighted the prevailing types of conflict and factors that determine the formation and development of types of conflict and particular characteristics of conflict, which are not included in the selected types.
Keywords: sociology of sport, sociology of conflict, intersubject conflict, social tension, determinants of conflicts.
Valery V. Levchenko - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Dept. of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].
Aleksey A. Markov - Manager, "Style Ji" Fitness Studio (Perm), e-mail: [email protected].
Received 27.08.2017 Accepted 27.09.2017 Published 29.06.2018