УДК 371 (796.01)
Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport Baltic Federal University n.a. I. Kanta (Kaliningrad, Russia), E-mail: NSamsonova@kantiana.ru Shvedova D.S., postgraduate, Department of General and Professional Pedagogy, Sochi State University; Deputy Director, MBU DOD SDYUSSHOR No.7 (Sochi, Russia), E-mail: notadiva@mail.ru
MANAGING CONFLICTS AS AN ASPECT OF QUALITY OF EDUCATION IN CHILDREN'S SPORTS SCHOOLS. The article deals with conflict management as an aspect of quality of education in junior sports school. The authors define the contents of the concept of "conflict management", lists the participants in an educational process, between which conflicts may occur: fans, athletes, coaches, sport organizations and parents. The necessity of proper management of conflicts in youth sports school, which not only reduces the risk of adverse effects, but also enhances the effectiveness of their activities. In the practical part of the article the authors present the results of their research. The subject of the study was the actual availability of disputes (conflicts) between the participants in the educational process. Data on a projective technique "Do you conflict, or you don't?" and the interpretation of the research results are given. The present results lead to the conclusion that in the educational process there were certain rules, standards of conflict management. The paper gives the basic directions of conflict resolution in junior sports schools.
Key words: conflicts in youth sports schools, conflict management in sports organizations, governance, quality of education in youth sports schools.
Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: NSamsonova@kantiana.ru Д.С. Шведова, аспирант каф. общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», зам. дир. по УЧ МБУДО СДЮСШОР № 7, г. Сочи, E-mail: notadiva@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ КАК АСПЕКТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается управление конфликтами как аспект качества образования в детско-юношеской спортивной школе. Раскрыто содержание понятия «управление конфликтами», перечислены участники образовательного процесса, между которыми возникают конфликты: болельщики, спортсмены, тренеры, спортивные организации, родители. Обоснована необходимость правильного управления конфликтами в детско-юношеской спортивной школе, которое не только снижает вероятность возникновения негативных эффектов, но и способствует повышению эффективности их деятельности. В практической части статьи представлены результаты исследования. Предметом исследования являлось фактическое наличие споров (конфликтов) между участниками образовательного процесса. Приведены данные проективной методики «Конфликтуете Вы или нет?» и дана интерпретация результатов исследования. Представленные результаты позволили сделать вывод, что в образовательном процессе сложились определенные нормы, стандарты управления конфликтами. В заключении изложены основные направления урегулирования конфликтов в детско-юношеской спортивной школе.
Ключевые слова: конфликты в детско-юношеских спортивных школах, особенности управления конфликтами в спортивных организациях, управление, качество образования в детско-юношеских спортивных школах.
Сегодня спорт является важным социальным фактором в деле воспитания самостоятельной, гармонично-развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям общества. Спортивная деятельность имеет важное значение, так как обеспечивает развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств у ребёнка, формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность, психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Спорт относится к числу важных явлений современной культуры. В «Манифесте о спорте», подготовленном СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО, отмечается, что «спорт всё более прочно утверждается как существенный элемент культуры, который воздействует на сферу этики, на образ жизни, на моральное поведение», «вносит новый вклад в самопознание человека» и т. д. [1].
Возрождается престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодёжи, но и среди других возрастных групп. При классическом образовании по физической культуре и спорту показатели качества образования в первую очередь связаны были не только с качеством подготовки тре-нерско-преподавательского состава, состоянием материально-технической базы спортивного сооружения, количеством подготовленных олимпийских чемпионов за определенный период времени, но и с уровнем удовлетворённости участников образовательного процесса.
Модернизация системы физической культуры и спорта в стране, включённость Российской Федерации в глобальные международные спортивные мероприятия (Универсиада, Зимняя Олимпиада, чемпионаты мира по боевым искусствам и др.)., увеличение эфирного времени на пропаганду спортивных достижений и социальную рекламу здорового образа жизни способствовали формированию позитивного отношения у взрослых к занятиям детей и подростков в детско-юношеских спортивных школах разной направленности. В данных учреждениях сложил-
ся образовательный процесс, характеризующийся часто возникающими конфликтами между участниками этого процесса.
Конфликты в образовательном процессе являются острым способом разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающемся в межличностном общении, между участниками образовательного пространства непосредственно в социуме, становятся проблемой в сфере физической культуры и спорта. Они возникают среди участников различных соревнований, в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций, родителей. Иногда в них втягиваются целые государства и межгосударственные союзы.
Конфликты между тренерами-преподавателями, учащимися и родителями (законными представителями) свидетельствуют о проблемном состоянии учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах. Возникающие в процессе спортивной подготовки конфликты нежелательны, однако, к сожалению, неизбежны.
В настоящее время спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главной причиной этого является то, что сегодня занятия спортом - общественный, массовый феномен. Особенно массовый спорт, не может существовать без конфликтов, которые возникают между спортсменами, спортивными организациями, тренерами-преподавателями, родителями, болельщиками, поскольку постоянно между ними существует тесная связь. Это значительно отличается от общеобразовательной школы, где деятельность всех субъектов гибко регламентирована.
Однако можем допустить, что наличие умеренно выраженных конфликтов в детско-юношеских спортивных школах чаще всего свидетельствует о том, что большинство участников образовательного процесса ориентированы на задачу, на достижение общей цели, чем на межличностные отношения. Эти «здоровые» конфликты обычно характерны для выступающих на соревнованиях различного уровня. Задача тренера - преподавателя в данном случае не бояться таких конфликтов, а разобраться в его
сути, найти пути правильного управления для обеспечения качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Правильное управление конфликтами в детско-юношеских спортивных школах не только снижает вероятность возникновения негативных эффектов, но и способствует повышению эффективности их деятельности. В современном спорте навык управления конфликтами рассматривается как один из важнейших для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта [2]; процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, предпринимателями, специальными лицами и т. д.) (Н.В. Гришина) [3]; это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Авторы сообщают, что управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов) [4]; способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить её и осуществить направляющие действия по ее разрешению (В.Е. Щербак) [5].
Таким образом, управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология для влияния на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Целью управления конфликтами является предупреждение их деструктивного (разрушительного) развития [3].
Для педагога-психолога и тренера-преподавателя, которые в своей работе имеют дело с долговременными отношениями людей, конструктивный выход из конфликта, в отличие от деструктивного, безусловно, означает не только и не столько разрешение проблем, разделяющих стороны, сколько восстановление, нормализацию и благополучное развитие отношений самих сторон.
Правильное регулирование конфликта ведёт к функциональным последствиям. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению общих целей. Чтобы найти способы управления необходимо выяснить причины и систематичность появления конфликтов.
Нами было проведено исследование в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 7 города Сочи. Респондентами в данном исследовании выступали - родители (50 человек) (законные представители) несовершеннолетних, сопровождающие своих детей на тренировочные занятия. Предметом изучения являлось: фактическое наличие споров (конфликтов) между участниками образовательного процесса, предмет их конфликта и выбранные способы его решения.
Исследование предполагало определенный блок вопросов, направленных на систематизацию наличия ситуаций способствующих возникновению конфликтов и нормативных представлений о «правильных» способах их решения.
Первый вопрос был сформулирован следующим образом: «Происходили ли у Вас конфликты (споры) с сотрудниками спортивной школы?» варианты ответов: «Да» или «Нет», благодаря данному вопросу исследовался факт наличия или отсутствия конфликтов в спортивной школе, без уточнения предмета и инициаторов спора.
Следующий блок вопросов был сформирован по принципу «Проективной методики», т. е. респондентам предлагалось самостоятельно завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в ответ на вопрос содержание характерное только для них:
Возникали ли у Вас ситуации, когда Вы готовы были поспорить или вступить в конфликт?
С кем из сотрудников спортивной школы могли произойти конфликты?
Что является предметом Ваших (возможных) споров, о чем Вы спорите?
Кто инициатор споров?
Каким способом Вы решаете возникшие споры?
Обращаетесь ли Вы к третьим лицам для разрешения конфликтов?
Как Вы могли (по вашему мнению) предотвратить возникшие конфликты?
Вышеперечисленные вопросы позволяют: определить теоретическую базу для выявления ситуаций, когда участники образовательного процесса готовы были вступить в конфликт, но в отличие от первого вопроса его реализации не допустили; выделить «лидеров-инициаторов» конфликтов; определить его объективные и субъективные причины, способы решения, предотвращения и систематичность привлечения третьих лиц для разрешения конфликтов.
Варианты ответов, предлагаемые респондентами в большинстве случаев, совпадали.
Полученные ответы интерпретировались следующим образом: на вопрос «Происходили ли у Вас конфликты (споры) с сотрудниками спортивной школы?» 10 человек (20%) выбрали вариант «Да». Это свидетельствует о том, что конфликты, где участники образовательного процесса принимают активные действия, происходят редко и они не являются систематичными. На этот же вопрос 80% респондентов ответили «Нет», т. е. конфликты, где требовалась активная роль участников образовательного процесса, не происходили.
На вопрос «Возникали ли у Вас ситуации, когда Вы готовы были поспорить или вступить в конфликт?» 54% респондентов ответили «Да, бывали ситуации, когда готовы были поспорить или вступить в конфликт».
Систематизируя варианты ответов на вопрос: «Что является предметом Ваших (возможных) споров, о чем Вы спорите?» получили объективные и разнообразные результаты. Предметом конфликтов являлись отношения между спортсменами и тренерами; недостатки, связанные с организацией труда, неправильным стилем руководства; состояния нервно-психического напряжения у спортсменов, в результате соревновательной деятельности.
Инициаторами конфликтов были сами родители (законные представители), тренеры-преподаватели, административный состав детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7 г. Сочи.
Как показали ответы на вопрос: «Каким способом Вы решаете возникшие споры?», то главным и основным способом решения конфликта выступают «переговоры» (87%), к третьим лицам для разрешения споров респонденты не обращались, поскольку возникающие конфликты старались урегулировать самостоятельно.
В данном исследовании участвовали респонденты, для которых ситуации, способствующие возникновению конфликтов вполне реальны и в некоторых случаях неизбежны, суждения о «правильных» способах решения и их готовность вступить в конфликты представляются достаточно показательными.
Анализ результатов исследования показывает, что в образовательном процессе сложились определенные нормы и стандарты управления конфликтами.
Возможно, выбор тех или иных ответов имеет временную специфику, и повторение опроса через определенный промежуток времени, позволит сделать другие выводы. Однако, результаты исследования показывают, что ситуации, способствующие возникновению конфликта возникают достаточно часто в детско-юношеской спортивной школе, поэтому для того, чтобы процесс регулирования был не деструктивным, а конструктивным, необходимо грамотно им управлять.
Следовательно, урегулирование конфликтов в детско-юношеских спортивных школах должно проводиться по следующим направлениям:
- создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
- выбор наиболее эффективных путей организации трудовой деятельности коллектива школы; умение отличать причины от поводов;
- введения мероприятий, позволяющих предупредить развитие конфликтов в стадии их зарождения и формирования;
- разработка и внедрение процедур правового разрешения конфликтов (посредством выработки соответствующих правовых актов, норм и регламентов).
Управление конфликтами в детско-юношеских спортивных школах существенно влияет на качество образования, способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, обеспечивает решение социально значимых задач, гарантирует прочность межличностных отношений, позволяет
Библиографический список
организовать образовательный процесс более эффективно и целесообразно.
Таким образом, уменьшение количества конфликтов в детско-юношеских спортивных школах - серьезная практический вопрос, определяющий качество образования в сфере физической культуры и спорта, стоящий как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами-преподавателями спортивных коллективов, поэтому любой детско-юношеской спортивной школе необходимо стремиться к тому, чтобы минимизировать количество конфликтов, а также прийти к поиску оптимальных способов их управления.
1. Цветков М.П. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство социального воспитания учащихся детско-юношеской спортивной школы. Автореферат ... степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2014.
2. Социальное управление: словарь-справочник. Москва, 1994.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. Издание 3. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000.
5. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии. ЭКО. 1999; 11: 157 - 168.
Referencеs
1. Cvetkov M.P. Sportivno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' kak sredstvo social'nogo vospitaniya uchaschihsya detsko-yunosheskoj sportivnoj shkoly. Avtoreferat ... stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2014.
2. Social'noe upravlenie: slovar'-spravochnik. Moskva, 1994.
3. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Izdanie 3. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
4. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 2000.
5. Scherbak V.E. Konfliktnye situaciina predpriyatii. 'EKO. 1999; 11: 157 - 168.
Статья поступила в редакцию 10.11.15
УДК 378
Talibov F.F., computer studies teacher, School №8 (Derbent, Republic of Dagestan, Russia), Е-mail: farid1789@yandex.ru Manafova M.K., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: manafova_marina@mail.ru
STIMULATION OF LEARNING ACTIVITY IN FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF 4PORTFOLIO.RU SOCIAL NETWORK.
The article discusses the role and place of social networking 4portfolio.ru as a means of stimulation of informative activity of future teacher; Internet technology as a means of developing cognitive capacity of science teachers. The technology development of the cognitive work of teachers through Internet technologies are studied. The authors examine the experience of faculty of mathematics, physics and computer studies of the Dagestan State Pedagogical University in this direction. Graduate students and teachers of some schools of the Republic of Dagestan, registered in 4portfolio.ru social network and they participate in distance learning courses. The authors conclude that the study of 4portfolio.ru and understanding of the opportunities that it provides can boost self-development and become a key factor in stimulating cognitive activity of the teacher.
Key words: information competence, master, electronic learning resources, electronic learning methodical complex.
Ф.Ф. Талибов, учитель информатики, Средняя общеобразовательная школа №8, Республика Дагестан, г. Дербент, E-mail: farid1789@yandex.ru
М.К. Манафова, аспирантка каф. методики преподавания математики и информатики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: manafova_marina@mail.ru
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ 4PORTFOLIO.RU
В статье рассматриваются роль и место социальной сети 4portfolio.ru как средства активизации познавательной деятельности будущего педагога; Интернет-технологий как средства развития познавательного потенциала учителя информатики. Рассмотрена технология развития познавательного потенциала учителя информатики с помощью Интернет-технологий. Авторы рассматривают опыт факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета в этом направлении. Студенты магистратуры, и учителя некоторых школ Республики Дагестан зарегистрированы в социальной сети 4portfolio.ru, а так же они участвуют в дистанционных курсах веб-тьютора. Авторы приходят к выводу, что изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание возможностей, которые она предоставляет, может, послужит стимулом в вопросах саморазвития и стать ключевым фактором в активизации познавательной деятельности педагога.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, будущие педагоги, магистры, социальная сеть 4portfolio.ru.
Постоянно меняющиеся условия жизни современного общества формируют новые социальные заказы в сфере образования: востребованными становятся ответственные и инициативные кадры, способные принимать решения и адаптироваться в условиях постоянных изменений условий жизни общества.
Происходящие изменения задают новые стандарты развития системы образования, для соответствия которым педагогам необходимо так же идти в ногу со временем. Решающим фактором в подобной ситуации служит активизация познавательной деятельности педагогов с применением Интернет-технологий
и современных образовательных ресурсов. В нашей статье в качестве образовательного ресурса мы рассмотрим социальную сеть 4portfolio.ru.
Рассмотрим более подробно, что представляет собой активизация познавательной деятельности педагога и как при этом используется социальная сеть 4portfolio.ru.
Анализ исследований по проблеме активизации познавательной деятельности [1], позволил нам определить активизацию как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео-