Научная статья на тему 'Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов'

Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1619
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ТИП РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ДОМИНИРУЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / DOMINANT MENTAL STATE / КОМАНДНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS / СONFLICT / REACTION TYPE IN THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Огородова Татьяна Вячеславовна, Филиппович Христина Николаевна

Рассмотрены два важных для спортивной деятельности психологических явления психические состояния личностного уровня и типы реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется важностью их изучения для развития более общих проблем, в частности проблемы конфликтов в спортивной деятельности. Исследование спланировано как сопоставительное и исходит из предположения о существенном значении следующих факторов: а) специализации внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный); б) различных видов спорта (сложнокоординационный и игровой вид спорта); в) регулярных занятий спортом (спортсмены и не занимающиеся спортом). Выборку составили девочки в возрасте 13-16 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию и представляющие художественную гимнастику, синхронное плавание, волейбол, гандбол (всего 69 человек), и не занимающиеся спортом (23 человека). В плане решения основных задач исследования использовалась расширенная система методов, включающая в себя психодиагностические методики, методы статистической обработки данных и структурно-психологического анализа. В результате исследования обнаружено прямое влияние психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии. Ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте. Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом позволил выявить большую выраженность показателя «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель «решение» чаще преобладает у спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Огородова Татьяна Вячеславовна, Филиппович Христина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of reaction in conflict and their relation to dominant mental state of athletes

The work looks into two psychological phenomena important in sports mental state at the personal level and types of response during a conflict. Theoretical significance is determined by the importance of studying them for the sake of understanding other more general problems, in particular, conflicts within sporting activity. The research was meant to be comparative supposing the following factors to be significant: a) specialization within one sport (individual and team sport); b) various sports (high coordination sports and games); c) regular sporting practice (athletes and non-athletes). The sample group included girls aged 13-16, highly qualified in callisthenics, synchronized swimming, volleyball and handball (the total of 69 girls) and non-athletes (23 girls). An extensive methodology, including psychodiagnostics, statistic data processing and structural psychological analysis, was applied for solving main research tasks. In the course of research, a direct impact of the mental state on the type of response during a conflict with minimal reverse influence has been discovered. The assertive type of response in sporting conflicts has proved to be predominant in all researched groups of athletes, being best manifested among individual athletes in high coordination sports. Specialization peculiarities within a certain sport are manifested in the way various characteristics of dominant mental states affect the choice of assertive type of response in a conflict. Analysis of different types of response among athletes and non-athletes revealed the ‘aggression' type to be widespread among non-athletes, with ‘solution' type being predominant among athletes.

Текст научной работы на тему «Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2

Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов*

М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, Х. Н. Филиппович

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14

Для цитирования: Кашапов М. М., Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 182— 192. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.206

Рассмотрены два важных для спортивной деятельности психологических явления — психические состояния личностного уровня и типы реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется важностью их изучения для развития более общих проблем, в частности проблемы конфликтов в спортивной деятельности. Исследование спланировано как сопоставительное и исходит из предположения о существенном значении следующих факторов: а) специализации внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный); б) различных видов спорта (сложнокоординационный и игровой вид спорта); в) регулярных занятий спортом (спортсмены и не занимающиеся спортом). Выборку составили девочки в возрасте 13-16 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию и представляющие художественную гимнастику, синхронное плавание, волейбол, гандбол (всего 69 человек), и не занимающиеся спортом (23 человека). В плане решения основных задач исследования использовалась расширенная система методов, включающая в себя психодиагностические методики, методы статистической обработки данных и структурно-психологического анализа. В результате исследования обнаружено прямое влияние психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии. Ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте. Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом позволил выявить большую выраженность показателя «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель «решение» чаще преобладает у спортсменов. Ключевые слова: конфликт, тип реагирования в конфликте, доминирующие психические состояния, командные и индивидуальные виды спорта.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00196а). © Санкт-Петербургский гоударственный университет, 2018

Введение

Специфика конфликтного взаимодействия в спортивной сфере определяется особенностями спортивной деятельности, с одной стороны, и личностью спортсмена как субъекта этой деятельности — с другой [1]. Немаловажную роль также играют особенности конкретного вида спорта, уровень мастерства спортсмена, его игровое амплуа. В частности, в исследовании Г. Шиллинга установлено, что волейболистки в позиции нападающих более агрессивны и экстрапунитивны, чем защитницы, что говорит о стремлении обвинять окружающих в ошибках и неуспехе, т. е. о конфликтности поведения [2]. С. И. Петров, исследуя спортивную специализацию единоборств, отмечает, что агрессивность наиболее характерна на начальных этапах деятельности и постепенно снижается с повышением уровня мастерства [2]. В. К. Сафонов обращает внимание на то, что у спортсменов-единоборцев агрессивность выше, чем у легкоатлетов и лыжников [3]. В работах М. М. Кашапова и А. М. Воскресенского на выборке спортсменов были установлены взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с личностными свойствами спортсменов [4].

Анализ литературы показал, что достаточно хорошо изучена роль личности спортсмена в возникновении конфликта, в то же время проблема взаимосвязи психических состояний спортсменов одного вида спорта, выступающих в разных программах, и их роли в конфликте в спортивной сфере характеризуется высокой теоретической и практической значимостью и явно недостаточным уровнем ее разработанности [5; 6].

К видам спорта, реализующим разные программы выступлений, относятся художественная гимнастика и синхронное плавание, соревнования по которым проходят по индивидуальной и групповой программам. Данные виды спорта относятся к сложнокоординационным и представляют собой переплетение сложности движений, их качественного исполнения и эстетичности, артистичности выполнения программы [7].

На основе теоретического анализа научных подходов к исследованию психических состояний спортсменов в качестве основного принят подход Л. В. Куликова о характеристиках доминирующих психических состояний — преобладающих во времени, связанных с жизненными ситуациями, имеющими длительные временные рамки, в которые включены многие события, люди и обстоятельства [8]. Изменяясь в процессе деятельности, психические состояния способны мотивировать смену субъективного отношения к отражаемой ситуации и в случае конфликта способствовать его конструктивному разрешению [9].

Среди основных подходов к классификации типов реагирования для проведения эмпирического исследования выбран подход М. М. Кашапова, в котором тип реагирования рассматривается как совокупность поведенческих, вербальных и эмоциональных реакций человека, проявляющихся в любой конфликтной ситуации и определяющих агрессивный способ поведения человека, уход или оптимальный способ разрешения конфликтной ситуации [10]. Специфика реагирования в конфликте с позиции спортивной деятельности анализировалась в соответствии с классификацией С. И. Петрова, выделяющего следующие типы: агрессивный, избегающий, ассертивный, манипулятивный, приспособительный или направленный на сохранение и поиск социальной поддержки [11].

Методы и процедура исследования

В исследовании соотношения типов реагирования в конфликте и доминирующих психических состояний спортсменов применялись психодиагностические методы: методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте (М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева), методика «Конфликтная компетентность» (М. В. Башкин, В. А. Горшкова, А. М. Воскресенский), методика «Конфликтные ситуации в спорте» (С. И. Петров), опросник межличностных отношений В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова); методы статистической обработки данных, включающие в себя анализ достоверности различий с помощью и-критерия Манна-Уитни; корреляционный анализ — коэффициент ранговой г-корреляции Спирмена, метод корреляционного отношения — п2; методы структурно-психологического анализа (А. В. Карпов), включающие в себя выявление качественного своеобразия структур — метод «экспресс-2» и определение структурного «веса» исследуемых показателей С^.

В исследовании приняли участие 92 человека (девочки в возрасте 13-16 лет), из них 69 спортсменок 1-го разряда, КМС, МС, проходящих подготовку в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования: 46 спортсменок по художественной гимнастике и синхронному плаванию (23 спортсменки, выступающие в индивидуальном упражнении, и 23 спортсменки, выступающие в групповом упражнении), 23 спортсменки командных игровых видов спорта (волейбол, гандбол) и выборка из 23 человек, не занимающихся спортом.

В выборке спортсменов было выделено три группы, различающиеся по следующим факторам: специализация внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный), вид спорта, имеющий командную специализацию (сложнокоорди-национный и игровой вид спорта), наличие двух факторов различия (индивидуальный сложнокоординационный и командный игровой вид спорта).

Результаты и обсуждение

Анализ результатов включал сравнение исследуемых групп по выраженности показателей типов реагирования спортсменов в конфликте.

Показатель ассертивного типа реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, что соотносится с данными С. И. Петрова [11]. Большую выраженность показатель ассертивного типа реагирования в конфликте в спорте получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе, — гимнасток, выступающих в индивидуальном упражнении, и спортсменок по синхронному плаванию, выступающих по программе соло (и = 172; р = 0,037).

Способность спортсменок, выступающих в индивидуальном упражнении, оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия и конструктивно разрешать конфликты в спорте подтверждается тем, что показатель конфликтной компетентности у них выше, чем у спортсменок сложнокоординационных видов спорта, выступающих в групповых упражнениях (и = 153,5 при р < 0,05), и спортсменок командных игровых видов спорта (и = 66,5 при р < 0,001). Анализ тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях одной спортсменки сводится

к индивидуальной подготовке, что, на наш взгляд, проще, чем в групповых видах упражнений. Со спортсменками групповых упражнений детальной индивидуальной работы при подготовке не наблюдается, важен результат команды. Большее количество контактов, ориентация не только на себя, но и на членов команды определяет и больше возможностей для ситуаций конфликтного взаимодействия, причинами которого могут быть нарушения дисциплины (разное отношение к тренировкам), искаженное представление о своей роли в команде и видение этой роли другими, неадекватная оценка вклада каждого спортсмена в достижение общего результата. В индивидуальных видах спорта причинами возникновения конфликтных ситуаций, проявляющихся в неадекватных эмоциональных реакциях, является критика тренера либо «замечания» со стороны соперниц или спортсменок, тренирующихся в одном зале.

Показатель ассертивного поведения у спортсменок индивидуального упражнения сложнокоординационных видов спорта связан с показателем поведения, вызванного потребностью включения, т. е. быть принятым остальными и принадлежать к ним (г = 0,443; p = 0,034), потребностью создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Для успешности в личной программе выступления спортсменке должно нравиться себя показывать, демонстрировать свое мастерство, для нее важно внимание со стороны окружающих.

Стоит отметить, что у спортсменок группового упражнения сложнокоордина-ционных видов спорта показатель ассертивного типа реагирования также положительно коррелирует с показателем поведения, вызванного потребностью включения (г = 0,463; p = 0,026), т. е. в межличностных отношениях проявляются стремления, направленные на то, чтобы быть замеченным, обратить внимание на себя, свою индивидуальность. На наш взгляд, это важный результат, так как тренер, удовлетворяя эту потребность во включении у девочек в команде, выделяя ценность и значимость каждой девочки для команды, проводя анализ работы всех спортсменок в групповом упражнении, может добиться того, что каждая спортсменка будет видеть связь между своими действиями и словами и их последствиями и будет более осознанно подходить к разрешению спортивных конфликтов.

У спортсменок командных игровых видов спорта показатель ассертивного поведения положительно взаимосвязан с показателем поведения, вызванного потребностью контроля со стороны других, затрагивающего области силы, влияния и авторитета (г = 0,425; p = 0,043). Полученный результат можно рассматривать с позиции лидерства в команде, т. е. через лидеров, имеющих авторитет у членов команды, которыми могут выступать ключевые игроки или капитан, можно обучать игроков поведению в конфликте, направленному на разрешение возникшей ситуации конструктивными способами.

При анализе типов реагирования в конфликте выявлено, что показатель «решение» является ведущим по применению у всех исследуемых групп.

Достоверно выше показатель типа реагирования в конфликте «агрессия» проявляется у спортсменок игровых видов спорта, по сравнению со спортсменками, выступающими в групповом упражнении (и = 139, p = 0,001), и спортсменками, выступающими в индивидуальном упражнении (и = 147, p = 0,003), причем сфера

проявления агрессивного типа реагирования у них распространена шире и связана не только со спортивной деятельностью, но и с внеспортивными жизненными ситуациями (и = 81 при p < 0,001 и и = 44,5 при p < 0,001). Между этими показателями обнаружена детерминационная связь: тип реагирования в конфликте «агрессия» оказывает влияние на агрессивное поведение в спортивном конфликте (п2 = 0,7). Спортсмены игровых видов занимают более агрессивную позицию в конфликте не только в различных жизненных, но и в спортивных ситуациях, причем агрессивная позиция в жизни определяет выбор аналогичной позиции в спорте.

На наш взгляд, различия игрового и сложнокоординационного вида спорта с разными целями, программой реализации и условиями воспитания спортсмена связаны с направленностью поведения спортсмена в ситуации конфликта. Так, особенностью в командных игровых видах спорта является, во-первых, наличие большей неопределенности игровой ситуации, так как зачастую неизвестно, какой ход сделает команда соперников, во-вторых, достаточная продолжительность времени напряженности спортсменов, в-третьих, сам характер игры-борьбы, когда соперник находится непосредственно на площадке. Со спецификой командного игрового вида спорта мы также связываем то, что у спортсменок игровых видов спорта достоверно выше показатель манипулятивного типа реагирования в конфликте в спорте по сравнению со спортсменками сложнокоординационных видов спорта (и = 178 при р = 0,04 и и = 161,5 при р = 0,014).

Как отмечают В. В. Гожин и О. Б. Малков, в игровом взаимодействии предметная реальность поединка по большей части сменяется «мнимой», воображаемой реальностью тактической игры, в основе которой в конфликтном взаимодействии лежит опосредованное рефлексивное управление поведением соперника [12]. При манипулировании неоднозначностью смысла действий и намерений (смысл либо соответствует действию, либо нет) возникает игровое взаимодействие [12]. Таким образом, специфика игры со свойственной ей интерактивностью может оказывать влияние на манипулятивный тип реагирования волейболисток и гандболисток в спортивном конфликте. У спортсменок сложнокоординационных видов спорта основной особенностью выступления на соревнованиях является демонстрация выразительной композиции под музыку, танцевальные элементы, сотрудничество, переброски и показ мастерства тела. И главный критерий их успешности — оценка судей, которая не так очевидна, в отличие от полученных очков за забитые мячи или за ошибки соперников в игровых видах спорта.

Выявлены различия в проявлении у спортсменов разных видов спорта типа реагирования, направленного на установление и поддержание социальных отношений. Достоверно выше (и = 172 при p < 0,05) данный тип поведения проявляется у спортсменок, выступающих в групповом упражнении, по сравнению со спортсменками командного игрового вида спорта. Сравнивая виды спорта внутри одной специализации — командной, важно отметить как общие черты, так и различия. Общим является значение сыгранности или сработанности на площадке или ковре, взаимопонимание как одно из условий низкой конфликтности внутри команды. Различием будет присутствие «реального соперника» в игровом виде спорта, когда у команды образуется общая направленность агрессии на соперника, и отсутствие такового в сложнокоординационном виде спорта, условием которого является неопределенное представление о результате в связи с субъективностью

оценки, опосредованным противоборством, высокой ценой ошибки при неправильном исполнении элементов или комбинации — все это предъявляет повышенные требования к самообладанию всех спортсменов группы. Также необходимость слаженной и синхронной работы спортсменок в группе является специфичным требованием для групповых упражнений спортсменок сложнокоординационных видов спорта. Таким образом, для спортсменок группового упражнения внутренняя согласованность в команде выступает основой успеха, она для них более значима, чем для спортсменов игровых видов. Спортсменки группового упражнения в ситуации конфликта в спорте стремятся сохранить положительные отношения, могут обращаться к другим за помощью в разрешении конфликта, т. е. более значимым для них становится сохранение хороших отношений с подругами по команде, нежели значимость причины конфликта (лучше пойти на некоторые уступки, не отстаивать свою принципиальную позицию, а сохранить дружеские отношения в команде). Полученные результаты дополняют данные исследований, проведенных другими авторами. Так, Т. В. Нестерова отмечает, что позитивная оценка эмоциональных отношений в группе имеет особое значение для работы в групповых упражнениях [13]. Таким образом, в ситуации конфликта спортсменки стараются проявлять внимание к чувствам и мыслям других людей, они открыты к общению и принятию помощи со стороны других.

Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом выявил большую выраженность показателя типа реагирования «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом (и = 438 при р < 0,001), в то время как показатель типа реагирования «решение» (и = 499,5 при р < 0,01) чаще преобладает у спортсменов. Полученные результаты подтверждают ранее проведенные исследования [4]. Цель и активность спортивной деятельности требуют от спортсменов, находящихся внутри своей референтной группы, проявления способности к волевой саморегуляции, активного разрешения конфликтов, в некотором смысле это можно назвать «профессионально важным качеством» спортсмена. Исследования Ю. В. Краева выявили, что не занимающиеся спортом отличаются большей импульсивностью в проявлении агрессии, а спортсмены — рациональностью в использовании агрессивных форм поведения в достижении спортивной цели [14]. В других работах приводятся данные, что спортсмены менее, чем не занимающиеся спортом, склонны к перепадам настроения, резким, неадекватным поведенческим реакциям, и характер у спортсменов в большинстве случаев формируется в направлении общительности, выдержанности, общей устойчивости [15]. Таким образом, для не занимающихся спортом агрессивный тип реагирования проявляется как импульсивный ответ на ситуацию, определенная разрядка и выплеск негативной энергии, а спорт, с одной стороны, дает больше возможностей реализации потребности в активности и эмоциональной разрядке, с другой стороны, предъявляет больше требований к эмоциональной и регуляторной сферам психики спортсмена, к адекватному реагированию на конфликтную ситуацию.

Анализ на структурном уровне позволил установить гомогенность взаимосвязей между показателями доминирующих психических состояний и типом реагирования в конфликте у спортсменов одного вида спорта с разной специализацией (г = 0,78 при р < 0,001). Базовые компоненты, наиболее важные для структурной

организации всей системы, в данных выборках различаются. Наиболее выраженным базовым компонентом структуры у спортсменок, выступающих в индивидуальной программе, является «устойчивость эмоционального тона» (W = 36), проявляющаяся в преобладании ровного положительного эмоционального настроя. Этот показатель положительно связан с эмоциональными (p < 0,01), активацион-ными (p < 0,05) и тензионными (p < 0,01) характеристиками доминирующих психических состояний. Согласно результатам исследования, при понижении уровня эмоциональной устойчивости спортсменки, выступающие в индивидуальной программе, в ситуации конфликтного взаимодействия реализуют средства и способы достижения цели, характерные для манипулятивного типа реагирования в конфликте (p < 0,01). С данным типом реагирования также отрицательно связаны базовые компоненты структуры у спортсменок, выступающих в групповой программе (p < 0,05). Наиболее выраженными базовыми компонентами структуры у спортсменок, выступающих в групповой программе, являются «напряженность» (W = 27) и «тонус» (W = 27), т. е. тензионные характеристики доминирующих психических состояний, которые положительно коррелируют с эмоциональными (p < 0,001), активационными характеристиками (p < 0,05) и адекватностью самооценивания (p < 0,001).

Одна из задач исследования — определение направленности влияния между типами реагирования в конфликте и доминирующими психическими состояниями спортсменов. Для решения этой задачи нами применялся метод корреляционного отношения (п2), позволяющий выявить причинно-следственные связи между исследуемыми параметрами [16; 17]. Установлено, что во взаимосвязи типа реагирования в конфликте и доминирующих психических состояний спортсменов значимо детер-минационное влияние психических состояний на типы конфликтного реагирования, а обратное влияние — практически нет. Следовательно, именно доминирующие психические состояния выступают детерминантой в выборе типа поведения в конфликте и играют роль в формировании оптимального типа реагирования в нем.

Различия в причинно-следственных связях между группами спортсменок индивидуального и группового упражнения одного вида спорта обнаружены в отношении показателей ассертивного типа поведения в спортивном конфликте. На выбор данного типа поведения у спортсменок, выступающих в групповом упражнении, влияет «тонус» (п2 = 0,73) и «напряженность» (п2 = 0,91). То есть тензионные параметры доминирующих психических состояний оказывают влияние на регулируемое поведение спортсмена, направленное на разрешение возникшей ситуации конструктивными способами, без причинения ущерба себе и окружающим. У спортсменок индивидуального упражнения доминируют психические состояния «устойчивость эмоционального тона» (п2 = 0,7), «активность» (п2 = 0,83) и «положительный образ себя» (п2 = 0,75).

Показатели доминирующих психических состояний, к которым относятся «устойчивость эмоционального тона» (п2 = 0,85), «спокойствие» (п2 = 0,9), а также «удовлетворенность жизнью в целом» (п 2 = 0,96), влияют на тип реагирования в конфликте «решение» у спортсменок индивидуального упражнения, причем с показателем психического состояния «спокойствие» наблюдается и обратное значимое влияние, но меньшее по силе (п2 = 0,67). Важно отметить, что «сохранение спокойствия не исключает энергичных действий, а позволяет спортсменам

стать еще более деятельными и не терять самообладания в трудные, напряженные моменты, к которым можно отнести и конфликт» [18, с. 14]. Поведение, направленное на признание личностью различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон и обеспечивающий достижение социально полезной цели, в определенной степени обусловливает специфику показателя доминирующего психического состояния «спокойствие», можно предположить, в сторону увеличения уверенности в своих силах и возможностях. Так, проникаясь интересами другой стороны, стремясь к взаимовыгодному решению, спортсмен прилагает сознательные усилия, которые опосредуют конструктивную активность — поведение, направленное на преобразование ситуации [9]. В итоге у человека расширяется видение ситуации, и он получает удовлетворение от того, что каждая сторона осталась в выигрыше и что он смог эффективно справиться с ситуацией конфликта, следовательно, повышается уверенность в себе и своих возможностях.

Обратное влияние типа реагирования в конфликте на доминирующее психическое состояние обнаруживается в детерминационной взаимосвязи типа реагирования «агрессия» и доминирующих психических состояний, причем у спортсменок индивидуального упражнения этих связей больше, чем в командных видах. Возможно, это объясняется «нетипичностью» агрессивного типа реагирования для спортсменок индивидуального упражнения, что подтверждается достоверными различиями по данному показателю, который приводит к дестабилизации структуры психических состояний, поскольку воздействует в том числе и на базовые качества, наиболее важные для структурной организации всей системы.

Заключение

Исследование посвящено рассмотрению двух важных для спортивной деятельности психологических явлений — психических состояний личностного уровня и типов реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется ролью их изучения для развития общих проблем, в том числе проблемы изучения особенностей конфликтов в спортивной деятельности.

В результате исследования обнаружено, что ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте.

Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом выявил большую выраженность показателя типа реагирования «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель типа реагирования «решение» чаще преобладает у спортсменов.

Установление влияния доминирующих психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии позволяет говорить о том, что доминирующие психические состояния могут стать средством развития

конструктивной конфликтности личности, что является важным условием успешности межличностного взаимодействия и ресурсом оптимизации спортивной деятельности.

Литература

1. Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 120 с.

2. Петров С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 218 с.

3. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

4. Кашапов А. С., Воскресенский А. М. Взаимосвязь творчества и конфликтной компетенции в разрешении спортсменами конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9 (2). С. 186-189.

5. Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Взаимосвязь типов реагирования в конфликте с психическими состояниями спортсменов // Национальные программы формирования здорового образа жизни: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Рудиковские чтения 2017»; под общ. ред. Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 484-488.

6. Кашапов М. М., Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 73-79.

7. Чуча О. Л. Роль ритма в художественной гимнастике // Спортивный психолог. 2008. № 3 (15). С. 38-41.

8. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ 2003. 81 с.

9. Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогене-тического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 19-21 ноября 2013 г. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 38-43.

10. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 128 с.

11. Петров С. И. Валидность и надежность методики «Конфликтные ситуации в спорте» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 110-114.

12. Гожин В. В., Малков О. Б. Структура игрового взаимодействия единоборцев и тактические действия при обыгрывании противника // Спортивный психолог. 2010. № 3. С. 50-55.

13. Нестерова Т. В., Украинец А. В. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: мат-лы XI Междунар. науч. конгресса. Минск, 10-12 октября 2007 г. Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2007. 588 с.

14. Краев Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 24 с.

15. Гордон С. М., Ильин А. Б. Сравнение показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом // Спортивный психолог. 2006. № 2 (8). С. 59-64.

16. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

17. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

18. Одинцова М. А. Физическая культура как условие формирования «культурной одаренности» современного человека // Спортивный психолог. 2010. № 3 (21). С. 11-15.

Статья поступила в редакцию 6 февраля 2018 г., принята к публикации 5 марта 2018 г.

Контактная информация:

Кашапов Мергаляс Мергалимович — д-р психол. наук; smk007@bk.ru Огородова Татьяна Вячеславовна — канд. психол. наук; shtak@bk.ru Филиппович Христина Николаевна — магистр; hristinafili704@mail.ru

Types of reaction in conflict and their relation to dominant mental state of athletes

M. M. Kashapov, T. V. Ogorodova, K. N. Filippovich

Demidov Yaroslavl State University,

14, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150003, Russian Federation

For citation: Kashapov M. M., Ogorodova T. V., Filippovich K. N. Types of reaction in conflict and their relation to dominant mental state of athletes. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology and Education, 2018, vol. 8, issue 2, pp. 182-192. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.206

The work looks into two psychological phenomena important in sports — mental state at the personal level and types of response during a conflict. Theoretical significance is determined by the importance of studying them for the sake of understanding other more general problems, in particular, conflicts within sporting activity. The research was meant to be comparative supposing the following factors to be significant: a) specialization within one sport (individual and team sport); b) various sports (high coordination sports and games); c) regular sporting practice (athletes and non-athletes). The sample group included girls aged 13-16, highly qualified in callisthenics, synchronized swimming, volleyball and handball (the total of 69 girls) and non-athletes (23 girls). An extensive methodology, including psychodiagnostics, statistic data processing and structural psychological analysis, was applied for solving main research tasks. In the course of research, a direct impact of the mental state on the type of response during a conflict with minimal reverse influence has been discovered. The assertive type of response in sporting conflicts has proved to be predominant in all researched groups of athletes, being best manifested among individual athletes in high coordination sports. Specialization peculiarities within a certain sport are manifested in the way various characteristics of dominant mental states affect the choice of assertive type of response in a conflict. Analysis of different types of response among athletes and non-athletes revealed the 'aggression' type to be widespread among non-athletes, with 'solution' type being predominant among athletes.

Keywords: conflict, reaction type in the conflict, dominant mental state, team and individual sports.

References

1. Ogorodova T. V. Psikhologiia sporta: ucheb. posobie [Sports psychology: textbook]. Yaroslavl, Yaroslavl State University, 2013, 120 p. (In Russian)

2. Petrov S. I. Konflikty v sporte i sotsial'no-psikhologicheskii trening kak sredstvo ikh razresheniia. Dis. kand. psikhol. nauk [Conflicts in sports and psychosocial training as a means of settling them: Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2004, 218 p. (In Russian)

3. Ilyin E. P. Psihologiia sporta [Psychology of Sport]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 352 p. (In Russian)

4. Kashapov A. C., Voskresenskiy A. M. Vzaimosviaz' tvorchestva i konfliktnoi kompetentsii v razresh-enii sportsmenami konfliktov [Relation of creativity and conflict competence in conflicts resolution by athletes]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current problems of humanitarian and natural sciences], 2015, no. 9 (2), pp. 186-189. (In Russian)

5. Ogorodova T. V., Filippovich H. N. Vzaimosviaz' tipov reagirovaniia v konflikte s psikhicheskimi sostoianiiami sportsmenov [Reaction types relationship in conflict with the mental states of the athletes]. Natsional'nye programmy formirovaniia zdorovogo obraza zhizni: mat-ly XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Rudikovskie chteniia 2017» [National healthy lifestyle promotion programme: Proceedings of the XIII International Theoretical and Practical Conference "Roudikovsky Readings 2017"]. Eds Yu. V. Baikovskii, A. V. Vosh-chinin. Moscow, RGUFKSMiT Publ., 2017, pp. 484-488. (In Russian)

6. Kashapov M. M., Ogorodova T. V., Filippovich H. N. Dominiruiushchie psikhicheskie sostoianiia i trevozhnost' u sportsmenov komandnykh i individual'nykh vidov sporta [Dominant mental states and anxiety in athletes of team and individual sports]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2016, vol. 26, issue 2, pp. 73-79. (In Russian)

7. Chucha O. L. Rol' ritma v khudozhestvennoi gimnastike [Role of rhythm in callisthenics]. Sportivnyi psikholog [Sports Psychologist], 2008, no. 3 (15), pp. 38-41. (In Russian)

8. Kulikov L. V. Rukovodstvo k metodikam diagnostiki psikhicheskikh sostoianii, nastroenii i sfery chuvstv. Opisanie metodik, instruktsii po primeneniiu [A guide to methods of diagnostics of mental states, moods and feelings area]. St. Petersburg, SPbGU, 2003, 81 p. (In Russian)

9. Kashapov M. M. Psikhologiia konstruktivnoi konfliktnosti lichnosti na osnove sistemogenetichesk-ogo podkhoda [Psychology of constructive propensity towards conflict of an individual, based on systematic genetic viewpoint]. Sistemogenez uchebnoi iprofessional'noi deiatel'nosti: mat-ly VI Vseros. nauch.-prakt. konf. Iaroslavl', 19-21 noiabria 2013 g. [Systemogenesis of educational and professional activity: proceedings of the VI All-Russian applied research conference; the conference information package. Yaroslavl, 19-21 November, 2013]. Yaroslavl, Kantsler Publ., pp. 38-43. (In Russian)

10. Kashapov M. M., Bashkin M. V. Psikhologiia konfliktnoi kompetentnosti: ucheb. posobie [Psychology of conflict competence: textbook]. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2010, 128 p. (In Russian)

11. Petrov S. I. Validnost' i nadezhnost' metodiki «Konfliktnye situacii v sporte» [Validity and reliability of the method "Conflict situations in sports"]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F.Lesgafta [Proceedings of Lesgaft University], 2013, no. 5 (99), pp. 110-114. (In Russian)

12. Gozhin V. V., Malkov O. B. Struktura igrovogo vzaimodeistviia edinobortsev i takticheskie deistviia pri obygryvanii protivnika [Structure of martial arts game interaction and tactics in beating the opponent]. Sportivnyi psikholog [Sports Psychologist], 2010, no. 3, pp. 50-55. (In Russian)

13. Nesterova T. V., Ukrainets A. V. Lichnostno-psikhologicheskie osobennosti sportsmenok, spetsi-aliziruiushchikhsia v gruppovykh uprazhneniiakh khudozhestvennoi gimnastiki [Personal-psychological constitution of female athletes specializing in group exercises of free calisthenics]. Sovremennyi olimpiiskii sport i sport dlia vsekh: mat-ly XI Mezhdunar. nauch. kongressa. Minsk, 10-12 oktiabria 2007 g. [Modern Olympic sport and mass sports: proceedings of the XI International scientific congress. Minsk, 10-12 October, 2007]. Minsk, Belarusian State University of Physical Culture, 2007, 588 p. (In Russian)

14. Kraev Yu. V. Vliianie osobennostei vida sporta na proiavlenie agressii i agressivnosti u sportsmenov. Authoref. dis. kand. psih. nauk [Influence of sports peculiarities on aggression and aggressiveness in athletes. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 1999, 24 p. (In Russian)

15. Gordon S. M., Ilyin A. B. Sravnenie pokazatelei lichnosti sportsmenov i ne zanimaiushchikhsia sportom [Comparison of performances of individual athletes and of people not engage in sports activities]. Sportivnyi psikholog [Sports psychologist], 2006, no. 2 (8), pp. 59-64. (In Russian)

16. Glass D., Stanley D. Statisticheskie metody v pedagogike i psihologii [Statistical methods in pedagogy and psychology]. Moscow, Progress, 1976, 495 p. (In Russian)

17. Karpov A. A. Obshchie sposobnosti v strukture metakognitivnykh kachestv lichnosti [General abilities in the structure of the metacognitive qualities of the personality: monograph]. Yaroslavl, Yaroslavl State University, 2014, 272 p. (In Russian)

18. Odintsova M. A. Fizicheskaia kul'tura kak uslovie formirovaniia «kul'turnoi odarennosti» sovremen-nogo cheloveka [Physical education as a condition for formation of "cultural aptitude" of modern man]. Sportivnyi psikholog [Sports psychologist], 2010, no. 3 (21), pp. 11-15. (In Russian)

Author's information:

Mergalyas M. Kashapov — Dr. Sci. in Psychology; smk007@bk.ru

Tatiana V. Ogorodova — PhD; shtak@bk.ru

Khristina N. Filippovich — M.A.; hristinafili704@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.