Научная статья на тему 'Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию'

Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
829
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА "КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СПОРТЕ" / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА / ХАРАКТЕР РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Сергей Иванович

В статье анализируется информация, полученная в ходе констатирующего, сравнительного эксперимента с использование методики «Конфликтные ситуации в спорте». В статье исследуется выраженность ассертивного типа поведения спортсменов в специфических конфликтных ситуациях, рассматриваются структурные взаимосвязи с личностными особенностями действующих спортсменов, а так же следствия участия таких спортсменов в конфликте, в части их влияние на психофизическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assertive behavior of the athlete as a way to response to conflict situations

This article analyzes the information collected in the course of ascertaining, comparative experiment with the use of the method “Conflicts in the sport”. The study investigates the severity of assertive behavior type of the athletes in the specific conflict situations, it examines the structural correlations with the personal characteristics of the active athletes, as well as the consequences of such participation of athletes in the conflict, in terms of their impact on the psychological and physical condition.

Текст научной работы на тему «Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию»

УДК 159.9

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРТСМЕНА КАК СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ

Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье анализируется информация, полученная в ходе констатирующего, сравнительного эксперимента с использование методики «Конфликтные ситуации в спорте». В статье исследуется выраженность ассертивного типа поведения спортсменов в специфических конфликтных ситуациях, рассматриваются структурные взаимосвязи с личностными особенностями действующих спортсменов, а так же следствия участия таких спортсменов в конфликте, в части их влияние на психофизическое состояние.

Ключевые слова: методика «Конфликтные ситуации в спорте», ассертивное поведение, свойства личности спортсмена, характер реагирования на конфликт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p273-277

ASSERTIVE BEHAVIOR OF THE ATHLETE AS A WAY TO RESPONSE TO

CONFLICT SITUATIONS

Sergei Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article analyzes the information collected in the course of ascertaining, comparative experiment with the use of the method "Conflicts in the sport". The study investigates the severity of assertive behavior type of the athletes in the specific conflict situations, it examines the structural correlations with the personal characteristics of the active athletes, as well as the consequences of such participation of athletes in the conflict, in terms of their impact on the psychological and physical condition.

Keywords: methods "Conflict situations in sport", assertiveness personality traits, athlete, reaction to the conflict.

В предыдущей статье 2013 года обосновывалась валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» [1]. В данной статье рассматриваются ряд показателей, представленных в методике «Конфликтные ситуации в спорте» и приводятся данные констатирующего, сравнительного эксперимента направленного на определение характера реагирования спортсменов на конфликтные ситуации возникающие в ходе их спортивной деятельности.

Задачами исследования являлось; во-первых, определение «нормативных» значений исследуемых показателей, по методике «Конфликтные ситуации в спорте», для спортсменов, превышение которых являлось бы основанием констатировать факт выраженности того или иного показателя; во-вторых, определение корреляций исследуемых показателей с другими психологическими характеристиками личности спортсмена, для установления причинно-следственных связей и установления описательных характеристик личности спортсменов наиболее часто использующих в ходе конфликта тот или иной тип поведения; в-третьих, определение выраженности тех или иных типов поведения спортсменов применяемых ими для разрешения специфических, конфликтных ситуаций возникающих в спортивной деятельности, с учётом пола, спортивной квалификации и вида спорта.

Всего в эксперименте приняло участие 297 действующих спортсменов, со стажем занятий избранным видом спорта от 3 до 15 лет, уровнем квалификации от 1 взрослого

разряда до МСМК, в возрасте от 18 до 25 лет.

Помимо методики «Конфликтные ситуации в спорте», в ходе эксперимента применены: методика Н. Пезешкиана направленная на исследование модели реакции на конфликт, методика определения механизмов психологической защиты личности Р. Плутчика - Х. Келлермана - Х. Конте; тест определения свойств темперамента Г. Айзен-ка и свойств личности Р. Кеттелла; а так же методика определения «уровня соотношения «ценностей» и «доступности» в различных сферах жизни» Е.Б. Фанталова.

Производилась обработка полученных данных с помощью статистического пакета программ SPSS Statistics 21, обработка заключалась в расчёте среднего арифметического значения, стандартного отклонения, достоверности различий по критерию t-критерию Стьюдента (так как выявлено нормальное распределение данных у достаточно большой выборки испытуемых), коэффициентов корреляции Спирмена.

В психологической теории конфликтов выделяют три поведенческие стратегии «ухода», «диалога» и «борьбы». Данные стратегии определяют генеральную линию поведения человека и психологическую цель конфликтного взаимодействия. Каждая из стратегий включает в себя весьма широкий спектр стилей или типов поведения, а так же способов и средств их реализации.

Стратегии разрешения конфликтов «Диалог» в наибольшей степени соответствует ассертивное поведение.

Тип В. Ассертивное поведение - активное поведение, направленное на разрешение конфликтной ситуации социально-приемлемыми, конструктивными способами, без причинения ущерба себе и окружающим.

Таблица1

Взаимосвязь показателя ассертивного поведения с психологическими характеристиками личности спортсменов_

Ассертивное поведение

Положительные при р<0,05 Отрицательные при р<0,05

1 Фактор О (г=0,212) 1 Фактор L (r=(-0,178))

2 Фактор МБ (г=0,208) 2 Направленность на другого (-0,166)

3 Ассертивность (г=0,198) 3 Избегающее (-0,188)

4 Ощущение прилива сил (г=0,166)

5 Направленность на себя (г=0,154)

Положительные при р<0,01 Отрицательные при р<0,01

1 Желание тренироваться (r=0,257) 1 Манипуляция ( г=(-0,492))

2 Компенсация (г=(-0,200))

3 Агрессивное поведение (г=(-0,239))

4 Поиск соц. поддержки (г=(-0,357))

5 Манипулятивное поведение (г=(-0,429))

6 Интересная работа (г=(-0,264))

Анализ прямых взаимосвязей, представленных в таблице 1 показал, что ассертивное поведение, по методике «Конфликтные ситуации в спорте», на уровне 95% достоверно связано с показателями ощущения прилива сил (г=0,166), с реакцией направленной на самого себя (г=0,154), с высоким уровнем самооценки поведения (показатель МБ, г=0,208), с высокой нормативностью поведения (показатель в, г=0,212). Так же на уровне достоверности 95% показатель ассертивного поведения имеет отрицательную взаимосвязь с реакцией обвинения направленной на внешнее окружение (г=-0,166), с избегающим поведением (г=-0,188), с показателем Ь - подозрительность/доверчивость (г=-0,178).

На уровне достоверности 99% ассертивное поведение имеет одну положительную взаимосвязь с показателем повышенное желание тренироваться (г=0,257). Отрицательные взаимосвязи, на уровне 99%, выявлены с показателями агрессивного поведения (г= 0,239), поведения направленного на поиск социальной поддержки (г=-0,357), манипуля-тивного поведения (г=-0,429), внутренней конфликтности в сфере «интересная работа» (г=-0,264) и механизмом психической защиты «компенсация» (г=-0,200).

С цель более полного определения психологических характеристик личности спортсмена способных оказать воздействие на характер и способы его реагирования на значимые конфликтные ситуации из сферы основной деятельности, нами был проведён дополнительный анализ корреляций уже выявленных детерминирующих свойств с другими психологическими явлениями.

В качестве наиболее стабильных и во многом определяющих характер реагирования на конфликтные ситуации психологических характеристик личности спортсмена выступают свойства его личности. Анализ взаимосвязей ассертивного поведения с другими психическими явлениями показал, что определяющими данный тип поведения являются такие свойства как высокая нормативность поведения, доверчивость, открытость и высокая самооценка.

Высокая нормативность поведения (фактор + «в») имеет выраженные взаимосвязи с такими показателями как уровень квалификации спортсмена (-0,171, при р<0,05), состояние внутреннего вакуума или чрезмерной удовлетворённости в основных жизненных сферах (-0,163, при р<0,05), высокий уровень самооценки (0,170, при р<0,05), интеллект спортсмена (0,167, при р<0,05), эмоциональная стабильность (фактор «С» 0,164, при р<0,05), чувствительность (фактор «I» -0,174, при р<0,05), мечтательность (фактор «М» -0,264, при р<0,01), радикализм (фактор «01» 0,187, при р<0,05) и высокий самоконтроль (фактор «03» 0,338, при р<0,01).

Высокая самооценка (фактор «МБ») имеет выраженные взаимосвязи с показателями возраста спортсмена (0,176, при р<0,05), упадком сил (0,194, при р<0,05), фиксацией сознания на препятствии или на проблеме (0,224, при р<0,01), с направленностью реакции на оппонента (-0,185, при р<0,05), с такими механизмами психологической защиты личности как «регрессия» (-0,179, при р<0,05), «замещение» (-0,211, при р<0,01), с общей напряжённостью механизмов психологических защит (-0,165, при р<0,05), с внутренней конфликтностью в сфере материальное благополучие (-0,184, при р<0,05) и с эмоциональной стабильностью (фактор «С» 0,176, при р<0,05).

Высокий уровень подозрительности (фактор «Ь»), отрицательно связанный с ас-сертивным поведением спортсмена, имеет корреляции с восприятием конфликтности ситуации (0,173, при р<0,05), враждебными эмоциями (0,243, при р<0,01), группой тревожных эмоций (-0,200), «регрессией» (0,187, при р<,05), «нейротизмом» (0,204, при р<0,05), дипломатичностью (фактор «№> 0,305, при р<0,01), тревожностью (фактор «О» 0,193, при р<0,05), нонконформизмом (фактор «02» 0,177, при р<0,05) и напряжённостью (фактор «04» 0,213, при р<0,01).

Из представленного материала вытекает, что спортсмены, наиболее часто применяющие в ходе конфликтов ассертивный тип поведения, склонны направлять реакцию и брать ответственность за происходящую ситуацию на самого себя (интропунятийная направленность). При этом они характеризуются повышенной самооценкой, высокой нормативностью поведения, осознанностью в принятии решений, упорством в достижении цели, ответственностью, доверчивостью, открытостью, легко ладят с людьми, кроме того актуальная конфликтная ситуация стимулирует у них повышенное желание тренироваться.

При этом такие спортсмены не склонны прибегать к манипулированию, агрессивности, избеганию конфликтов и поиску союзников в разрешении конфликтной ситуации, так же они не склонны к компенсации блокируемых импульсов за счёт альтернативных видов деятельности. Кроме того, следует отметить, что конфликтные ситуации в отношении таких спортсменов играют важную положительную роль, мотивируя спортсмена к тренировочной деятельности.

Проведенный анализ опосредованных корреляций стабильных психических характеристик доказывает, что спортсмены, активно использующие ассертивное поведение в ходе конфликта это, как правило, спортсмены младших разрядов, но более старшие по

возрасту. Это личности с развитым абстрактным и аналитическим мышлением, высокой сообразительностью и обучаемостью, с достаточно высоким уровнем общей и вербальной культуры, с более высоким уровнем рассудочности и практичности, для них характерна высокая эмоциональная устойчивость, умение контролировать собственные эмоции, эмоциональная уравновешенность, откровенность, спокойствие, зависимость от общественного мнения и ориентация на внешнюю реальность, сильная воля и восприимчивость к изменениям.

В структуре психики таких спортсменов не наблюдается выраженной «работы» механизмов психической защиты, в особенности регрессии и замещения, что подтверждает их способность мыслить и поступать, в ходе конфликтного взаимодействия, по-взрослому, не смещая свои переживания на более доступные для атаки объекты и не шантажируя оппонента слезами, истериками и другими детскими формами поведения. Наличие в структуре личности спортсменов с ассертивным типом реагирования перечисленных особенностей во много предопределяет особенности процессов восприятия ситуации, себя и окружающих, так ситуации воспринимаемые другими как конфликтные, в их сознании не приравниваются к таковым, что соответственно и не запускает собственно конфликтный сценарий реагирования, скорее ситуации воспринимаются как некая проблема, требующая своего решения.

Ещё одним немаловажным фактором, предопределяющим подобные реакции, является чрезмерная степень внутренней удовлетворённости основных жизненных ценностей, отсутствие внутренней конфликтности и высокая расслабленность. Подобная ситуация в целом является позитивной, с точки зрения психологического внутреннего благополучия человека, но в тоже время в такой специфической сфере как спорт, отсутствие определённого внутреннего заряда, внутренней напряжённости в стремлении ко всё более высоким достижениям может приводить ухудшению параметров деятельности, например, в снижении мотивации достижения успеха.

Эксперимент показал, что уровень применения ассертивного типа поведения спортсменами в актуальных конфликтных ситуациях в среднем составляет х=5,5±2,37 балла, при этом максимальные значения доходят до 13 баллов, минимальные составляют 0 баллов.

Данный тип поведения применяется действующими спортсменами более часто из представленных в методике, так частота применения агрессивного типа поведения всего составляет х=1,00±1,47 балла, избегающего поведения %=1,60±1,61 балла, манипулятив-ного поведения х=1,90±1,49 балла и поведения направленного на поиск и сохранение социальной поддержки х=4,00±2,20 балла.

Сравнение данных при разделении выборки испытуемых на спортсменов «младших» разрядов (1 и 2 взрослые разряды) и «старших» разрядов (КМС, МС и МСМК), не выявило достоверных отличий в частоте применения ассертивного типа поведения в конфликте между ними по ^критерию Стьюдента. Так средний уровень выраженности исследуемого показателя у высококвалифицированных спортсменов составил в среднем Х=5,28±2,32 балла, а у менее квалифицированных спортсменов х=5,75±2,45 балла.

Средний показатель выраженности показателя ассертивного типа поведения спортсменов мужского пола составил х=5,70±2,36 балла, у женщин-спортсменок Х=5,28±2,41 балла. Сравнение данных показателей с помощью ^критерия Стьюдента не выявило достоверных различий.

Для определения выраженности ассертивного типа поведения в конфликте у спортсменов представляющих различные виды спорта были сформированы три идентичных группы по 30 человек. В первую группу вошли представители циклических видов спорта, во вторую ациклических и в третью представители ситуативных видов спорта. Средний показатель ассертивного поведения в конфликте у представителей циклических видов спорта составил х=5,47±1,72 балла, у представителей ациклических видов спорта

Х=5,03±2,33 балла, у представителей ситуативных видов спорта исследуемый показатель составил х=5,90±2,45 балла. Сравнение данных показателей с помощью t-критерия Сть-юдента, не выявило достоверность различий в применении ассертивного типа поведения между спортсменами ситуативных, циклических и ациклических видов спорта.

Таким образом, исследование типов поведения спортсменов в актуальных для них конфликтных ситуациях с помощью методики «Конфликтные ситуации в спорте» показало:

Во-первых, ассертивный тип поведения является доминирующим, по применению, среди спортсменов, в ходе конфликтов, возникающих в спортивной деятельности, при этом диапазон «нормального» использования данного типа поведения составляет от 3 до 8 баллов.

Во-вторых, спортсмены с доминирующим типом ассертивного поведения характеризуются как ответственные, с высокой нормативностью и контролем поведения, осознанным принятием решений, доверчивостью и открытостью. В структуре личности таких спортсменов отсутствуют внутренняя неудовлетворённость и конфликтность. В ходе конфликтного взаимодействия такие спортсмены склонны брать ответственность за разрешение актуального спортивного конфликта на себя. Кроме того, конфликт, в актуальной для них спортивной деятельности выполняет важную мотивирующую и стимулирующую функции, повышая желание тренироваться, вызывая ощущения прилива сил, и заполняя имеющийся вакуум в такой ценностной сфере как «интересная работа».

В-третьих, эксперимент показал, что ассертивный тип поведения в большей степени характерен для менее квалифицированных спортсменов, спортсменов мужского пола и спортсменов, представляющих ситуативные виды спорта, хотя достоверных различий между различными выборками испытуемых не выявлено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров, С.И. Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 110-114.

REFERENCES

1. Petrov S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique "Conflict situations in sports"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 110-114.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 151.7

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОСТИ

Елена Николаевна Стрижова, аспирант, Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости. У юношей увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.

Ключевые слова: стили любовных отношений с акцентами на дружбе, увлечённости, жертвенности, одержимости, рациональности, поверхностности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.