Научная статья на тему 'Психологическая совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной команды'

Психологическая совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной команды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ КОМАНДЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОВМЕСТИМОСТЬ / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / TEAM COHESION / INTERACTION / PSYCHOLOGICAL FACTORS / COMPATIBILITY / VOLLEYBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молдованова Ирина Владимировна, Журова Ирина Александровна, Егоров Алексей Владимирович

В статье представлены сведения об исследовании факторов, влияющих на совместимость спортсменок волейболисток вузовской команды, рассматриваются вопросы о комплектовании спортивных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молдованова Ирина Владимировна, Журова Ирина Александровна, Егоров Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY AS A FACTOR AFFECTING THE VOLLEYBALL TEAM

The article presents information on the study of factors that affect the compatibility of athletes with volleyball players of the university team, and considers the questions on the recruitment of sports teams.

Текст научной работы на тему «Психологическая совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной команды»

УДК 159.9.072.42

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА СПЛОЧЕННОСТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Ирина Владимировна Молдованова

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, доцент кафедры спортивных дисциплин, тел. (383)315-39-08, e-mail:ffk@nspu.net

Ирина Александровна Журова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физического воспитания, тел. (383)361-05-66, e-mail: irnice@mail.ru

Алексей Владимирович Егоров

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, старший преподаватель кафедры физического воспитания, тел. (383)315-39-08, e-mail:ffk@nspu.net

В статье представлены сведения об исследовании факторов, влияющих на совместимость спортсменок волейболисток вузовской команды, рассматриваются вопросы о комплектовании спортивных команд.

Ключевые слова: сплоченность команды, взаимодействие, психологические факторы, совместимость, волейболистки.

PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY AS A FACTOR AFFECTING THE VOLLEYBALL TEAM

Irina V. Moldovanova

Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, Viluiskaya St., 28, Associate Professor of the Department of sports disciplines, tel. (383)315-39-08, e-mail: ffk@nspu.net

Irina A. Zhurova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Lecturer of the Department of physical education, tel. (383)361-05-66, e-mail: vestnik@ssga.ru

Alexey V. Egorov

Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, Viluiskaya St., 28, Lecturer of the Department of physical education, tel. (383)315-39-08, e-mail: ffk@nspu.net

The article presents information on the study of factors that affect the compatibility of athletes with volleyball players of the university team, and considers the questions on the recruitment of sports teams.

Key words: team cohesion, interaction, psychological factors, compatibility, volleyball players.

Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой. Например, по коэффициенту сплоченности почти во всех командах мастеров деловая сплоченность более высокая, чем эмоциональная.

Спортивные команды бывают разными по структуре, и это тоже сказывается на сплоченности. Команды в игровых видах спорта, где все игроки воспитываются, как правило, однимтренером и в основном выполняют только его уста-новки,более сплоченные, чем в индивидуальных видах спорта.

Сплоченность также зависит от того, насколько удовлетворяются социальные потребности каждого члена команды принадлежать к той или иной группе и считаться значимым ее членом (потребность в социальной активности). Обсуждение важных вопросов, касающихся команды, всеми спортсменами создает предпосылки для удовлетворения этих потребностей и способствует сплочению команды целевой основе. С этой точки зрения имеющаяся в ряде спортивных коллективов практика решения вопросов только силами актива не может считаться оптимальным вариантом для сплочения коллектива. Члены коллектива, не вошедшие в актив, чувствуют себя пассивными участниками.

Иногда некоторые спортсмены с высокой потребностью в достижении и результата бывают раздражены и негативно реагируют на своих партнеров, у которых потребности в достижении менее выражены или уровень их подготовленными для успешного решения общей цели ниже требуемого. Следует отметить, что в командах, где игроки постоянно пререкаются друг с другом, редко бывает хороший эмоциональный климат. Чрезмерная внутригрупповая напряженность отвлекает внимание спортсменов от деятельности и требует дополнительных, иногда значительных, усилий со стороны тренера и лидеров. Однако существует оптимальный уровень напряженности, который не только допустим, но и желателен для активизации деятельности [2,с.154].

Сплоченность и эффективность деятельности команды зависит от того, какие цели ставит перед собой команда в целом и каждый ее член, то есть от цен-ностно-ориентационного единства. Спортивные команды, игроки которых воспринимают тренировки как ситуации для общения и способ проведения свободного времени, обычно выступают менее успешно, чем команды, ставящие своей целью достижение высокого результата. Снижается успешность выступления команды и в том случае, если цели занятий спортом у ее игроков разные: одни обязательно хотят стать чемпионом, а другие играют ради денег. Отдача таких спортсменов во время игры будет минимальна [3,с.201]

Установлено, что если команды встречаются с более сильными соперниками, игроки распределяют передачи между собой независимо от характера их отношений. Следовательно, в стрессовой ситуации поведение и деятельность игроков в командах больше зависят от стремления спортсменов достигнуть успеха, нежели от их симпатий и антипатий друг к другу.

В условиях спортивной борьбы психологическая совместимость в волейбольной команде является важным фактором, обусловливающим взаимодействие спортсменов.Проявляется это в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышении результативности соревновательной деятельности команды. [1,с.187].

В команде по волейболу критериями совместимости выступают те или иные индивидуально-психологические и личностные особенности спортсменов. Комплектование спортивных групп, игровых составов на основе учета психологической совместимости взаимодействующих спортсменов позволяет существенно повысить эффективность их совместной деятельности.

Причины несовместимости и факторы совместимости могут быть, разнообразными. Выявив конкретные факторы, влияющиена несовместимости, можно попытаться устранить возникшие противоречия, снять напряженность во взаимодействииигроков.

Важным в комплектовании команды для тренера является правило совместимости игроков. Сведенные в одну группу даже самые сильные волейболисты, не всегда составят хорошую команду. Тренеруследует учитывать помимо технических и физических факторов, взгляды спортсменов на методику проведения тренировок, цель в спорте и психологическую совместимость.[6,с.114]

Ожидать совместимости по всем факторам (и чисто психологическим, и социально-психологическим, и психофизиологическим) вряд ли можно. В этом смысле идеальной, то есть полной, совместимости нет. По одним факторам она может быть, по другим - нет. Что окажется решающим - относительная совместимость или относительная несовместимость, не зная ситуации, сказать трудно [5,с.4]

Когда встает вопрос о комплектовании спортивных команд, важный момент для тренера - знаниеи учет особенностей совместно выполняемой спортивной деятельности, организации взаимодействия партнеров, их индивидуально - психологических особенностей, на основе которых и осуществляется поиск критериев совместимости, обусловливающих взаимодействие волейболисток.

В любом отношении к другому человеку, можно выделить три основных компонента:

1. Познавательный - оценка компетентности и деловых качеств партнера.

2. Эмоциональный - симпатия и антипатия.

3. Поведенческий - конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определённой ситуации.

Как показывают исследования, наиболее подвижным является именно поведенческий компонент. Чтобы изменить поведение конкретного человека, необходимо предложить ему определенную программу действий. Эта программа может первоначально не затрагивать остальные компоненты, но является достаточной для реализации определенных воздействий на партнеров. [7,с.377]

По мнению Ю.Л. Ханина вначале целесообразно регулировать коммуникативное поведение (его характер и интенсивность) в команде в целом. Для этого вводится специальная инструкция, ориентирующая всех спортсменов, главным образом, на желаемое общение во время взаимодействия. [7,с.94]

Иными словами при всей продуктивности общекомандных воздействий, чтобы оптимизировать психические состояния конкретных спортсменов, и улучшить их согласованные действия, необходима специальная работа с определенными партнерами, т.е. межличностный уровень регуляции коммуникативного поведения.

Наибольшую активность в общении, как показывает практика, проявляют ведущие игроки, лидеры команды, поэтому для каждого тренера специальная работа с лидером команды необходима для нормального взаимодействия игроков. [4,с.22-24]

В соответствии с задачами по выявлению факторов, влияющих на совме-стимость,нами было организовано и проведено исследование среди спортсменок волейболистоквузовской команды НГПУ. Общее число спортсменок 10 человек. Возраст испытуемых 18-20 лет.

При проведении педагогического тестирования нами были использованы следующие методики:

1. Личностный опросник Айзенка, направленный на выявление типов темперамента, представляет собой вариант опросной методики, сущность которого составляет определение выборов из 57 вопросов («да» или «нет»).

2. Опросник К. Томаса, направленный на изучение предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной деятельности. Применялся тест, состоящий из 60 суждений сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить к какому типу поведения склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

В результате проведенного исследования, по определению типов темперамента, нами были получены следующие данные (рисунок).

60 50 40 30 20 10 0

Л А Л Л

□ Холерик

□ Сангвиник

□ Меланхолик

□ Флегматик

й

Рис. Типы темперамента спортсменок волейболисток

Холерик-экстраверт - 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость, импульсивность, оптимизм, активность.Сангвиник-экстраверт

- 14,2%, характерны такие черты как: стабильность, общительность, дружелюбие, словоохотливость, отзывчивость, деятельность, энергичность, беспечность, лидерство.Меланхолик-интроверт - 57%, характерны такие черты как: нестабильность, уныние, тревожность, ригидность, сдержанность, пессимистичность, замкнутость, необщительность, покладистость.Флегматик-интроверт - 7,1%, характерны такие черты как: стабильность, пассивность, осмотрительность, миролюбие, управляемость, уравновешенность, спокойствие.

Таким образом мы выявили, чтов группе волейболисток преобладает такой тип темперамента, как меланхолик-интроверт 57%. Основная задача тренера, чтобы избежать тревожности, замкнутости и необщительности- объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия - убеждение, воздействие на сознание волейболисток, индивидуальные беседы со спортсменками и консультации для решения личностных проблем и сведения их к минимуму.

С целью изучения личной предрасположенности к конфликтному поведению, нами был использован тест-опросник К. Томаса. Результаты проведенного исследования позволили определить, что в группе волейболисток преобладают такие способы реагирования на конфликт как: соперничество, сотрудничество, компромисс (таблица).

Таблица

Способы реагирования на конфликт

№ соперн-во сотрудн-во компромисс избегание приспособление

1 4 5 8 7 6

2 8 4 2 4 6

3 8 5 7 4 6

4 7 6 7 - 4

5 - 5 4 7 6

6 10 6 5 5 3

7 2 10 6 4 7

8 8 7 4 5 7

9 5 4 6 6 3

10 6 7 7 6 4

11 6 7 3 4 6

12 4 9 4 6 7

В результате анкетирования выяснилось, что в группе волейболисток преобладают такие способы реагирования на конфликт как: соперничество, сотрудничество, компромисс. Таким образом, 36% волейболисток предпочитают соперничество, 28,5% - компромисс, 28,5% - сотрудничество и 7% - избегание.

Сотрудничество - свойственно волейболисткам с таким типом темперамента как: холерик-экстраверт. К компромиссу склонны волейболистки с типами темперамента меланхолик-интроверт и сангвиник-экстраверт. Соперничество - в конфликтных ситуациях характерно: флегматикам-интровертам, меланхоликам-интровертам.

Важным является постановка перед спортсменками одной цели их совместной игры. Снижается успешность выступления команды и возникают конфликты, если цели занятий спортом у спортсменок разные.

Сформированы рекомендации для работы со спортсменками волейболистками с часто встречающимися типами темперамента:

Холерик-экстраверт: в работе с ним не допустимы резкость, несдержанность, отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результата. Сангвиник-экстраверт: необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Меланхолик-интроверт: не допустимы не только резкость, но и просто повышенный тон, лучше поговорить с ним наедине, следует вовремя похвалить за проявленные успехи.

Во избежание конфликтных ситуаций, отбор в команду следует производить по принципу совместимости в спортсменах следующих типов темперамента: холерик-экстраверт, меланхолик-интроверт и сангвиник-экстраверт. В этом случае одни спортсменки будут идти на компромисс, а другие на сотрудничество, и конфликтной ситуации не возникнет.

Мероприятия для снижения негативных эмоций в команде: при выражении спортсменками негативных эмоций, тренер не должен отвечать агрессивностью, он должен сохранять полное спокойствие, поддерживать, давать наставления, нужные методические указания. Помимо этого, тренер должен оказывать не только положительное влияние на психологические потребности своих воспитанников, но и способствовать улучшению их последующего выступления на соревнованиях. Рекомендуется применять такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания на тему агрессивности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие /Социально - психологические проблемы. - М. : МГУ, 2005. - 240 с.

2.Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, 2006. - 264 с.

3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М. : Просвещение, 2005. -

224 с.

4.Илюта Д. Методологические аспекты разработки психограммы видов спорта // Психология и современный спорт. - М. : 2005. - 21 - 24 с.

5. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.

6. Молдованова И. В., Греф Ю. А. Роль специальной психологической подготовки личности в процессе тренировки волейбольной команды вуза // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 22 сентября 2014 г.). - М. : Грифон, 2014, - С. 113-116.

7. Ханин Ю. Л., Ильин Е. П. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения / Психология физического воспитания. - СПБ. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 486 с.

© И. В. Молдованова, И. А. Журова, А. В. Егоров, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.