Научная статья на тему 'Разрешение межличностных конфликтов в спортивной команде'

Разрешение межличностных конфликтов в спортивной команде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4674
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / ТРЕНЕР / СПОРТСМЕН / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / CONFLICT RESOLUTION / INTERPERSONAL CONFLICTS / SPORTS TEAM / COACH / SPORTSMAN / CONFLICT SITUATION / BEING THEORETICALLY FIT / ALGORITHM OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Надежда Ивановна

В статье поднимается проблема конфликтного взаимодействия, неблагоприятного психологического климата в спортивной команде. Рассматриваются пути разрешения межличностных конфликтов в спортивной команде по типу «спортсмен-спортсмен». Экспериментальной базой стала хоккейная команда «Сокол» города Новочебоксарска Чувашской Республики. Была изучена самооценка тренеров и спортсменов знаний, умений и навыков в разрешении конфликтов, которая показала недостаточность теоретических знаний спортсменов о конфликте, правилах бесконфликтного общения и способах выхода из конфликтных противоречий. Также проведена диагностика уровня конфликтности самих членов хоккейной команды и стилей их поведения в конфликтных ситуациях. По результатам диагностики для формирования теоретической подготовки спортсменов предложен семинар «Теоретические основы разрешения конфликтов», проводимый профессиональным психологом. Помимо лекционных занятий, данный семинар включал в себя и практические занятия, дидактические игры, тренинги. Кроме того, для оптимального разрешения конфликтов в системе «спортсмен-спортсмен» предложен алгоритм действий для тренера и для спортсменов субъектов конфликтного взаимодействия. Алгоритм состоит из трех модулей: действия срочного вмешательства, действия диагностического характера и принятие решения. Теоретическая подготовка спортсменов, предложенный алгоритм разрешения противоречий снизил уровни конфликтности спортсменов и способствовал выбору более благоприятных способов регулирования межличностных конфликтов, гармонизировал межличностные отношения между спортсменами хоккейной команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разрешение межличностных конфликтов в спортивной команде»

УДК 159.9 : 796.08

Алексеева Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма в г. Новочебоксарске nad-alexeeva@yandex.ru

РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

В статье поднимается проблема конфликтного взаимодействия, неблагоприятного психологического климата в спортивной команде. Рассматриваются пути разрешения межличностных конфликтов в спортивной команде по типу - «спортсмен-спортсмен». Экспериментальной базой стала хоккейная команда «Сокол» города Новочебоксар-ска Чувашской Республики. Была изучена самооценка тренеров и спортсменов знаний, умений и навыков в разрешении конфликтов, которая показала недостаточность теоретических знаний спортсменов о конфликте, правилах бесконфликтного общения и способах выхода из конфликтных противоречий. Также проведена диагностика уровня конфликтности самих членов хоккейной команды и стилей их поведения в конфликтных ситуациях. По результатам диагностики для формирования теоретической подготовки спортсменов предложен семинар «Теоретические основы разрешения конфликтов», проводимый профессиональным психологом. Помимо лекционных занятий, данный семинар включал в себя и практические занятия, дидактические игры, тренинги. Кроме того, для оптимального разрешения конфликтов в системе «спортсмен-спортсмен» предложен алгоритм действий для тренера и для спортсменов - субъектов конфликтного взаимодействия. Алгоритм состоит из трех модулей: действия срочного вмешательства, действия диагностического характера и принятие решения. Теоретическая подготовка спортсменов, предложенный алгоритм разрешения противоречий снизил уровни конфликтности спортсменов и способствовал выбору более благоприятных способов регулирования межличностных конфликтов, гармонизировал межличностные отношения между спортсменами хоккейной команды.

Ключевые слова: разрешение конфликтов, межличностные конфликты, спортивная команда, тренер, спортсмен, конфликтная ситуация, теоретическая подготовка, алгоритм действий.

Высокие достижения в спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость членов спортивной команды играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом [1, с. 3]. В совместной спортивной деятельности участвуют люди, различные по профессиональной подготовке, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти отличия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения, порождая противоборство, которое часто сопровождается эмоциональным возбуждением, конфликтными взаимоотношениями [3, с. 309]. В связи с этим и тренеры и спортсмены должны правильно действовать в конфликтной ситуации, научиться управлению и разрешению возникших межличностных конфликтов.

Цель нашего исследования заключалась в разработке эффективных способов разрешения межличностных конфликтов по типу: «спортсмен-спортсмен» в хоккейной команде. Для достижения поставленной цели решался ряд последовательных задач, а именно: выявить уровень компетентности и готовности хоккеистов к разрешению межличностных конфликтов, уровни конфликтности самих спортсменов; разработать и внедрить в процесс психологической подготовки тренеров и спортсменов семинар «Теоретические основы разрешения конфликтов», предложить алгоритм действий в конфликтной ситуации для тренера и для спортсменов в целях эффективного разре-

шения межличностных конфликтов в хоккейной команде.

Экспериментальной базой явился хоккейный клуб «Сокол» в г. Новочебоксарске. В состав экспериментальной группы вошли хоккеисты команды «Сокол» от 18 до 25 лет в количестве 20 человек и 3 тренера.

В начале экспериментальной работы была изучена самооценка тренеров и спортсменов знаний, умений и навыков в разрешении конфликтов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Явно виден достаточно низкий уровень теоретических знаний спортсменов о конфликте, правилах бесконфликтного общения и способах выхода из конфликтных противоречий.

Также была проведена диагностика уровня конфликтности спортсменов хоккейной команды с помощью теста «Уровень конфликтности личности». Для выявления скрытой от непосредственного наблюдения системы межличностных взаимодействий в команде был использован метод социометрии Дж. Морено. Тест К. Томаса «Стили поведения в конфликте» диагностировал стили поведения спортсменов в конфликтных ситуациях [1].

Таблица 1

Самооценка спортсменами знаний, умений и навыков в разрешении конфликта до эксперимента

Знания Умения Навыки

Ниже среднего Средние Ниже среднего

60% 35% 65 %

Выше среднего Выше среднего Выше среднего

15% 15% -

Низкие Ниже среднего Низкие

25% 50% 35%

© Алексеева Н.И., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

157

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Таблица 2

Уровень конфликтности и стили поведения в конфликте в зависимости от социометрического статуса членов спортивной команды до эксперимента

Статус, Кол-во спортсменов Уровень конфликтности Стили поведения в конфликте

Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Сопер-ниче-ство Сотрудничество Ком-про-мис Избегание ПриСпособ-ление

Лидеры (4) 1 2 1 3 1

Предпочитаемые (13) 1 1 5 6 3 5 5

Отверженные (1) 1 1

Изолированные (2) 2 2

Таблица 3

Тематика семинара «Теоретические основы разрешения конфликтов»

№ п/п Темы занятий Кол-во часов

1. Конфликт и его структура 2

2. Типология конфликтов 2

3. Способы разрешения межличностных конфликтов в спортивной среде 2

4. Причины межличностных конфликтов в спортивной среде 4

5. Основные модели поведения личности в конфликте 2

6. Практическое занятие по теме «Межличностные конфликты» 2

7. Дидактическая игра «Поведение конфликтантов» (спортсмены оценивают различные стили поведения оппонентов в конфликтах, прогнозируют развитие конфликта в зависимости от стратегии и используемых тактик поведения) 2

8. Дидактическая игра «Способы выхода из конфликта» (члены команды моделируют конфликтные ситуации и различные модели их завершения. Эксперты из числа членов команды оценивают способы выхода из конфликтов») 2

9. Собеседование по пройденным темам 2

Итого: 20 ч.

Социометрические данные мы сопоставили с индивидуальным уровнем конфликтности и со способами выхода из конфликтной ситуации. Они представлены в таблице 2.

На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан и внедрен в процесс психологической подготовки тренеров и спортсменов семинар «Теоретические основы разрешения конфликтных ситуаций».

Кроме того, для оптимального разрешения конфликтов в системе «спортсмен-спортсмен» предложен алгоритм действий для тренера и для спортсменов - субъектов конфликтного взаимодействия.

Алгоритм действий в конфликтной ситуации для тренера

Действия срочного вмешательства:

1. Разъединить противоборствующих спортсменов путем создания между ними определенной дистанции для снижения эмоционального восприятия, напряженности во взаимоотношениях.

2. Не допустить эскалации межличностного конфликта путем вовлечения в него других спортсменов.

Действия диагностического характера:

1. Изучить конфликтологические характеристики противостоящих спортсменов.

2. Изучить условия возникновения конфликта, а также взаимоотношения спортсменов до возникновения противоречий и в данный момент.

3. Определить причину межличностного конфликта с помощью опроса, бесед с участниками конфликта.

Принятие решения:

1. Рассмотреть все факторы, оказывающие влияние на сложившуюся ситуацию.

2. Спланировать возможные результаты и модель завершения конфликта

3. Обосновать и отобрать наиболее эффективные способы, методы и приемы разрешения межличностного конфликта в формальной и неформальной сфере взаимодействия

4. Предусмотреть упражнения в последующих тренировках, обеспечивающих минимальный контакт противостоящих спортсменов, но не влияющие на общую подготовку команды [1].

Алгоритм действий в конфликтной ситуации для спортсмена - субъекта конфликта

Действия срочного характера:

1. Ограничить предмет спора: неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

затрудняют достижение цели. Задать себе вопросы: «Что я выиграю? Что потеряю? Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?»

2. Проявить эмоциональную выдержку, так как нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора, контролировать ситуацию, чтобы в пылу спора не перейти на личные оскорбления.

Действия диагностического характера:

Вспомнить конфликтологические характеристики противостоящей стороны (уровень конфликтности, темперамент, особенности характера, стиль поведения в конфликте и др.)

Принятие решения о способе выхода из конфликта:

1. Уход - если причина конфликта незначительна, если противоборствующая сторона является личностью с высоким уровнем конфликтности.

2. Сотрудничество - если конфликт возник на деловой почве, убедительно обосновать свою точку зрения и выслушать точку зрения противоборствующей стороны, постараться прийти к общему знаменателю.

3. Компромисс - если обе стороны хотят одного и того же, но одновременно это невыполнимо. Можно принять временное, «среднее» решение.

Педагогическое наблюдение в течение тренировочной деятельности показало, что полученные спортсменами знания и умения во время семинара «Теоретические основы разрешения конфликтов» и предложенный алгоритм разрешения противоречий снизил уровни конфликтности спортсменов и способствовал выбору более благоприятных способов регулирования межличностных конфликтов, гармонизировал межличностные отношения между спортсменами хоккейной команды.

Библиографический список

1. Воронин И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 236 с.

2. Горбачев А.И. Психологические основы физического воспитания и спорта. - Ленинград, 1972. - С. 118-126.

3. Неверкович С.ДПедагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича. -М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.