УДК 159.9 : 796.08
Алексеева Надежда Ивановна
кандидат педагогических наук Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма в г. Новочебоксарске [email protected]
РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ
В статье поднимается проблема конфликтного взаимодействия, неблагоприятного психологического климата в спортивной команде. Рассматриваются пути разрешения межличностных конфликтов в спортивной команде по типу - «спортсмен-спортсмен». Экспериментальной базой стала хоккейная команда «Сокол» города Новочебоксар-ска Чувашской Республики. Была изучена самооценка тренеров и спортсменов знаний, умений и навыков в разрешении конфликтов, которая показала недостаточность теоретических знаний спортсменов о конфликте, правилах бесконфликтного общения и способах выхода из конфликтных противоречий. Также проведена диагностика уровня конфликтности самих членов хоккейной команды и стилей их поведения в конфликтных ситуациях. По результатам диагностики для формирования теоретической подготовки спортсменов предложен семинар «Теоретические основы разрешения конфликтов», проводимый профессиональным психологом. Помимо лекционных занятий, данный семинар включал в себя и практические занятия, дидактические игры, тренинги. Кроме того, для оптимального разрешения конфликтов в системе «спортсмен-спортсмен» предложен алгоритм действий для тренера и для спортсменов - субъектов конфликтного взаимодействия. Алгоритм состоит из трех модулей: действия срочного вмешательства, действия диагностического характера и принятие решения. Теоретическая подготовка спортсменов, предложенный алгоритм разрешения противоречий снизил уровни конфликтности спортсменов и способствовал выбору более благоприятных способов регулирования межличностных конфликтов, гармонизировал межличностные отношения между спортсменами хоккейной команды.
Ключевые слова: разрешение конфликтов, межличностные конфликты, спортивная команда, тренер, спортсмен, конфликтная ситуация, теоретическая подготовка, алгоритм действий.
Высокие достижения в спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость членов спортивной команды играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом [1, с. 3]. В совместной спортивной деятельности участвуют люди, различные по профессиональной подготовке, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти отличия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения, порождая противоборство, которое часто сопровождается эмоциональным возбуждением, конфликтными взаимоотношениями [3, с. 309]. В связи с этим и тренеры и спортсмены должны правильно действовать в конфликтной ситуации, научиться управлению и разрешению возникших межличностных конфликтов.
Цель нашего исследования заключалась в разработке эффективных способов разрешения межличностных конфликтов по типу: «спортсмен-спортсмен» в хоккейной команде. Для достижения поставленной цели решался ряд последовательных задач, а именно: выявить уровень компетентности и готовности хоккеистов к разрешению межличностных конфликтов, уровни конфликтности самих спортсменов; разработать и внедрить в процесс психологической подготовки тренеров и спортсменов семинар «Теоретические основы разрешения конфликтов», предложить алгоритм действий в конфликтной ситуации для тренера и для спортсменов в целях эффективного разре-
шения межличностных конфликтов в хоккейной команде.
Экспериментальной базой явился хоккейный клуб «Сокол» в г. Новочебоксарске. В состав экспериментальной группы вошли хоккеисты команды «Сокол» от 18 до 25 лет в количестве 20 человек и 3 тренера.
В начале экспериментальной работы была изучена самооценка тренеров и спортсменов знаний, умений и навыков в разрешении конфликтов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Явно виден достаточно низкий уровень теоретических знаний спортсменов о конфликте, правилах бесконфликтного общения и способах выхода из конфликтных противоречий.
Также была проведена диагностика уровня конфликтности спортсменов хоккейной команды с помощью теста «Уровень конфликтности личности». Для выявления скрытой от непосредственного наблюдения системы межличностных взаимодействий в команде был использован метод социометрии Дж. Морено. Тест К. Томаса «Стили поведения в конфликте» диагностировал стили поведения спортсменов в конфликтных ситуациях [1].
Таблица 1
Самооценка спортсменами знаний, умений и навыков в разрешении конфликта до эксперимента
Знания Умения Навыки
Ниже среднего Средние Ниже среднего
60% 35% 65 %
Выше среднего Выше среднего Выше среднего
15% 15% -
Низкие Ниже среднего Низкие
25% 50% 35%
© Алексеева Н.И., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
157
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Таблица 2
Уровень конфликтности и стили поведения в конфликте в зависимости от социометрического статуса членов спортивной команды до эксперимента
Статус, Кол-во спортсменов Уровень конфликтности Стили поведения в конфликте
Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Сопер-ниче-ство Сотрудничество Ком-про-мис Избегание ПриСпособ-ление
Лидеры (4) 1 2 1 3 1
Предпочитаемые (13) 1 1 5 6 3 5 5
Отверженные (1) 1 1
Изолированные (2) 2 2
Таблица 3
Тематика семинара «Теоретические основы разрешения конфликтов»
№ п/п Темы занятий Кол-во часов
1. Конфликт и его структура 2
2. Типология конфликтов 2
3. Способы разрешения межличностных конфликтов в спортивной среде 2
4. Причины межличностных конфликтов в спортивной среде 4
5. Основные модели поведения личности в конфликте 2
6. Практическое занятие по теме «Межличностные конфликты» 2
7. Дидактическая игра «Поведение конфликтантов» (спортсмены оценивают различные стили поведения оппонентов в конфликтах, прогнозируют развитие конфликта в зависимости от стратегии и используемых тактик поведения) 2
8. Дидактическая игра «Способы выхода из конфликта» (члены команды моделируют конфликтные ситуации и различные модели их завершения. Эксперты из числа членов команды оценивают способы выхода из конфликтов») 2
9. Собеседование по пройденным темам 2
Итого: 20 ч.
Социометрические данные мы сопоставили с индивидуальным уровнем конфликтности и со способами выхода из конфликтной ситуации. Они представлены в таблице 2.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан и внедрен в процесс психологической подготовки тренеров и спортсменов семинар «Теоретические основы разрешения конфликтных ситуаций».
Кроме того, для оптимального разрешения конфликтов в системе «спортсмен-спортсмен» предложен алгоритм действий для тренера и для спортсменов - субъектов конфликтного взаимодействия.
Алгоритм действий в конфликтной ситуации для тренера
Действия срочного вмешательства:
1. Разъединить противоборствующих спортсменов путем создания между ними определенной дистанции для снижения эмоционального восприятия, напряженности во взаимоотношениях.
2. Не допустить эскалации межличностного конфликта путем вовлечения в него других спортсменов.
Действия диагностического характера:
1. Изучить конфликтологические характеристики противостоящих спортсменов.
2. Изучить условия возникновения конфликта, а также взаимоотношения спортсменов до возникновения противоречий и в данный момент.
3. Определить причину межличностного конфликта с помощью опроса, бесед с участниками конфликта.
Принятие решения:
1. Рассмотреть все факторы, оказывающие влияние на сложившуюся ситуацию.
2. Спланировать возможные результаты и модель завершения конфликта
3. Обосновать и отобрать наиболее эффективные способы, методы и приемы разрешения межличностного конфликта в формальной и неформальной сфере взаимодействия
4. Предусмотреть упражнения в последующих тренировках, обеспечивающих минимальный контакт противостоящих спортсменов, но не влияющие на общую подготовку команды [1].
Алгоритм действий в конфликтной ситуации для спортсмена - субъекта конфликта
Действия срочного характера:
1. Ограничить предмет спора: неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
затрудняют достижение цели. Задать себе вопросы: «Что я выиграю? Что потеряю? Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?»
2. Проявить эмоциональную выдержку, так как нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора, контролировать ситуацию, чтобы в пылу спора не перейти на личные оскорбления.
Действия диагностического характера:
Вспомнить конфликтологические характеристики противостоящей стороны (уровень конфликтности, темперамент, особенности характера, стиль поведения в конфликте и др.)
Принятие решения о способе выхода из конфликта:
1. Уход - если причина конфликта незначительна, если противоборствующая сторона является личностью с высоким уровнем конфликтности.
2. Сотрудничество - если конфликт возник на деловой почве, убедительно обосновать свою точку зрения и выслушать точку зрения противоборствующей стороны, постараться прийти к общему знаменателю.
3. Компромисс - если обе стороны хотят одного и того же, но одновременно это невыполнимо. Можно принять временное, «среднее» решение.
Педагогическое наблюдение в течение тренировочной деятельности показало, что полученные спортсменами знания и умения во время семинара «Теоретические основы разрешения конфликтов» и предложенный алгоритм разрешения противоречий снизил уровни конфликтности спортсменов и способствовал выбору более благоприятных способов регулирования межличностных конфликтов, гармонизировал межличностные отношения между спортсменами хоккейной команды.
Библиографический список
1. Воронин И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 236 с.
2. Горбачев А.И. Психологические основы физического воспитания и спорта. - Ленинград, 1972. - С. 118-126.
3. Неверкович С.ДПедагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича. -М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
159