Научная статья на тему 'Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских сборных команд по футболу в вузах)'

Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских сборных команд по футболу в вузах) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Селезнев Антон Альбертович

В данной статье рассматривается проблема конфликтных взаимоотношений спортсменов в команде (футболистов женской команды) в годичном цикле подготовки, с целью совершенствования соревновательной деятельности. Обосновывается идея о том, что независимо от типа характера, выбор лидера в команде зависит в большей степени от его профессиональных умений и опыта, чем от характерологических особенностей. Авторы статьи приходят к выводу, что: самым конфликтным этапом во взаимоотношениях футболисток является конец подготовительного периода. По мнению авторов, психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений с учетом типов характера поможет, снизить уровень конфликтности в команде, а также позволит улучшить игровое взаимодействие футболисток, снизить брак в технико-тактических действиях, что обеспечит успешное выступление женских команд на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Селезнев Антон Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical technologies in preparation of athletes (on the example of women''s national football teams in universities)

This article deals with the problem of conflicting relationships among the athletes in the team (women's team players) in a year training cycle, with the goal of improving the competitive activity. The idea is substantiated that regardless of the character type, the choice of the leader in the team depends more on the professional skills and experience than on the characteristics of the character. The authors of the article come to the conclusion that: the most conflictual stage in the relations of football players is the end of the preparatory stage. According to the authors, the psychological and pedagogical correction of interpersonal relations, taking into account the types of character, will help to reduce the level of conflict in the team, and will also improve the game interaction of football players, reducing the faults in the technical and tactical actions, which shall ensure the successful performance of women's teams in competitions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских сборных команд по футболу в вузах)»

2. Волосевич, Д.Б. Кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих : дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.13 / Волосевич Дмитрий Борисович. - М., 2001. -165 с.

3. Дубнякова, А.И. Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Дубнякова Анастасия Игоревна. -СПб., 2009. - 18 с.

4. Завьялова, Е.К. Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами / Е.К. Завьялова, Т.А. Грозная // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3 (35). - С. 151-160.

5. Иванницкий, А.Т. Как подготовить «понимающие кадры» для органов внутренних дел: риторико-герменевтический подход / А.Т. Иванницкий, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 210-219.

6. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 2012. - 185 с.

REFERENCES

1. Berezovskaya, R.A. (2012), Psychology of professional career, publishing house of SPbGU, St. Petersburg.

2. Volosevich, D.B. (2001), Crisis at different stages of career civil servants, dissertation, Moscow.

3. Dubnyakova, A.I. (2009), Motivation as a factor ofprofessional development of employees of internal Affairs bodies, dissertation, St. Petersburg.

4. Zavyalova, E.K. and Groznaya, T.A. (2007), "Terrible Specifics of overcome the major crisis situations cadets and students", Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia, No. 3 (35), pp. 151-160.

5. Ivanitsky, A.T., Sharanov, Y.A. and Shestakov, A.G. (2015), "How to prepare "understanding frames" for the bodies of internal Affairs: ritorico-hermeneutic approach", Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia, No. 2 (66), pp. 210-219.

6. Shadrikov, V.D. (2012), Problems of system Genesis of professional activity, Nauka, Moscow.

Контактная информация: mir1217@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2017

УДК 159.9:378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ

СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД ПО

ФУТБОЛУ В ВУЗАХ)

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,

Самарский государственный экономический университет, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Альбертович Селезнев, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема конфликтных взаимоотношений спортсменов в команде (футболистов женской команды) в годичном цикле подготовки, с целью совершенствования соревновательной деятельности. Обосновывается идея о том, что независимо от типа характера, выбор лидера в команде зависит в большей степени от его профессиональных умений и опыта, чем от характерологических особенностей. Авторы статьи приходят к выводу, что: самым конфликтным этапом во взаимоотношениях футболисток является конец подготовительного периода. По мнению авторов, психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений с учетом типов характера поможет, снизить уровень конфликтности в команде, а также позволит улучшить игровое взаимодействие футболисток, снизить брак в технико-тактических действиях, что обеспечит успешное выступление женских команд на соревнованиях.

Ключевые слова: психологическая подготовка спортсменов, подготовка спортсменов в годичном цикле, конфликт, управление, характерологические особенности, периодизация.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF ATHLETES (ON THE EXAMPLE OF WOMEN'S NATIONAL FOOTBALL TEAMS IN

UNIVERSITIES)

Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Samara State University of Economics, Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Albertovich Seleznev, the senior lecturer, Samara University

Annotation

This article deals with the problem of conflicting relationships among the athletes in the team (women's team players) in a year training cycle, with the goal of improving the competitive activity. The idea is substantiated that regardless of the character type, the choice of the leader in the team depends more on the professional skills and experience than on the characteristics of the character. The authors of the article come to the conclusion that: the most conflictual stage in the relations of football players is the end of the preparatory stage. According to the authors, the psychological and pedagogical correction of interpersonal relations, taking into account the types of character, will help to reduce the level of conflict in the team, and will also improve the game interaction of football players, reducing the faults in the technical and tactical actions, which shall ensure the successful performance of women's teams in competitions.

Keywords: psychological preparation of athletes, training of athletes in the annual cycle, conflict, management, characterological features, periodization.

В настоящее время одной из важных задач при подготовке спортивных команд по игровым видам спорта является изучение вопросов взаимоотношения спортсменов. В связи с этим, иметь эффективные взаимоотношения внутри команды - необходимое условие, как для лидера команды, так и для каждого члена команды, но часто в коллективе наблюдаются конфликтные отношения между отдельными игроками, которые мешают достижению поставленных целей.

По результатам проведенного нами исследования, в период годичного цикла тренировочного процесса, был определен общий индекс частоты конфликтных воздействий (И.И. Сулейманов) [9], оказавшийся равным приблизительно 0,8, что говорит о довольно большой частоте конфликтов в спорте. Таким образом, это обстоятельство в значительной мере предопределяет актуальность нашей работы.

Цель нашего исследования состоит в изучении психолого-педагогического аспекта управления конфликтными взаимоотношениями в спортивной команде. С учетом характерологических особенностей спортсменов мы определили для себя следующие задачи:

1. Определить уровень конфликтности в течение годичного цикла подготовки.

2. Выявить социометрический аспект конфликтных взаимоотношений в спортивной команде.

3. Разработать и апробировать методики исследования причин конфликтов и средств их предупреждения и разрешение.

Мы согласны с мнением И.И. Сулейманова, который под конфликтом понимает форму проявления противоречий как систему, характеризующуюся острым столкновением (противоположностью) взаимодействующих подсистем, в качестве которых выступают субъекты деятельности в сфере спорта (спортсмены, тренеры, административные работники, группы и др.). [8, с. 68].

Как любой социальный феномен, конфликт можно рассматривать в структурно-функциональном аспекте. Синхронная структура конфликта представляет собой элементы структуры (конфликтующие стороны) и отношение между элементами внутренней структуры конфликта. Диахронная структура конфликта включает в себя периоды возникновения конфликта, преобразования (скрытый и явный этапы) конфликта, процессы дифференциации и интеграции элементов и совокупность вариантов преобразования

конфликта [3; 4]. Функции конфликтного воздействия подразделяются на общие (социализирующая, кооперативная, политическая и др.) и специфические (деструктивная, конструктивная и смешанная).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовался широкий комплекс традиционных социально-педагогических методов: педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, социометрия, метод экспертных оценок состояния межличностных отношений в группе [2; 4; 6], патохарактерологический диагностический опросчик (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов). Нами также была разработана опросная методика исследования причин конфликтов и средств управления ими, которая была апробирована на сборных командах по женскому футболу.

Для выявления закономерностей развития межличностных взаимосвязей и динамик показателей конфликтности нами было проведено предварительное 4-срезовое исследование с участием футболистов женских команд Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарского университета) и Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) в течение 2016 года. В свою очередь для апробирования методики управления конфликтами нами было проведено исследование с психолого-педагогической коррекцией во взаимоотношениях конфликтующих футболистов Самарского университета и СГЭУ с учетом их характерологических особенностей (март-апрель 2016 г.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов педагогического наблюдения ряда тренировочных и контрольных игр, а так же опроса игроков команд достаточно отчетливо показал картину взаимодействия на каждом из этапов исследования. Оценка данных, представленная на рисунке 1, четко характеризует, что в конце подготовительного и середине соревновательного периодов наблюдается самый конфликтогенный период подготовки. 7 6 5 4 3 2 1 0

Команда Сам. ун-та Команда СГЭУ

6,3 5,5 6,4 5,6

4,7 5

2,7 2,5

□ I востановительный □ II поготовительный

□ III Середина соревнов. периода □ IV Конец соревнов. периода

Рисунок 1 - Динамика показателей конфликтности в командах двух вузов по женскому футболу на протяжении

всего сезона

Результаты социометрических исследований, проведенных со спортсменами на этом этапе, позволили прийти к выводу, что в обеих командах появились свои группировки. Между членами этих группировок наблюдались как односторонние, так и обоюдные отрицательные выборы. Таким образом, можно утверждать, что в обеих командах на данном этапе спортсмены находились в неформальном межгрупповом конфликте.

Анализ результатов характерологических исследований позволил определить у каждого футболиста обеих команд типы характеров (методика Акцентуации характера) [1; 5]. По данным наблюдения, у обследуемых были выявлены шесть разных типов характера. В связи с этим мы разделили всех членов команд по характерологическому признаку на три группы: циклоиды, астеники и разные. Экспериментально было установле-

но, что самой конфликтной в плане взаимодействия оказалась группа разных типов характера со средним показателем индивидуальной конфликтности 5,6 (рисунок 2).

6

5,6

2,5 3,1 2,5 2 4 1 1

1,5 1,5 2

0 5 0,3

0,2

Гр. разных типов Гр. астеников

Гр. циклоидов

Ш.Востановительный □ II. Подготовительный

□ III. Середина соревновательного □ IV. Конец соревновательного

Рисунок 2 - Динамика индивидуальных характерологических показателей конфликтности

В процессе исследования нами были выявлены причины конфликтов, свойственные каждой группе характеров:

1. Циклоиды: колкость во взаимоотношениях, чрезмерная потребность в эмоциональных контактах (7,0).

2. Астеники: неудовлетворенность своими межличностными контактными качествами (7,3), негативные психические состояния в результате утомления (6,9).

3. Разные типы: желание разрядить накопившуюся раздражительность посредством столкновения (7,0), стремление лишить психологической уравновешенности партнера (6,9).

Анализ и обработка анкет по управлению конфликтами позволили выделить основные приемы предупреждения и разрешения конфликтов, относящиеся к различным характерологическим группировкам. Группа циклоидов выделяет следующие средства: объективная система наказания (8,2), посвящение во все дела команды, использование юмора (7,6). Группа астеников отмечает такие средства управления, как тактичность поведения, взаимные уступки (7,0), доброжелательность во взаимоотношениях (6,1). Группа разных видов характера выделяет следующие средства предупреждения и разрешения конфликтных взаимодействий: знание особенностей характера человека, умение держать себя в руках в напряженных ситуациях (7,8).

Изучая структуру социометрических позиций с учетом типов характера, нами были сделаны следующие выводы, что лидерами группировок являются футболисты с большим профессиональным стажем (студенты, занимающиеся в секциях по футболу до поступления в вуз и имеющие спортивные разряды), но с разными характерами. Таким образом, можно утверждать, что выбор лидера в группе зависит в большей степени от его профессиональных умений и опыта, чем от характерологических особенностей спортсменов. В свою очередь, футболисты, обладающие такими типами характера, как лабильный и неустойчивый, имеющие при этом равную квалификацию с лидером, выполняют в команде роль ведомых. Данная особенность характера (подчиняться другим) отмечается многими авторами [1; 8]. Отсюда видно, что в некоторых случаях характерологический аспект оказывает непосредственное влияние на распределение ролей в формальной структуре команды.

На основе полученных данных в ходе эксперимента нами была разработана методика управления конфликтами. Для ее апробирования мы выбрали самый конфликтный этап подготовки (подготовительный период). Результаты вторичных фоновых срезов позволили подтвердить положение о конфликтности во взаимоотношениях на данном этапе (коэффициент групповой конфликтности равен, 7,3). По сравнению с предыдущими исследованиями (апрель 2016 г., К= 6,35) различия статистически не достоверны. Таким образом, можно говорить о закономерной конфликтогенности этого этапа в годич-

ном цикле подготовки. Для снижения показателей конфликтности нами была разработана программа коррекции взаимоотношений. Суть ее сводилась к психолого-педагогическому воздействию, на конфликтующие пары с учетом их типов характера.

Алгоритм программы разрешения конфликтов следующий:

1. Выявить конфликтные пары в команде.

2. Определить причины возникающих разногласий.

3. Выяснить предполагаемые приемы управления ими.

4. Определить типы характеров и подобрать возможные средства разрешения конфликтных воздействий.

Для ее реализации нами в предварительном исследовании были выделены основные блоки причин в каждой характерологической группе и возможные варианты их разрешения, между членами как одной, так и двух других групп акцентуации характера. Например:

1. Конфликт между А и В - это спортсмены, входящие в одну характерологическую группу циклоидов. Возможные причины конфликтов: отсутствие уважения к партнерам, грубые пошлые шутки, одновременная принадлежность к двум противоположным группировкам. Средства разрешения с учетом типа характера: использование общественного мнения в команде, тактичность поведения, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные уступки, заинтересованность в общем деле команды.

2. Конфликт между А и С: А - футболист из группы циклоидов, а С - футболист из группы астеников. Возможные причины: подозрительность и недоверие, столкновение, между необходимостью соблюдения правил честной игры и достижением цели любыми средствами, неудовлетворенность своими межличностными контактными качествами, длительная разлука с семьей. Предполагаемые средства разрешения: посвящение, во все дела команды, отличие непосредственного повода конфликта от его истинной причины, знание особенностей характера человека во взаимоотношении, определение состава команды по честным и объективным критериям, объективная система наказания.

3. Конфликт между А и Д: Д - футболист из группы разных типов характера. Возможные причины: психологическая несовместимость, намерения запугать партнера, необоснованные претензии на лидерство, выполнение дополнительной работы за кого-либо, желание разрядить накопившуюся раздражительность посредством столкновения. Средства разрешения конфликта: использование подлинного лидера команды в разрешении конфликта, умение держать себя в руках в напряженных ситуациях, деловая тактика поведения во время конфликта, индивидуальное разрешение конфликта.

Таким образом, была реализована программа, которая позволила нам снизить уровни конфликтности, как общий (К=2,2 см. рисунок 1), так и групповой характерологический (К=0,9). Анализ регистрации причин конфликтов позволил выделить лишь общие из них, да и то чисто организационного порядка [6]. В связи с этим можно отметить, что большинство причин межличностных конфликтов, по-видимому, получили свое конструктивное разрешение. Данные результатов социометрического исследования показали, что в группах расширились взаимные контакты, у ряда игроков различных группировок появились обоюдные положительные эмоциональные связи. Количество отрицательных выборов уменьшилось вдвое. Это, вероятно, оказало положительное влияние на процесс взаимодействия и послужило одним из факторов успешного выступления команды на соревнованиях.

ВЫВОДЫ

1. Выявлено, что самым конфликтным этапом во взаимоотношениях футболистов является конец подготовительного периода. Так же экспериментально установлено, что большой уровень конфликтности в значительной степени возрастает за счет кон-фликтогенности смешанной (разной) характерологической группы.

2. С помощью результатов социометрического исследования выявлено, что характерологические особенности накладывают определенный отпечаток на расположение футболистов в формальной структуре взаимоотношений.

3. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений с учетом типов характера позволила снизить уровень конфликтности до 2,2 , а также улучшить игровое взаимодействие футболистов и снизить брак в технико-тактических действиях до 14%, что обеспечило, на наш взгляд, успешное выступление команды на соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, А.А. Возможности выявления особенностей аддиктивного поведения в юношеском возрасте посредством инструментального психофизиологического исследования [Электронный ресурс] / А.А. Васильева, Д.А. Соколов // Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии : материалы Всерос. научно-практ. конференции с международ. участием, посвященной памяти проф. М.Я. Цуцульковской. - М., 2015. - URL : http://ncpz.ru/sitecons1/userfiles/file/conf/ConfProg221015.pdf (дата обращения 20.03.2017).

2. Долгова, В.И. Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, М.В. Купцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 275-278.

3. Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. Л. Кричевский, М.М. Рыжак ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд.-во МГУ, 1985. - 224 с.

4. Куницына, В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения / В.Н. Куницына // Актуальные проблемы психолог. теории и практики / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд.-во СПбГУ, 1995. - С. 82-92.

5. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М. : Эксмо, 1994. - 416 с.

6. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. - М. : Наука, 1982. - 126 с.

7. Социальная психология : учебное пособие / под ред. Волковой Е. Н. - М. : Высшая школа, 2007. - 341 с.

8. Сулейманов, И.И. Системный анализ конфликтных ситуаций в спорте (теоретико-методологический анализ) : дис. ... канд. пед. наук / Сулейманов И.И. - Л., 1983. - 180 с.

9. Сулейманов, И.И. Основы управления конфликтами в процессе спортивной подготовки : учеб. пособие / И.И. Сулейманов ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1984. - 40 с.

REFERENCES

1. Vasilyeva, A.A. and Sokolov, D.A. (2015), "Opportunities to identify features of addictive behavior in adolescence through instrumental psychophysiological research", Actual problems of adolescent juvenile psychiatry. Mater. All-Russia. Scientific-practical. Conference with the international. Participation, dedicated to the memory of prof. M.Ya. Tsutsulkovskoy, Moscow, available at: http://ncpz.ru/siteconst/userfiles/file/conf/ConfProg221015.pdf.

2. Dolgova, V.I., Kapitanec, E.G. and Kuptsov, M.V. (2016), "Modeling of psychological and pedagogical correction of adolescent's situational anxiety during the state final attestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 275-278.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Krichevsky, R.L. and Ryzhak, M.M. (1985), Psychology of leadership and leadership in a sports team, publishing house Moscow State University, Moscow.

4. Kunitsyna, V.N. (1995), "Violations, barriers, difficulties of interpersonal informal communication", Actual problems of psychology. Theory and practice, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg, pp. 82-92.

5. Lichko, A.E. (1994), Types of character accentuation and psychopathy in adolescents, Eks-mo, Moscow.

6. Parygin, B.D. (1982), Socio-psychological climate of the team, Nauka, Moscow.

7. Ed. Volkova, E.N. (2007), Social psychology: textbook, Higher School, Moscow.

8. Suleymanov, I.I. (1983), System analysis of conflict situations in sports (theoretical and methodological analysis), dissertation, Leningrad.

9. Suleymanov, I.I. (1984), Fundamentals of Conflict Management in the process of sports training, Omsk.

Контактная информация: kfV2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2017

УДК 159.942.5:796.011.3

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

КАК КРИТЕРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор,

Людмила Петровна Сливина, доктор медицинских наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград

Аннотация

Проведено психодиагностическое тестирование и дана оценка психоэмоционального статуса студентов 1-го курса. Выявлено несоответствие между психоэмоциональными характеристиками, особенностями организации учебного процесса и требованиями будущей профессии. Обосновывается использование средств физической культуры для коррекционного воздействия на наиболее «управляемые» свойства личности.

Ключевые слова: психоэмоциональный статус, профессионально-прикладная физическая подготовленность.

PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES AS CRITERION OF FORMATION OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL FITNESS

Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biological sciences, professor, Lyudmila Petrovna Slivena, the doctor of medical sciences, professor, Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Technical University, Volgograd

Annotation

Psychodiagnosis testing is held and assessment of the psychoemotional status of students of the 1st course is given. Discrepancy between the psychoemotional characteristics features of the organization of the educational process and requirements to the future profession are revealed. Use of means of physical culture for correctional impact on the most "operated" properties of the personality is proved.

Keywords: psychoemotional status, professional and applied physical fitness.

В современных условиях социально-экономических преобразований в России всё более актуальной становится проблема адекватного формирования личности, гармонично развитой, готовой успешно выполнять весь комплекс социально значимых видов деятельности и, в первую очередь, быть конкурентоспособной на рынке труда. Наиболее перспективной в социальном плане популяционной группой является студенческая молодёжь, значительная часть которой обучается в вузах технического профиля. В то же время именно студенты, как никакая другая социальная группа, подвергаются воздействию большого количества факторов риска, связанных с условиями и образом жизни, в том числе с особенностями организации учебного процесса в вузе. При этом следует отметить, что уже абитуриенты, как правило, характеризуются высоким уровнем патологической поражённости, заболеваемости, низкими адаптационными возможностями. По данным многих авторов, в процессе обучения в вузе, у поступивших в вузы отмечается негативная динамика этих показателей (И.А. Анохина, 1955; В.А. Антикова, 1955; Н.С. Шустикова с соавт., 1998; Ю.Б. Зуевский с соавт., 1998; Г.И. Мокеев, 2000). Функциональные возможности и показатели физической работоспособности студентов сни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.