Научная статья на тему 'Психологические особенности кризиса профессионального развития сотрудников полиции'

Психологические особенности кризиса профессионального развития сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
560
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Людмила Николаевна

В научной статье представлены результаты психологического исследования кризиса профессионального развития сотрудников органов внутренних дел. В частности, публикуются результаты факторного анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какие показатели кризиса профессионального развития в сочетании друг с другом с наибольшей вероятностью приведут к его формированию у сотрудников полиции. Представленные эмпирические результаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел МВД России в кризисных ситуациях при проведении консультативной и психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of crisis of police officers professional development

The article presents the results of a psychological study of the crisis the professional development of employees of internal Affairs bodies. In particular, it published the results of the factor analysis of survey data to help answer the question of what the indicators of the crisis of professional development in combination with each other are most likely to lead to its formation among the police staff. The presented empirical results may be used by the experts to solve the practical issues relating to the psychological support of the employees of the internal Affairs bodies of the MIA of Russia in the crisis situations during the consultative and psycho-correction work.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности кризиса профессионального развития сотрудников полиции»

7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - Москва : Просвещение, 1967. -

195 с.

8. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.

9. Геккель, Э. Борьба за эволюционную идею / Эрнст Геккель. - М. : Книга по Требованию, 2011. - 134 с.

10. Гундобин, Н.П. Особенности детского возраста / Н.П. Гундобин. - Санкт-Петербург : Практическая медицина, 1906. - 480 с.

11. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. - 1967. - № 2. - С. 8-10.

12. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста : руководство для врачей / В.В. Ковалёв. -Москва : Медицина, 1995. - 560 с.

13. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе : сб. статей / З. Фрейд. -Москва : Гос. изд-во, 1923. - 206 с.

REFERENCES

1. Basov, M.Ya. (1975), Chosen psychological works, Pedagogics, Moscow.

2. Benko, L.A. (2011), Clinical neuropsychology at children's age, Pier, Chelyabinsk.

3. Benko, L.A., Butorin, G.G. and Butorina, N.E. (2007), "Somatic and psychosomatic disorders at the children having mental pathology", Urgent problems of psychiatry and neurology: Materials of the All-Russian anniversary scientific and practical conference with the international participation, Person and health, St. Petersburg, pp. 60.

4. Blonsky, P.P. (1934), Pedology, Uchpedgiz, Moscow.

5. Butorin, G.G., Butorina, N.E. and Mingazov, A.H. (2011), Age periodization of ontogenetic development: psychological and medical aspects, City-Print, Chelyabinsk.

6. Butorin, G.G. and Butorina, N.E. (2011), "Problem of an ontogenesis and a dyontogesis in the context of a periodization of age development", the Academic journal of Western Siberia, No. 3, pp. 38.

7. Walloon, A. (1967), Mental development of the child, Education, Moscow.

8. Vygotsky, L.S. (1972), "Problem of an age periodization of children's development", Psychology Questions, No. 2, pp. 114-123.

9. Gekkel, Ernst, (2011), Fight for the evolutionary idea, Book on demand, Moscow.

10. Gondobin, N.P. (1906), Features of children's age, Applied medicine, St. Petersburg.

11. Zazzo, R. (1967), "Mental development of the child and influence of medium", Psychology Questions, No. 2, pp. 8-10.

12. Kovalev, V.V. (1995), Psychiatry of children's age: The management for doctors, Medicine, Moscow.

13. Freud, S. (1923), Main psychological theories in a psychoanalysis, State publishing house, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2017

УДК 159.9.075

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Людмила Николаевна Власова, психолог отделения по работе с личным составом, Отдел Министерства внутренних дел России по г. Железноводску главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ОМВД России по г. Железноводску)

Аннотация

В научной статье представлены результаты психологического исследования кризиса профессионального развития сотрудников органов внутренних дел. В частности, публикуются результаты факторного анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какие показатели кризиса профессионального развития в сочетании друг с другом с наибольшей вероятностью приведут к его формированию у сотрудников полиции. Представленные эмпирические ре-

зультаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел МВД России в кризисных ситуациях при проведении консультативной и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: профессиональное развитие, кризис профессионального развития, правоохранительная деятельность, психологическое исследование.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRISIS OF POLICE OFFICERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Lyudmila Nikolaevna Vlasova, the psychologist of the Department on work with personnel, Department of the Ministry of internal Affairs of Russia for the city of Zheleznovodsk of the main Directorate of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation for the Stavropol

territory, Zheleznovodsk

Annotation

The article presents the results of a psychological study of the crisis the professional development of employees of internal Affairs bodies. In particular, it published the results of the factor analysis of survey data to help answer the question of what the indicators of the crisis of professional development in combination with each other are most likely to lead to its formation among the police staff. The presented empirical results may be used by the experts to solve the practical issues relating to the psychological support of the employees of the internal Affairs bodies of the MIA of Russia in the crisis situations during the consultative and psycho-correction work.

Keywords: professional development, crisis of professional development, law enforcement activity, psychological research.

Кризис профессионального развития представляет собой динамический процесс, возникающий поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса. Кризисы профессионального развития включают в себя аффективный, когнитивный и мотиваци-онный компоненты:

1) Аффективный компонент кризисного состояния, который включает в себя переживания личностью острого эмоционального дискомфорта, связанного: с наличием экзистенциальных переживаний; с наличием острого чувства одиночества; а также переживания чувств: страха, отчаяния, безнадежности, тревоги, неопределенности относительно своей профессиональной жизни;

2) Когнитивный компонент кризисного состояния содержит: представления человека о том, что жизненный период, в котором он находится, несет в себе разрушение обычного уклада жизни, отсутствие контроля над ситуацией, отсутствие представлений о дальнейшей профессиональной жизненной перспективе и является одновременно периодом неопределенности и опасности;

3) Мотивационный компонент, включающий в себя деформацию структуры профессиональной мотивации, выражающуюся в доминировании утилитарных мотивов.

Следует отметить, что актуальность исследования проблемы профессиональных кризисов сотрудников полиции обусловлена необходимостью формирования высокопрофессионального кадрового состава для органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи.

Целью нашего исследования стал ответ на вопрос, какие показатели кризиса профессионального развития в сочетании друг с другом с наибольшей вероятностью приведут к его формированию у сотрудников полиции. Объем выборки нашего психологического исследования составил 76 сотрудников полиции с признаками кризиса профессионального развития.

В комплекс методик, с помощью которых изучались психологические характеристики сотрудников органов внутренних дел, были включены: интегративный тест тревожности, мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (Куликов Л.В.), автор-

ская анкета. Статистическая обработка материалов исследования выполнялась с помощью стандартных и общепринятых в психологических исследованиях статистических процедур с помощью специализированных пакетов прикладных программ Microsoft Office 7.0 и SPSS 20.0.

Итак, с помощью факторного анализа были вычленены 3 системообразующих фактора, покрывающих 63% выборки сотрудников полиции, переживающих кризис профессионального развития (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение объяснимой дисперсии в факторном анализе переменных у обследованных полицейских

№ п/п Общие факторы % общей дисперсии

1 Эмоциональный дискомфорт, связанный с недостатком времени 33,93

2 Эмоциональный дискомфорт, связанный с межличностными отношениями в профессиональной сфере 17,85

3 Тревожные ожидания сотрудников полиции 11,22

В таблице 2 представлены структуры трех основных факторов, обуславливающих возникновение кризиса профессионального развития у обследованных полицейских. Таблица 2 - Факторы возникновения кризиса профессионального развития у обследованных полицейских_

Название показателя Факторная Факторная Факторная

нагрузка нагрузка нагрузка

Фактор 1: Эмоциональный дискомфорт, связанный с недостатком времени

Нехватка времени для семьи 0,88

Недостаточность отдыха 0,89

Финансовая ненадежность 0,65

Перегруженность делами 0,56

Фактор 2: Эмоциональный дискомфорт, связанный с межличностными отношениями в профессиональной сфере

Столкновения с начальством 0,85

Проблемы в общении с коллегами 0,78

Недостаток активности 0,75

Проблемы, связанные с половой принадлежностью 0,50

Эмоциональный дискомфорт (СТ) 0,43

Фактор 3: Тревожные ожидания сотрудников полиции

Фобический компонент (ЛТ) 0,82

Фобическая тревожность (СТ) 0,81

Тревожная оценка перспективы (ЛТ) 0,45

Внутренняя мотивация профессиональной деятельности - 0,414

Наиболее весомый фактор (фактор 1) включает в себя компоненты эмоционального дискомфорта, указывающие на переживания полицейских на тему нехватки времени на выполнение профессиональных задач, а также для отдыха и общения с семьей.

Второй фактор собрал в себе компоненты эмоционального дискомфорта, вызываемого затруднениями в сфере общения. Так в него вошли переживания сотрудников полиции на тему разногласий с коллегами и руководством, гендерных проблем, а также недостаточности активности в профессиональной сфере.

Третий фактор включил в себя показатели тревожности, в частности, ее фобиче-ский компонент, а также негативные прогнозы в отношении будущего, в том числе и профессионального. В этот же фактор входит и снижение внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Полученные нами данные свидетельствуют о наличии устойчивых взаимосвязей показателей кризиса профессионального развития: тревожности, эмоционального дискомфорта и мотивации профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березовская, Р.А. Психология профессиональной карьеры / Р.А. Березовская ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2012. - 152 с.

2. Волосевич, Д.Б. Кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих : дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.13 / Волосевич Дмитрий Борисович. - М., 2001. -165 с.

3. Дубнякова, А.И. Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Дубнякова Анастасия Игоревна. -СПб., 2009. - 18 с.

4. Завьялова, Е.К. Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами / Е.К. Завьялова, Т.А. Грозная // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3 (35). - С. 151-160.

5. Иванницкий, А.Т. Как подготовить «понимающие кадры» для органов внутренних дел: риторико-герменевтический подход / А.Т. Иванницкий, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 210-219.

6. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 2012. - 185 с.

REFERENCES

1. Berezovskaya, R.A. (2012), Psychology of professional career, publishing house of SPbGU, St. Petersburg.

2. Volosevich, D.B. (2001), Crisis at different stages of career civil servants, dissertation, Moscow.

3. Dubnyakova, A.I. (2009), Motivation as a factor ofprofessional development of employees of internal Affairs bodies, dissertation, St. Petersburg.

4. Zavyalova, E.K. and Groznaya, T.A. (2007), "Terrible Specifics of overcome the major crisis situations cadets and students", Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia, No. 3 (35), pp. 151-160.

5. Ivanitsky, A.T., Sharanov, Y.A. and Shestakov, A.G. (2015), "How to prepare "understanding frames" for the bodies of internal Affairs: ritorico-hermeneutic approach", Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia, No. 2 (66), pp. 210-219.

6. Shadrikov, V.D. (2012), Problems of system Genesis of professional activity, Nauka, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.03.2017

УДК 159.9:378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ

СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД ПО

ФУТБОЛУ В ВУЗАХ)

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,

Самарский государственный экономический университет, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Альбертович Селезнев, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема конфликтных взаимоотношений спортсменов в команде (футболистов женской команды) в годичном цикле подготовки, с целью совершенствования соревновательной деятельности. Обосновывается идея о том, что независимо от типа характера, выбор лидера в команде зависит в большей степени от его профессиональных умений и опыта, чем от характерологических особенностей. Авторы статьи приходят к выводу, что: самым конфликтным этапом во взаимоотношениях футболисток является конец подготовительного периода. По мнению авторов, психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений с учетом типов характера поможет, снизить уровень конфликтности в команде, а также позволит улучшить игровое взаимодействие футболисток, снизить брак в технико-тактических действиях, что обеспечит успешное выступление женских команд на соревнованиях.

Ключевые слова: психологическая подготовка спортсменов, подготовка спортсменов в годичном цикле, конфликт, управление, характерологические особенности, периодизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.