2. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2009 - 276 с.
3. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. - 384 с.
4. Зеличенок, В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 240 с.
5. Легкая атлетика : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Физ. культура" и специальности "Физ. культура и спорт" / под общ. ред. Н. Н. Чесноко-ва, В. Г. Никитушкина. - М. : Физическая культура, 2010. - 440 с. : ил.
REFERENCES
1. Vrublevsky, E.P and Mirzoev O.K. (2006), Theoretical and methodical bases of an individualization of training process of athletes, SCOLIPE, Moscow, Russian Federation.
2. Guba V.P., Kvashuk P. V. and Nikitushkin V. G. (2005), Individualization of preparation of young athletes, Fizkultura and sport, Moscow, Russian Federation.
3. Guba V.P. (2012), Bases of sports preparation: assessment and forecasting methods (morfobiomechanical approach), Sovetsky sport, Moscow, Russian Federation
4. Zelichenok, V.B., Nikitushkin V. G. and Guba V.P. (2000), Track and field athletics: criteria of selection, Terra-Sport, Moscow, Russian Federation.
5. Chesnokov, V.G., Nikitushkin V. G. and others (2010), Track and field athletics: the textbook, Fizicheskaya kultura, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2012.
УДК 351.741 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФИЛЕМ ДОЛЖНОСТИ
Марина Васильевна Пряхина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В данной статье представлена технология разработки и оценки профессиональных компетенций психолога Министерства внутренних дел России. Технология разработки профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел включала несколько этапов: составление плана структурированного интервью с экспертами, проведение интервью с экспертами по получению поведенческих примеров с применением метода критических инцидентов, анализ данных и описание модели профессиональных компетенций. Подробно описаны профессиональные компетенции психолога органов внутренних дел согласно профилю должности специалиста психологической службы Министерства внутренних дел России. Результаты проведенного исследования позволяют предложить сотрудникам кадровых служб технологию оценки профессиональных компетенций при отборе кандидатов на службу на должности психолога органов внутренних дел в различные подразделения психологической службы Министерства внутренних дел России, а также при аттестации действующего специалиста.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, психолог органов внутренних дел МВД России, профиль должности психолога органов внутренних дел МВД России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p92-99 TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE PSYCHOLOGIST OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA IN ACCORDANCE WITH THE PROFILE OF THE POSITION
Marina Vasilyevna Pryakhina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior ofRussia
Annotation
In given article the technology of working out and estimation of the psychologist's professional competences, working for the Ministry of Internal Affairs of Russia, is presented. The technology of working out the professional competences for the psychologist of law-enforcement bodies included some stages: compiling the plan for the structured interview with experts, carrying out of interview with experts on acquiring of behavioral examples with application of the method of critical incidents, the analysis of the data and description of model of professional competences. The professional competences of the psychologist of law-enforcement bodies have been described in details according to the profile of position of the expert of psychological service of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Results of the conducted research allow offering for the employees of personnel departments the technology for estimation of professional competences at selection of candidates for service on the position of the psychologist of law-enforcement bodies in various divisions of psychological service of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and at certification of the operating expert.
Keywords: professional competency, professional competencies, psychologist of internal affairs agencies of the Ministry of the Interior of Russia, profile of the position of psychologist of internal affairs agencies of the Ministry of the Interior of Russia.
В системе высшего профессионального образования МВД России активно развивается компетентностный подход, ориентированный на сближение академических знаний и практики. Более того, как показала практика полиции зарубежных стран, именно ком-петентностный подход способен обеспечить адекватные технологии подготовки, оценки и расстановки кадров в правоохранительной системе на современном этапе.
Понятие «профессиональной компетентности» не имеет единого определения в отечественной и зарубежной научной литературе. В рамках данного исследования под профессиональной компетентностью понимается системное соответствие личностных характеристик и профессиональных компетенций специалиста объективным требованиям профессии.
Исследование личностной составляющей профессиональной компетентности психолога ОВД позволило нам с помощью экспертного метода выделить ее четкую структуру, включающую в себя: интеллектуальные качества, качества самосознания, эмоционально-волевые качества, коммуникативные качества, мотивационные характеристики. В рамках исследования деятельностной составляющей профессиональной компетентности психолога ОВД мы выделили профессиональные компетенции, которые определяют эффективность профессионального поведения специалиста.
В качестве основной технологии разработки профессиональных компетенций психолога ОВД была использована традиционная методика, активно использующаяся в практике управления персоналом. Данная технология адаптирована М. О. Олехнович и Н.А. Костицыным [1-3]. Также в нашей работе были использованы методические разработки и схема описания должностных позиций, предложенные немецкими коллегами из полиции земли Северный Рейн-Вестфалия.
Технология разработки профессиональных компетенций психолога ОВД включала несколько этапов: составление плана структурированного интервью с экспертами, проведение интервью с экспертами по получению поведенческих примеров с применением метода критических инцидентов, анализ данных и описание модели профессиональных
компетенций. Проведение с экспертами структурированного интервью по критическим инцидентам с помощью метода Дж. Фланагана позволило нам выделить общие и специфические для конкретной должности психолога ОВД профессиональные компетенции. Результаты интервьюирования обрабатывались с помощью контент-анализа, частотного анализа, метода парного сравнения. Анализ полученных данных позволил нам выделить профессиональные компетенции психологов ОВД в соответствии с должностным профилем деятельности, а также определить требуемые профессиональной деятельностью уровни их развития (необходимый, достаточный, желаемый, потенциально возможный).
В качестве экспертов в нашем исследовании выступили психологи ОВД, эффективно работающие в различных подразделениях МВД России и имеющие стаж работы более семи лет. В исследовании приняли участие 42 эксперта: 14 человек - психологи образовательных учреждений МВД России, 16 человек - психологи территориальных подразделений ОВД МВД России, 12 человек - психологи ЦПФД МВД России. С экспертами было проведено структурированное интервью по разработанному плану с целью сбора поведенческих признаков эффективного в своей деятельности специалиста-психолога. На основе анализа собранных характеристик и признаков каждой компетенции было дано определение, а также выявлены поведенческие индикаторы эффективного поведения, что позволяет достигнуть единого понимания. Затем эксперты ранжировали профессиональные компетенции по степени важности для эффективности профессиональной деятельности психолога. В результате мы выделили 9 профессиональных компетенций психолога ОВД, которые определяют его эффективность (табл.1).
Таблица 1
Профессиональные компетенции психолога ОВД МВД России_______________
№ Название и содержание компетенции Ср. ранг
1 Деловая коммуникация - способность устанавливать деловые контакты на разных уровнях профессионального взаимодействия. Способность ясно и четко излагать свои мысли. Может дипломатично передать информацию. Наличие развитых речевых навыков, навыков аргументации, умение слушать собеседника. 2,83
2 Профессиональная убежденность - способность отстаивать собственное профессиональное мнение, эмоциональная независимость от суждений других. 3,83
3 Стрессоустойчивость - демонстрирует стабильность, работая в условиях дефицита времени и/или конфликта, сопротивления. 4,21
4 Адаптивность - эффективное исполнение своих профессиональных обязанностей в новых или непредвиденных ситуациях деятельности. Меняет манеру поведения и стиль общения в зависимости от профессиональной ситуации. 4,54
5 Саморазвитие - желание и способность к постоянному профессиональному и личностному росту. Осваивает и внедряет в свою работу новые технологии. 4,54
6 Межличностное понимание - внимательность к собеседнику, понимание эмоционального состояния партнера по общению, проявление терпения с «трудными» собеседниками, понимание источников конфликтов в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. 5,66
7 Развитие персонала - способность учить или способствовать развитию людей. Нацеленность на создание мотивации развития у сотрудников, а не просто формальное выполнение своих обязанностей, опора на личностные ресурсы сотрудников, проявление гуманизма при решении профессиональных задач. 5,88
8 Социальная ответственность за результат - принимает на себя ответственность за результат и качество профессиональной деятельности. 6,33
9 Принятие решений - способность на основе объективной оценки профессиональной ситуации принимать обоснованные решения с учетом временных рамок. 6,92
По мнению экспертов описанные профессиональные компетенции являются необходимыми для эффективной профессиональной деятельности психолога ОВД МВД России. Наиболее значимыми профессиональными компетенциями эксперты считают «деловую коммуникацию» и «профессиональную убежденность». Психологи ОВД осуществ-
ляют свою профессиональную деятельность не в психологической, а в юридической среде. В этих условиях он должен обладать профессиональной убежденностью, чтобы проводить принципы психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в организационную среду правоохранительной системы.
Наиболее сложной задачей было выделение тех профессиональных компетенций, которые в большей степени определяют эффективность деятельности психолога ОВД на конкретной должности. Согласно действующим нормативно-правовым актам, а также организационно-штатному расписанию нами выделены три основные группы должностей психологов ОВД МВД России: психологи подразделений по морально-
психологическому обеспечению работы с личным составом МВД России, ГУМВД России, УМВД России по субъектам Российской Федерации, а также УТ МВД России (далее психологи территориальных подразделений ОВД МВД России); медицинские психологи центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей МВД России, ГУМВД России, УМВД России по субъектам Российской Федерации (далее психологи ЦПФД МВД России); психологи управлений (отделов, отделении, групп) по моральнопсихологическому обеспечению работы с личным составом образовательных учреждений МВД России (далее психологи образовательных учреждений МВД России).
На этом этапе экспертам был предложен набор профессиональных компетенций психолога ОВД с индикаторами эффективного поведения. Эксперты поочередно сравнили компетенции друг с другом, каждый раз, отвечая на вопрос, насколько каждая из них важна для эффективности деятельности психолога на данной должности. Результаты метода парного сравнения профессиональных компетенций по профилю должности психолога ОВД представлены на рисунке 1.
> Компетенция «Принятие решений»
- 13,3
> Компетенция «Социальная ответственность за результата» - 12,9
> Компетенция
« Про фессиональная убежденность» - 12,7
У
> Компетенция « Межличностное понимание» - 11,6
> Компетенция «Адаптивность» -
11,3
> Компетенция «Стрессоустойчивость»
- 11
Психолог территориального подразделения ОВД
Психолог образовательного учреждения МВД России
> Компетенция «Деловая
коммуникация» - 13,5
> Компетенция «Саморазвитие» -
12,4
> Компетенция «Развитие персонала»
- 11,8
Рис. 1. Значение профессиональных компетенций психолога ОВД в соответствии с должностным профилем для эффективности профессиональной деятельности
Кроме этого, для каждой профессиональной компетенции мы определили уровни выраженности: уровень 1 - необходимый и достаточный. Уровень компетенции, владение которым обеспечивает желаемую модель профессионального поведения сотрудника; уровень 2 - желаемый, при котором достигается мастерское владение профессией; уровень 3 - потенциально возможный. Уровень компетенции, который определяет переход к новой ступени в карьере.
Профессиональная деятельность психологов образовательных учреждений МВД РФ направлена на улучшение качества обучения и воспитания, развития курсантов и слушателей, повышение качества их психологической подготовки как специалистов для системы ОВД. Именно наличие и определенный уровень развития таких профессиональ-
ных компетенций как «деловая коммуникация», «саморазвитие», «развитие персонала» во многом определяют успешное достижение целей профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения МВД России (табл.2).
Таблица 2
Профессиональные компетенции психолога образовательного учреждения МВД
России
№ п/п Название и содержание компетенции
1 Компетенция «Деловая коммуникация»
Уровень 1: быстро устанавливает деловые контакт с людьми; излагает мысли ясно и четко; логично формулирует и излагает свое мнение; проводит собеседования с кандидатами на учебу, действуя при этом в строго установленных рамках. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: устанавливает контакты с различными социальными группами (независимо от личностных предпочтений); отстаивает свою точку зрения, не разрушая отношений; уверенно выступает перед аудиторией; аргументирует свою точку зрения; умеет сообщить неприятные новости, сохранив хорошие отношения с людьми. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: способен изложить свою точку зрения, заручиться поддержкой собеседников; умеет влиять на «трудных» собеседников; умеет добиваться изменений в позиции противоположной стороны; чутко воспринимает реакцию собеседников, прогнозирует ход беседы, предвосхищает запросы и возражения оппонента; может дипломатично передать информацию.
2 Компетенция «Саморазвитие»
Уровень 1: ищет возможности профессионального развития; запрашивает дополнительную информацию о возможностях повышения своего профессионального уровня. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: самостоятельно определяет зоны своего профессионального развития; применяет новые знания на практике, экспериментирует, делится своими знаниями с коллегами; планирует профессиональный рост. Есть профессиональные планы на будущее (вполне реальные и продуманные). Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: постоянно занимается собственным профессиональным и личностным развитием; обучает других сотрудников; регулярно выступает в роли наставника для подчиненных и коллег; лидер, вдохновитель к развитию коллег; активно участвует в деятельности профессионального сообщества; в курсе последних новостей и семинаров.
3 Компетенция «Развитие персонала»
Уровень 1: положительно высказывается о способностях сотрудников и курсантов; проводит занятия по профессиональной подготовке сотрудников и курсантов; творчески перерабатывает лекционный материал для занятий, учитывая особенности аудитории. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: учится методике проведения различных практических занятий (есть сертификаты или различные свидетельства); нацелен в первую очередь на создание мотивации на развитие и получении эффекта в развитии; использует различные формы подачи информации. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: дает рекомендации с целью развития сотрудников; постоянно использует активные методы обучения; при выступлении с темой способен организовать дискуссию или живое обсуждение; учит коллег методам активного обучения.
К основным направлениям профессиональной деятельности психолога территориального подразделения ОВД относится психологическое сопровождение работы с личным составом подразделения, а также сопровождение оперативно-служебной деятельности сотрудников. Наличие у психолога территориального подразделения ОВД таких компетенций как «стрессоустойчивость», «адаптивность», «межличностное понимание» позволяет ему эффективно выполнять профессиональные обязанности в условиях автоном-
ности деятельности и большого разнообразия полномочий (табл.3).
Таблица 3
Профессиональные компетенции психолога территориального подразделения ОВД ____________________________________МВД России____________________________________
№ п/п Название и содержание компетенции
1. Компетенция «Стрессоустойчивость»
Уровень 1: знает механизмы стресса и принципы саморегуляции; реагирует спокойно на сложные ситуации; инициирует или продолжает обсуждение (или другие действия) в стрессовой ситуации. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: эффективно работает под давлением, сохраняя качество работы; оптимистичен в ситуации эмоционального напряжения; сохраняет контроль в стрессовых ситуациях. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: умеет контролировать свои эмоции; позитивно воспринимает критику; помогает другим сохранять спокойствие в стрессовой ситуации; в стрессовой ситуации помогает другим эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, мобилизует их, организует их работу.
2. Компетенция «Адаптивность»
Уровень 1: демонстрирует гибкость, но без излишней уступчивости; учитывает взгляды коллег, ориентируется на точку зрения непосредственного начальника; при необходимости пересматривает свою позицию. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: при поступлении новой задачи способен найти пути решения, опираясь на свои знания, навыки и опыт; подбирает манеру поведения в соответствии с целями общения и поведением собеседника; меняет свое поведение или подход в зависимости от профессиональной ситуации. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: способен быстро реагировать на внезапные изменения в рабочей ситуации; не только находит адекватные пути выхода из затруднительной профессиональной ситуации; но и незамедлительно приводит их в действие; быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
3. Компетенция «Межличностное понимание»
Уровень 1: точно оценивает эмоциональное состояние сотрудника по внешним признакам; проявляет внимание к состоянию другого человека; старается выяснить причины негативного состояния. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: может вызвать сотрудника на доверительный разговор; при ведении диалога замечает невербальные средства самовыражения (например, приподнятые брови, взгляд на собеседника, тон голоса); в диалоге использует приемы активного слушания. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: понимает чувства и намерения окружающих, проявляет интерес к причинам их поведения; выстраивает доверительные отношения с сотрудниками; понимает суть, скрытую за внешними проявлениями; способен корректировать эмоциональное состояние в ходе беседы; точно интерпретирует смысл невербальных средств самовыражения.
Для психологов ЦПФД МСЧ МВД России ведущей является экспертная деятельность. Для психолога-эксперта, работающего в ЦПФД, ведущими профессиональными компетенциями являются «принятие решений», «социальная ответственность за результат», «профессиональная убежденность». Эти профессиональные компетенции позволяют специалисту принимать решения в условиях работы «на потоке», при дефиците времени, при негативном отношении сотрудников, скептицизме вышестоящих руководителей и отстаивать свою точку зрения относительно вынесенного заключения (табл.4).
На основе полученных данных далее нами была разработана технология оценки профессиональных компетенций психолога ОВД МВД России, включающая в себя структурированное интервью на основе системы кейсов и анкету эксперта.
Таблица 4
Профессиональные компетенции психолога ЦПФД МВД России_______________
№ п/п Название и содержание компетенции
1. Компетенция «Принятие решения»
Уровень 1: принятие решений (вынесение заключений) основано на результатах грамотно проведенной психологической диагностики; выявляет нужную информацию о кандидате; принимает решения строго в рамках инструкции; принимает решения в отведенные сроки. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: решения отличаются взвешенным подходом; оценивается противоречивая информация; рассматривается ряд вариантов, проверяет предположения; при необходимости привлекает экспертов или коллег. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: часто привлекается в роли эксперта по спорным вопросам; трудные решения принимаются под личную ответственность; все решения хорошо обоснованы; учет всех возможных источников информации о кандидате или актуальной проблеме.
2. Компетенция «Социальная ответственность за результат»
Уровень 1: выполняет поставленные задачи качественно, в срок и в полном объеме; понимает высокую социальную ответственность за принятые решения; при вынесении окончательного заключения внимательно просматривает материалы. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: стремится к расширению зон ответственности: за свои действия и действия коллег; при необходимости (особенно спорной ситуации) обращается за профессиональным советом к коллегам; не перекладывает ответственность на начальников и авторитетных экспертов; при обнаружении своей профессиональной ошибки берет ответственность на себя. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: при необходимости принимает решение в неоднозначной ситуации экспертного оценивания и берет всю ответственность за последствия на себя; способен признать свою профессиональную ошибку и предпринимает действия по ее исправлению.
3. Компетенция «Профессиональная убежденность»
Уровень 1: выражает уверенность в своих профессиональных знаниях и навыках; знает в каких сферах не имеет достаточного опыта и при необходимости обращается за помощью к коллегам; готов принимать и поддерживать решения. Уровень 2 - вышеперечисленное и еще: принимает или выполняет решения, несмотря на несогласие с ними других людей; преподносит себя в убедительной манере; при общении с непосредственным начальником задает вопросы и выдвигает возможные варианты исполнения задачи. Уровень 3 - вышеперечисленное и еще: не поддается давлению и провокациям со стороны начальников, сотрудников и коллег; четко и уверенно выражает свою профессиональную позицию в конфликтных ситуация; в спорной или напряженной профессиональной ситуации проявляет инициативу.
В основу структурированного интервью нами заложены профессиональные ситуации (кейсы), типичные для деятельности психолога ОВД в соответствии с должностными профилями, а также проблемные ситуации и вопросы, касающиеся оценки поведенческих паттернов специалиста. Разработанная нами анкета эксперта представляет собой перечень профессиональных компетенций психолога ОВД и их поведенческие описания.
Результаты проведенного исследования позволяют предложить сотрудникам кадровых служб технологию оценки профессиональных компетенций при отборе кандидатов на службу на должности психолога ОВД в различные подразделения психологической службы МВД России, а также при аттестации действующего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы I Р. Бояцис. - М. : Hippo, 2008. - 352 с.
2. Олехнович, М. О. Методические материалы к семинару: разработка компетенций I М.О. Олехнович, Н.А. Костицын ; Институт практической психологии ИМАТОН. -СПб. : [б.и.], 2011.- 18 c.
3. Уиддет, С. Руководство по компетенциям I С. Уиддет, С. Холлифорд. - М. : Hippo, 2003. - 189 с.
REFERENCES
1. Boyatzis, R. (2008), A competent Manager. Model of effective work, publishing house Hippo, Moscow, Russian Federation.
2. Olekhnovich, M.O. (2011), Training materials for the workshop: development of competencies, publishing house Institute of Applied Psychology Imaton, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Uiddet, S. and Holliford, S. (2003), Management, publishing house Hippo, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2012.
УДК 796.011
КУМУЛЯТИВНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ ЮНОШЕЙ 16-18 ЛЕТ
Алла Владимировна Самсонова, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Алексеевна Косьмина, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Изучались кумулятивные тренировочные эффекты воздействия различных вариантов физической нагрузки: методом до «отказа» с отягощением 40% от максимума и методом субмакси-мальных усилий с отягощением 80% от максимума на развитие силовых качеств мышц-сгибателей предплечья юношей-новичков 16-18 лет. Полученные результаты свидетельствуют, что использование различных вариантов физической нагрузки вызывает возрастание максимальной изометрической силы мышц и способности управлять двигательными единицами. После второго месяца тренировки кумулятивный тренировочный эффект воздействия метода до «отказа» с отягощением 40% от максимума на показатели силовой выносливости больше, чем метода субмаксимальных усилий с отягощением 80%. Четыре месяца тренировки не повлияли на уровень гипертрофии скелетных мышц. В связи с тем, что физическая нагрузка с отягощениями в 40% способна вызвать меньшие травматические повреждения в опорно-двигательном аппарате спортсменов и особенно позвоночнике, по сравнению с физической нагрузкой в 80% от максимума, она более благоприятна на начальном этапе силовой подготовки юношей 16-18 лет.
Ключевые слова: изометрическая сила, гипертрофия, силовая выносливость, скелетные мышцы, метод до «отказа», метод субмаксимальных усилий, силовая тренировка.