эмпатии, умеют устанавливать контакт с пациентами, являются достаточно решительными и ответственными. Склонность избегать частых и продолжительных контактов с людьми связана с усталостью вследствие большого потока пациентов в рабочее время. Необходимо обратить внимание на данный факт, так как высок риск срыва. Следствием этого могут явиться профессиональные деформации и угроза эмоционального выгорания. Можно заключить, что, несмотря на разные условия труда и специфику работы, между этими группами практически нет отличий по выраженности эмпатии и форм её направленности на различные возрастные и социальные группы. Таким образом, различия в профессиональной среде медицинских работников, будь то практическая деятельность в стационаре или в поликлиниках, где общение с пациентами различается по условиям и длительности контактов, на начальных этапах медицинской деятельности практически не влияют на уровень эмпатии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василькова, А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Василькова Алла Панфиловна. - СПб., 1998. - 166 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М. : Изд-во «Смысл» : Изд-во «Эксмо», 2005. - 1136 с.
3. Долгова, В.И. Эмпатия / В.И. Долгова, Е.В. Мельник - М. : Изд-во «Перо», 2014. - 185 с.
4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
REFERENCES
1. Vasilkova, A.P. (1998), Empathy as one of the specific criteria for the professional suitability of future medical specialists: dissertation, St. Petersburg, Russian Fédération.
2. Vygotsky, L.S. (2005), Psychology of Human Development, Sense, Eksmo, Moscow.
3. Dolgova, V.I. and Melnik, E.V. (2014), Empathy, Pero, Moscow.
4. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 04.11.2017
УДК 159.9.075
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Юлия Андреевна Новикова, кандидат юридических наук, доцент, Анастасия Игоревна Семакова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)
Аннотация
В статье представлены результаты психологического исследования межличностных отношений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В частности, публикуются результаты статистического анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какие психологические показатели обуславливают развитие позитивных межличностных отношений курсантов и слушателей. Представленные эмпирические результаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел при проведении консультативной и психокоррекционной работы.
Ключевые слова: межличностные отношения, обучение в образовательной организации МВД России, полиция, правоохранительная деятельность, психологическое исследование.
INTERPERSONAL RELATIONS ASPECTS OF STUDENTS AND LISTENERS OF THE INTERIOR MINISTRY UNIVERSITY OF SAINT-PETERSBURG, RUSSIA
Yuliya Andreevna Novikova, the candidate of juridical sciences, senior lecturer, Anastasiya Igorevna Semakova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, St. Petersburg
Annotation
The results of the psychological investigation of the interpersonal relations between the cadets and audience of the educational establishments of the Interior Ministry of Russia are presented in the research article. In particular the results of the empirical investigation are published. Thanks to this investigation we can answer the question what the psychological measures determine the positive development of interpersonal relationships between the referes and audience. These submitted data can be used by analytical psychologists in order to take the solution how to get things of the psychological follow -up of the law enforcement officers of the Interior Ministry of Russia done in a practical way in process of their tuition during the consulting and psycho-correctional work.
Keywords: interpersonal dealings, tuition at educational establishment of Ministry of Russia, police, law enforcement activities, psychological investigation.
ВВЕДЕНИЕ
Межличностные отношения представляют собой объективно переживаемые и в различной степени осознаваемые связи между людьми, базирующиеся на многообразии психоэмоциональных состояний вступивших в контакт индивидов и включают в себя три компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий. Мы предположили, что факторами, воздействующими на процесс формирования межличностных отношений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, являются их половозрастные характеристики, индивидуально-демографические особенности, психологические качества, а также особенности образовательной среды учебного заведения.
МЕТОДИКА
Нами организовано и проведено эмпирическое исследование, с помощью которого мы изучали социально-психологические условия развития межличностных отношений курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России (n = 86).
Батарея методик включила в себя следующие методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (форма С), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика диагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях Томаса, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора - Ханин, методика «Оценка микроклимата студенческой группы» В.М. Завьялова. Полученные в результате эмпирического исследования данные сведены в рабочую матрицу для дальнейшей обработки в программах Excel 2007, SPSS v.21.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обследованным курсантам и слушателям свойственны черты характера, которые играют важную роль в формировании и поддержании позитивных межличностных взаимоотношений: общительность, смелость, уверенность в себе, доминантность в общении, осмотрительность в своих действиях, дипломатичность и эмоциональная стабильность (р < 0,05). У обследованных курсантов и слушателей выявлен стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Выявлено стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы; широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений (р < 0,05).
Для обследованных курсантов и слушателей характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, легкое вживание в разные социальные роли,
гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим (р < 0,05).
Обследованные курсанты и слушатели характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией в основном на собственное мнение, экстравертированностью (р < 0,05).
Коллектив обследуемого учебного взвода характеризуется высокой групповой сплоченностью, благоприятным социально-психологическим климатом, низким уровнем конфликтности. Для него характерно относительное единство ценностных ориентаций. Так, на первые позиции в числе терминальных ценностей курсантами и слушателями отнесены ценности здоровья, наличия крепкой семьи, верных друзей и любви. На первый план в структуре инструментальных ценностных ориентаций выдвинуты такие ценности как воспитанность, ответственность и честность. Следует отметить, что к числу наименее важных ценностных ориентаций были отнесены счастье других, развлечения, красота природы и искусства, непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы.
ВЫВОДЫ
Социально-психологическими условиями развития межличностных отношений курсантов и слушателей СПб университета МВД России являются определенные особенности характера (общительность, смелость, уверенность в себе, доминантность в общении, осмотрительность в своих действиях, дипломатичность, эмоциональная стабильность, дружелюбность), склонности личности к коммуникативной деятельности, степень развития коллектива учебного взвода (сплоченность, социально-психологический климат), уровень конфликтности в коллективе и наличие системы общих духовных ценностей его членов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбузова, Е.Н. Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 193-197.
2. Злоказов, К.В. Организационно-групповая идентичность участников учебных коллективов / К.В. Злоказов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. -№ 3 (59). - С. 163-170.
3. Иванницкий, А.Т. Как подготовить «понимающие кадры» для органов внутренних дел: риторико-герменевтический подход / А.Т. Иванницкий, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 210-219.
REFERENCES
1. Arbuzova, E.N. and Dubnyakova, A.I. (2010), "Research of features of the argument as way of the organization of interaction in the course of communication ", Messenger of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 4, pp. 193-197.
2. Zlokazov, K.V. (2013), "Organizational and group identity of participants of educational collectives", Messenger of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 3 (59), pp. 163-170.
3. Ivannitsky, A.T., Sharanov, Yu.A. and Shestakov, A.G. (2015), "How to prepare "the understanding shots" for law-enforcement bodies: rhetoric-hermeneutical approach", Messenger of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 2 (66), pp. 210-219.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2017