REFERENCES
1. Verkhoshansky, Y.V. (1988), Basis of special physical preparedness of sportsmen, Physical Culture and Sport, Moscow, Russian Federation.
2. Vysochin, Y.P. (2003), "Influence of retractor and relaxation characteristics of muscles upon the growth of skilled athletes", Theory and Practice of Physical culture, No. 6, pp. 23-25.
3. Gorodnichev, R. M. (2005), Sporting electromyography, Monograph, Velikie Luki, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2012.
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника института по научной работе, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,
Юрий Юрьевич Андреев, соискатель,
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов военно-учебных заведений внутренних войск. При этом развитие межличностных отношений у курсантов осуществляется поэтапно. На первом этапе (1 курс) реализуются в основном непосредственные контакты между курсантами, основанные на психолого-эмоциональной совместимости. На втором этапе (2-3 курсы) отношения между курсантами определяются характером совместной деятельности в процессе обучения в военно-учебном заведении. На третьем этапе (4-5 курсы) межличностные отношения развиваются на базе принятия всеми курсантами учебной группы единых целей совместной деятельности. В связи с этим, средства физической подготовки следует целенаправленно применять в соответствии с выявленными этапами развития межличностных отношений. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных средств физической подготовки для развития позитивных межличностных отношений у курсантов.
Ключевые слова: технология; средства физической подготовки и спорта; воспитание; межличностные отношения; курсанты; внутренние войска.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p133-136
TECHNOLOGY OF APPLICATION OF MEANS OF PHYSICAL PREPARATION AND SPORTS FOR DEVELOPMENT OF THE POSITIVE INTERPERSONAL RELATIONS AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF
INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences,
Deputy Chief of institute on scientific work,
St.-Petersburg Military Institute of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yury Yuryevich Andreev, the competitor,
Saratov Military Institute ofInternal troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
In article presents the results of researches on justification the technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets
of military schools of internal troops. Authors established that positive interpersonal relations promote formation of healthy moral and psychological climate in cadets' division, accelerate social adaptation of cadets to military service and warn non-statutory relationship in the cadets' environment.
Thus, development of the interpersonal relations among the cadets is carried out systematically. At the first stage (1 course) the direct contacts between the cadets, based on psychological-emotional compatibility, are realized generally. At the second stage (2-3 courses), the relations between cadets are defined by nature of joint activity in the course of training in military school. At the third stage (4-5 courses), the interpersonal relations develop on the basis of acceptance by all cadets of educational group of the uniform purposes of joint activity. In this regard, means of physical preparation should be applied purposefully, according to the revealed stages of development of the interpersonal relations.
In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed means of physical preparation for development of the positive interpersonal relations among the cadets has been proved.
Keywords: technology, means of physical preparation and sports, education, interpersonal relations, cadets, internal troops.
Среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. У молодых людей сложился свой стереотип отношений друг к другу, понимания психологии этих отношений.
Проблема развития позитивных межличностных отношений у курсантов относится к числу наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что позитивные межличностные отношения способствуют формированию здорового морально-психологического климата в курсантском подразделении, ускоряют социальную адаптацию курсантов к воинской службе и предупреждают неуставные взаимоотношения в курсантской среде.
Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на межличностные взаимодействия, является уровень развития социально значимых качеств у военнослужащих. Высокий уровень развития именно этих качеств особенно важен для курсантов высших военно-учебных заведений, так как им в будущем предстоит управлять воинскими коллективами во внутренних войсках, находясь на офицерских должностях. Однако не все курсанты обладают такими качествами, что негативно сказывается на межличностных отношениях в курсантских подразделениях.
В работах [1-3] и некоторых других авторов отмечается, что особенно необходимые офицеру социально-психологические качества можно успешно формировать в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Многолетний опыт проведения физической подготовки во внутренних войсках убедительно свидетельствует о том, что физкультурно-спортивная деятельность при соответствующей ее организации может служить эффективным средством воспитания личного состава в духе преданности своей Родине, своему народу, способствует привитию курсантам чувства ответственности, товарищества, взаимопомощи, верности своему долгу, коллективизма и сплоченности.
Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск (рис.1).
Межличностные отношения строятся на взаимодействии курсантов в процессе обучения в военно-учебном заведении и объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых друг на друга.
Как показал опрос преподавательского состава и собственные наблюдения, развитие межличностных отношений у курсантов осуществляется поэтапно. На первом этапе (1 курс) реализуются в основном непосредственные контакты между курсантами, основанные на психолого-эмоциональной совместимости. На втором этапе (2-3 курсы) отношения между курсантами определяются характером совместной деятельности в процессе обучения в военно-учебном заведении. На третьем этапе (4-5 курсы) межличностные отношения развиваются на базе принятия всеми курсантами учебной группы единых целей
совместной деятельности.
Рис. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений
Поэтапное развитие межличностных отношений происходит неравномерно. Длительность этапов, а также темпы перехода от одного к другому могут различаться в зависимости от объективных условий жизнедеятельности курсантского подразделения. В связи с данным фактом было выдвинуто главное предположение о том, что средства физической подготовки следует целенаправленно применять в соответствии с выявленными этапами развития межличностных отношений.
Разработанная технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений была реализована в педагогическом эксперименте. В процессе эксперимента педагогической коррекции подвергались: организация, содержание и методика проведения учебных занятий, спортивной работы и утренней физической зарядки. При этом особое внимание уделялось развитию позитивных межличностных отношений в курсантской среде.
Полученные результаты показывают, что у основной части курсантов экспериментальной группы (ЭГ) произошли более ярко выраженные позитивные изменения в межличностных отношениях по сравнению с контрольной группой (КГ) (таблица 1).
Способность к межличностной коммуникации в ЭГ составила 7,0 балла - в начале эксперимента и 7,9 - в конце, а в КГ - 7,1 и 7,3 соответственно; личностный статус в ЭГ составил 7,6 балла - в начале эксперимента и 8,4 - в конце, а в КГ - 7,9 и 8,2 соответственно (при р>0,05).
Объективным показателем высокой эффективности экспериментального воздействия разработанной технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений явились положительные отзывы на выпускников ЭГ по сравнению с сокурсниками КГ. На выпускников ЭГ не поступило ни одного отрицательного отзыва, в то время как на выпускников КГ поступило более 15% отрицательных отзывов.
Таблица
Изменение показателей развития качеств, оказывающих влияние на межличностные отношения, у курсантов контрольного и экспериментального подразделений за _____________________опытный период (в 9-балльной шкале)______________________
Наименование качеств Подраз- деление Средние значения показателей (балл) р
х1 + m1 х2 + m2
Способность к межличностной коммуникации ЭГ 7,0±0,05 7,9±0,02 0,05
КГ 7,1±0,14 7,3±0,13 -
Социальная активность ЭГ 6,7±0,04 7,4±0,02 0,05
КГ 6,8±0,13 7,1+ 0,15 -
Уверенность в своих силах ЭГ 7,0±0,06 8,0±0,04 0,05
КГ 7,1±0,18 7,6±0,16 -
Настойчивость и упорство ЭГ 6,4±0,04 7,8±0,04 0,05
КГ 6,5±0,15 7,2±0,13 0,05
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,04 7,9±0,03 0,05
КГ 6,8±0,13 7,4±0,12 -
Смелость и решительность ЭГ 7,1±0,04 8,0±0,03 0,05
КГ 7,2±0,13 7,4±0,12 -
Личностный статус ЭГ 7,6±0,02 8,4±0,02 0,05
КГ 7,9±0,14 8,2±0,18 -
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения разработанной технологии, применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов военноучебных заведений внутренних войск в практику их обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зюкин, А.В. Вопросы совершенствования содержательно-методических основ воспитания позитивных межличностных отношений у военнослужащих, с использованием средств физической подготовки / А.В. Зюкин // Тез. докл. итог. науч. конф. Воен. инта физ. культуры за 1998 год. - СПб., 1999. - С. 22-24.
2. Романенко, Н.В. Вопросы теории и практики развития межличностных отношений в воинских коллективах : монография / Н.В. Романенко ; под ред. проф. Марищу-ка В.Л. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 221 с.
3. Щеголев, В. А. Укрепление межличностных отношений в воинском коллективе средствами и методами физической подготовки / В.А. Щеголев // Тез. докл. итог. науч. конф. ин-та за 1981 год / Воен. ин-т физ. культуры. - Л., 1982. - С. 31-34.
REFERENCES
1. Zyukin A.V.(1998), "Questions of improvement of substantial and methodical bases of education of the positive interpersonal relations at the military personnel, with use of means of physical preparation", Conference VIFK, publishing house VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation, pp. 22-24.
2. Romanenko, N. V. (1994), Questions of the theory and practice of development of the interpersonal relations in military collectives: Monograph, publishing house VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Schegolev V.A. (1982), "Strengthening of the interpersonal relations in military collective means and methods of physical preparation", Conference VIFK, publishing house VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation, pp. 31-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2012.