Научная статья на тему 'Оценка уровня эмпатии и межличностных отношений молодых специалистов - врачей стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений'

Оценка уровня эмпатии и межличностных отношений молодых специалистов - врачей стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / СТАЦИОНАР / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мануйлов Геннадий Валерьевич, Горелова Галина Газимовна

Целью данного исследования явилось изучение и сравнение уровня эмпатии молодых специалистов врачей со стажем до 5 лет, работающих в медицинских учреждениях разного профиля, а также построение психограмм межличностных отношений для анализа эффективности взаимодействия с пациентом на начальных этапах профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мануйлов Геннадий Валерьевич, Горелова Галина Газимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of level of empathy and interpersonal relations of young professionals - hospital-based physicians and clinical outpatient department

The purpose of this study was to study and compare the level of empathy of young specialists doctors with experience up to 5 years, working in medical institutions of different profiles, as well as building psychogram of interpersonal relationships to analyze the effectiveness of interaction with the patient at the initial stages of professional activity.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня эмпатии и межличностных отношений молодых специалистов - врачей стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений»

УДК 159.9.072

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМПАТИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - ВРАЧЕЙ СТАЦИОНАРНЫХ И АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Геннадий Валерьевич Мануйлов, аспирант, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»), Челябинск

Аннотация

Целью данного исследования явилось изучение и сравнение уровня эмпатии молодых специалистов - врачей со стажем до 5 лет, работающих в медицинских учреждениях разного профиля, а также построение психограмм межличностных отношений для анализа эффективности взаимодействия с пациентом на начальных этапах профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмпатия, общение, межличностные отношения, врач, пациент, стационар, амбулаторно-поликлиническое учреждение.

ASSESSMENT OF LEVEL OF EMPATHY AND INTERPERSONAL RELATIONS OF YOUNG PROFESSIONALS - HOSPITAL-BASED PHYSICIANS AND CLINICAL

OUTPATIENT DEPARTMENT

Gennady Valerievich Manuilov, the post-graduate student, Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Annotation

The purpose of this study was to study and compare the level of empathy of young specialists -doctors with experience up to 5 years, working in medical institutions of different profiles, as well as building psychogram of interpersonal relationships to analyze the effectiveness of interaction with the patient at the initial stages of professional activity.

Keywords: empathy, communication, interpersonal relations, doctor, patient, hospital, an outpatient

clinic.

ВВЕДЕНИЕ

Эмпатия в общении врача и пациента представляет собой не только способность понять чувства пациента, но и умение передать свое понимание ясным для пациента языком. Она относится к наиболее распространенным механизмам межличностного восприятия. Роль эмпатии заключается в предоставлении особого, основанного на сопереживании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Она влияет на сбор и анализ информации, мотивируя индивида на её получение, и выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения [3].

Эмпатия является одним из важнейших профессионально значимых качеств медицинского работника и оказывает решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы общения в системе межличностных отношений «врач - пациент». Многочисленными исследованиями установлена взаимосвязь между эмпатией и уровнем интеллекта (чем выше уровень интеллекта, тем выше эмпатия); эмпатией и общительностью (чем выше общительность, тем выше эмпатия). Определена прямая связь между выраженностью профессиональной направленности на социономические профессии («человек - человек»), альтруистической мотивацией к выбору профессии и высоким уровнем эмпатии [1, 2]. Исходя из вышеизложенного, целью данного исследования явилось изучение и сравнение уровня эмпатии у молодых врачей со стажем до 5 лет, а также построение

психограмм межличностных отношений для анализа эффективности взаимодействия с пациентом на начальных этапах профессиональной деятельности.

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного университета. В исследование было включено 111 врачей стационаров и поликлиник города Челябинска различных специальностей со стажем до 5 лет (52 врача стационара и 59 врачей амбулаторно-поликлинических учреждений). Использовались следующие методы исследования: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов), опросник межличностных отношений (FIRO) в адаптации А. А. Рукавишникова [4], статистический анализ на базе пакета прикладных программ Statistica 8.0.

По результатам проведенного исследования были определены средние значения общего уровня эмпатии и ее частных показателей (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень эмпатии врачей стационаров и амбулаторно поликлинических учреждений (в баллах)_

Формы проявления эмпатии Врачи стационаров (средние значения эмпатии) (n=52) Врачи амбулаторно-поликлини-ческих учреждений (средние значения эмпатии) (n=59) Достоверность различий (p)

Общий уровень эмпатии 75,40 79,60 p<0,01*

Эмпатия к родителям 8,90 10,60 p<0,001*

Эмпатия к пожилым людям 7,60 6,50 p<0,003*

Эмпатия к детям 5,01 7,80 p<0,001*

Эмпатия к незнакомым или малознакомым людям 6,00 7,90 p<0,001*

* - различия статистически достоверны.

Уровень эмпатии по числу набранных баллов в соответствии с данной методикой оценивается как очень высокий (82-90), высокий (63-81), средний (37-62), низкий (12-36) и очень низкий (5-11). Что касается отдельных форм проявления эмпатии, то они относились к определенным уровням выраженности следующим образом: очень высокий 15 баллов, высокий - 13-14, средний - 5-12, низкий - 2-4, очень низкий - 0-1. Достоверность различий показателей сравниваемых профессиональных групп оценивалась по критерию Манна-Уитни.

Из таблицы 1 следует, что в двух группах врачей выявляется высокий общий уровень эмпатии (у врачей стационаров он эквивалентен среднегрупповому значению 75,40 баллов, у врачей амбулаторно-поликлинических учреждений соответственно 79,60 баллов). Сравнивая отношения молодых врачей к представителям социальных групп, различающихся по степени близости и вовлеченности с ними в личные контакты, обнаруживается, что эмпатию в этих отношениях они проявляют стабильно на среднем уровне в пределах от 6 до 11 баллов в обеих профессиональных группах.

Оценивая их отношения к разным социальным группам, таким как родители, с одной стороны, и незнакомые и малознакомые люди, с другой, которые и являются их пациентами, можно прийти к выводу, что обе группы врачей более эмпатичны по отношению к родителям, что вполне естественно. У врачей стационаров средний балл эмпатии к родителям 8,90, против 6,00 к незнакомым людям; средний балл эмпатии к родителям у врачей амбулаторно-поликлинических учреждений 10,60 против 7,90 к незнакомцам, однако следует отметить, что все эти показатели соответствуют среднему уровню. Можно сравнить отношения двух групп врачей к разным возрастным категориям, таким как дети и пожилые люди. В целом данные показатели находятся на среднем уровне. Однако в обеих профессиональных группах отмечаются различия средних показателей эмпатии в разных возрастных группах. У врачей амбулаторно-поликлинических учреждений эмпатия к детям выше, чем к пожилым людям, эти показатели составляют 6,50 и 7,80 баллов соответственно. У врачей, работающих в условиях стационара, выше значение эмпатии к старикам, чем к

детям (7,60 и 5,01 соответственно). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разные условия труда и специфику работы, между этими группами практически нет отличий по выраженности эмпатии и форм её направленности на различные возрастные и социальные группы.

При установлении контакта с пациентом эмпатия не только положительно влияет на процесс общения, но в свою очередь, зависит от определенных качеств личности врача, исходя из комбинации, которых можно предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях. В связи с этим была построена психограмма межличностных отношений врачей стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений (рисунок 1).

6,40 6,80

5,50

Л

§ 4 я 1-0

2

3,40 3,50 4,20

2,70

3,11

2,50

2,90

3,50

2,50

Ш

СЕ

СШ

АЕ

АШ

Шкалы

□ Врачи стационаров □ Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений

0

Рисунок 1 - Психограмма межличностных отношений врачей стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений. Шкалы: 1Е - Включенность (от индивида к другим людям), ГО - Включенность (от других людей к индивиду), СЕ - Контроль (от индивида к другим людям), СШ - Контроль (от других людей к индивиду), АЕ - Аффект (от индивида к другим людям), АШ - Аффект (от других людей к индивиду)

Показатель включенности в межличностные отношения от индивида к другим людям (1Е) в группе врачей стационаров составляет 3,40, в группе врачей амбулаторно-поликлинических учреждений - 3,50, из этого следует то, что испытуемые имеют склонность избегать большого скопления людей. Низкие значение этого показателя могут быть связаны с профессиональной деятельностью участников исследования, так как их непосредственная работа связана с оказанием помощи большому числу людей, и желание их избегать может свидетельствовать об усталости и начальной стадии профессионального выгорания. Показатель включенности от других людей к индивиду (ГШ) в группах врачей стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений является пограничным (в первой группе он составляет в среднем 4,20, во второй - 5,50 баллов). Это означает, что в данных профессиональных группах возможно две тенденции требуемого поведения, с одной стороны, побуждаемые желанием общаться с небольшим количеством людей, с другой - выраженной потребностью быть принятыми ими. Показатель контроля от индивида к другим людям (СЕ) высокий в обеих группах (в группе врачей стационаров он составляет 6,40, в группе врачей амбулаторно-поликлинических учреждений - 6,80), что характеризует их как ответственных людей, принимающих на себя ведущую роль. Показатели контроля от других людей к индивиду (СШ) являются низкими и составляют в среднем в первой группе 2,70, во второй - 3,11 баллов. Это означает, что испытуемые не приемлют внешнего контроля. Показатели аффекта от индивида к другим людям (АЕ) и от других людей к индивиду (АШ) низкие в обеих группах. В первой группе АЕ и АШ равны и составляют 2,50 баллов в среднем, во второй группе АЕ оценивается на 2,90 баллов, АШ на 3,50. Такие значения данных показателей свидетельствуют о том, что врачи обеих групп очень осторожны при установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми они будут выстраивать эти отношения. В целом из психограммы следует, что стиль установления межличностных отношений и поведение в обоих группах практически идентичны.

РЕЗЮМЕ

Проведенное исследование показывает, что на начальном этапе своей профессиональной деятельности врачи, как стационаров, так и поликлиник имеют высокий уровень

эмпатии, умеют устанавливать контакт с пациентами, являются достаточно решительными и ответственными. Склонность избегать частых и продолжительных контактов с людьми связана с усталостью вследствие большого потока пациентов в рабочее время. Необходимо обратить внимание на данный факт, так как высок риск срыва. Следствием этого могут явиться профессиональные деформации и угроза эмоционального выгорания. Можно заключить, что, несмотря на разные условия труда и специфику работы, между этими группами практически нет отличий по выраженности эмпатии и форм её направленности на различные возрастные и социальные группы. Таким образом, различия в профессиональной среде медицинских работников, будь то практическая деятельность в стационаре или в поликлиниках, где общение с пациентами различается по условиям и длительности контактов, на начальных этапах медицинской деятельности практически не влияют на уровень эмпатии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василькова, А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Василькова Алла Панфиловна. - СПб., 1998. - 166 с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М. : Изд-во «Смысл» : Изд-во «Эксмо», 2005. - 1136 с.

3. Долгова, В.И. Эмпатия / В.И. Долгова, Е.В. Мельник - М. : Изд-во «Перо», 2014. - 185 с.

4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

REFERENCES

1. Vasilkova, A.P. (1998), Empathy as one of the specific criteria for the professional suitability of future medical specialists: dissertation, St. Petersburg, Russian Fédération.

2. Vygotsky, L.S. (2005), Psychology of Human Development, Sense, Eksmo, Moscow.

3. Dolgova, V.I. and Melnik, E.V. (2014), Empathy, Pero, Moscow.

4. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 04.11.2017

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Юлия Андреевна Новикова, кандидат юридических наук, доцент, Анастасия Игоревна Семакова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)

Аннотация

В статье представлены результаты психологического исследования межличностных отношений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В частности, публикуются результаты статистического анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какие психологические показатели обуславливают развитие позитивных межличностных отношений курсантов и слушателей. Представленные эмпирические результаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел при проведении консультативной и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: межличностные отношения, обучение в образовательной организации МВД России, полиция, правоохранительная деятельность, психологическое исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.