УДК 159.923.33 + 614.253.5
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, АДАПТАЦИИ И ЭМПАТИИ МЕДИЦИНСКИХ
СЕСТЁР В ДЕТСКОМ ХОСПИСЕ
О.А.Чувакова, *Г.И.Чуваков, *Г.С.Манойлова
ON PROFESSIONAL NURSING SOCIALIZATION, ADAPTATION AND EMPATHY IN STATE AUTONOMIC INSTITUTION HOSPICE (PEDIATRIC)
O.A.Chuvakova, *G.I.Chuvakov, *G.S.Manoilova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, *Институт медицинского образования НовГУ, olga.chuvakova@novsu.ru
Содержатся результаты исследования особенностей профессиональной социализации, адаптации и эмпатии медицинских сестёр, которые работают в детском хосписе. Даётся анализ понятий социализации, адаптации. Разработана «Программа психологического тренинга для медицинских сестер детского хосписа», которая направлена на развитие личностных качеств, востребованных для работы в хосписе.
Ключевые слова: медицинская сестра, хоспис детский, профессиональная социализация, социализация личности, профессиональная адаптация, эмпатия, психологическая поддержка
The results of the investigation of the special features of professional nursing socialization, adaptation and empathy under the pediatric hospice running conditions are presented. The analysis of the notions of socialization and adaptation has been made. "Program of Nursing Psychological Training for Pediatric Hospice" has been worked out, aimed at developing personality traits which help nurses to work effectively in a hospice.
Keywords: nurse, pediatric hospice, professional socialization, personality socialization, professional adaptation, empathy, psychological support
Основным направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном обществе является развитие инновационной профессиональной деятельности специалистов, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и медицинских услуг. Общеизвестно, что инклюзия в образовании связана с процессами в социуме. Инклюзивный подход в настоящее время представляет собой ни что иное, как социальный заказ общества и государства, где исходя из принципов гуманизма происходит переосмысление отношения к гетерогенным группам населения, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обязанности обеспечить им равные со всеми другими людьми возможности, в том числе и в получении образования. Так, Е.В.Иванов [1] описал вариант разработки стратегического планирования развития инклюзивного образования на примере Великого Новгорода, который основывается на правовых аспектах, современных методологических идеях, теоретических и прикладных наработках в области стратегического менеджмента и гетерогенной педагогики, а также учитывает сложившуюся демографическую, социальную и образовательную ситуацию, потенциал и практический опыт различных служб и организаций конкретного региона или города. Р.М.Шерайзина в связи с этим отмечает, что профессиональное образование получает новый социальный смысл — формирование не только специалиста с инновационными компетенциями, но и члена общества с новым социальным статусом, социальным мировоззрением, характерным для «среднего класса», с
осознанием своего места в социальной системе общества [2].
Реформы, активное развитие общественного сознания стали предпосылками к появлению новой концепции в медицине и в психологии — паллиативной помощи больным. Данная проблема является мало исследованной и практически мало разработанной.
Материалы и методы исследования
Мы провели исследование с целью выявить особенности профессиональной социализации и адаптации медицинских сестер в детском хосписе. Объект исследования — 7 медицинских сестёр в возрасте от 30—50 лет. Предмет исследования — профессиональная социализация, адаптация и эмпатия медицинских сестер, осуществляющих свою профессиональную деятельность в государственном автономном учреждении хоспис (детский) г. Санкт-Петербурга. Нами использовались следующие методы и методики: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов, медиков по проблеме исследования, анкетирование, тестирование «Диагностика уровня эмпатиче-ских способностей В.В.Бойко» [3]. Мы разработали и провели «Программу психологического тренинга для медицинских сестер детского хосписа».
Результаты исследования и их обсуждение
Слово «паллиативный» происходит от латинского слова pallium (покров, покрывало). Хоспис — составляющая паллиативной помощи. Идея создания его родилась не в отрыве от общечеловеческих по-
требностей, а благодаря им. Милосердие — составляющая духовности человека. С древних времен это качество сопровождает историю развития человечества, неразрвно связано с религией, медициной, педагогикой и психологией. В конце 1960-х годов были созданы современные программы для ухода за умирающими. Самой известной стал хоспис Святого Христофора в Лондоне, основанный доктором Дейм Сесилией Сондерс. В 1990 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза [4] — английского журналиста и активного участника мирового хосписного движения — появился первый хоспис. Вслед за ним в 1994 г. появился первый хоспис в Москве. В России появление паллиативной педиатрии можно связать с организацией в Москве в 1993 г. «Хосписа на дому для детей с онкологическими заболеваниями» по инициативе онколога-педиатра профессора Е.И.Моисеенко. В 2010 г. в Санкт-Петербурге открыт первый стационарный хоспис для детей на территории России под руководством протоиерея А.Ткаченко. Основа хосписной службы — право ин-курабельных пациентов на получение гарантированного объема медико-социальной и психологической помощи и улучшение качества жизни в терминальной стадии заболевания. В работе детского хосписа задействована команда специалистов: врачи, средний и младший медицинский персонал, психологи, социальные работники. Больным детям и родственникам оказывается духовная религиозная поддержка, приходят на помощь волонтеры.
Термин «социализация» ввели в середине XIX века французские социологи для обозначения процесса интериоризации социальных норм путем социального взаимодействия. Понятие «социализация» эволюционировало с того времени, включая различные аспекты этого явления. Существует много определений понятия «социализация», которые различаются в зависимости от понимания их авторами сущности и структуры личности. Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом.
Первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов. Первоначально эта проблема начала разрабатываться философами, социологами в русле критического анализа зарубежных концепций социализации. В это же время проблема социализации нашла свое отражение в работах ведущих советских психологов, и прежде всего — социальных психологов. Появляется статья Б.Г.Ананьева «О психологических эффектах социализации» (1971) [5]. Позднее проблеме социализации были посвящены самостоятельные разделы в учебном пособии «Социальная психология» Г.М.Андреевой [6]. Первые редакции понятия «социализация» указывали прежде всего на тот факт, что это — процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду.
И. С.Кон [7] определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Близкое к этому определение звучит: Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, ос-
воение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. В.Г.Крысько [8] выделяет следующие факторы социализации личности: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы. К микрофакторам он относит семью, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации, к ме-зофакторам он относит этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации, а к макрофакторам — культуру, страну, государство, общество.
Психологический словарь предлагает такое определение понятию социализация: «Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе» [9].
Современный психологический словарь следующим образом определяет адаптацию социальную: «Адаптация социальная — активное приспособление индивида к условиям социальной среды и интегра-тивный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [10]. Мы предполагаем, что профессиональная социальная адаптация медицинских сестёр осуществляется путём усвоения ими представлений о профессиональных, социальных нормах поведения и ценностях личности и общества.
Психологический атлас человека даёт следующее определение профессиональной адаптации: «Профессиональная адаптация — приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно-профессиональным (содержание труда, организация производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям)» [9]. Таким образом, социализация прежде всего предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений в профессиональной деятельности и общении.
Проблему социализации медицинского персонала, в частности работников хосписа, освещают наши западные коллеги по паллиативной помощи. Образовательный консорциум для медсестер «Помощь в конце жизни» (End-Of-Life Nursing Education Consortium, ELNEC) [11] — полная и всесторонняя образовательная программа, рассматривающая основные понятия оказания помощи пациенту и семье при терминальных состояниях или угрожающих жизни заболеваниях. Программа разработана для повы-
Таблица
Стадии адаптации медицинской сестры в хосписе
Стадия 6
24 мес.
Стадия 5 Исполнитель
Стадия 4 12-24 мес.
Стадия 3 9-12 мес. Глубокое состра-
Стадия 2 6-9 мес. Эмоциональное дание
Стадия 1 3-6 мес. Эмоцио- Депрессия возвращение актуализирует знания
1-3 мес. нальное вы- мудрость внут-
Интеллектуали- живание достижения ренний мир
зация самореализация
навыки самосознание
Опыт смягчение аккомодация
Боль
скорбь
опыт горе
травма
знания
беспокойство
линия «Комфорт-Способность»
шения качества помощи больным и повсеместно принята в США. Этот проект, начатый в феврале 2000 г., был финансирован Фондом Роберта Вуда Джонсона и является совместной программой Американской ассоциации колледжей сестринского дела и Национального медицинского центра «Город надежды» Лос-Анджелеса. Услуги хосписа опираются на важные принципы, применяющиеся к любому уходу в конце жизни. К таким принципам можно отнести те предположения, что люди живут вплоть до момента смерти, что уход до наступления смерти способны осуществлять специалисты самого разного профиля, а также, что такой уход будет координированным, учитывать различные потребности, оказываться круглосуточно и строиться с учетом физических, психологических, социальных, духовных проблем пациента и членов его семьи. Паллиативное лечение — это не только «действие», но и в значительной степени «пребывание рядом». Комплексный подход к нуждам пациента ставит паллиативную медицину в разряд не просто прикладной науки, но скорее превращает её в практическую философию и психологию. Мы считаем, что не только врачам, но и медицинским сестрам, работающим с умирающими пациентами, необходимо психологически эмоционально адаптироваться к уходу за неизлечимо больными, а смерть ребенка в любом обществе переживается как более трагичное событие. В прошлом, специалистов в сфере здравоохранения: врачей, медицинских сестёр часто наставляли контролировать эмоции и эмоционально дистанцироваться от таких пациентов и членов их семей. Однако пациентам в конце жизни требуется интенсивное межличностное участие и сострадание. Выражение чувств словами и выражение негативных эмоций при их отреагировании помогает медицинской сестре в ситуации горя и потери. Результаты нашего
экспериментального исследования особенностей личности медицинских сестёр, работающих с онкологическими пациентами, подтвердили то, что для профилактики и коррекции их эмоционального состояния и профессионального эмоционального выгорания им нужна помощь психолога или психотерапевта [12].
Наличие или отсутствие систем медико-психологической поддержки медицинских сестёр влияют на способность пройти этапы их адаптации в хосписе. Медико-психологическая поддержка от психологов, семьи, коллег, родственников в значительной степени повышает способность медицинских сестёр адаптироваться к профессиональной деятельности и успешнее справляться с уходом за умирающими детьми.
Существует шесть стадий адаптации медицинской сестры в хосписе [11]. Факторами, влияющими на адаптацию медицинских сестер, являются: профессиональное образование, личный опыт, связанный со смертью, изменения в жизни, системы поддержки психологов.
Стадии адаптации медицинской сестры представлены в табл.
Этические аспекты и дилеммы являются неотъемлемой частью ухода, представляемого пациентам и членам их семей из различных возрастных групп, которые столкнулись с близкой смертью. Кодексы и стандарты профессиональной этики служат для облегчения решения этических дилемм. Медицинские сестры, по отдельности и сообща, служат защитниками этической и правовой практики в конце жизни пациента. Современный психологический словарь даёт такое понятие эмпатии: «Эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание). 1. Внерациональ-ное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии —
необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта). 2. Эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций» [9].
Мы провели исследование в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении здравоохранения Хоспис (детский), который является одним из первых в Российской Федерации учреждением, оказывающим паллиативную и хос-писную помощь детскому населению. Под амбулаторным и стационарным наблюдением там находятся около 300 детей в возрасте от 1 года до 18 лет, проживающих в г. Санкт-Петербурге. Действующий стационар способен оказывать услугу круглосуточного пребывания только 18 пациентам одновременно. Хоспис — медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные пациенты получают достойный уход. Пациенты детского хосписа окружены обычными домашними вещами, их свободно могут навещать родственники и друзья. Персонал хосписа оказывает симптоматическую и реабилитационную помощь. Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии, которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Кроме медицинской помощи по снятию болевого синдрома и других сопутствующих заболеванию симптомов, паллиативный уход охватывает психологическую, социальную и духовную заботу о пациенте и членах его семьи.
Мы провели исследование эмпатии у медицинских сестер по методике «Диагностики уровня эмпа-тических способностей В. В.Бойко», которая предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Результаты нашего исследования выявили следующее. Так, медицинские сестры в возрасте 30—40 лет (72%), более молодой возрастной группы обладают в среднем заниженной способностью в эмпатии. Однако общие характеристики (данные вспомогательных шкал) информируют о наличии у них всех необходимых каналов: эмоционального, интуитивного, идентификации — для развития более высокого уровня понимания и сопереживания пациентам и членам их семей. Данное обстоятельство можно объяснить базисной профессиональной подготовкой и опытом работы в учреждениях, где оказывалась куративная медицинская помощь, нацеленная прежде всего на излечение пациентов, где иногда, к сожалению, маленькие пациенты обезличиваются.
Полученные результаты тестирования «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко» среди медицинских сестёр в возрасте от 40—50 лет выявили у 28% из них высокий уровень эмпатии. Мы считаем, что для этого возраста, более опытного и старшего, появляется большая жизненная мудрость сестёр. Они выполняют большее количество социальных ролей, взаимоотношений не только связанных с их профессиональным статусом, но и дома и в обществе. Для них наши практические рекомендации и участие в тренинге психологической
поддержки, самообразование и самосовершенствование будут способствовать не только их личностному, но и профессиональному росту.
Мы разработали и провели «Программу психологического тренинга для медицинских сестер детского хосписа». Тренинг состоит из 8 занятий по 4 часа каждое. Занятия проводились 2 раза в неделю. Заполнение опросника «Тест-опросник на эмпатию В.В.Бойко» и анкеты мы проводили до и после проведения «Программы психологического тренинга».
Приведём примеры 4 занятий с медицинскими сёстрами.
Занятие 1. Философия «паллиативной помощи детям».
Понятия: «паллиативная помощь детям», «качество жизни», «мультидисциплинарная команда», «ценности семьи». Группы пациентов детской паллиативной помощи. Роль медицинской сестры в команде паллиативной помощи.
Занятие 2. Основы коммуникации с пациентом.
Базовые знания о процессе общения, коммуникации с пациентом. Принципы эффективной коммуникации с детьми. Методы эффективной коммуникации с детьми. Ролевые игры на развитие навыков эффективной коммуникации — 3—4 ситуации. Примеры ситуаций. Рефлексивный анализ.
1. Поступление в хоспис. Знакомство.
2. Максимальное сопровождение, информирование в период адаптации к новым условиям.
3. Особенности пациента и членов семьи. Индивидуальные условия пребывания, создание комфортной среды.
Занятие 3. Отработка навыков коммуникации.
Навыки проведения «трудных разговоров» (о смерти, о страданиях ребенка). Навыки эмоциональной поддержки пациентов, особенно в процессе умирания ребенка и непосредственно после. Ролевые игры.
Примеры ситуаций. Рефлексивный анализ.
1. Состояние пациента ухудшается. Переход от энтерального питания к парентеральному. Успокоить больного, побороть страхи, обосновать необходимость.
2. Период умирания. Не обрекать пациента на «изоляцию» в палате, как можно чаще присутствовать у него, оказать внимание членам семьи.
3. Ребенок умер. Мама одна в палате. Её поддержка со стороны медицинской сестры в первые минуты горя.
Занятие 4. Мое отношение к понятиям «болезнь», «смерть» (работа с текстами и фильмами).
Навыки регуляции своего эмоционального состояния. Как можно оказывать поддержку горюющим родным и при этом уметь справляться со своими эмоциями. Рефлексивный анализ.
Выводы
— Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что система занятий по программе психологической профессиональной социаль-
ной адаптации медицинских сестёр позволит сформировать у них такие качества коммуникации, как общительность, коммуникабельность, доброжелательность, которые очень важны для компетентных и профессиональных сотрудников паллиативной службы.
— Полученные результаты тестирования «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко» среди медицинских сестёр детского хосписа в возрасте 40—50 лет, у 28% из них выявили более высокий уровень развития эмпатии, чем у медицинских сестёр в возрасте от 30—40 лет.
— Мы предлагаем проводить медико-психологическое сопровождение медицинских сестёр в процессе их профессиональной деятельности, что позволит снизить уровень их эмоционального выгорания.
12.
1. Иванов Е.В. О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода) // Вестник НовГУ. 2015. № 5 (88). С. 43-47.
2. Шерайзина Р.М. Подготовка управленческих кадров для инновационной практики // Управление современным образовательным учреждением инновации, качества: сборник научно-методических статей / Под ред. Р.М.Шерайзиной, А.А.Осипова; НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2012. С. 9-16.
3. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2001. С. 486-490.
4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2004. 86 с.
5. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 345 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. 363 с.
7. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 384 с.
8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. 6-е изд. М., 2010. 348 с.
9. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ; ЕВРО ЗНАК, 2007. С. 392, 469.
10. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. СПб.: ПРАЙМ; ЕВРО ЗНАК, 2006. С. 640.
11. Паллиативная помощь: опыт ЕЬМЕС (Консорциум «По-
1.
мощь в конце жизни», США). СПб., 2011. 258 с. Чуваков Г.И., Чувакова О.А. Особенности личности медицинских сестёр с эмоциональным и профессиональным выгоранием, работающих с онкологическими пациентами // Научный форум. Сибирь. 2016. № 1. Т. 2. С. 33-34.
References
Ivanov E.V. O strategicheskom planirovanii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya (na primere Velikogo Novgoroda) [On strategic planning of inclusive education development (by the example of Veliky Novgorod)]. Vestnik of NovSU, 2015, no. 5 (88), pp. 43-47.
2. Sherayzina R.M. Podgotovka upravlencheskikh kadrov dlya innovatsionnoy praktiki [Training of managing personnel for innovation practice]. Sherayzina R.M., Osipov A.A., eds. Coll. of papera "Upravlenie sovremennym obrazovatel'nym uchrezhdeniem innovatsii, kachestva". Velikiy Novgorod, 2012, pp. 9-16.
3. Boyko V.V. Diagnostika urovnya empaticheskikh sposobnostey V.V.Boyko [Diagnostics of level of empathic capabilities]. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Samara, 2001, pp. 486-490.
4. Gnezdilov A.V. Psikhologiya i psikhoterapiya poter' [Psychology and psychotherapy of losses]. Saint Petersburg, 2004. 86 p.
5. Anan'ev B.G. O cheloveke kak ob"ekte i sub"ekte vospitaniya [On the human being as the object and subject of upbringing]. Selected works in 2 vols, vol. 2. Moscow, 1980. 345 p.
6. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow, 2008. 363 p.
7. Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti [Personality sociology]. Moscow, 1967. 384 p.
8. Krys'ko V.G. Psikhologiya i pedagogika: Ucheb. posobie. 6th ed [Psychology and pedagogy]. Moscow, 2010. 348 p.
9. Meshcheryakova B.G., Zinchenko V.P. Sovremennyy psikhologicheskiy slovar' [Modern psychological dictionary]. Moscow; Saint Petersburg, 2007, pp. 392, 469.
10. Rean A.A., ed. Psikhologicheskiy atlas cheloveka [Human psychological atlas]. Saint Petersburg, 2006, p. 640.
11. Palliativnaya pomoshch': opyt ELNEC (Konsortsium «Pomoshch' v kontse zhizni», USA) [Palliative help: ELNEC experience (Consortium "Help at the end of life", the USA)]. Saint Petersburg, 2011. 258 p.
12. Chuvakov G.I., Chuvakova O.A. Osobennosti lichnosti meditsinskikh sester s emotsional'nym i professional'nym vygoraniem, rabotayushchikh s onkologicheskimi patsientami [Personal characteristics of emotionally and professionally burnt-out nurses working with oncology patients]. Nauchnyy forum. Sibir', 2016, no. 1, vol. 2, pp. 3334.