Since 1999
«-ISSN 2226-7417
Oi) liifo Setemlflu & Rdiiutiiiopul ''^¡^ А Элашрротшый научцо-оврпзоващельный
B ulletin I r>ccn?iiMK
r-\ мШШУЩЩ^ И
"Health & uJucuUcm) itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI ист;"
.....Л-....... Jf^'
2018, том 20 [8]
УДК 159.9.072.432
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАЦИОНАРНОГО И АМБУЛАТОРНОГО ЗВЕНА
Липатова Е.Е., Александровская Е.И., Ахмадеева Л.Р.
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается понятие «эмоционального выгорания», освещаются факторы его формирования, взаимосвязи со стрессом, особенностями трудовой деятельности. Анализируются последствия развития эмоционального выгорания. Обоснована актуальность исследования эмоционального выгорания медицинских работников. Приведены данные собственного исследования, в котором участвовали медицинские сестры и врачи трудоспособного (допенсионного) возраста, работающие в стационарном или амбулаторном звене одной из клиник в Республике Башкортостан (п=50, возраст от 23 до 55 лет). Все участники исследования дали информированное согласие на включение их в данный проект. Мы использовали методику оценки эмоционального выгорания по В.В. Бойко. В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие о наличии синдрома эмоционального выгорания у включенных в работу субъектов исследования, который чаще наблюдался у средних медицинских работников, чем у врачей вне зависимости от стажа и возраста. С учетом полученных данных предлагается включить психотерапевтическую (как индивидуальную, так и групповую) работу для сотрудников лечебно-профилактических учреждений и учитывать индивидуальные психотипы медицинских работников в качестве превентивных мер и методов помощи, что может улучшить качество исполняемых обязанностей и уровень оказания помощи пациентам.
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-8-46-50
EMOTIONAL BURNOUT IN NURSES AND PHYSICIANS WORKING IN HOSPITALS AND OUTPATIENT CLINICS
Lipatova E.E., Alexandrovskaya E.I., Akhmadeeva L.R.
Bashkir state medical university, Ufa, Russian Federation
Annotation. The article deals with the concept of «emotional burnout», highlights the factors of its formation, the relationship with stress, the peculiarities of labor activity. The consequences of the development of emotional burnout are analyzed. The urgency of research of emotional burning out of medical workers is proved. We present the original project where we included nurses and physicians of working age (n=50, age range from 23 to 55 years). All of them gave informed consent to participate in this study. We used tests by V. V.Bojko for evaluation of emotional burnout. Also we conducted oral interview with the subjects of the study. In this paper we share the results of this project which demonstrate the presence of emotional burntout syndrome in study participants. It was met more often in nurses than in physicians and did not depend on the age or duration of work in medical sphere. Having in mind the data we present, psychotherapy (individual or group sessions) is recommended for healthcare professionals. It should consider individual psychological types of the subjects. This could help to prevent EBS in healthcare professionals, improve the quality of work they are doing and quality of care for patients.
—--—
~ 46 ~
—--—
Ключевые слова: эмоции, эмпатия, эмоциональное выгорание, стресс, профессиональный стресс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования/ Р. Лазарус. - М.: Арго, 2015. - 134с.
[2] Cordes C. L., Dougherty T. W. A review and an integration of research on job burnout. // Academy of Management Review. Vol. 18, Issue 4, 1993.
[3] Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы/ Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2013. - С.87-93.
[4] Perlman В., Hartman E.A. Burnout: summary and future research. // Human relations. Vol. 35 (4), 1982
[5] Maslach C., Jackson S. E. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, С A: Consulting Psychologists Press, 1986.
[6] Василькова А.П. Диагностика эмпатии в системе профотбора специалистов-медиков/ А.П. Василькова. - СПб.: Питер, 2001. - 186с.
[7] Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей // Вестник Тамбовского университета. - Тамбов, 2013 - С. 1337-1341.
[8] Ахмадеева Л.Р., Морозова О.Б. Встречаемость и особенности головных болей у молодых врачей // Российский журнал боли. - #1(34), 2012 - C.8-9.
Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания научного сообщества. Проблематика эмоционального выгорания работников медицинской сферы привлекает внимание множество исследователей в рамках психологической науки. Большинство из них подчеркивает важность изучения данного феномена в силу социальной значимости профессии, так как на медицинского работника ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье, а также социально-психо-
Key words: emotions, empathy, emotional burnout, stress, professional stress.
REFERENCES
[1] Lazarus R. Toriya stressa i psychofiziologicheskiye issledovaniya Теория стресса / R.Lazarua. - М.: Argo, 2015. - 134p.
[2] Cordes C.L., Dougherty T.W. A review and an integration of research on job burnout. // Academy of Management Review. Vol. 18, Issue 4, 1993.
[3] Grishina N.V. Pomogayushiye otnosheniya: profes-sionalnye I existentialnye problemy / N.V.Grishina // Psychologicheskie problemy samorealizatsii lich-nosti. - SPb., 2013. - p.87-93.
[4] Perlman В., Hartman E.A. Burnout: summary and future research. // Human relations. Vol. 35 (4), 1982
[5] Maslach C., Jackson S.E. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, С A: Consulting Psychologists Press, 1986.
[6] Vasilkova A.P. Diagnostika empatii s sisteme profotbora specialistov-medikov / A.P.Vasilkova. -SPb.: Piter, 2001. - 186p.
[7] Ognerubov N.A. Sindrom emotionalnogo vygo-raniya u vrachej // Vestnik Tambovskogo universi-teta. - Tambov, 2013 - p. 1337-1341.
[8] Akhmadeeva L.R., Morozova O.B. Vstrechaemost I osobennosti golovnyh bolej u molodyh vrachej // Rossijskij zhurnal boli. - #1(34), 2012 - p.8-9.
логическую адаптацию. Акцентируется специфика деятельности как врачей, так и среднего медицинского персонала, в рамках которой они испытывают постоянное психоэмоциональное напряжение, перегрузки, сказывающиеся на эффективности труда, психическом и соматическом здоровье.
Сейчас стресс стал одной из популярных проблем многих наук социального и естественного направлений еще со времен Г. Селье. Исходя из его концепции, стресс рассматривается с точки зрения неспецифической реакции организма на физические, органические и химические факторы. Стресс является общим адаптационным синдромом, включающим в себя три стадии: тревога, резистентность, истощение. Дальнейшее
—--—
~ 47 ~
—--—
определение стресса стало использоваться в качестве описания состояний человека в экстремальных ситуациях на физиологическом, психологическом, биохимическом, поведенческом уровнях.
Понятие и теория психологического стресса связаны с именем Р.С. Лазаруса. Этот ученый одним из первых отметил тот факт, что психологический стресс вызывается психическими стимулами, оценивающимися как угрожающие [1]. Другими словами, появление психологического стресса может произойти и без видимого присутствия его источника. Угроза понимается как состояние ожидания человеком вредного, негативного влияния условий извне и определенного вида стимулов.
В современной психологической литературе можно встретить различные определения понятия «стресс». Большое количество отечественных авторов используют вместо понятия стресса другой термин - «психическая напряженность», в котором выделяется необходимость изучения психологического функционирования человека в тяжелых ситуациях. Состояние психической напряженности является неспецифической реакцией активации организма и личности в ответ на влияние тяжелой (экстремальной) ситуации, зависящее не только от влияния экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприятия ими организма определенного человека. Реакция активации зависит еще и от личных особенностей понимания ситуации и регуляции поведения в ней.
Раскрытие концепции рабочего стресса как проблемы отражено в работах В. Шонфлага. Ситуация содержит два основных компонента: ориентацию и контроль, которые делятся на различные компоненты. Ориентация содержит процесс определения проблемы и процесс выработки стратегий ее решения. В контроле можно выделить реализацию деятельности по ликвидации проблемы и получение новых адаптационных навыков. В том случае, когда итогом ориентировки станут неудачи в определении проблемы и ошибки в выборе стратегий ликвидации проблемной ситуации, то вероятно проявление стрессо-
генного состояния и сопровождающего его ощущения беспокойства, неопределенности и беспомощности. Ошибки контроля, которые обусловлены излишними усилиями или обратной связью от предыдущих ошибок контроля, ставят индивида на уровень опознания проблемы или вызывают компенсаторную деятельность. В обоих вариантах стрессовая ситуация не разрешается.
Одним из итогов рабочих стрессов возможно возникновение «выгорания». Есть разные определения «выгорания», однако наиболее часто оно подразумевается, как ответная реакция на долговременные рабочие стрессы межличностных коммуникаций, которая объединяет в себе три элемента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. В связи с чем синдром «выгорания» изучается рядом ученых как «профессиональное выгорание», что дает возможность рассмотреть данный феномен в аспекте рабочей деятельности. Синдром «выгорания» чаще встречается среди представителей коммуникативных профессий, то есть работников системы «человек-человек»: учителя, медицинские работники, менеджеры всех уровней, психиатры, консультирующие психологи, представители различных сервисных профессий, психотерапевты.
В данный момент ведется широкая дискуссия по вопросу взаимодействия таких понятий как «стресс» и «выгорание». Несмотря на возрастающий консенсус в вопросе концепции «выгорания», к сожалению, и сейчас в литературе нет четкого разделения между стрессом и «выгоранием». Хотя большинство исследователей дают стрессу определение как отсутствие соответствия в системе «личность-среда» или как итог дисфункциональных ролевых взаимоотношений, традиционно не наблюдается абсолютного дифинициаль-ного или операционального общего мнения относительно концептуализации рабочего стресса. Исходя из чего, ряд исследователей смотрит на понятие стресса как на общее, которое может послужить основой для исследований ряда проблем [2].
«Выгорание» необходимо рассматривать как уникальное состояние человека, являющееся ре-
~ 48 ~
—--
зультатом профессиональных стрессов и объективный анализ его нуждается в экзистенциальном уровне описания», потому как процесс «выгорания» не ограничивается рабочей средой, а распространяется в разных ситуациях жизни индивида; болезненное разочарование в работе как возможности получения смысла окрашивает всю жизненную историю [3].
Согласно результатам ряда исследований, Б. Хартман и Е.А. Перлман продемонстрировали модель, рассматривающую «выгорание» в свете профессиональных стрессов [4]. Три измерения «выгорания» показывают три главные симптоматические уровня стресса: (а) физиологическую, направленную на физические симптомы (физическое истощение); (б) аффективно-когнитивную, основывающуюся на внутренних правилах и чувствах (эмоциональное выгорание, деперсонализация); (в) поведенческую, обращенную на симптоматические типы поведения (деперсонализация, низкая рабочая продуктивность).
Среди субъективных факторов, влияющих на склонность к выгоранию, отмечают такие общие показатели расположенности к стресс-реакциям, как отношение экстернальности и интернально-сти, показывающее степень ответственности личности за собственную жизнь, поведение типа А, выбираемые человеком стратегии преодоления тяжелых эмоциональных переживаний. Также важными моментами являются такие особенности, как мотивация трудовой деятельности, сильная увлеченность работой, завышенные ожидания. Статистически имеют значение и демографические данные: пол, возраст, социальный статус и т.д.
Наиболее активно синдром «выгорания» стал подвергаться изучению после возникновения статьи К. Маслач, которая называется «Выгоревшие», напечатанной в журнале «Human Behavior». К. Маслач и С.Е. Джексон ограничивают степень выражения синдрома «выгорания» сотрудниками социальных профессий [5]. Таким образом, был отчасти решен спор о природе этого феномена, как минимум, по отношению к профессиям системы «человек-человек». Был составлен вопросник «МВ1» (Maslach Burnout Inventory),
проверялись варианты его валидности и надежности. По версии авторов теста, синдром «выгорания» являет собой трехмерный конструкт, который включает в себя:
• эмоциональное истощение;
• деперсонализацию, дегуманизацию;
• редуцирование персональных достижений.
Медицина — та сфера деятельности человека,
где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Однако, учитывая серьезные психологические и физические нагрузки, высокий уровень эмпатии без должной психологической работы и самоанализа может способствовать развитию эмоционального истощения как ведущего симптома эмоционального выгорания. Поэтому помимо эмпатии медицинские работники должны обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости и способности к дистанцированию [6].
Исследования показывают высокую распространенность среди медицинского персонала психофизических, социально-психологических, поведенческих проявлений, характерных для синдрома профессионального выгорания. Выявлены жалобы на сложность и излишнюю напряженность работы, ненормированность труда. Отмечается большая частота конфликтов, переживание чувства изолированности, снижение психических процессов внимания, памяти, восприятия письменных инструкций.
На сегодняшний день результаты диагностических исследований, являющихся предтечей кор-рекционных и профилактических мер, обладают значительной противоречивостью, о чем говорит также и все более возрастающий уровень эмоционального выгорания у современных медицинских работников. По мнению ряда ученых, существует большая разница между теоретическим анализом, сбором статистических данных и практической реализацией получаемых данных [7]. В связи с этим вопрос об эмоциональном выгорании явля-
~ 49 ~
—--—
ется актуальным и нуждается в накоплении качественных и количественных данных, ориентированных на комплексное видение данной проблематики.
Целью экспериментальной части нашего исследования явилась оценка уровня эмоционального выгорания среди медицинских работников одного лечебно-профилактического учреждения Республики Башкортостан, их поведения в стрессовых ситуациях и оценки силы мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования включали в себя 50 медицинских работников 25 медицинских сестер и 25 врачей, в равном соотношении работающих в стационаре и в поликлинических отделениях. Все они дали информированное согласие на участие в данной работе. Мы использовали методику диагностики уровня «эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
Результаты. По методике Виктора Бойко выделяют три стадии эмоционального выгорания: фаза напряжения, фаза резистенции и фаза истощения, для каждой из которых характерны определенные симптомы. Учитывая рекомендуемые цифровые показатели для интерпретации полученных значений теста, где 36 и менее баллов означают, что фаза не сформировалась, 37-60 баллов свидетельствуют о формировании данной фазы, а 61 и более - о сформировавшемся состоянии указанной фазы, наши данные свидетельствуют о том, что наиболее представлена в нашей выборке была фаза резистенции (50 баллов). Фаза напряжения для данной группы тестируемых не сформировалась, так как среднее количество составляет 34 баллов. Но, имеются складывающиеся симптомы: «переживание психотравмирую-щих обстоятельств», среднее число баллов которого составило - 16 баллов; «загнанности в клетку» - среднее число 10 баллов.
Среднее число баллов для фазы резистенции у наших обследуемых получилось 50. Это означает, что она находится в стадии формирования. Также имеются сложившиеся и складывающиеся симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» - среднее число 18 баллов; «редукция профессиональных обязанностей» - среднее число 13 баллов; «эмоционально-нравственная дезориентация» - 10 баллов.
Фаза «истощения», по выведенным результатам, не сформировалась - ее среднее число 31 балл. Однако имеется складывающийся симптом «эмоциональной отстраненности», среднее число его составляет 12 баллов.
По данным настоящей работы у средних медицинских работников эмоциональное выгорание было выражено больше, чем у врачей и не зависело от стажа и возраста.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания для данной группы -в стадии формирования. Выявленные доминирующие симптомы в каждой фазе требуют к себе внимания, для дальнейших мер профилактики и психокоррекции отдельных личностей, чтобы формирующееся у них «выгорание» не наносило ущерба в профессиональной деятельности.
Заключение. С учетом полученных данных о формировании стадии резистенции синдрома эмоционального выгорания у исследованных медицинских работников предлагается включить психотерапевтическую (как индивидуальную, так и групповую) работу для сотрудников лечебно-профилактических учреждений и учитывать индивидуальные психотипы медицинских работников в качестве превентивных мер и методов помощи, что может улучшить качество исполняемых обязанностей и уровень оказания помощи пациентам, что согласуется с полученными нами ранее данными [8].
~ 50 ~