Научная статья на тему 'Структурные компоненты деятельности тренеров хоккейных команд в аспекте личностных, возрастных и квалификационных характеристик'

Структурные компоненты деятельности тренеров хоккейных команд в аспекте личностных, возрастных и квалификационных характеристик Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ / ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА / РЕГАЛИИ / АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Галина Михайловна, Филатов Виктор Владимирович

В статье предпринята попытка профессионально-грамотного осмысления взаимосочетания возрастных параметров действующих тренеров хоккейных команд, особенностей их личностных акцентуаций и уровней спортивной квалификации в контексте качественных возможностей выполнения основных функций тренера. Выявлены достоверные различия в таких компонентах личностных особенностей тренеров как форма поведения в межличностных отношениях, уровень переживания стрессовых ситуаций, уровень проявления чувства соперничества, а также степень аффилиативной потребности (потребность в понимании) у действующих тренеров хоккейных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бирюкова Галина Михайловна, Филатов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural components of activity of hockey team trainers in aspect of personal, age-related and qualification characteristics

The article attempted to address professionally-competently the age-related parameters of the current coaches of hockey teams, the features of their personal accentuations and levels of sports qualification in the context of qualitative opportunities for performing the basic functions of the coach. There were identified the reliable differences in such components of trainers’ personalities as form of the behavior in the interpersonal relations, the level of experience in stressful situations, the level of display of the sense of rivalry, as well as the degree of affiliation need (need for understanding) among acting coaches of hockey teams.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты деятельности тренеров хоккейных команд в аспекте личностных, возрастных и квалификационных характеристик»

Психологические науки

УДК 159.9:796.966

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ХОККЕЙНЫХ КОМАНД В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТНЫХ, ВОЗРАСТНЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Галина Михайловна Бирюкова, доктор философских наук, кандидат психологических

наук, профессор, Виктор Владимирович Филатов, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье предпринята попытка профессионально-грамотного осмысления взаимосочетания возрастных параметров действующих тренеров хоккейных команд, особенностей их личностных акцентуаций и уровней спортивной квалификации в контексте качественных возможностей выполнения основных функций тренера. Выявлены достоверные различия в таких компонентах личностных особенностей тренеров как форма поведения в межличностных отношениях, уровень переживания стрессовых ситуаций, уровень проявления чувства соперничества, а также степень аффилиативной потребности (потребность в понимании) у действующих тренеров хоккейных команд.

Ключевые слова: личностные акцентуации, функции тренера, регалии, аффилиативная потребность, спортивная квалификация.

STRUCTURAL COMPONENTS OF ACTIVITY OF HOCKEY TEAM TRAINERS IN ASPECT OF PERSONAL, AGE-RELATED AND QUALIFICATION CHARACTERISTICS

Galina Mikhailovna Biryukova, the doctor of philosophic sciences, candidate of psychological

sciences, professor, Viktor Vladimirovich Filatov, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article attempted to address professionally-competently the age-related parameters of the current coaches of hockey teams, the features of their personal accentuations and levels of sports qualification in the context of qualitative opportunities for performing the basic functions of the coach. There were identified the reliable differences in such components of trainers' personalities as form of the behavior in the interpersonal relations, the level of experience in stressful situations, the level of display of the sense of rivalry, as well as the degree of affiliation need (need for understanding) among acting coaches of hockey teams.

Keywords: personal accentuations, functions of a coach, regalia, need for affiliation, sports qualification.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность тренеров спортивных команд является одной из самых сложных и ответственных профессий в современном мире. Сложность заключается в том, что высочайший уровень психического напряжения, ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных, неумение, а чаще невозможность отдыхать физически и психически, влекут за собой мощные психофизиологические перегрузки, а значит только умение профессионально грамотно концентрироваться и решать поставленные задачи, получение психологически позитивного ответного импульса от руководства, команды, фанатов, СМИ и своего «тыла» - семьи - позволяет получить удовлетворение и жизненный смысл в реализации себя в этой профессии. Кроме вышеозначенного, сложность заключается еще и в том, что в очень малой степени представлено именно практическое обучения этой деятельности

в спортивных учебных учреждениях, что, в основном, и подтверждается в некоторой специальной литературе. Так, например, в учебном пособии «Психология тренера» [2, с.5], автор пишет: «Эффективность подготовки высококвалифицированных специалистов -спортивных тренеров и психологов во многом зависит от того, имеется ли в распоряжении студентов качественная, современная учебная и учебно-методическая литература, в том числе и по психологии спорта и физической культуры». Но, к сожалению, так никто серьезно и не провел специальных научно обоснованных исследований, которые ответили бы определенно: насколько реально усваивается эта масса учебно-методической литературы студентами, сидящими в аудитории тем более, что преподают ее, за редким исключением, не тренеры-практики, а преподаватели, которые зачастую и спортсменами-то не были. Практика, заключающаяся в конкретном наблюдении за деятельностью тренера, в анализе его управленческих воздействий на тренировках, соревнованиях, беседах со спортсменами, только она способна открыть доступ в эту трудную специальность, и тогда учебно-методическая литература будет понятна и принята эмоционально-сознательно.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следуя традициям научно-практической школы, были проведены исследования среди действующих спортивных тренеров-хоккеистов (32 человека), которые обучались на курсах повышения квалификации в НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Часть этих исследований была опубликована [5, с. 61-62] и касалась изучения и анализа личностных качеств тренеров хоккейных команд и измерению баланса их нервных процессов.

В данной статье предлагается к осмыслению исследование, задачей которого являлось следующее: выявить, каким образом могут реализоваться в спортивной деятельности значимые различия между тренерами хоккейных команд относительно возраста, личностных акцентуированных качеств, уровней спортивной квалификации в контексте возможностей выполнения основных функций тренера.

Для выполнения означенной задачи, из учебной группы тренеров были выделены только те слушатели, которые имеют высокие спортивные регалии - МС и КМС, и затем данные тренеры были разделены на две подгруппы по возрастному признаку: № 1 - тренеры в возрасте от 22 до 36 лет (6 человек), и № 2 (6 человек) - тренеры в возрасте от 36 до 52 лет. В связи с небольшим составом в группе тренеров спортсменов с высокими спортивными регалиями, данное исследование можно рассматривать как пилотажное, имея ввиду получение возможности доказательства проведения более обширных исследований в данном направлении. Методы исследования: стандартизированный метод исследования личности (Л. Собчик), тест Психогеометрия.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные, полученные по методике СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности), представлены в психологических профилях тренеров в виде усредненных данных в табличной и графической формах

Таблица 1 - Количественные показатели по СМИЛ

ь Б К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

КМС 52 56 52 60 57 60 56 62 57 60 58 61 50

МС 49 65 50 50 61 53 64 49 65 58 59 69 52

Обозначим очень кратко все пронумерованные шкалы:

1. Шкала сверхконтроля, показатели которой позволяют определить степень общепринятой нормативности поведения человека.

2. Шкала пессимистичности констатирует степень неудовлетворенности действительностью человека и пассивной социальной позиции.

3. Шкала эмоциональной лабильности; диагностируется неустойчивость эмоциональных реакций и состояний.

4. Шкала импульсивности позволяет определить степень направленности на победу, на достижения, на уровень личностной активности и доминантность личности.

5. Шкала оценки и измерения наличия/отсутствия типичного для данного пола ролевого поведения.

6. Шкала ригидности: трудный уход от устоявшихся собственных принципов, привычек; соперничество, выносливость к стрессу.

7. Шкала тревожности.

8. Шкала индивидуалистичности: избирательность в контактах, независимость взглядов.

9. Шкала степени оптимистичности.

0. Шкала интроверсии/экстраверсии

Рассматривая деятельность спортивного тренера через призму его основной деятельности, с учетом полученных и представленных выше результатов стандартизированного метода исследования личности, можно представить некоторые выводы:

• Информационная деятельность.

Тренеры (группа № 2), имеющие звание КМС, в большей степени уверены в собственных знаниях, полученных в результате большого профессионального и жизненного опыта, более продуманно и осторожно подходят к постановке задач и принятия решений. Тренеры из группы № 2 склонны особо не задумываться о последствиях принятых решений в связи с ярко выраженной направленностью на быстрые и эмоционально-спонтанные решения.

• Обучающая деятельность.

Педагогическая деятельность несомненно будет более профессионально представлена в деятельности группы № 2 в связи с достаточно терпеливой в эмоциональном плане манере обучения. Это тип профессионалов-педагогов. Тренеры из группы № 1 в качестве педагогов скорее всего буду нетерпимы к инакопониманию их методов, позиций со стороны учеников, так как проявляют неуступчивость в принятии иного мнения вопреки их доминирующей установки.

• Воспитательная деятельность.

Если учесть, что воспитательное воздействие лучше всего внедряется в связи с подражательной манерой поведения, то стиль общения тренеров группы № 1, скорее всего, будет адекватно воспринято теми спортсменами, которые также направлены на активную жизненную позицию, их лозунг - «вперед и не сдаваться», ревность и рационализм, изобретательность и устойчивость к стрессу, конструктивность и подозрительность, жесткость может граничить с жестокостью. Эти качества оказывают добрую услугу и чаще ведут к успеху на поприще спорта, где требуются именно такие качества.

• Руководящая деятельность.

Осторожность в принятии решений, согласование с вышестоящим руководством, следование нормативно принятым формам поведения, склонность к гуманитарным дисциплинам в большей степени требуется для исполнения этой функции, а значит тренеры из группы № 2 вполне олицетворяют эту функцию.

• Административная деятельность.

Эта функция скорее всего подойдет для тренеров старшего возраста, из группы № 2, ввиду более спокойной и размеренной манере сосуществования, наличия некоторого нажитого скептицизма, привычки делать порученное дело. А что касается более молодых тренеров из группы № 1, то для выполнения данного типа работ им катастрофически не будет хватать драйва, побед, эмоциональных прилюдных разрядок.

Предпринятое нами исследование направлено было на поиск возможностей увидеть и определить то значимое, что позволит приблизиться к грамотному отбору (подбору)

студентов, претендующих на тренерскую работу, на выработку критериев и оценок конструктивной/деструктивной деятельности тренера, на формы и стили обучения студентов и тренеров, повышающих квалификацию. Выборка пока очень мала, но возможные подходы намечаются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангерлейдер, С. В поисках успеха. Уроки побед / Стивен Ангерлейдер. - СПб. : Центр карьеры, 1999. - 192 с.

2. Ильина, Н.Л. Психология тренера : учеб. пособие / Н. Л. Ильина. - СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2016. - 109 с.

3. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2002. - 219 с.

4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 384 с.

5. Цзин Ань.Психологический портрет тренеров хоккейных команд / Цзин Ань, Г.М. Бирюкова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10 - С. 61-62.

REFERENCES

1. Angerleyder, Stephen (1999), In search of success. Lesson of victories, Center of career, St. Petersburg.

2. Ilyina, N.L. (2016), Psychology of the trainer: studies. grant, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

3. Sobchik, L.N. (2002), Standardized multiple-factor method of a research of the identity of SMIL, Speech, St. Petersburg.

4. Ed. Volkov, I.P. (2002), Sports psychology in works of domestic experts, Peter, St. Petersburg.

5. Jing An and Biryukova, G.M. (2017), "Psychological portrait of coaches of ice-hockey teams", Theory and practice physical culture, No. 10, pp. 61-62.

Контактная информация: vik.filatov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2018

УДК 159.9.075

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКТИВНОГО, АКТИВНОГО И ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГОВ

Надежда Михайловна Воищева, заместитель директора по развитию, ООО «Научно-технический центр инновационных технологий», Санкт-Петербург; Герман Сергеевич Никифоров, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Елена Станиславовна Старченкова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения индивидуально-психологических особенностей совладающего поведения экологов с позиции уровневой теории личности А. Ф. Лазурского. При помощи кластерного анализа выделены три группы экологов, отличающихся по типу совладающего поведения (реактивное, активное, проактивное). Определены индивидуально-психологические особенности экологов каждой из трех групп. Произведено соотнесение реактивного, активного и проактивного совладающего поведения экологов с уровнями функционирования личности по А. Ф. Лазурскому, типу мотивации по В. Ф. Чижу, этическим императивам по С. Л. Франку.

Ключевые слова: совладающее поведение, проактивное совладающее поведение, профессиональная деятельность экологов, копинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.