4. Uzlov, N.D. and Saidali, E. A. (2014), "Self-Assessment of aggressiveness and styles of interpersonal relations by convicts to life terms of imprisonment", Scientific and methodological electronic journal Concept, Vol. 20, pp. 1551-1555, available at: http://e-koncept.ru/2014/54574.htm.
5. Dean, K., Mortensen, P.B., Stevens, H., Murray, R.M., Walsh, E. and Agerbo, E. (2012), "Criminal conviction among offspring with parental history of mental disorder", Psychological medicine, No. 42 (3), pp. 571-581.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2020
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ
ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Алексей Александрович Ржанов, тренер по волейболу, Спортивная школа Олимпийского резерва «Ангара», Ангарск, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Лариса Владимировна Медведева, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 5, Ангарск
Аннотация
В статье описано исследование психологических показателей лидеров в команде юных волейболистов, с целью выявления и коррекции возможных межличностных и индивидуальных коммуникативных характеристик для повышения общего игрового результата. Цель данной статьи: через социометрический опрос сформировать решение и представить индивидуальные упражнения для коррекции личностных качеств. Задачами нашего исследования выступили следующие: выявить уровень сплочённости и межличностных отношений спортивного коллектива волейболистов; согласно рекомендациям психолога провести занятия по формированию сплочённости и формированию позитивных межличностных отношений, индивидуальных коммуникационных способностей и т.д. Гипотезой исследования явились предположения о том, что
- конкуренция явных лидеров мешает общему результату, нарушает общую сплоченность, мешает формированию индивидуальной стрессоустойчивости;
- индивидуальные упражнения с лидерами позволят изменить позитивно личные коммуникативные характеристики, позволит повысить уровень сплочённости и межличностных отношений, повысят общую стрессоустойчивость. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Ключевые слова: волейбол, сопровождение психолога, лидерские качества, стрессоустой-чивость, сплоченность и взаимопонимание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p484-489
PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND TRAINING OF TEAM OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS
Alexey Aleksandrovich Rzhanov, the volleyball coach, Sports School of the Olympic Reserve "Angara", Angarsk, Irkutsk National Research Technical University; Larisa Vladimirovna Medvedeva, teacher-psychologist, Secondary school No. 5, Angarsk
Abstract
The article describes the study of the psychological indicators of leaders in the team of young volleyball players, with the goal of identifying and correcting possible interpersonal and individual communicative characteristics to increase the overall game result. The purpose of this article: through the socio-metric survey, formulate the solution and present individual exercises for correcting personal qualities. The objectives of our study were as follows: to identify the level of cohesion and interpersonal relations of the sports team of volleyball players; according to the recommendations of the psychologist, conduct classes on the formation of cohesion and the formation of positive interpersonal relationships, individual commu-
nication abilities, etc. The hypothesis of the study was the assumption that competition of clear leaders interferes with the overall result, violates the overall cohesion, and prevents the formation of individual stress resistance; individual exercises with leaders will make it possible to change positively personal communicative characteristics, increase the level of cohesion and interpersonal relationships, and increase overall stress resistance. The conducted research has confirmed the hypothesis put forward.
Keywords: volleyball, psychologist support, leadership qualities, stress resistance, cohesion and mutual understanding.
ВВЕДЕНИЕ
В тренировочном и соревновательном процессе возникают проблемы, связанные с психологической подготовкой. Особую роль в командных видах спорта играет капитан [5], который должен обладать не только лидерскими качествами, но и коммуникационными способностями, умением убеждать, поддерживать товарищей по команде и мобилизоваться в критической ситуации и уметь мобилизовать других [2]. Исследуя психологические способности игроков, были выявлены следующие противоречия:
- в команде два игрока проявляющих лидерские качества, каждый из которых пытается выполнять функции капитана;
- доверие игроков делится между капитаном и связующим команды;
- капитан команды, имеет недостаточные коммуникативные навыки для вербального и невербального общения с игроками.
Решение проблемы мы находим через социометрический опрос [1], для дальнейшей коррекции внутренних взаимоотношений через индивидуальный тренинг.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В исследовании приняли участие юноши 2007-2008 года рождения, команда г. Ангарска, школы олимпийского резерва «Ангара» в возрасте 11-12 лет. Группа юных волейболистов подверглась тестированию: «Социометрия Дж. Морено, адаптированный вариант для спортсменов», для выявления и оценки лидера и проективной методики К. С. Сишора, определяющей индекс командной сплоченности. Социометрический метод [3] подразумевает: диагностику межличностных отношений в малых группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы.
Используя рекомендуемые психологом упражнения, корректируем выявленные проблемы и для определения эффективности проведенных занятий, тестируем повторно. В заключении представляем сравнительный анализ психологических характеристик до воздействия и после.
Методы исследования: педагогический эксперимент; наблюдение, диагностический метод с применением методик: проективной методики К.С. Сишора, определяющей индекс командной сплоченности; социометрии Д. Морено. В конечном итоге, сравнительный анализ показателей группы до воздействия
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Лидерские проявления капитана [4] команды и связующего игрока, имеют до конца не урегулированные конкурентные прерогативы. Капитан мало общается с игроками, хотя несет полную ответственность за происходящее на площадке, помогая и отыгрывая все критические ситуации. Игрок, выполняющий роль связующего, поддерживает четкую связь с игроками, подсказывает и морально поддерживает партнеров по команде, хотя ошибается сам и не всегда готов реабилитироваться в игре. Наблюдение тренера в момент
соревнований выявили основные характеристики [6], которые влияют на исход в игре: сплочённость, межличностные общение и отношения в игре, психологическая устойчивость. Нет четкой взаимосвязи между игроками в игровом процессе, нарушены регулятивные признаки и самооценка, не всегда проявляются доверительные признаки к партнерам по команде. Результаты выявления сплоченности команды и социометрические показатели представлены в (таблице 1).
Таблица 1 - Вводный результат тестов
Результат теста на сплоченность по методике К.С. Сишора. Результат теста социометрии Д. Морено.
№ п/п игрок результат № п/п игрок результат
1 Илья П. высокий Принятый Илья П. 1-3 выбора
2 Данил С. высокий Принятый Данил С. 1-3 выбора
3 Виктор В. высокий Принятый Виктор В. 1-3 выбора
4 Савелий Г. высокий Предпочитаемый Савелий Г. 4-5 выборов
5 Тимофей М. Ниже среднего Изолированный Тимофей М. 0 выборов
6 Александр С. высокий Принятый Александр С. 1-3 выбора
7 Артем М. Выше среднего Звезда Артем М. 6 и более выборов
8 Михаил Г. Выше среднего Принятый Михаил Г. 1-3 выбора
9 Ярослав Р. Выше среднего Принятый Ярослав Р. 1-3 выбора
10 Юрий Г. Выше среднего Предпочитаемый Юрий Г. 4-5 выборов
11 Максим Р. Выше среднего Принятый Максим Р. 1-3 выбора
12 Тимофей М. Ниже среднего Звезда Тимофей М. 6 и более выборов
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей в группе по показателям «сплочённость коллектива», «уровень межличностных отношений» и «психологическая устойчивость к стрессу» выражены на среднем и низком уровне в 25% случаев, или в 40% случаев. На основе референтометрии можно увидеть разобщённость группы на две отдельные группировки. Выявлена конкуренция лидеров в экспериментальной группе.
Капитан команды недостаточно обладает коммуникативными способностями, за счет чего теряет доверие. Связующий, способен создавать эмоциональный позитивный настрой, поддерживать партнеров по команде, но не выдержан и по этой причине не стабилен. Для повышения эффективности выступлений спортсменов на соревнованиях, необходимо повышать уровень благополучия взаимодействий и уровень сплочённости команды. В этой связи, нами предпринята попытка оптимизации психологических показателей, путем программного тренинга.
Индивидуальный тренинг для явных лидеров команды проводился по рекомендациям психолога (таблица 2).
Таблица 2 - Индивидуальный тренинг
№ Игровое амплуа и психологические особенности игрока Индивидуальные методы и приемы развития
1 Капитан доигровщик Тимофей М. Необходимо развитие коммуникативных навыков, невербальной коммуникации, сигналов поддержки, необходимо отыгрывать и отражать свои эмоции, снижать уровень тревоги. С капитаном команды необходимо проводить такие игровые упражнения: «Крокодил» где даётся задание с помощью сначала вербального общения, но, не используя однокоренные слова донести до команды смысл того, что будет загадано (существительное +прилагательное, затем добавляется глагол и наречие). После нескольких раз усложняется упражнение: капитану необходимо раскрыть информацию команде не вербально, с помощью жестов, мимики, пантомимики. Затем идет усложнение: необходимо все спортивные словесные команды сначала вербально объяснять, потом не вербально и выработать для команды понятные для них невербальные сигналы поддержки. Затем капитан выбирает, с кем из членов команды он будет показывать или рассказывать волейбольные ситуации - остальные члены команды уже угадывают совместную загадку капитана и команды. Цель - развитие вербальной и невербальной коммуникации, сплочение коллектива. Отыгрывание эмоций: проводятся с ним этюды на эмоции: веселье,
№ Игровое амплуа и психологические особенности игрока Индивидуальные методы и приемы развития
радость, злость, обида, печаль, страх, затем происходит усложнение: необходимо изобразить восторг, умиротворение, презрение и т.д. автор Кряжева Н.Л. Затем капитан выбирает себе в игру членов команды, и они совместно показывают этюд «Три друга» Л.И.Катаева. Упражнение с подушками для высвобождения накопившейся энергии и развития саморегуляции: «Боксёр» - необходимо как можно сильнее боксировать в подушку, которую держит тренер, а затем капитан вбирает себе партнёра из членов команды. Затем меняются местами. Капитан держит, член команды боксирует. Игры с подушками: авторские Медведева Л.В. «Черепашье гнездо» где капитан — это черепаха - папа, который охраняет свои яйца (подушки) от крокодилов - членов команды, крокодилы очень голодные, капитану необходимо так держать подушки, чтобы крокодил не мог у него их забрать. Крокодил может трогать только подушки, черепаху трогать не имеет право. Задача капитана -сохранить как можно больше яиц - подушек. Затем меняются ролями с членами команды. При этом капитан сам выбирает, кто будет его партнёр по игре. Затем игра усложняется: подушки заменяются на волейбольные мячи и крокодилов 3 человека стараются забрать мячи. Цель - снятие напряжения, тревоги, агрессии и установление более близких отношений с членами команды.
2 Связующий Артем М необходимо работать над стабильностью позитивных эмоций, выдержке через релаксационные техники, уверенностью в себе, и демонстрировать свою выдержку команде. Для повышения уверенности, в себе, решительности игры «Жмурки» - необходимо с завязанными глазами поймать своих членов команды и отгадать кто это, при этом стараться ещё поймать тех, кто хлопает в ладоши, а затем тех, кто звонит в колокольчик, затем тех, кто топает ногами. «Дракон ловит свой хвост» - члены команды выстраиваются друг за другом, держась за плечи, задача игрока Артёма поймать свой хвост, а задача команды, не дать поймать последнего игрока. Затем меняются последний игрок и Артём. Затем игра усложняется, дети между друг друга вставляют мячи и придерживают их один спиной - другой животом, но держатся также за плечи. Это уже сложнее справиться с задачей. «Весёлый мячик» Л. И. Катаева - команда встаёт в круг и передаёт мяч друг другу в любом направлении со словами: «Ты катись весёлый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам» В это время задача Артёма забрать мячик у стоящих в кругу игроков, если не успеет, то члены команды начинают перекидывать мяч друг другу, а в этом случае уже сложнее забрать мяч. Затем меняются ролями. Релаксационные техники аутотренинг по книге О. В. Баженова «Детская и подростковая релаксационная терапия» под музыку также для снятия напряжения, повышения уверенности в себе и выдержки: «Сокровища эльфа», «Путешествие в волшебную долину»; «Море»; «Горы», также выполнение дыхательных упражнений, например, «Крыша»; «Ящерица», «Лесоруб» и т.д. О.В. Баженова
В результате проведенного тренинга и повторного тестирования по этим же параметрам, выявлены позитивные изменения, у игроков наблюдается преимущественно высокий уровень сплоченности и выше среднего, взаимодействие явных лидеров и распределение игровых обязанностей помогли улучшить общие игровые показатели командной игры (таблица 3). Капитан команды, за счет полученных навыков смог повысить уровень доверия в коллективе, забрав два голоса у связующего. Отработанные в тренинге способы невербального общения, закреплены в игровых условиях и могут применяться повсеместно. Связующий игрок, перестал отвлекаться на игровые ошибки, развил умение эмоционального переключения [7] и стрессоустойчивости, осознал собственное влияние на общий результат.
Таблица 3 - Заключительный результат тестов
Результат теста на сплоченность по методике К.С. Сишора. Результат теста социометрии Д. Морено.
№ п/п игрок высокий № п/п игрок результат
1 Илья П. высокий Принятый Илья П. 1-3 выбора
2 Данил С. высокий Принятый Данил С. 1-3 выбора
3 Виктор В. высокий Принятый Виктор В. 1-3 выбора
4 Савелий Г. Выше среднего Предпочитаемый Савелий Г. 4-5 выборов
5 Тимофей М. высокий Изолированный Тимофей М. 0 выборов
6 Александр С. Выше среднего Принятый Александр С. 1-3 выбора
7 Артем М. Выше среднего Предпочитаемый Артем М. 4-5 выборов
8 Михаил Г. Выше среднего Принятый Михаил Г. 1-3 выбора
9 Ярослав Р. Выше среднего Принятый Ярослав Р. 1-3 выбора
10 Юрий Г. Выше среднего Предпочитаемый Юрий Г. 4-5 выборов
11 Максим Р. Ниже среднего Принятый Максим Р. 1-3 выбора
12 Тимофей М. высокий Звезда Тимофей М. 6 и более выборов
ПРАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ
Вся работа по коррекции психологических командных и индивидуальных ресурсов направленна на изменение в игровом процессе. В связи с этим, в завершении эксперимента, была проведена матчевая встреча между экспериментальной группой и приглашенной на игру контрольной из другой спортивной школы, на которой присутствовал психолог.
Анализ встречи:
Наблюдение игровых моментов и ситуаций командной игры имеет характерный оттенок групповой сплоченности. Невербальные жесты связующего и капитана, воспринимаются игроками, и общий характер игры выглядит, как слаженный. Критические ситуации и моменты, когда игроки ошибаются или не достаточно четко выполняют технические элементы, влияющие на исход матча, обуславливаются внешней поддержкой капитана и ближних игроков по расстановке, предлагающих поддержку и помощь в следующих розыгрышах. В перерывах, постановки тренера игроками воспринимаются эмоционально и позитивно, запасные игроки поддерживают и болеют за команду.
ВЫВОДЫ
Индивидуальная работа с детьми, отражается позитивными изменениями. Успешное определение направления работы и подбор методик, совершенствующих психологическое восприятие, оказали влияние на общую сплоченность, снизился уровень переживаний и страхов, успешно прошла коррекция само оценивающих критериев, повысилось общее настроение коллектива.
Отсутствие штатных психологов в детских командах можно компенсировать применением разработанного комплекса мероприятий. Психологическое сопровождение команд юных спортсменов оказывает значительное изменение на результат выступления и необходимо в использовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. - 272 с.
2. Двали, Г.М. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований / Г.М. Двали // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общая редакция И.П. Волков. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - С. 269-275.
3. Долгова, В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза / В.И. Долгова // Проблемы социальной психологии личности. - 2008. - № 7. - С. 18-24.
4. Железняк, Ю.Д. Волейбол: учебник для институтов физ. культуры. / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
5. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учеб. пособие. / Ю.Н. Клещев. - Москва : ТВТ Дивизион, 2009. - 208 с.
6. Марков, К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах : дис. ... д-ра пед. наук / Марков Константин Константинович. - Москва, 2001. - 370 с.
7. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора волейболистов по критерию психомоторных качеств, а также их развитие на этапе начальной и спортивной подготовки первого года у юношей / А. А. Ржанов, А. И. Несмеянов, И.С. Загородникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 368-371.
8. The structure of group cohesion / A.A. Cota, C.R. Evans, K.L. Dion; L. Kilik, R.S. Longman // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1995. - Vol. 21 (6). - P. 572-580.
REFERENCES
1. Brushlinsky, A.V. (2003), The psychology of the subject, Aletheia, St. Petersburg.
2. Dvali, G.M. (2012), "Psychological assistance of a trainer to an athlete during a competition", in book: ed. Volkov, I.P. (2002), Sports Psychology in the works of domestic specialists, Peter, St. Petersburg, pp. 269-275.
3. Dolgova, V.I. (2008), "Socio-psychological mechanisms of educational activities of the university", Problems of social psychology ofpersonality, No. 7, pp. 18-24.
4. Zheleznyak, Yu.D. and Ivoylov A.V. (1991), Volleyball: textbook for institutes of physical. culture, Physical education and sport, Moscow.
5. Kleschev, Yu.N. (2009), Volleyball. Preparing a team for the competition: textbook,, TVT Division, Moscow.
6. Markov, K.K. (2001), Pedagogical and psychological aspects of the activity of a volleyball coach in training and competitive processes, dissertation, Moscow.
7. Rzhanov, A.A., Nesmeyanov, A.I. and Zagorodnikova, I. S. (2020), "The technique of sports selection of volleyball players according to the criterion of psychomotor qualities, as well as their development at the stage of initial and sports training of the first year for young men", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 368-371.
8. Cota, A.A., Evans, C.R., Dion, K.L, Kilik, L. and Longman, R.S. (1995), "The structure of group cohesion", Personality and Social Psychology Bulletin, No. 21 (6), pp. 572-580.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2020