«Наука и социум». - 2020. - № 13. - С. 182-184.
7. Тепляков А.А. Региональные нормативы физического развития детей пришлого населения среднего Приобья и их сравнительный анализ / А.А. Тепляков, А.И. Шамилина, О.А. Якушина и др. // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3. - С. 72.
REFERENCES
1. Bagnetova, E.A. (2010), "Regional aspects of health culture and lifestyle of students", Information technologies in science, education, telecommunications and business, Proceedings of the XXXVII International Conference, Krym-Yalta-Gurzuf, рр. 123-124.
2. Bespalova, T.A. (2016), "Influence of motor activity on the level of health of boys of 10 years", Problems of theory and practice of development ofphysical culture and sports at the present stage, Proceedings of the VI All-Russian Scientific-Practical Conference, Moscow, рр. 59-62.
3. Ignatova, Yu.P., Makarova, I.I., Yakovleva, K.I. and Aksenova, A.V. (2019), "Visual-motor reactions as an indicator of the functional state of the central nervous system", Ulyanovsk medical and biological journal, No. 3, pp. 38-51.
4. Mal'cev, V.P., Belousova, N.A., Tupikova,M.N. (2018) "Extracurricular activity of sports and health orientation as an element of health-saving space of school", Health, Education and Safety, No. 1 (13), рр.161-164.
5. Petrova, T.G., Hasanova N.N., Filimonova T.A. et al. (2013), "Neurophysiological Status and its Relationship to Morphotype in Sportsmen-Footballers", Bulletin of Adygeya State University. Series 4: Natural-mathematical and technical sciences, No. 4, рр. 116-120.
6. Stogov, M.V, Kuchin, R.V. (2020) "Assessment of health risks in sports activities in the northern region", Science and Society, Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, No.13, рр. 182-184.
7. Teplyakov, A.A., Shamilina, A.I., Yakushina, O.A. et al. (2015), "Regional norms of physical development of children of the middle Priob'ye population and their comparative analysis", Journal of Siberian Medical Sciences, No. 3, рp. 72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2022
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
15-16 ЛЕТ
Ольга Игоревна Ерина, ассистент, Юлия Игоревна Ерина, ассистент, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Галина
Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения спортивной мотивации и разработке методических подходов управления ею в практике работы с юными атлетами. Устойчивость мотивации к занятиям спортом у юных баскетболистов обусловлена многими факторами, в перечне которых использование тренерами методов психолого-педагогического стимулирования и подкрепления мотивации юных спортсменов. Оценка устойчивости интереса к занятиям спортом у юных баскетболистов 1516 лет зафиксировала невысокую степень его сформированности почти у половины обследованных. Последующая реализация методических подходов, направленных на стимулирование юных спортсменов и включающие активное использование психолого-педагогических приемов и методов поощрения деятельности юных спортсменов, создание благоприятных взаимоотношений в команде, формирование ответственности и осознанности спортсменами значимости своей деятельности и ее результатов, усиливающих достиженческий потенциал юных спортсменов позволили скорректировать устойчивость интереса к занятиям спортом. Наряду с этим, исследование показателей связанности параметров спортивной мотивации у юных атлетов в зависимости от выраженности устойчивости интереса к спорту позволили определить векторы дальнейшего развития содержа-
тельной составляющей мотивации юных спортсменов.
Ключевые слова: интерес к спорту, спортивная мотивация, юные баскетболисты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p544-551
FEATURES OF THE MANIFESTATION OF MOTIVATION IN YOUNG BASKETBALL PLAYERS 15-16 YEARS OLD Olga Igorevna Erina, the assistant, Julia Igorevna Erina, the assistant, Tatyana Konstanti-novna Kim, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Galina Anatolyevna Kuzmenko, the doctor of pedagogical sciences, docent, professor, Moscow State Pedagogical
University
Abstract
The article is devoted to the problem of studying sports motivation and the development of methodological approaches to managing it in the practice of working with young athletes. Stability motivation to play sports in young basketball players is due to many factors, the list of which includes the use of psychological and pedagogical methods by coaches methods of psychological and pedagogical stimulation and reinforcement of motivation of young athletes. Assessment of the sustainability of interest in sports in young people basketball players 15-16 years old recorded a low degree of its formation in almost half of the surveyed. Subsequent implementation of methodological approaches aimed at stimulating young athletes, including the active use of psychological and pedagogical techniques and methods of encouraging the activities of young people athletes, the creation of favorable relationships in the team, the formation of responsibility and awareness by athletes of the importance of their activities and its the results that enhance the achievable potential of young athletes made it possible to adjust the stability of interest in sports. Along with this, a study of the indicators of the coherence of the parameters of sports motivation in young athletes, depending on the severity of the stability of interest in sports, allowed to determine the vectors of further development of the content component of the motivation of young athletes.
Keywords: interest in sports, sports motivation, young basketball players.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивации достижения у юных баскетболистов предстает одной из важных прикладных задач подготовки спортсменов в пространстве детско-юношеского спорта.
А.А. Гераськин, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, О.Н. Макусев, И.Ф. Андрущишин отмечают, что «главной особенностью спортивной мотивации является ее влияние на результативность спортсмена» [4]. Общеизвестно, что спортсмены с максимально выраженной ориентацией на успех, как правило, отличаются стремлением к победе и способностью демонстрировать в игре полную самоотдачу. Наоборот, спортсмены, не обладающие устойчивой мотивацией, не способны проявить свои возможности в полной мере и реализовать достиженческий потенциал на соревнованиях. В этой связи тренерам, следует больше времени уделять психологической подготовке, и управлению процессом формирования мотивационно-потребностной сферы юных атлетов.
Г. Д. Бабушкин «обосновывает собственный подход к раскрытию содержания понятия «мотивация», в структуре, которой выделяет тренировочную и соревновательную компоненты» [1]. Наряду с этим, отдельные авторы отмечают, что в соревновательной мотивации основными составляющими являются мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи [2, 3]. Спортсмены, у которых преобладает мотивация достижения успеха - склонны к риску, отличаются способностью вести борьбу до конца, а самое главное демонстрируют стремление к победе, отличаются низкой тревожностью как до, так и вовремя соревнования. Также этим атлетам присущ в большей мере атакующий стиль борьбы. У спортсменов, с мотивацией избегания неудач, наблюдается неуверенность в принятии решения, низкая склонность к риску, боязнь совершить ошибку, что приводит к незначительно соревновательной результативности.
Р.Ю. Караваев, Е.Н. Ирхина считают, что «формирование мотивации, направленной на достижение успеха, является неотъемлемой частью психологической подготовки...» [7].
В.В. Донцов, Ю.Н. Старовойтов, Т.Н. Мостовая указывают, что «для формирования свойств личности спортсмена, от которых будет зависеть возникновение и развитие функционирования спортивной мотивации, нужно применяя комплекс психолого-педагогических воздействий, создавать стабильные отношения спортсмена к различным сторонам спортивной жизни» [6].
Таким образом, главной характеристикой личности - является мотивация, оказывающая влияние на ход тренировочного и соревновательного процесса и тем самым определяя результативность состязательной деятельности [13].
В настоящее время, несмотря на наличие многочисленных исследований мотива-ционной сферы личности отечественными и зарубежными авторами, вопросы формирования мотивации и управления ею не теряют своей актуальности, в том числе при работе со спортсменами. И как верно заметил В.С. Мерлин, «управлять действиями человека можно только посредством управления мотивами» [12].
Вместе с тем, анализ специальной литературы показал, что методическим аспектам формирования мотивации успеха у юных атлетов уделяется не так много внимания. В программах спортивной подготовки в детско-юношеских школах не в полной мере представлены средства, методы, приемы формирования мотивации у спортсменов в избранном виде спорта.
Наблюдения за учебно-тренировочным процессом также фиксируют, что тренеры в меньшей степени придают значение направленному формированию мотивации успеха у своих подопечных. Что в свою очередь приводит к тому, что юные спортсмены прекращают заниматься избранным видом спорта или не добиваются успехов в тренировочной и соревновательной деятельности.
Следовательно, изучение психолого-педагогических приемов и их направленного использования в подготовке спортсменов, включая и юных баскетболистов, является актуальной. В этой связи цель представленного исследования заключается в изучении мотивации юных баскетболистов, анализе психолого-педагогических приёмов подкрепления мотивации достижения спортсменов и разработке рекомендаций по их использованию в практике работы с юными атлетами.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ДЮСШ «ОЛИМП» Конаковского района, Тверской области с участием, с участием 30 юных баскетболистов 15-16 лет, в период с октября 2021 г. по февраль 2022 г.
В исследовании использовались следующие методы: анализ специальной литературы, по проблеме формирования мотивации у юных спортсменов; педагогическое наблюдение, опросные методы и тестирование; методы математической статистики.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления используемых тренерами психолого-педагогических приёмов формирования мотивации у баскетболистов в тренировочной и соревновательной деятельности. Тестирование позволило определить направленность и уровень мотивации юных баскетболистов, степень устойчивости интереса к занятиям спортом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
А. Маслоу считал, что «удовлетворённость личности лежит в основе его устремленности к высоким результатам своей деятельности, то есть к достижению успеха». По мнению автора, для любой деятельности человека важно одобрение, признание со стороны, так как это положительно сказывается на ее эффективности [11]. Наряду с этим, спе-
циалисты выделяют «внутреннюю и внешнюю мотивацию» [5]. Внутренняя мотивация представляет собой познавание нового, то есть интересы юных спортсменов, мотивы, собственно содержание спортивной деятельности. Внешняя мотивация представляет собой способы и приемы отношения к спортсменам, например, внешнее одобрение, похвала, поощрение со стороны тренера.
В.К. Макаренко [10], В.В. Донцов [6] и другие деятели в своих работах указывают на необходимость применения похвалы в работе с юными спортсменами как специального психолого-педагогического приема формирования мотивации спортсменов к деятельности и достижению успехов.
Согласно результатам проведенного анкетирования специалистов по видам спорта, на вопрос: «Опишите, за что Вы хвалите своих подопечных?» было выявлено, что: «тренеры применяют похвалу на начальном этапе спортивной подготовки; основными критериями использования похвалы, с точки зрения тренеров, являются: хорошее поведение, правильное выполнение упражнений, стремление исправить свои ошибки, проявление старания и умение преодолевать сложности в ходе занятия». Наряду с этим было выявлено, что «тренеры используют в работе с юными спортсменами ограниченное количество способов выражения похвалы. На тренировочных занятиях используют только прямую похвалу». Хотя выделяют наряду с прямой - косвенную, заочную и другие формы и способы трансляции одобрения, которые оказывают положительное влияние в зависимости от ситуаций, происходящих на тренировках, в этой связи очень важно знать и уметь применять их в подходящий момент [13].
В процессе опытно-экспериментальной работы с целью изучения интереса к спорту использовался опросник Е.Г. Бабушкина [1]. Юным баскетболистам необходимо было ответить на вопросы и выбрать тот вариант, который они считали наиболее приемлемым для них. Каждый из ответов имел определенную мотивационную нагрузку, выраженную в баллах (от 3 до 1). После рассчитывалась общая сумма баллов, которая характеризовала степень устойчивости интереса к занятиям спортом по данной шкале: устойчивый интерес 31-36 баллов; недостаточно устойчивый - 27-30 баллов; неустойчивый интерес - 26 баллов и менее.
Как наглядно представлено в таблице 1 степень устойчивости интереса баскетболистов 15-16 лет требует коррекции, поскольку почти у половины занимающихся данный параметр фиксируется на низком уровне. В этой связи, нами была предложена программа повышения интереса и формирования мотивации баскетболистов к дальнейшему спортивному совершенствованию, которая использовалась при работе с юными атлетами.
Таблица 1 - Распределение юных баскетболистов 15-16 лет по степени устойчивости интереса к занятиям спортом_
№ Степень устойчивости интереса к спорту Кол-во чел., п=30 Среднее значение %
1 1 группа / устойчивый интерес 6 33,6 20,0
2 2 группа / недостаточно устойчивый интерес 7 28,1 23,3
3 3 группа / неустойчивый интерес 17 22,8 56,7
Разработанная экспериментальная программа включала следующие методические рекомендации по направленному использованию психолого-педагогических приемов и условия их реализации:
- на занятии спортом важно, чтобы юный спортсмен понимал и брал ответственность за результативность деятельности на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него необходимых способностей, а тем, что не проявил достаточно усилий по нивелированию выявленных издержек в подготовленности, что способствует успешному формированию внутренней мотивации и появлению интереса к занятиям спортом. Для этого в процессе учебно-тренировочных занятий создавались определенные игровые ситуации, которые предусматривали личную ответственность баскетболиста за результат;
- постановка перед спортсменами труднодостижимых целей, вне зависимости от квалификации спортсмена и этапа подготовки;
- изучение технико-тактических приемов (броски, передачи, дриблинг и т. п.) и их комбинаций на основе анализа соревновательной деятельности ведущих спортсменов;
- участие в оценке результатов с учетом обязательного нормативного уровня, если баскетболист не достиг этого уровня, данный факт может привести к разочарованию, если наоборот достиг, то гордость за полученный результат;
- применять своевременные и систематические моральные стимулирования в виде: поощрения, похвалы и т. д. за каждый успешный выполненный технико-тактический прием, индивидуальное достижение;
- проведение мастер-классов с привлечением квалифицированных баскетболистов с целью оказания влияния на интерес юных баскетболистов к занятиям и достижению спортивных результатов;
- личный пример тренера: например, его преданность делу, постоянное стремление к совершенствованию, оптимизм в любых ситуациях, авторитет - как демонстрация профессионально значимых качеств и пример для подражания;
- формирование гармоничных межличностных отношений в команде баскетболистов 15-16 лет посредством бесед, тренингов. Работа проводилась с помощью деловых игр, непосредственного общения в рамках тренировочного процесса. Содержание такого тренинга заключается в обучении, ориентированные на ситуациях взаимодействия партнеров по команде, ослабление чрезмерной чувствительности к психотравмирующим и конфликтным ситуациям; приучение общаться с партнерами с разной манерой игровой деятельности и т. д. Интенсивное общение; выполнение групповых упражнений с общей оценкой деятельности группы (команды); работа с «проблемными» игроками (лидерами, ведомыми); подключение лидеров к налаживанию коммуникативных связей между игроками, командой, спортсменом и тренером и т. д.
Результаты изучения спортивной мотивации по опроснику Р.А. Пилояна (1984) в модификации Е.Г. Бабушкина (2012) (и частично переработанного авторами представленного исследования с учетом возраста и квалификации спортсменов), после использования экспериментальной программы представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Степень выраженности параметров спортивной мотивации у юных баскетболистов 15-16 лет, (Ткр. - 140, р<0,05; Ткр. - 110, р<0,01)_
Показатели мотивации спортсмена, п=30 Период обследования хср±о Тэмп-критерий Уилкоксона р
К1 - заинтересованность в удовлетворении духовных потребностей 10.2021 2,72±0,556 72 <0,01
02.2022 4,25±0,721
К2 - ориентированность на удовлетворение материальных потребностей 10.2021 3,88±0,112 163 >0,05
02.2022 3,95±0,922
КЗ - заинтересованность спортсмена в тренировочных условиях 10.2021 2,83±0,056 46 <0,01
02.2022 4,13±0,127
К4 - заинтересованность в накоплении специальных знаний 10.2021 2,84±0,774 112 <0,05
02.2022 3,94±0,519
К5 - заинтересованность в отсутствии болевых ощущений 10.2021 2,61±0,489 98 <0,05
02.2022 3,55±9,532
К6 - заинтересованность в накоплении знаний о соперниках 10.2021 2,61±0,683 103 <0,05
02.2022 3,97±0,095
К7 - заинтересованность в отсутствии психогенных влияний 10.2021 2,27±0,843 124 <0,05
02.2022 3,83±0,832
Анализ данных позволяет заключить, что применение в практике работы программы поощрения юных спортсменов, включающей активное использование психолого -педагогических приемов и методов поощрения деятельности юных спортсменов, создание благоприятных взаимоотношений в команде, осознание спортсменами своих возможностей и спортивных результатов, но и результативности тренировочно-соревновательной
деятельности в целом.
В связи с этим, мы предполагаем, что между отдельными составными компонентами спортивной мотивации есть определенная взаимосвязь. Для проверки этого предположения нами был проведен корреляционный анализ с вычислением коэффициентов ранговой корреляции между составными компонентами спортивной мотивации. Данные представленные в таблице 3 позволяют определить векторы дальнейшего развития содержательной составляющей мотивации юных спортсменов и свидетельствуют о том, что:
- отрицательная корреляция между параметрами устойчивости интереса к спорту и заинтересованностью к накоплению знаний о соперниках (-0,710) не трансформируется в потребность к совершенствованию тактических и психологических компонентов подготовки, что свидетельствует о преимущественной ориентации тренировочного процесса на совершенствование физической и технической составляющей юных спортсменов и требует усиления тактического компонента подготовленности, поскольку соревновательная деятельность во многом носит вариативный характер и вызывает необходимость адекватного реагирования на игровые ситуации и проявления способности к предвосхищению поведения соперников, раскрытию их тактических замыслов и должна развиваться в соответствии с особенностями их технико-тактических действий и комбинаторики игры;
- отрицательная корреляция между устойчивостью интереса к спорту и заинтересованностью спортсмена к тренировочным условиям (-0,767) требует направленного формирования персонифицированной ответственности каждого спортсмена за качество осуществления тренировочной деятельности, совершенствования организационных умений, формирования регулятивных способностей, позволяющих обеспечить реализацию заданных параметров функциональной активности, режима упражнений, выполнения технико-тактических действий и т. п.;
- отрицательная корреляция между неустойчивостью интереса к спортивной деятельности и заинтересованностью в отсутствии психогенных влияний (-0,709) позволяет утверждать об обратном, что устойчивый интерес к спорту формируется только при наличии психогенных влияний и выступает важным условием адаптации психики юного баскетболиста к помеховлияющим факторам - неотъемлемым атрибутам соревновательной деятельности, способствуют формированию психо-эмоциональной устойчивости к неординарным ситуациям состязательного противоборства;
- положительная корреляция между устойчивым интересом к спорту и удовлетворению духовных потребностей (0,825) позволяет заключить, что тренеры уделяют пристальное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания юных спортсменов, формированию спортивной этики, соблюдению социальных норм и правил как базовых характеристик личности, соответствующих экзистенциональным ценностям и предстающих в качестве ведущих компонентов мотивации юных спортсменов, обладающих определенной степенью социальной зрелости;
- положительная корреляция между устойчивым интересом и ориентированностью на удовлетворение материальных потребностей (0,721) может рассматриваться в качестве долгосрочной перспективы дальнейшего спортивного совершенствования юных атлетов, поскольку в данном контексте выступает мотивирующим фактором повышения интереса к спортивной деятельности, в которой используются различные формы поощрения спортсменов, включая материальное стимулирование лидеров спортивных команд, что в свою очередь актуализирует развитие конкурентного противоборства внутри команды. Вместе с тем, отметим, что наряду и с материальным поощрением не теряют своей значимости и методы психолого-педагогического подкрепления мотивации юных спортсменов, таких как похвала и другие методы морального стимулирования.
Таблица 3 - Показатели связанности параметров спортивной мотивации у юных баскетболистов 15-16 лет в зависимости от выраженности устойчивости интереса к спорту
Показатели мотивации спортсмена Параметр устойчивости интереса к спортивной деятельности
Устойч. интерес Недост. устойчивый интерес Неустойчивый интерес
К1 - заинтересованность в удовлетворении духовных потребностей 0,825 0,379 -0,831
К2 - ориентированность на удовлетворение материальных потребностей 0,721 -0,442 -0,044
К3 - заинтересованность спортсмена в тренировочных условиях -0,767 -0,358 0,229
К4 - заинтересованность в накоплении специальных знаний 0,693 0,189 -0,673
К5 - заинтересованность в отсутствии болевых ощущений -0,573 0,458 0,132
К6 - заинтересованность в накоплении знаний о соперниках -0,710 0,535 0,314
К7 - заинтересованность в отсутствии психогенных влияний 0,655 -0,349 -0,709
ВЫВОДЫ
Таким образом, формирование и сохранение спортивной мотивации юных атлетов предстает актуальной проблемой на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Устойчивость мотивации к занятиям спортом у юных баскетболистов обусловлена многими факторами, в перечне которых использование тренерами методов психолого-педагогического стимулирования и подкрепления мотивации юных спортсменов.
Изучение мотивации у баскетболистов на этапе углубленной специализации зафиксировал недостаточный уровень ее сформированности у юных атлетов. У подавляющей части спортсменов интерес к спортивной деятельности характеризуется как недостаточно устойчивый (23,3%) и неустойчивый (56,7%). В структуре спортивной мотивации баскетболистов с устойчивым интересом к занятиям спортом доминирует направленность к состязательной деятельности и успешной реализации индивидуальных возможностей, также характеризуется ориентацией на удовлетворение духовных потребностей и совершенствование технико-тактической и психологической компоненты спортивной подготовленности. В связи с этим, связь параметров спортивной мотивации у юных баскетболистов 15-16 лет и выраженности устойчивости интереса к спорту позволяет сделать вывод о том, что мотивации принадлежит решающие значение для результативности спортивной деятельности спортсменов и, следовательно, она требует пристального внимания со стороны тренеров при работе с юными спортсменами и использования на практике разнообразных методических приемов и способов формирования мотивации и стимулирования интереса к тренировочной и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология соревновательной деятельности спортсмена : монография / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, С.Н. Горбачев [и др.]. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - 263 с.
2. Бабушкин, Г.Д. Спортивная психология : учебник для студентов физкультурных вузов / Г.Д. Бабушкин. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. - 221 с.
3. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учебное пособие / Н.А. Батурин. - Челябинск: ЧГИФК, 1988. - 86 с.
4. Педагогические условия формирования мотивации юных волейболистов / А.А. Герась-кин, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, О.Н. Макусев, И.Ф. Андрущишин // Омский научный вестник. - 2015. - № 2 (136). - С. 181-185.
5. Долгая, Н.А. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования / Н.А. Долгая, Н.З. Мунгиева // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5. - С. 316-323.
6. Донцов, В.В. Основы методики формирования спортивной мотивации / В.В. Донцов, Ю.Н. Старовойтов, Т.Н. Мостовая // Наука-2020. - 2019. - № 3 (28). - С. 96-104.
7. Караваев, Р.Ю. Повышение эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов на основе формирования мотивации достижения успеха / Р.Ю. Караваев, Е.Н. Ирхина // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма. Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. - Воронеж, 2018. - С.
268-272.
8. Кузьменко, Г. А. Определяющие мотивы и ведущие факторы активизации познавательного интереса у детей 6-8 лет к занятиям каратэ / Г. А. Кузьменко, Т.К. Ким, О.Н. Бычкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. - № 1 (167). - С. 156-162.
9. Кузьмин, Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов / Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. - Т. 9, № 2. - С. 61-69.
10. Макаренко, В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В.К. Макаренко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2008. - № 10. - С. 140-144.
11. Маслоу, А. Мотивация и личность : монография / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 352 с.
12. Мерлин, В.С. Индивидуальный стиль общения / В. С. Мерлин // Психологический журнал, 1982. - № 4. - С. 26-36.
13. Петрина, З.И. Похвала как метод социально-психологической мотивации в спорте: определения, структура, модификации / З.И. Петрина, М.В. Зубцова, А.М. Каткова // Воспитание, обучение, образование: передовые технологии, исследования и разработки. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2020. - С. 67-72.
REFERENCES
1. Babushkin, G.D., Babushkin E.G., Gorbachev S.N. and Smolenceva V.N. (2010), Psychology of competitive activity of an athlete, SibGUFK, Omsk.
2. Babushkin, G.D. (2012), Sport psychology, textbook, SibGUFK, Omsk.
3. Baturin, N.A. (1988), Psychology of success and failure in sports activities, Chelyabinsk.
4. Geraskin, A.A., Kuzmin E.B., Denisenko Yu.P., Makusev O.N. and Andrushchishin I.F. (2015), "Pedagogical conditions for the formation of motivation of young volleyball players", Omsk Scientific Bulletin, No. 2 (136), pp. 181-185.
5. Dolgaya, N.A. and Mungieva N.Z. (2019), "Motivation for teaching children in the system of additional education", CITISE, No. 5, pp. 316-325.
6. Dontsov, V.V., Starovoitov Yu.N. and Mostovaya T.N. (2019), "Bases of a technique of formation sports motivation", Science-2020, No. 3 (28), pp. 96-104.
7. Karavaev, R.Yu. and Irkhina E.N. (2018), "Increasing the efficiency of competitive activity of young basketball players based on the formation of motivation to achieve success", Prospects for the development of student sports and Olympics, All-Russian scientific-practical conference with international participation, Voronezh, pp. 268-272.
8. Kuzmenko, G.A., Kim T.K. and Bychkova O.N. (2019), "Defining motives and leading factors of 6-8 years old children' informative interest activization for karate exercises", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 156-162.
9. Kuzmin, E.B. and Denisenko Yu.P. (2014), "Pedagogical conditions for the formation of sports motivation among young athletes", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, Vol. 9. No. 2, pp. 61-69.
10. Makarenko, V. K. (2008), "The formation of motivation for physical education and sports". Bulletin of the Penza State Pedagogical University V. G. Belinsky, No. 10, pp. 10-144.
11. Maslow, A. (2010), Motivation and personality. Saint Petersburg. Peter Publ., 352 p.
12. Merlin, V. S. (1982), "Individual communication style", Psikhologicheskii zhurnal, No. 4, pp.
26-36.
13. Petrina, Z. I., Zubtsova M. V. and Katkova A. M. (2020), "Modern representations of trainers about use of praise at the stage of initial sports training", Education, training, education: advanced technologies, research and development, International Scientific and Practical Conference, International Journal оf Professional Science, Novosibirsk, pp. 67-72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2022
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
12-13 ЛЕТ
Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Ольга Игоревна Ерина, ассистент, Юлия Игоревна Ерина, ассистент, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
Соревновательная деятельность в современном баскетболе характеризуется увеличением плотности игровых действий, сокращением времени реализации технических приемов и комбинаций, а также отдельных фаз в структуре двигательного акта, стремительностью тактических взаимодействий, что требует от спортсменов постоянной концентрации внимания и способности «быстро, оперативно и целесообразно анализировать игровую ситуацию, активизировать мыслительные процессы, направленные на поиск рациональных путей решения актуальной задачи и достижения целевых установок». В этой связи в работе с баскетболистами 12-13 лет авторы представленной статьи уделяли большое внимание задаче формирования тактического мышления за счет применения проблемных игровых ситуаций, разнообразных тактических действий и комбинаций, проецирующих многообразие соревновательного противоборства, требующего от юного спортсмена оперативного принятия решений на основе их осмысления и анализа. Такое направленное формирование свойств внимания, тактического мышления и креативности позволило совершенствовать индивидуальные технические действия юных баскетболистов, повысить качественные стороны игровой деятельности, включая более эффективную реализацию штрафных бросков и бросков с игры, увеличить количество «подборов и перехватов мяча», снизить «потери мяча».
Ключевые слова: юные баскетболисты, тактическая подготовка, тактическое мышление, внимание, игровая деятельность, методические подходы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p552-559
FEATURES OF THE INFLUENCE OF TACTICAL THINKING ON THE EFFECTIVENESS OF THE PLAYING ACTIVITY OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS 12-13 YEARS OLD
Tatyana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, docent, Department chair, Galina Anatolyevna Kuzmenko, the doctor of pedagogical sciences, docent, professor, Olga Igorevna Erina, the assistant, Julia Igorevna Erina, the assistant, Moscow State Pedagogical
University
Abstract
Competitive activity in modern basketball is characterized by an increase of the density of action game, shortening the period of implementation of techniques and combinations, as well as the individual phases in the structure of motor activity, swiftness tactical interactions that requires athletes constant concentration and the ability to "quickly and it is advisable to analyze the situation, to enhance the mental process, aimed at finding practical ways to solve actual problems and achieve goals". In this regard, in working with basketball players aged 12-13, the authors of the presented article paid great attention to the task of forming tactical thinking through the use of problematic game situations, a variety of tactical actions and combinations projecting a variety of competitive confrontation, requiring a young athlete to make prompt decisions based on their comprehension and analysis. This directed formation of the properties of attention, tactical thinking and creativity made it possible to improve the individual technical actions of young basketball players, improve the quality aspects of playing activities, including more effective implementation of free throws and throws from the game, increase the number of "rebounds and interceptions of the ball", reduce "ball loss".
Keywords: young basketball players, tactical training, tactical thinking, attention, game activity, methodological approaches.