terials of the round table of the IFK and judo ASU, Maykop, pp. 87-89.
4. Shepel, S.P., Makarenkova, T.I., Vnukova, E.Yu. and Mikhalchenko, E.G. (2018), "Features of classes with SMG students in the framework of training sessions", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sports, No. 1, pp. 107-114.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2021
УДК 796.323.2
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ЗАЧИСЛЕНИЮ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА БАСКЕТБОЛ В
СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ
Илья Павлович Чернов, старший преподаватель, Ян Юрьевич Хомичев, кандидат педагогических наук, директор института, Елизавета Вадимовна Рындовская, преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк
Аннотация
В статье рассмотрена практика и современная тенденция специализированных занятий баскетболом детей в раннем возрасте и их соревновательная деятельность. Целью исследования является поиск путей улучшения отбора детей в группы начальной подготовки в спортивные школы по виду спорта баскетбол. Основными задачами исследования являются анализ системы соревнований и действующих федеральных стандартов, разработка рекомендации по набору баскетболистов в спортивно-оздоровительные группы, мониторинг показателей их физических качеств в тренировочном процессе с последующим зачислением в группы начальной подготовки. В результате исследования была собрана обещающая информация о ранней специализации юных спортсменов и выдвинуто предложение о необходимости модернизации и усовершенствовании системы отбора юных спортсменов перед зачислением их в группы начальной подготовки на основе проведённого анализа тренировочных программ и мониторинга развития 6-8 летних баскетболистов. Сделана попытка разработки рекомендации по селективному делению баскетболистов на группы исходя из развития физических способностей, фактора биологического роста и проявления интереса юных спортсменов к виду спорта баскетбол.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительная группа, группа начальной подготовки, соревновательная и тренировочная деятельность, баскетбол, тренировочная программа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p392-395
SOME ASPECTS OF PREPARING CHILDREN FOR ENROLLMENT TO THE PRIMARY TRAINING GROUPS OF BASKETBALL IN SPORT SCHOOLS
Ilya Pavlovich Chernov, the senior teacher, Yan Yurievich Khomichev, the candidate of pedagogical sciences, director of the institute, Elizaveta Vadimovna Ryndovskaya, the teacher, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk
Abstract
The article discusses the practice and the modern trend of specialized basketball training of young players and their competition activity. The purpose of study is finding the ways of improving of selection of young basketball players for enrollment to the primary training groups in sport schools. The main objectives of the study are the analysis of the competition system and current federal standards, developing recommendation of selection of young basketball players to sport-wellness groups, monitoring of their physical conditions during the training process with subsequent enrollment to the primary training groups. As a result of the research, general information was collected on early specialization of young athletes. The proposal of modernization and improvement of the selection system for enrollment to the primary training groups has been made based on the analysis of training programs and monitoring of development of 6-8 years old basketball players. An attempt was made to develop a recommendation for selection of basket-
ball players based on physical abilities, biological growth factor, and interest of young athletes in basketball.
Keywords: sport-wellness group, primary training group, competition and training activities, basketball, training program.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования тренировочных программ и мониторинг развития 6-8 летних баскетболистов могут быть использованы для улучшения системы критериев при зачислении в группы начальной подготовки по баскетболу в спортивных школах. На основе полученных данных может быть усовершенствована система выявления перспективных юных баскетболистов, а также улучшена селекция при зачислении в спортивные школы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как показывает существующая практика, во всем мире в настоящее время существует устойчивая тенденция к раннему началу занятиями спортом, в том числе баскетболом. К этому приводит ряд факторов, таких как наличие большого количества специализированных баскетбольных секций, соревнования среди детей младших возрастов. Успешно функционируют, в том числе, не только муниципальные спортивные школы, как форма дополнительного образования, но и многочисленные частные организации, проводящие самостоятельный отбор и занятия по баскетболу с самых ранних возрастов. Ранний отбор юных баскетболистов, в свою очередь, зачастую обусловлен конкуренцией с другими видами спорта за охват занимающихся, прежде всего с такими, где минимально допустимый возраст начала занятий ниже восьми лет.
Таблица 1 - Минимально допустимый возраст набора в группы начальной подготовки по некоторым Олимпийским видам спорта_
Минимально допустимый возраст Виды спорта
6 лет Художественная гимнастика, спортивная гимнастика
7 лет Теннис, плавание, каратэ, дзюдо
8 лет Баскетбол
9 лет Легкая атлетика, футбол, волейбол
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что командные игровые виды спорта, включая баскетбол, находятся в изначально более сложном положении для набора контингента, так как к моменту возможного зачисления в группы начальной подготовки, дети уже могут заниматься в спортивных школах по другим направлениям. Одним из вариантов решения проблемы для командных игровых видов спорта является набор детей в спортивно-оздоровительные группы, зачисление в которые регламентируется внутренними правилами самих спортивных школ и других учреждений дополнительного образования, и зачастую допускается в более раннем возрасте, чем это регламентирует федеральный стандарт.
Другим важным фактором, стимулирующим отбор детей 6-8 лет в баскетбольные секции, является социальный заказ общества, выраженный в современной действительности, а именно ранней специализации практических занятий по баскетболу и соревновательной деятельности юных спортсменов. Согласно данных таблицы 2, Российская федерация баскетбола начинает проводить всероссийские соревнования в достаточно раннем возрасте. Такая тенденция может быть объяснена как необходимостью раннего отслеживания потенциальных кандидатов в юношеские и молодежные сборные команды России, так и необходимостью соревновательной практики для большого количества занимающихся баскетболом, направленного на развитие массового спорта. Подтверждающим фактом раннего начала занятий баскетболом детей раннего возраста может послужить календарный план соревнований Российской федерации баскетбола (https://russiabasket.ru).
Таблица 2 - Соревнования, проводимые Российской федерацией баскетбола по различным возрастам в сезоне 2020-2021_
Год рождения участников Название соревнования
2003 г.р. и моложе Детско-юношеская баскетбольная лига
2004 г.р. и моложе Первенство России
2005 г.р. и моложе Первенство России
2006 г.р. и моложе Первенство России
2007 г.р. и моложе Всероссийские соревнования
2008 г.р. и моложе Всероссийские соревнования
2009-2010 г.р. Фестиваль «Минибаскет»
2010-2011 г.р. Фестиваль «Минибаскет»
2011-2012 г.р. Фестиваль «Минибаскет»
Так, в спортивном сезоне 2020-2021 гг., в соревнованиях по баскетболу на фестивале «Минибаскет» в категории 2011-2012 г.р. могут принять участие восьмилетние игроки, которые согласно действующему стандарту, только смогли начать свои занятия в группах начальной подготовки, и соревновательный объем в процессе первого года занятий составляет всего 8-12 процентов от общего объема часов в период годичного макроцикла (https://mini.russiabasket.ru). Такая ситуация, скорее всего, свидетельствует о том, что данная категория детей уже освоила, как минимум, один или два года занятий в спортивно-оздоровительных группах баскетбольной направленности.
Согласно действующему с 2013 года в России Федеральному стандарту по спортивной подготовке по виду спорта «баскетбол», минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки составляет 8 лет. Тем не менее, многие дети начинают свои занятия с внедрением специализированных средств подготовки свойственных виду спорта «баскетбол», в спортивно-оздоровительных группах в более раннем возрасте. Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, таких как ДЮСШ, СДЮШОР и спортивные клубы, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с разработанными и реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов по спортивной подготовке (Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 30.12.2020) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Таким образом, можно говорить о том, что многие учащиеся спортивных школ проходят отбор в группы начальной подготовки, уже пройдя подобный отбор при зачислении в спортивно-оздоровительную группу в возрасте 6-8 лет, а также завершив свой период обучения в таких группах сроком от одного до трех лет.
Разработка ряда рекомендаций для набора детей в спортивно-оздоровительные группы по баскетболу, а также качественный мониторинг развития в процессе обучения необходимых для вида спорта характеристик, мог бы существенно помочь улучшить селекцию при последующем отборе в группы начальной подготовки. Так, например, в своей научной работе Б.Е. Лосин и Л.В. Копысова предлагают ввести градацию способностей детей, состоящую из трех уровней: «перспективные юные баскетболисты», «юные баскетболисты средних способностей» и «малоперспективные юные баскетболисты» [1]. Очевидно, что на столь раннем этапе, в возрасте 6-8 лет, при делении на 3 категории, существует вероятность попадания ребенка в пограничную категорию, а также переход из категории в категорию, который может быть обусловлен такими факторами, как физический рост ребенка на определенном этапе, заинтересованность в занятиях баскетболом, и прочие.
Одним из вариантов улучшения последующего отбора в группы начальной подготовки может стать более широкая градация детей за счет увеличения количества тестируемых показателей, прежде всего за счет увеличения тестирования таких показателей, как
координация и быстрота, а так же за счет добавления тестирования гибкости. Так же следует обращать внимание на динамику развития показателей в период нахождения ребенка в спортивно-оздоровительных группах. Так, допустим, прогресс или регресс занимающегося, то есть переход из условной категории высоких способностей в категорию средних способностей или наоборот, должен учитываться как фактор при последующем отборе в группы начальной подготовки. Например, если при переходе из спортивно-оздоровительной группы в группу начальной подготовки занимающийся не выполнил нормативные требования для зачисления, но при этом он показывал устойчивую положительную динамику развития и перешел из условной пятой снизу категории в четвертую, а потом в третью, то такой ребенок вполне может быть зачислен. Соответственно, наоборот, при отрицательной динамике и нахождении в пограничной зоне, такого занимающегося могло бы быть рекомендовано не зачислять.
ВЫВОДЫ
Исходя из современных тенденций раннего набора юных баскетболистов, а также сложившейся практики раннего начала соревновательной деятельности, можно сделать вывод о необходимости более детального изучения проблемы подготовки детей к зачислению в группы начальной подготовки в спортивных школах. Рекомендуется провести анализ выборочных тренировочных программ в спортивно-оздоровительных группах по баскетболу, рассмотреть систему вступительных испытаний, на основе которых дети зачисляются в такие группы, а также разработать систему мониторинга развития 6-8 летних спортсменов, на основе которой может быть создана усовершенствованная градация перспективности юных баскетболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лосин Б.Е. Комплексная оценка одаренности детей 7-8 лет в процессе начального отбора для занятий баскетболом с учетом биологического возраста / Б.Е. Лосин, Л.В. Копысова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 59-63.
REFERENCES
1. Losin B.E. and Kopysova L.V. (2005)б "Comprehensive assessment of gifted children 7-8 years in the initial selection for basketball in view of biological age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 59-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2021
УДК 372.8
О МЕТАФОРИЧЕСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ СТИЛЕ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
Людмила Анатольевна Чернюк, аспирант, Валерий Эдуардович Черник, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Мурманский арктический государственный университет
Аннотация
В современной педагогической теории и образовательной практике ведутся поиски путей совершенствования математического образования. В этой связи разрабатываются содержательные аспекты обучения на основе идеи персонального познавательного стиля. В представленном исследовании решается цель - охарактеризовать сущность метафорического познавательного стиля и выявить возможность его использования в обучении математике. Сравнительно-сопоставительный в сочетании с генетическим методы исследования позволили проанализировать зарубежные и оте-