7. Mokhan, R., Glesson, M., Grinkhaff, P.L. (2001), Biochemistry of Muscle Activity and Physical Training, Olympic Literature, Kiev.
8. Syrkin, A.L., Poltavskaya, M.G., Novikova, N.A., Sedov, V.P. (2009), Guidance on the Functional Diagnosis of Heart Disease, Gold Standard, Moscow.
9. Potapov, V.N. (2016), "Influence of Hyper-Conic Hypoxia on Functional and Special Physical Fitness in Young Judokas", Human. Sport. Medicine., Vol. 16, No. 4, pp. 93-98, DOI: 10.14529/hsm160410.
10. Pupis, M. and Korcok P. (2007), Hypoxia as a Component of Sport Training, KTVS FHV UMB, Danska Bystrica.
11. Faiss R., Leger B., Vesin J.M. et al. (2013), "Significant Molecular and Systemic, Adaptations After Repeated Sprint Training in Hypoxia", PLoS One, Vol. 8, pp. 56-64, DOI: 10.1371/journal.pone.0056522.
12. Filko, C.S., Beidleman, B.A., Muza, S.R. (2013), "Effectiveness of Preacclimatization Strategies for High - Altitude Exposure", Exerc Sport Sci Rev, Vol. 41, pp. 55-63, DOI: 10.1097/JES.0b013e31825eaa33.
13. Day T.A. (2005), "Defining Stress as a Prelude to Mapping its Neurocircuitry: No Help from Allostasis", Prog. Neuropsychopharmacol. Biol. Psychiatry, Vol. 29 (8), pp. 1195-1200, DOI: 10.1016/j.pnpbp.2005.08.005.
14. McEwen B.S. (2003), "The Concept of Allostasis in Biology and Biomedicine", Norm. Be-hav., Vol. 43, No. 1, pp. 2-15, DOI: 10.1016/S0018-506X(02)00024-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
УДК 796.323.2
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ И СИТУАЦИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Наталия Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
В работе представлены результаты анкетирования тренеров по баскетболу о значимости использовании условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных спортсменов. Цель исследования - определить у тренеров по баскетболу с различным стажем работы по специальности закономерности влияния моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных спортсменов. Задача - выявить динамику результатов опроса специалистов об использовании эпизодов соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Методы и организация исследования. Нами проводилось анкетирование 46 тренеров по баскетболу городов Москвы и Самары со стажем работы по специальности от 3 до 35 лет. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных данных, анкетирование и методы математической статистики. Результаты исследования. С увеличением стажа работы увеличивается доля тренеров, которая моделирует в тренировочном процессе эти условия и ситуации, используют технологии сопряженности тренировочных и соревновательных нагрузок. Успешнее решаются проблемы повышения спортивного мастерства юных баскетболистов. Средства и тренировочные нагрузки с учетом игрового амплуа планируют лишь треть тренеров, а многие специалисты не могут определить оптимальные границы двигательного режима для данного контингента, не используют рекомендации ученых по моделированию эпизодов соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных баскетболистов. Выводы. Тренеры убеждены, что в процессе теоретической подготовки студентов вузов физической культуры важно сформировать знания о моделировании соревновательных эпизодов в тренировочной деятельности,
определении способов и вариантов подбора рационального двигательного режима для юных баскетболистов различного игрового амплуа, выделении ведущих факторов сопряженной физической нагрузки в тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тренеры, юные баскетболисты, соревновательная деятельность, тренировочный процесс, анкетирование, моделирование условий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p216-220
MODELING OF COMPETITIVE ACTIVITY CONDITIONS AND SITUATIONS AT YOUNG BASKETBALL PLAYERS TRAINING PROCESS
Natalia Vladislavovna Maryina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara
State University of Social Science and Education, Samara; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Yury Borisovich Kashenkov, the senior teacher, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and
Education, Moscow
Abstract
The results of questioning of trainers on basketball about the importance use of conditions and situations of competitive activity in training process of young athletes are presented at research. Research objective - to define at basketball coaches with various length of service in regularities of influence of modeling of conditions and situations of competitive activity in training process of young athletes. Research Task - to reveal dynamics of results of poll of experts about use of episodes of competitive activity in training process. Methods and research organization. We carried out questioning of 46 coaches on basketball of the cities of Moscow and Samara with length of service in the specialty from 3 to 35 years. The following methods of research were used: theoretical analysis of literary data, questioning and methods of mathematical statistics. Results of research. With increase in length of service the share of trainers which models these conditions and situations in training process increases, use technologies of an associativity of training and competitive loadings. Problems of increase of sports skill of young basketball players are more successfully solved. Means and training loadings taking into account game role plan only a third of trainers, and many experts can't define optimum borders of a motive mode for this contingent, don't use the recommendation of scientists about modeling of episodes of competitive activity in training process of young basketball players. Conclusions. Trainers are convinced that in the course of theoretical training of students of higher education institutions of physical culture it is important to create knowledge of modeling of competitive episodes in training activity, definition of ways and options of selection of a rational motive mode for young basketball players of various game role, allocation of leading factors of the interfaced physical activity in training and competitive activity.
Keywords: trainers, young basketball players, competitive activity, training process, questioning, modeling of conditions.
ВВЕДЕНИЕ
Для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо, чтобы юные баскетболисты выполняли технические приемы с той быстротой, перемещались именно на той скорости, проявляли такие усилия, с какими данные двигательные действия выполняются в процессе соревновательной деятельности [2, 3, 6, 7]. Эта закономерность обусловливает необходимость постоянно сопрягать параметры тренировочного процесса с характеристиками соревновательной деятельности для каждого игрового амплуа, отрабатывать технические приемы в условиях моделирования соревновательной деятельности [1, 2, 5] Теоретическая и практическая не разработанность рассматриваемой научной проблемы исследования указывает на ее актуальность.
Цель исследования - определить у тренеров по баскетболу с различным стажем работы по специальности закономерности влияния моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных спортсменов. Задача -выявить динамику результатов опроса специалистов об использовании эпизодов соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В анкетировании участвовали 46 тренеров по баскетболу городов Москвы и Самары. Анкетирование проводилось в период сентябрь - ноябрь 2020 года [4]. Стаж их работы по специальности варьировал от 3 до 35 лет, а возраст - от 25 до 67 лет. В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, анкетирование и методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Наиболее значимый фактор (однофакторный дисперсионный анализ) - стаж работы тренеров по специальности составил 32,5%, а их возраст - 11,7%. Результаты анкетирования тренеров распределили на три группы: стаж работы до 10 лет, от 10 до 20 лет и от 20 до 35 лет. Количество анкетируемых в них варьировало от 14 до 16 человек.
По нашим данным, с увеличением стажа работы по специальности уменьшается (с 85,7% до 25,0%) доля тренеров с высоким уровнем двигательной активности в тренировочном процессе и увеличивается (с 30,8 % до 71,4%) доля специалистов, которые поддерживают спортивную форму. Вместе с тем, имеется достаточно большое число тренеров (13,0%), которые заставляют юных баскетболистов заниматься физическими упражнениями, но сами уклоняются от необходимой двигательной активности.
С увеличением стажа работы по специальности увеличивается доля тренеров, которая моделирует в тренировочном процессе условия и ситуации соревновательной деятельности (с 14,3% до 62,5%), использует технологии, учитывающие сопряженность тренировочных и соревновательных нагрузок (с 15,4% до 71,4%), Однако многие начинающие тренеры (62,5%) не владеют такой методикой проведения тренировочных занятий. Анкетируемые специалисты указывают на то, что в процессе обучения в вузе физической культуры, по их мнению, не уделялось должного внимания таким технологиям, а на учебно-тренировочных занятиях повышались, прежде всего, уровни их технической и физической подготовленности. Им не поясняли способы и варианты подбора рационального двигательного режима для спортсменов различного игрового амплуа, не выделяли ведущие факторы сопряжения их физической нагрузки в тренировочной и соревновательной деятельности.
По данным анкетирования, тренировочные средства и тренировочные нагрузки с учетом игрового амплуа планируют лишь треть (35,9%) тренеров, а многие специалисты (64,1%) не могут определить оптимальные границы двигательного режима для юных баскетболистов различного игрового амплуа. Нами выявлено большое количество тренеров (52,2%), которые не знают и поэтому не используют рекомендации ученых по моделированию условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных баскетболистов.
Большинство тренеров (56,6%) применяют показатели ЧСС для оценки физической нагрузки в тренировочной и соревновательной деятельности, но большая часть специалистов (стаж работы до 10 лет - 28,8%; от 10 до 20 лет - 25,0%; от 20 до 35 лет -12,5%) оценивают физические нагрузки юных спортсменов интуитивно, и только отдельные (21,7%) тренеры анализируют показатели ЧСС в процессе восстановления юных баскетболистов.
Большинство специалистов (52,2%) считают, что с возраста 14-15 лет необходимо начинать моделировать условия и ситуации соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных баскетболистов, а 39,1% тренеров считают, что такой работой необходимо заниматься в 16-17 лет.
По нашим данным, многие тренеры, работающие с юными баскетболистами, не принимают должного участия в разработке условий и ситуаций соревновательной деятельности, контроле тренировочных и соревновательных нагрузок, который в основном осуществляется стихийно. Недостаточный уровень сформированности знаний у начина-
ющих тренеров об использовании условий и ситуаций соревновательной деятельности с учетом игрового амплуа негативно отражается на результативности соревновательной деятельности юных баскетболистов.
ВЫВОДЫ
С увеличением стажа работы тренеров по специальности успешнее решаются проблемы повышения спортивного мастерства юных баскетболистов за счет моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных баскетболистов.
На наш взгляд в процессе обучения в вузе физической культуры необходимо усилить направленность подготовки студентов на формирование знаний о моделировании условий и ситуаций соревновательной деятельности в тренировочном процессе юных баскетболистов, определение способов и вариантов подбора рационального двигательного режима для спортсменов различного игрового амплуа, выделение ведущих факторов сопряженной физической нагрузки у юных баскетболистов в тренировочной и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /
A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
2. Карпов В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.
3. Митова Е.А. Интегральная подготовка баскетболистов 17-19 лет при переходе в команды суперлиги : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Митова Елена Александровна. - Харьков, 2004. -23 с.
4. Определение критериев оценки психолого-педагогической деятельности тренера по морскому многоборью / А. Д. Калинин, В.Ю. Карпов // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 3 (21). - С. 137-143.
5. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена /
B.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С., Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.
6. Совершенствование скоростно-силовых способностей спортсменов 15-16 лет, занимающихся армейским рукопашным боем / Н.Г. Пряникова, Р.В. Козьяков, Ю.Б. Кашенков, Д.А. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 425-431.
7. Чернов С.В. Применение принципа программирования в подготовке баскетболистов высшей квалификации / С.В. Чернов // Вестник спортивной науки. - 2005. - № 3. - С. 8-11.
REFERENCES
1. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
2. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of technical training of athletes in game sports", Sochi Journal of Economy, Vol.18, No.4, pp.271-273.
3. Mitova, E.A. (2004), Integrated training of basketball players of 17-19 years upon transition to super league teams, disseertation, Kharkov.
4. Kalinin, A.D. and Karpov, V.Yu. (2012), "Determination of criteria for evaluation of psychology and pedagogical activities of the trainer on sea all-round", Sochi Journal of Economy, No. 3, pp. 137-143.
5. Saragin, V.I., Karpov, V.Yu. Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Selfesteem of personality as a factor determining the motivational sphere of an athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.
6. Pryanikova, N.G., Kozyakov, R.V., Kashenkov, Yu.B. and Ivanov, D.A. (2020), "Improvement of high-speed and power abilities of athletes of 15-16 years which are engaged in army hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 425-431.
7. Chernov, S.V. (2005), "Application of the principle of programming in training of basketball players of the top skills", Bulletin of sport science, No. 3, pp. 8-11. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.01.2021
УДК 793.3
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ХОРЕОГРАФИИ
Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, Ирина Николаевна Ди-мура, кандидат педагогических наук, Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорт и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Среди предикторов успешности процесса подготовки танцовщика можно выделить эстетические, физические и психологические показатели. Несмотря на важность психологических показателей, на практике они не учитываются. Трудозатрадность существующей системы отбора в хореографии актуализирует внедрение интегральных методик, позволяющих в сжатые сроки проводить максимально всестороннюю оценку абитуриента. Существующие исследования показывают, что среди выпускников профессиональных хореографических учебных заведений существует определенная закономерность соматотипов по схеме Хит-Картера (1990). Между тем, исследователями не учитывается психологическая составляющая данной схемы, что позволяет её рассматривать, как интегральную составляющую отбора в хореографии. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании возможности учета психологических показателей будущих артистов балета на этапе профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования с применением схемы соматотипирования Хит-Картера (1990).
Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореография, балет, психологические критерии, Хит-Картер.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p220-224
CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SELECTION IN CHOREOGRAPHY
Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, Irina Nikolaevna
Dimoora, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
Among the predictors of the success of the implementation of the dancer training process, one can single out aesthetic, physical and psychological qualities. Despite the importance of psychological qualities, in practice they are not taken into professional choreographic educational institutions. Taking into account the laboriousness of the selection system in choreography, seems necessary to introduce integral techniques that allow, in a short time, to carry out the most comprehensive assessment of the applicant. Existing research shows that among graduates of professional choreographic educational institutions, there is a certain pattern of somatotypes according to the Heath-Carter method of somatotyping (1990). Meanwhile, the researchers do not take into account the psychological component of this scheme, which makes it possible to consider it as an integral component of selection in choreography. The theoretical significance of the work lies in substantiating the possibility of using psychological criteria at the stage of professional selection in the system of professional choreographic education using the Heath-Carter method of somatotyping (1990).
Keywords: initial professional selection, choreography, ballet, psychological qualities, Heath-
Carter.