УДК 796.323
КАТАЛОГ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ-ДЕВУШЕК
Раиса Игоревна Андрианова, мастер спорта РФ по баскетболу, спортсмен-инструктор команды МБА, г. Москва; Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Ольга Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический
университет, г. Иркутск
Аннотация
В исследовании разработан каталог двигательных (тренировочных) заданий, направленный на воспитание специальных компонентов выносливости, проявляемой в игровой соревновательной деятельности у юных баскетболистов (девушек). Предполагалось, что прогрессирующий рост спортивно-технической и физической подготовленности юных и молодых баскетболисток в командах потенциального резерва, высокая эффективность соревновательной деятельности и показатели ее результативности будут достигнуты в условиях построения микроструктуры тренировки в форме двигательных заданий, соответствующих по своим тренировочным эффектам нагрузке соревновательных упражнений.
Ключевые слова: баскетбол, юношеский спорт, женский спорт, девушки-баскетболисты 1617 лет, двигательное (тренировочное) задание, частота сердечных сокращений - ЧСС, кардиомониторы «POLAR».
CATALOGUE OF TRAINING TASKS FOR TRAINING SPECIAL ENDURANCE OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS (GIRLS)
Raisa Igorevna Andrianova, the Master of Sports of the Russian Federation in basketball, athlete-instructor of the MBA team, Moscow; Marina Vitalyevna Lenshina, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh; Gen-nady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow; Olga Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Annotation
The research presents the developed catalog of the motor (training) tasks aimed at training the special components of the endurance manifested in the game competitive activity at young basketball players (girls). It was supposed that the progressing growth of the sports and technical and physical fitness of the young and youth basketball players in teams of the potential reserve, the high efficiency of competitive activity and indicators of its effectiveness will be reached in the conditions of creation of the microstructure of the training in the form of the motor tasks corresponding by the training effects to the loading of competitive exercises.
Keywords: basketball, youthful sport, female sport, girls' basketball players of 16-17 years, motive (training) task, heart rate - ChSS, POLAR cardio monitors.
ВВЕДЕНИЕ
Современные взгляды в построении спортивной тренировки юных и квалифицированных спортсменов связаны с выделением первичных структурно-функциональных единиц организации двигательной деятельности, получивших название двигательных (тренировочных) заданий [2, 3]. Подбор такого рода заданий в тренировочной деятельности юных и квалифицированных баскетболистов должен учитывать специализированность функциональных реакций, проявляемых в соревновательной деятельности [5]. Вместе с
тем в практической деятельности начинающих тренеров, в силу недостаточного числа научно-методических рекомендаций, порой решаются задачи подготовки, не обеспечивающие рост спортивно-технической и физической подготовленности, поскольку состав упражнений, методы их выполнения, параметры нагрузок по своему влиянию не имеют соответствия соревновательным эффектам [5]. В силу данного факта в исследовании была поставлена цель - с учетом специфики функциональных реакций, проявляемых в игровой соревновательной деятельности девушек-баскетболистов, разработать каталог тренировочных заданий, обеспечивающий рост ведущих сторон подготовленности юных спортсменов 16-17 лет, и в первую очередь специальных компонентов выносливости [1, 4, 6, 7]. Анализ внутренней нагрузки по показателям ЧСС в условиях соревнований Первенства России проводился с помощью системы «POLAR Team System».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Исследования, проведённые в ходе Первенства России среди девушек 16-17 лет [1], показали, что в наиболее напряжённых играх финала около 80% активного времени соревновательной игры проходит в пульсовом диапазоне большой (161-180 уд/мин) и высокой интенсивности нагрузки (от 181 уд/мин и выше). На рисунке 1 представлена пульсовая кривая, отражающая интенсивность физических действий в финальной игре за 3-е место с проигрышем в счёте в 1 очко одного из самых результативных игроков матча и соревнований, в целом.
HR: 178 bpm
Person Леньшина Раиса Date 04.02.05 Heart rate average 183 bpm
Exercise 05020401 Time 16:29:35 Heart rate max 221 bpm
Sport Running Duration 1:33:40.0
Note Selection 0:00:00 - 1:33:40 (1:33:40.0)
Рисунок 1 - Динамика ЧСС у игрока финального матча Первенства России среди девушек 16-17 лет
В качестве сравнительного примера, на рисунке 2, изображена динамика ЧСС у ряда игроков во время тренировочного занятия. Структура тренировки представляла собой следующую схему последовательных заданий: разминочный бег и беговые задания по диагонали; упражнения на растягивание - стретчинг; передачи мяча в парах вдоль площадки с атакой кольца, обратно - игра 1х1; упражнение в передаче мяча с защитой 2-е против 3-х по всей площадке; броски в парах со средней и дальней дистанции; игра 5*5 с повторением тактических взаимодействий; штрафные броски; игра 5*5 с личной защитой по всей площадке; свободные броски. Несмотря на то, что в данной тренировке использовались высокоинтенсивные упражнения, общие параметры нагрузки значительно отличаются от соревновательных. Так, в зоне высокой интенсивности игроки находились 12,8% от времени
тренировки, в зоне большой интенсивности - 24,6%, в зоне средней интенсивности -22,8%, в зоне малой интенсивности - 39,8%.
HR [bpm] HR [bpm]
Time: 12:57:14 HR: 95 bpm
No Exercise Date Cursor HR Heart rate Duration Note
1. Изотова Маргарита/05012901 29.01.05 101 133 / 186 2:01:20.0
2. Галайда Регина/05012901 29.01.05 96 143 / 196 2:03:40.0
3. Овсеенко Кристина/05012901 29.01.05 111 146 / 195 2:07:45.0
4. Хохлова Алёна/05012901 29.01.05 102 153 / 201 2:04:15.0
5.i=i Чепаева Екатерина/05012901 29.01.05 95 145 / 189 2:10:25.0
Рисунок 2 - Динамика ЧСС игроков во время тренировочного занятия
Таким образом, в тренировочном процессе до 60% активного времени реально приходится на работу в зоне умеренной мощности (средней и малой интенсивности), что вряд ли соответствует требованиям эффективной соревновательной деятельности.
Анализ пульсовых кривых позволил составить каталог двигательных заданий, в которых величина нагрузки определялась по бальной системе. Градация интенсивности нагрузки определялась: незначительная - ЧСС - 114-120 уд/мин, 1-2 балла; умеренная -ЧСС - 126-132-138 уд/мин, 3-4-5 баллов соответственно; средняя - ЧСС - 144-150-156162 уд/мин, 6-7-8-10 баллов соответственно; большая - ЧСС - 168-174-180 уд/мин, 1214-16 баллов соответственно; субмаксимальная и максимальная - ЧСС - 185-192-198 уд/мин, 20-24-32 балла соответственно.
Например, в одной тренировке использовались упражнения с пульсовыми характеристиками 192, 174, 137, 186, 150 уд/мин, что соответствует 25, 14, 5, 21, 7 баллам, т.е. в сумме 73 баллам. Естественно, что следующие или предыдущие тренировки имели другие суммарные оценки, например, 96, 112, 64, 82 и т.д. Таким образом, суммируя нормированную стоимость нагрузки, мы получаем величину, характеризующую как отдельную тренировку, так и этап подготовки в целом. Определяя общую суммарную оценку нагрузки на каждом этапе, можно сравнивать эти этапы между собой в количественном отношении по единому показателю.
В ходе исследования разработан каталог двигательных заданий, направленных на воспитание специальной игровой выносливости, включающий 4 кластера [1, 2, 4]:
I Кластер - ЧСС до 135 уд/мин. Интенсивность незначительная и умеренная. Направленность аэробная. Воспитание гибкости, силы. Упражнения преимущественно неспециализированные, простые. Величина нагрузки от 1 до 5 баллов. Двигательные задания: комплекс упражнений стретчинга; комплекс упражнений ОРУ; равномерный бег; общеподготовительные прыжки; прыжки с места в парах; восстановительное плавание; силовые упражнения на тренажерах.
II Кластер - ЧСС 136-160 уд/мин. Интенсивность средняя. Направленность, смешанная аэробно-анаэробная. Воспитание специальной выносливости, силы. Упражнения
преимущественно специализированные, простые и сложные. Величина нагрузки ЧСС -144, 150, 156, 160 уд/мин, 6, 7, 8, 9 баллов. Двигательные задания: свободные броски -«подобрал-бросил»; штрафной бросок в парах; передачи набивного мяча на месте и в движении; ведение двумя мячами на месте и в движении; передачи в движении в парах попеременно двумя мячами; ведение мяча в парах, взявшись за руку, один тянет другого игрока за собой, оба ведут мяч; «рывки» с изменением направления движения, остановка с «притопыванием» («танец»); ведение мяча с изменением направления, с переводами с последующей атакой; бросок в прыжке в парах сериями по 10; уход вправо-влево, бросок в прыжке после скрестного шага; набивание мяча на щите; «баскетбольный» кросс, челнок с выполнением бросков с разных дистанций.
III Кластер - ЧСС 161-180 уд/мин. Интенсивность большая. Направленность, смешанная аэробно-анаэробная. Воспитание специальной выносливости, силы, скоростно-силовых качеств. Упражнения преимущественно специализированные сложные. Величина нагрузки ЧСС- 162, 168, 174, 180 уд/мин, 10, 12, 14, 16 баллов. Двигательные задания: игра «челноком» 4^4, 5*5; двухсторонние игры без прессинга; игра 1Х1 на два щита; игра 2*2, 3^3, 4*4 на два щита; двухсторонние игры с периодическим применением прессинга; «повторные» прыжки; бег на отрезках 300, 400, 600 м.
IV Кластер - ЧСС от 181 и выше уд/мин. Интенсивность субмаксимальная и максимальная. Направленность анаэробная. Воспитание быстроты, скоростно-силовых способностей. Упражнения преимущественно специализированные, сложные. Величина нагрузки ЧСС - 185, 192, 198 уд/мин, 20, 24, 32 балла соответственно. Двигательные задания: разновидности «восьмёрок» - узкая, широкая, с догоняющим, с последующей игрой 2*1; игра 3*3, 4*4, 5*5 с выходом в «быстрый прорыв»; упражнения в быстром прорыве 2*1, 3*2 и т.д.; челночный бег с ведением мяча или без от лицевой до лицевой; игра в численном преимуществе 2*1, 3*2 и т.д.; игра с использованием прессинга по всей площадке; контрольные и отборочные игры с использованием замены.
Таким образом, в проведенном нами исследовании параметры тренировочной нагрузки определялись на основе взаимосвязи частоты сердечных сокращений, характера энергообеспечения и преимущественной направленности заданий при решении определённых педагогических задач. В целом величина тренировочной нагрузки характеризовала степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. В кластерах каталога также учитывались показатели специализированности, сложности и направленности тренировочных нагрузок [5]. Преимущественное выполнение двигательных заданий из одного кластера каталога позволяет достигать определенную интенсивность в нагрузке, программировать общий функциональный эффект, при этом чёткие параметры тренировочной нагрузки по продолжительности задания, его повторности, продолжительности отдыха обеспечивают стандартные реакции организма. Включение заданий из различных кластеров поможет нам регулировать динамику нарастания нагрузки, а их вертикальная упорядоченность обеспечит возможность учета индивидуальных реакций организма спортсменов-баскетболистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При планировании тренировочных занятий рекомендуется использовать каталог комплексов-заданий по показателям тренировочного эффекта - величине ЧСС. Для занятий с малой нагрузкой выбирать задания преимущественно из I кластера (ЧСС - до 135 уд/мин), со средней - II-го (ЧСС - 136-160 уд/мин), с большой - III-го (ЧСС - 161-180 уд/мин), с максимальной - IV кластера (ЧСС - 181 и выше). Суммируя оценки нагрузки в баллах, можно получить нормированную величину, характеризующую как отдельную тренировку, так и этап подготовки в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова, Р. И. Планирование этапа предсоревновательной подготовки к главным стартам сезона женских баскетбольных команд резерва : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андрианова Раиса Игоревна. - Краснодар, 2017. - 26 с.
2. Германов, Г. Н. Классификация двигательных заданий игрового характера (на примере баскетбола) в программном материале по физической культуре школьников 5-х классов / Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 12 (80). - С. 211-215.
3. Германов, Г. Н. Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 29-34.
4. Леньшина, М. В. Тестирование прыжковой выносливости юных квалифицированных баскетболисток / М. В. Леньшина, Р. И. Андрианова // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе : сб. науч. статей Всерос. с международ. участием очно-заоч. науч.-практ. конф. / Воронежский гос. ин-т физ. культуры. - Воронеж, 2016. - С. 146-151.
5. Ледницки, А. Уровень развития физических качеств молодых баскетболистов сборной Словакии в категории U14 / А. Ледницки, Л. Долежаева, Т. Галлова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 12. - С. 69-70.
6. Мамылина, Н. В. Особенности развития скоростно-силовой выносливости девушек 1617 лет, занимающихся в секции баскетбола / Н. В. Мамылина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы : материалы II Всерос. с международ. участием науч.-практ. конф., посвященной 65-летию факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2012. - С. 152-155.
7. Церковная, Е. В. Баскетбол как средство развития выносливости и психофизических способностей студентов технических вузов / Е. В. Церковная // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 1. - С. 157-161.
REFERENCES
1. Andrianova, R.I. (2017), Planning of a stage ofprecompetitive preparation for the main starts of a season of women's basketball teams of a reserve, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
2. Germanov G. N. and Mashoshina I. V. (2009), "Classification of motive tasks of game character (on the example of basketball) in program material on physical culture of school students of the 5th classes", Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, issue. 12 (80), pp. 211-215.
3. Germanov G. N. and Tsukanova E. G. (2011), "Training task as primary unit of a microstructure of a sports training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 29-34.
4. Lenshina M. V. and Andrianova R. I. (2016), "Testing of hopping endurance of the young qualified basketball players", Fizicheskaja kul'tura, sport i zdorov'e v sovremennom obshhestve, Collection of scientific works, Voronezh, pp. 146-151.
5. Lednitski A., Dolezhayeva L. and Gallova T. (2017), "The level of development of physical qualities of young basketball players of Slovakian national team in category U14", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 69-70.
6. Mamylina, N. V. (2012), "Features of development of high-speed and power endurance of girls of 16-17 years which are engaged in basketball section", Aktual'nyeproblemy fizicheskoj kul'tury i sporta v uslovijah modernizacii vysshej shkoly. Collection of scientific works, Chelyabinsk, pp. 152-155.
7. Cerkovnaja, E. V. (2007). "Basketball as development tool of endurance and psychophysical abilities of students of technical colleges", Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej, No. 1. pp. 157-161.
Контактная информация: genchay@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.2018