осмысленной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании приведенных выше результатов экспериментального исследования можно утверждать, что разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения личностного самоопределения подростков оказала эффективное воздействие на выбор ими терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций, уровень их самооценки и самоотношения, как составляющих личностного самоопределения. Между тем, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, как теоретического, так и практического характера, что дает основание для определения перспективных направлений изучения компонентов личностного самоопределения подростков из социально - неблагополучных семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арон, И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И.С. Арон // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 3 (11). - С. 20-27.
2. Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе: Хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. - Москва : Институт практической психологии, 1996. -213 с.
3. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург -Москва : ПИ РАО, 2011. - 60 с.
4. Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 97-108.
5. Петухова, Л.П. Психологические детерминанты личностного самоопределения студентов / Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Савин А.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №. 63-2. - С. 319-322.
6. Свинарева, О.В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О.В. Свинарева // Инновации в науке. 2014. - № 40. - С.145-150.
7. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
REFERENCES
1. Aron, I.S. (2013), "Professional self-determination of high school students in the context of a social situation of development", National psychological journal, No. 3 (11), pp. 20-27
2. Bozhovich, L.I. (1996), Dynamics of personality development in ontogenesis: a textbook on age psychology, Institute of Practical Psychology, Moscow.
3. Ginzburg, M.R. (2011), Psychology of personal self-determination, PI RAO, Moscow.
4. Ivanova, N.P. (2010), "A Child in a dysfunctional family: diagnostic indicators", Social pedagogy, №>. 3, pp. 97-108.
5. Petukhova, L.P., Eliseeva, E.V. and Savin, A.V. (2019), "Psychological determinants of students personal self-determination", Problems of modern pedagogical education, №э. 63-2. pp. 319-322.
6. Svinareva, O.V. (2014), "Interpretation of the concept of "pedagogical support" in modern science", Innovations in science, No. 40, pp. 145-150.
7. Semenyuk, L.M. (1996), Reader on developmental psychology: textbook for students, Institute of Practical Psychology, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2020
УДК 796.323
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
Борис Анатольевич Подливаев, кандидат педагогических наук, профессор, Любовь Викторовна Тарасова, доктор педагогических наук, доцент, Владимир Алексеевич Ку-
рашвили, доктор медицинских наук, Федеральный центр подготовки спортивного резерва, Москва
Аннотация
В статье приведены сведения о динамике физической подготовленности юных баскетболистов, проходящих спортивную подготовку на этапе начальной подготовки. В свете решения поставленной цели, была изучена динамика базовых показателей юных игроков в баскетбол, которая оценивает уровень их подготовленности в соответствии с требованиями программного содержания их технического мастерства. В процессе исследования был выполнен корреляционный анализ взаимосвязанных звеньев физической подготовленности, позволяющий выделить ведущие качества юных баскетболистов на этапе начальной подготовки, что связано с перспективной реализацией мастерства спортсменов.
Ключевые слова: юные баскетболисты, физическая подготовленность, базовая подготовка, этап начальной подготовки, ведущие звенья, спортивная реализация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p242-247
DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS INDICATORS OF YOUNG BASKETBALL
PLAYERS AGED 10-12 YEARS
Boris Anatolyevich Podlivaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lyubov
Viktorovna Tarasova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Ale-kseevich Kurashvili, the doctor of medical sciences, Federal Sports Reserve Training Center,
Moscow
Abstract
The article provides information about the dynamics of physical fitness of young basketball players undergoing sports training at the stage of initial training. In the light of this goal, we studied the dynamics of the basic indicators of young basketball players, which assesses their level of preparedness in accordance with the requirements of the program content of their technical skills. During the study, was performed correlation analysis of related parts of physical fitness that allows distinguishing the leading quality of young basketball players on the initial training that is related to the implementation of promising athletes.
Keyword: young basketball players, physical fitness, basic training, stage of initial training, leading links, sports implementation.
ВВЕДЕНИЕ
Игра в баскетбол является динамичным видом спорта, что требует от спортсмена проявления пространственной ориентации, координации движений, проявления быстроты и ритмичности, что указывает на направленность специальной физической подготовки юных спортсменов [1-4]. Двигательная активность в баскетболе реализуется в быстрой смене игровых позиций, в соотношении интенсивно выполняемой мышечной работы, основой которых являются технические действия с мячом. Стремительные перемещения по баскетбольной площадке указывают на высокую долю владения тактическим мастерством, реализация которого связана с активацией специальной координации, что обуславливает ее значимость в физической подготовке. Особое значение приобретает исследование динамики физической подготовленности юных баскетболистов этапа начальной подготовки, что связано с освоением базового компонента тренированности.
Основой педагогического тестирования явились требования программного материала по дисциплине баскетбол, что является основой контрольно-переводных нормативов на последующие ступени тренированности [5, 6]. В процессе тестирования определялся не только уровень физической подготовленности, но и эффективность тренировочного процесса, организация которого позволяет контролировать направленность тренировочного процесса юных спортсменов [7, 8].
Публикационная активность авторов в основном затрагивает вопросы подготовки высококвалифицированных баскетболистов, обходя вопросы юных игроков, базовая подготовка которых имеет важное практическое значение в перспективе роста спортивного мастерства [1—4]. Например, в процессе начальной подготовки юные баскетболисты должны научиться видеть игровое поле, на фоне которого юные спортсмены должны проявлять игровую ловкость, овладеть специальными игровыми приемами, которые являются основой оптимального управления игровой ситуацией. Базовая оценка физической подготовленности юных баскетболистов формирует качество построения тренировочного процесса.
Цель исследования: определить динамику показателей юных баскетболистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании участвовали 25 юных баскетболистов в возрасте от 10 до 12 лет. Стажированность юных спортсменов составляла от двух до четырех лет. Тестирование проводилось на основе стандартных тестов Программы спортивной подготовки в дисциплине баскетбол. Тестовая программа включала бег на 20 м и ведение мяча на 20 м; челночный бег; прыжок в длину и прыжок в высоту (по Абалакову) [5, 6].
Результаты тестирования были обработаны с помощью компьютерной программы Excel, где был проведен расчет среднего значения квадратичного отклонения. На основании полученных результатов тестирования был проведен корреляционный анализ, позволяющий оценить взаимосвязь исследуемых показателей.
Первым этапом настоящего исследования была задача оценки динамики физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки. В качестве возрастного аспекта был выбран возраст 10-12 лет, что совпадает с этапом начальной подготовки, где основное направление тренировки направлено на создание базовой основы перспективы развития мастерства спортсмена.
Оценка росто-весовых показателей указала линейное их увеличение от 10 до 12 лет (рисунок 1).
Масса тела, кг Рост, см ♦ Возраст, лет
Рисунок 1 - Динамика росто-весовых показателей юных баскетболистов 10-12 лет
Временная разница в беге на 20 м сократилась в 2 раза, а разница результатов ведения мяча на 20 м и челночного бега 5*6 сократилась в 1,2 раза (рисунок 2).
Разница результата прыжка в длину (см) увеличилась в 1,2 раза, а разница прыжка в высоту (см) увеличилась в 1,4 раза (р <0,05) (рисунок 3).
Результаты тестирования позволили отметить, что росто-весовые позиции юных баскетболистов связаны с требованиями спортивной дисциплины, и являются результатом отбора юных спортсменов в динамике их спортивной подготовки.
Прирост скоростных способностей в скоростном тесте на 20 метров с ведением мяча и без мяча, а также результаты челночного бега имели достоверный прирост (при р<0,05), что указывает на влияние систематических тренировок, направленных на увеличение показателя быстроты. Положительная динамика результатов челночного бега 5*6
(при р<0,05) указывают на ведущую роль координации в динамике этапа начальной подготовки юных баскетболистов. При этом отмечено, что скорость выполнения теста зависела от простоты его выполнения, а также многократного его повторения.
15 10 5 0
60 40 20 0
1
Бег на 20 м , сек
Скорость ведения мяча на 20 м, сек
3
Челночный бег 5х6, с
Рисунок 2 - Динамика скоростных показателей юных баскетболистов 10-12 лет
см 35 30 25 20 15
190 140 90 40
Прыжок в высоту, м
Прыжок в длину, м
Рисунок 3 - Динамика скоростно-силовых показателей юных баскетболистов 10-12 лет
Положительная динамика показателей в прыжке в длину и высоту (при р<0,05) указывает на влияние скоростно-силовой подготовленности юных баскетболистов, что в процессе роста их технического мастерства является важным компонентом их базовой подготовки. Оценка показателей физической подготовленности юных баскетболистов в динамике этапа начальной подготовки указывает на эффективность построения тренировочного процесса, с учетом требований вида спорта.
Вторым этапом исследования была задача изучения взаимосвязи изучаемых показателей физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки (таблица 1).
Таблица 1 - Взаимосвязь показателей физической подготовленности юных волейболистов на этапе начальной подготовки
сек
Показатели Бег 20 м, с Ведение мяча на 20 м, с Челночный бег 5*6 м, с Прыжок в длину, см Прыжок в высоту, см
Рост, см -0,97 -0,98 -0,96 0,89 0,95
Вес, кг -0,98 -0,99 -0,98 -0,96 -0,98
Бег 20 м, с - 0,78 0,87 0,79 0,84
Ведение мяча на 20 м, с 0,76 - 0,73 0,61 0,35
Челночный бег 5*6 м, с 0,87 0,64 - -0,86 0,32
Прыжок в длину, см 0,76 0,43 0,26 - 0,63
Прыжок в высоту, см 0,75 0,32 0,21 0,71 -
Взаимосвязь показателей физической подготовленности юных волейболистов на этапе начальной подготовки указала на тесноту показателей роста и веса тела с бегом на 20 м, ведением мяча на 20 м, челночным бегом 5*6 м, прыжком в дину и высоту, в диапазоне (г= 0,89 - 0,99), что указывает на их значимость в реализации потенциала базового уровня физической подготовленности. Теснота взаимосвязи бега на 20 м с ведением мяча на 20 м, челночным бегом 5*6 м, прыжком в дину и высоту, в диапазоне (г= 0,87-0,76),
указывает на роль скоростной подготовленности, априори влияющей на скоростно-силовой потенциал юных баскетболистов.
Теснота взаимосвязи в прыжке в высоту с прыжком в длину, бегом на 20 м, бегом с ведением мяча на 20 м, и челночным бегом 5*6 м (r= 0,84-0,71) указывает на внутренний ресурс скоростно-силовой подготовленности в сопровождении с предметным управлением мячом и силой проявления ног спортсмена в базовой подготовке дисциплины баскетбол.
ВЫВОД
Согласно результатам исследования, важность базовой подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки возрастает на фоне приобретения специфических спортивных навыков, и остается ведущим звеном при освоении технического мастерства спортсменов. Положительная динамика физической подготовленности отражает эффективность тренировочного процесса юных баскетболистов в решении основных задач базовой подготовки, реализующей перспективы роста мастерства спортсменов, при условии требований спортивной дисциплины.
Систематическая тренировка ведущих звеньев физической подготовленности, которая отразилась в положительной динамике их прироста, формирует направленный вектор специализированности, связанный с техническим воплощением динамического проявления игрока на поле, ведении мяча, скоростных перемещениях, ускорениях, и выполнении прыжковых действий, создающих кульминацию соревновательных событий в броске мяча в корзину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарь, А. А. Основные компоненты формирования технико-тактической подготовленности баскетболистов 17-20 лет / А.А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 3 (121). - С. 21-23.
2. Бондарь, А.А. Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий / А.А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 2 (72). - С. 20-23.
3. Бондарь, А.А. Особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности / А.А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 3 (73). - С. 14-16.
4. Бондарь, А.А. Методика совершенствования координационных способностей баскетболистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности / А.А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 9 (67). - С. 17-19.
5. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2013 года № 114. - URL : https://base.garant.ru/70397760/ (дата обращения: 01.06.2020).
6. О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2013 № 114 Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол : приказ Министерства спорта Российской Федерации 23 июля 2014 года № 620. - URL : http://docs.cntd.ru/document/420214639 (дата обращения: 01.06.2020).
7. Притыкин В.Н. Тестирование баскетболистов с помощью корректора траекторий / В.Н. Притыкин // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 193-196.
8. Сергиенко Л.П. Тестирование специальной подготовленности баскетболистов / Л.П. Сергиенко // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2013. - № 4 (37). - С. 80-90.
REFERENCES
1. Bondar, A.A. (2015), "The Main components of the formation of technical and tactical readiness of basketball players 17-20 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (121), pp. 21-23.
2. Bondar, A.A. (2011), "Features of the methodology for developing coordination abilities of basketball players using computer technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2
(72), pp. 20-23.
3. Bondar, A.A. (2011), "Features of preparation of basketball players for competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 14-16.
4. Bondar, A.A. (2010), "Methodology for improving the coordination abilities of basketball players based on modeling the conditions of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (67), pp. 17-19.
5. Ministry of sports of the Russian Federation (2013), "On approval of the Federal standard of sports training in the sport of basketball", Order of the of 10.04.2013 № 114, available at: https://base.garant.ru/70397760/.
6. Ministry of sports of the Russian Federation (2014), "On amendments to the order of the № 114 of 10.04.2013 on approval of the Federal standard of sports training in the sport of basketball", Order № 620 of July 23, 2014, available at: http://docs.cntd.ru/document/420214639.
7. Pritykin, V.N. (2012), "Testing of basketball players with the help of trajectory corrector", Omsk scientific Bulletin, No. 5 (112), pp. 193-196.
8. Sergienko L.P. (2013), "Testing of special training of basketball players", Slobozhansky scientific and sports Bulletin, No. 4 (37), pp. 80-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2020
УДК 796.012.68
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ
Алексей Александрович Ржанов, тренер по волейболу, Спортивная школа Олимпийского резерва «Ангара», Ангарск, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Ольга Александровна Шишлянникова, аспирант, преподаватель, Екатерина Николаевна Матросова, аспирант, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Наталья Викторовна Смета-нина-Крушевски, старший преподаватель, Байкальский государственный университет,
Иркутск
Аннотация
Двигательные способности в спорте играют решающую роль в достижении высоких результатов. Используя разработанную методику развития тонко дифференцированных психомоторных задатков и врожденный потенциал спортсмена, можно достичь верхнего возможно предела двигательных способностей. Актуальность темы состоит в отсутствии методик, способных влиять на двигательные способности через тонко дифференцированные психосенсорные связи врожденного характера. Решение проблемы и формирование методики развития психомоторики спортсменов, предлагается через составляющие различительной чувствительности движений, путем тестирования, внедрения теоретической составляющей, активизацию сенсомоторных восприятий и овладения самой концепцией управления собственными движениями. Для обоснования и научного подтверждения значимости методики, проведем научный эксперимент через сравнительные показатели результатов контрольной и экспериментальной групп. Организация исследования. Состав каждой группы был определен случайным выбором по 16 человек (юноши 9-12 лет) отделения волейбола. Юноши были протестированы для подтверждения однородности по двигательным характеристикам. Тестировались психомоторные способности с использованием специальных приборов, а также без них для научного сопоставления результатов. Результаты и их обсуждение. Эксперимент продолжался три месяца, в течение которого экспериментальная группа смогла усвоить методический материал и в заключительном испытании превзошла контрольную группу, прирастив общий результат на 20% по психомоторным параметрам: различительной пространственной чувствительности, различительной чувствительности по времени и усилию. Выводы. Позитивные изменения, характеризующие двигательную способность спортсменов, имеют прирост по всем параметрам и характеризуют методологию, как адекватную в использовании.
Ключевые слова: двигательные способности, психомоторные задатки, спортивная тренировка, различительная чувствительность движений, сенсомоторное восприятие.