Научная статья на тему 'Особенности подготовки резерва в баскетболе'

Особенности подготовки резерва в баскетболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетбол / этапы / резерв / подготовка / соревнования / спортивная ориентация / спортивное совершенствование / basketball / stages / reserve / preparation / competitions / sports orientation / sports improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е М. Солодовник

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки молодых баскетболистов к карьере профессиональных спортсменов. Автором рассмотрены теоретические аспекты и практика подготовки профессиональных баскетболистов. Представлена структура отбора в современном баскетболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION OF RESERVE IN BASKETBALL

The article is devoted to the actual problem of preparing young basketball players for the career of professional athletes. The author considers the theoretical aspects and practice of training professional basketball players. The structure of selection in modern basketball is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки резерва в баскетболе»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА В БАСКЕТБОЛЕ

Е.М. Солодовник, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11032

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки молодых баскетболистов к карьере профессиональных спортсменов. Автором рассмотрены теоретические аспекты и практика подготовки профессиональных баскетболистов. Представлена структура отбора в современном баскетболе.

Ключевые слова: баскетбол, этапы, резерв, подготовка, соревнования, спортивная

ориентация, спортивное совершенствование.

Спортивная команда в игровых видах спорта, представляет собой сочетание спортсменов разного уровня квалификации и подготовленности, возраста и амплуа, индивидуальных особенностей техники и психологических свойств личности и др. При этом важной особенностью можно выделить тот факт, что при этом, каждый спортсмен является важным звеном состава команды, а успех в матче, в большинстве случаев, складывается из умения тренером рационально использовать каждого игрока исходя из его возможностей и способностей [1].

В связи с этим, актуальным является вопрос подготовки и отбора одаренных игроков, способных достичь вершин мирового баскетбола. Заметим, что в современных спортивных играх в целом и в баскетболе в частности накоплен значительный объем ценных теоретических знаний и практического опыта по вопросам спортивного отбора и ориентации на разных этапах многолетней подготовки.

Этап предварительной подготовки приходится на младший школьный возраст (дети 8-10 лет) и называется этапом начального обучения. Подростки 11-15 лет обучаются в учебно-тренировочных группах, что соответствует этапам начальной специализации (1-ый и 2-ой год обучения) и углубленной подготовки (3-ий, 4-ый, 5-ый год обучения для юных баскетболистов 13-15 лет). Девушки и юноши 16 лет и старше переходят в группы спортивного совершенствования (стадия овладения спортивным мастерством) [2].

Следует помнить, что темпы биологического созревания детей различны, одни могут опережать (акселераты), другие отставать (ретарданты) от средних норм. К 18 годам баскетболисты завершают обучение в спортивных школах, и их дальнейшее овладение спортивным мастерством продолжается в молодежных составах клубных команд высокой квалификации или в студенческих командах.

Таким образом, подготовка спортивного резерва и баскетболистов высокой квалификации взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют единую педагогическую систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов и организационных форм подготовки всех возрастных групп, в процессе которых прослеживается: целевая направленность к высшему спортивному мастерству; оптимальное соотношение различных сторон подготовленности баскетболистов; неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки с постепенным снижением удельного веса средств общей подготовки и увеличением средств специальной подготовки; поступательное увеличение объема и интенсивности нагрузок. При этом в первые годы занятий преобладает увеличение объемов нагрузки, а в последующие годы - в большей мере увеличение интенсивности. Строгое соблюдение постепенности наращивания нагрузок в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками, учет сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств

при должном внимании к одновременному развитию всех физических качеств.

Главным поставщиком квалифицированных юных баскетболистов в клубные и сборные команды России являются детско-юношеские спортивные школы (далее ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы Олимпийского резерва (далее СДЮШОР), училища Олимпийского резерва (далее УОР) и Фарм-клубы. В настоящее время существует следующая схема подготовки резерва для команд высокой квалификации: ДЮСШ - СДЮШОР - УОР - Фарм-клубы команд различных лиг - юношеская сборная России (18-19 лет) - команда высшей лиги - команда Суперлиги - молодежная сборная команда России (до 20 лет) - основная национальная сборная команда России.

Важная роль в поступательном росте мастерства баскетболистов резерва в соответствии с представленной схемой отводится системе спортивного отбора. Спортивный отбор предполагает систему организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, медико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в определенном виде спорта. Соответственно выделяют следующие важнейшие подсистемы:

1) спортивная ориентация (нахождение талантливых детей, их ориентация на занятия баскетболом и подведение к начальным этапам специализированной тренировки);

2) определение пригодности и перспективности к спортивному совершенствованию в баскетболе;

3) отбор для комплектования команды и формирования коллектива, способного добиваться высоких результатов. Таким образом, отбор следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека особенностям данной спортивной дисциплины.

Чтобы побеждать на мировой арене, необходима целенаправленная система под-

готовки талантливых к баскетболу детей и подростков:

- отбор перспективных баскетболистов для комплектования групп ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и т.д.;

- отбор перспективных баскетболистов на детско-юношеских соревнованиях для комплектования сборных команд (кадетских, юниорских, юношеских) и привлечения в составы команд детско-юношеской баскетбольной лиги (ДЮБЛ) и команд мастеров и др.;

- отбор и комплектование клубных команд и сборных команд России для участия в российских и главных международных соревнованиях.

Среди вопросов, решаемых Российской Федерацией баскетбола (РФБ) совместно с территориальными организациями, при подготовке спортивного резерва наиболее значимыми являются:

1) Популяризация баскетбола в России, расширение материально-технической базы, расширение системы соревнований в Центре и на местах, в том числе массовых, проведение спортивно-оздоровительной летней кампании, повышение квалификации тренерско-преподавательского состава, особенно в различных территориальных округах.

2) Разработка методических пособий, разработок, учебных материалов, внедрение новейших технологий в процесс подготовки резерва, привлечение спонсоров, создание попечительских советов, проведения мастер-классов для юных баскетболистов, проведение специализированных сборов для перспективных баскетболистов.

3) Отбор и комплектование сборных команд, обеспечение их участия в международных соревнованиях, внедрение в практику подготовки резерва инноваций (например, паспортизация юных баскетболистов, создание детско-юношеской баскетбольной лиги и т.д.), внедрение в подготовку резерва системы научно-методического обеспечения.

4) Обеспечение мониторинга подготовленности перспективных баскетболистов резерва.

5) Шефство и взаимодействие профессиональных клубов с детско-юношескими коллективами; организация стажировки перспективных баскетболистов в командах мастеров.

В нашей стране проводятся следующие ежегодные соревнования для детско-юношеского контингента баскетболистов:

- всероссийский фестиваль по мини-баскетболу для команд мальчиков и девочек 9-10 и 11-12 лет. Всероссийские соревнования по мини-баскетболу для мальчиков и девочек 11 -12 лет;

- всероссийский турнир по уличному баскетболу «3х3» среди юношей и девушек;

- первенство России, проводимое Федеральным агентством по физической культуре и спорту РФ и РФБ: среди команд девочек и мальчиков возраста 13-14 лет; среди команд девушек и юношей -«кадетов» - 15-16 лет; среди команд юниорок и юниоров - 17-18 лет. Первенство проводится поэтапно: I этап - отборочные соревнования; II этап - зональные соревнования; III этап - полуфинальные соревнования; IV этап - финальные соревнования;

- первенство России, проводимое Министерством РФ среди девушек и юношей в 2-х возрастных группах (зональные и финальные);

- первенство детско-юношеской баскетбольной лиги России среди команд юниорок и юношей, сформированных клубами Суперлиги РФБ и имеющих их название. Первенство проводится в три этапа: предварительного, полуфинального и финального. Кроме указанных главных соревнований в России проводятся под

числе для участия в некоторых из них привлекаются зарубежные юные спортсмены;

- детско-юношеский турнир «Рождественские каникулы» (24 команды, 250 человек) Турнир «Первые шаги» (по 6 команд юношей и девушек) Турнир памяти Зинина А.М. (по 6 команд юношей и девушек) Всероссийский праздник детско-юношеского баскетбола (по 12 команд юношей и девушек).

В территориальных округах, районах, городах и областях России проводятся по всем возрастам первенства, баскетбольные веселые старты, соревнования по стритбо-лу, фестивали по мини-баскетболу, турниры и т.д. Положительным является участие дошкольников и учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в соревнованиях по мини-баскетболу, баскетболу и стритболу.

Перечисленная система соревнований охватывает большое количество участников и способствует популяризации баскетбола, здоровому образу жизни населения, повышению мастерства юных баскетболистов, выявлению перспективных игроков и формированию сборных команд Российской Федерации для участия на международных соревнованиях.

В Республике Карелия, для учащихся школ, проводятся соревнования: мини-баскетбол - турнир для детей 11 -12 лет, КЭС-БАСКЕТ - турнир для лучших сборных школ города, МЛБЛ (Межрегиональная Любительская Баскетбольная Лига), юниорский (до 18 лет) и взрослый чемпионаты Карелии (от 16 лет и старше), а так же различные турниры по стритболу в формате 3х3.

эгидой РФБ различные турниры, в том

Библиографический список

1. Безмылов Н.Н. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов высокого класса в игровом сезоне: монография // Н.Н. Безмылов, О.А. Шинкарук. - К., 2013. -144 с.

2. Боженар В.А., Корягин В.М. Оптимизация системы подготовки спортивных резервов в баскетболе // Научно-спортивный вестник. - 1984. - №4. - С. 914.

FEATURES OF PREPARATION OF RESERVE IN BASKETBALL

E.M. Solodovnik, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of preparing young basketball players for the career ofprofessional athletes. The author considers the theoretical aspects and practice of training professional basketball players. The structure of selection in modern basketball is presented.

Keywords: basketball, stages, reserve, preparation, competitions, sports orientation, sports improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.