Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В БАСКЕТБОЛЕ'

КОМПЛЕКСНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В БАСКЕТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Приходов Дмитрий Сергеевич, Мансурова Наталья Ивановна

Система подготовки игроков в спортивной школе по баскетболу включает четыре этапа: начальной, предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки. Для каждого этапа необходимо разработать комплексно-дифференцированный подход к учебно-тренировочному процессу, который будет совершенствовать систему спортивной подготовки баскетболистов. В статье показаны результаты экспериментальной работы, которые свидетель ствуют об улучшении функционального состояния и технико-тактической подготовленности команды, а значит об эффективности разработанной и внедренной системы спортивной подготовки в баскетболе. Цель статьи - разработать и экспериментальным путем проверить эффективность комплексно-дифференцированного подхода, совершенствующего систему спортивной подготовки в баскетболе на примере ДЮСШ г. Красноярск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Приходов Дмитрий Сергеевич, Мансурова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE APPROACH TO IMPROVING THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING IN BASKETBALL

The system of training the players in the sports school in basketball includes four stages: the initial, preliminary training, initial sports specialization, and in-depth training. For each stage, it is necessary to develop the comprehensive and differentiated approach to the training process, which will improve the system of sports training of basketball players. The article shows the results of experimental work, which indicate an improvement in the functional state and technical and tactical readiness of the team, and therefore the effectiveness of the developed and implemented system of sports training in basketball. The purpose of the article is to develop and experimentally test the effectiveness of a complex-differentiated approach that improves the system of sports training in basketball on the example of the Krasnoyarsk Youth Sports School.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В БАСКЕТБОЛЕ»

4. Маркова, О.А. Результаты внедрения всероссийского комплекса ГТО в систему тестирования физической подготовленности студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана / О.А. Маркова, О.С. Цы-ганенко, Т.И. Величко, А.Г. Смирнов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 12-2. - С. 93-97.

5. Михеева, Т.М. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой // Т.М. Михеева, Г.Б. Холодова Г.Б // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 3 (164). - С. 89-93.

6. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения 05.05.2020).

REFERENCES

1. Artamonova, T.V., Spirina I.K. and Kuzmin, V.V. (2020), "Monitoring the level of general physical fitness of university students of different directions of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 29-33.

2. Ilyin, A.A. and Marchenko, K.A. (2012), "Forms and methods of motivation of students to physical culture classes", Bulletin of Tomsk State University. Psychology and pedagogy, No. 360, pp. 143147.

3. Lysova, I.A. and Nechushkin, Yu.V. (2012), "Diagnostics of physical fitness of students of higher educational institutions of humanitarian and technical profile", Knowledge. Understanding. Skill, No. 3, pp. 270-275.

4. Markova, O.A., Tsyganenko, O.S., Velichko, T.I., and Smirnov, A.G. (2020), "Results of the implementation of the All-Russian TRP complex in the system of testing physical fitness of students of Bauman Moscow State Technical University", Sovremennaya nauka: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, No. 12-2, pp. 93-97.

5. Mikheeva, T.M. and Kholodova, G. B. (2014), "Formation of students ' motivation to independent physical culture classes", Bulletin of the Orenburg State University, No. 3 (164), pp. 89-93.

6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher Education and related additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation", Order No. 397 of March 14, 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (date of accessed: 05.05.2020).

Контактная информация: markovaoa75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 796.323

КОМПЛЕКСНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В

БАСКЕТБОЛЕ

Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Сергеевич Приходов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Мансурова, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

Аннотация

Система подготовки игроков в спортивной школе по баскетболу включает четыре этапа: начальной, предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки. Для каждого этапа необходимо разработать комплексно-дифференцированный подход к учебно-тренировочному процессу, который будет совершенствовать систему спортивной подготовки баскетболистов. В статье показаны результаты экспериментальной работы, которые свидетель-

ствуют об улучшении функционального состояния и технико-тактической подготовленности команды, а значит об эффективности разработанной и внедренной системы спортивной подготовки в баскетболе. Цель статьи - разработать и экспериментальным путем проверить эффективность комплексно-дифференцированного подхода, совершенствующего систему спортивной подготовки в баскетболе на примере ДЮСШ г. Красноярск.

Ключевые слова: баскетбол, спортивная подготовка, учебно-тренировочный процесс, тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p168-174

COMPREHENSIVE APPROACH TO IMPROVING THE SYSTEM OF SPORTS

TRAINING IN BASKETBALL

Tatyana Aleksandrovna Martirosova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Sergeevich Prikhodov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Ivanov-na Mansurova, the senior lecturer, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Abstract

The system of training the players in the sports school in basketball includes four stages: the initial, preliminary training, initial sports specialization, and in-depth training. For each stage, it is necessary to develop the comprehensive and differentiated approach to the training process, which will improve the system of sports training of basketball players. The article shows the results of experimental work, which indicate an improvement in the functional state and technical and tactical readiness of the team, and therefore the effectiveness of the developed and implemented system of sports training in basketball. The purpose of the article is to develop and experimentally test the effectiveness of a complex-differentiated approach that improves the system of sports training in basketball on the example of the Krasnoyarsk Youth Sports School.

Keywords: basketball, sports training, training process, training.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития спорта систему спортивной подготовки необходимо строить на научных исследованиях этой области. Значимость науки не вызывает сомнений, достижение максимально высокого спортивного результата возможно с использованием комплексно-дифференцированного подхода к учебно-тренировочному процессу в любом виде спорта. Учебно-тренировочный процесс - это педагогический процесс многократно, систематически повторяющихся физических упражнений с постепенно возрастающей физической нагрузкой, вызывающей положительные функциональные изменения в организме спортсмена. Баскетбол является одной из известных игр в России, считается инструментом активного отдыха населения страны. Однако сборные команды по баскетболу последнее время не радуют своих поклонников выступлениями на спортивных аренах, несмотря на то, что в 2009 году Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в стране. Стратегия указывает на повышение конкурентоспособности российского спорта на мировой спортивной арене, как одной из самых предпочтительных возможностей для государства заявить о себе на международном уровне. Для решения этой задачи необходимо совершенствовать систему спортивной подготовки по видам спорта.

МЕТОДИКА

Система подготовки игроков в спортивной школе по баскетболу включает четыре этапа. Спортивная подготовка баскетболистов в нашей школе ведется с 6-летнего возраста. Но по нормативным документам детей в спортивную школу еще не зачисляют. На этом этапе начальной подготовки необходимо привить любовь ребенка к этому виду спорта. Учебно-тренировочные занятия с детьми этого возраста включают теоретическую

и практическую части, очень часто тренировочные занятия проводятся в виде праздника с использованием сюжетных игр и развлечений. Инсценированная игра детей проходит с участием старших ребят, в конце занятий всех ребят награждаем вымпелами, значками, статуэтками. Целью этого этапа спортивной подготовки является отбор перспективных детей в секцию, который поможет тренеру воспитать баскетболиста высокого класса. В нашей спортивной школе отбор проводит опытный тренер, владеющий знаниями и особенностями этого процесса. Во время практических занятий у детей необходимо обнаружить способности к спортивной деятельности. Ребенок должен обладать не только физическими качествами (быстротой, прыгучестью, гибкость), но и подходить по морфофункциональному типу развития. Большая исследовательская работа этого периода с помощью испытаний (тестов) и специальных наблюдений позволяет судить о задатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры в баскетбол. Тренер определяет уровень развития физических способностей применительно к специфике игры в баскетбол, умения к овладению техникой (специфические координационные способности), антропометрические данные ребенка. Все показатели на основе дифференциального подхода распределяются по значимости с определением первоначального овладения специальными умениями и достижения высокой степени совершенства в их освоения. Тренер выявляет не только задатки способностей, полученных при рождении ребенка, анатомо-физиологические особенности строения организма, и функциональные возможности для занятий этим видом спорта, но и его трудолюбие как психологическую основу для воспитания будущего чемпиона. Протяженность этого этапа составляет один год [1; 2].

Далее дети переходят в группу на этап предварительной подготовки, которая начинается с 8-летнего возраста. Это второй этап учебно-тренировочного процесса, он длится три года и состоит двух видов подготовки: общей физической и общей специальной, которые обеспечивают физическую и функциональную подготовленности юных спортсменов. Общая физическая подготовка строится на основе подключения основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), которые будут способствовать физическому развитию баскетболистов.

Специальная физическая подготовка играет весомую роль в формировании моторики баскетболиста и напрямую находится в зависимости от особенностей техники, стратегии игры, характеристик соревновательной нагрузки и интеллектуального напряжения. Игрок реализуется в тесной связи с приобретением и совершенствованием способностей и умений в баскетболе с учетом условий и характера их применения в соревновательной среде [1; 3; 5].

В учебно-тренировочный процесс по баскетболу включают освоение основ техники, тактики спортивной деятельности. Физическая подготовка детей этого этапа ориентирована на создание функциональной основы для достижения дальнейших высочайших спортивных результатов. Упор делается на укреплении здоровья, формировании правильной и пропорциональной физической формы спортсмена и улучшении его физических и специальных характеристик [2; 3].

С 11 лет баскетболисты переходят в группу начальной спортивной специализации. На этом этапе происходит дальнейшее погружение в избранный вид спорта. Баскетбол как вид спорта состоит из естественных перемещений (ходьба, бег, прыжки), конкретных двигательных действий без мяча (остановка, поворот, движение с боковыми шагами, финты и т. д.) и с мячом (ловля, передача, ведение, бросок) и тактических приемов, необходимых в соревновательной деятельности. Поэтому к общей физической и общей специальной подключают технико-тактическую подготовку. Противоборство, которое нацелено на захват корзины соперника и его защиту, вызывает проявление всех жизненно важных физических свойств: скорости, скоростно-силовых и координационных способностей, эластичности и выносливости. В игровую деятельность в баскетболе задейство-

ваны буквально все функциональные системы организма игрока, интегрированы главные механизмы энергоснабжения. Достижение высокого спортивного результата требует от баскетболистов целеустремленности, напористости, решимости, смелости, дерзости, уверенности в себе, ощущения коллективизма [4; 5]. Комплексно-дефференцированный подход выступает наиглавнейшим на этом этапе системы спортивной подготовки. Молодым людям этого возраста важен спортивный результат, но на основе сохранения их здоровья. Спортивная подготовки игроков этого возраста должна строиться на основе последних разработках из различных сфер наук (физиологии, биомеханики и др.), включая те виды спорта (легкая атлетика, гимнастика, бокс и др.), которые будут способствовать росту спортивного мастерства. Тренер должен понимать, что в учебно-тренировочном процессе необходима дифференциация нагрузок на основе физической и функциональной подготовленности спортсменов во взаимодействии с технико-тактической подготовленностью игроков команды. По многочисленным исследованиям ученых многообразие различных элементов в баскетболе улучшают нервную и двигательную системы игроков, помогают улучшить обмен веществ, повышают работоспособность занимающихся. Учебно-тренировочный процесс этого периода должен строиться на основе определенных по количеству макро-, мезо-, микроциклов, рабочие программы которых наполняются соответствующим педагогическим содержанием. Для каждого цикла разрабатывается эффективная методика развития физической, специальной и технико-тактической подготовок, обеспечивающих определенную подготовленность игроков, их готовность к освоению нового материала. Рациональное применение методов, средств, приемов спортивной тренировки будет оказывать избирательное влияние на весь учебно-тренировочный процесс, в том числе, на совершенствование физических качеств в сензитивные периоды развития организма. Для контроля физического, функционального развития спортсмена необходим комплексный подход, учитывающий возрастные особенности системы организма, его вегетативных функций и работу мышечного аппарата. Современный баскетбол считается спортивной игрой, которая характеризуется высочайшей двигательной активностью, не менее высокой интенсивностью игровых ситуаций, требующей от игрока наибольшей мобилизации функциональных способностей и скоростно-силовых качеств. В современном мире игра баскетбол развивается по пути наращивания темпа, интенсивности и активизации приемов в нападении и обороне [3; 6].

С 14-летнего возраста в системе спортивной подготовки школы по баскетболу начинается этап углубленной тренировки. Дефекты в развитии быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости предыдущего этапа могут стать главным и серьезным препятствием на пути к овладению навыками игры в целом. На этапе углубленной тренировки нами отслеживается процесс затраты энергии и количества повторений физических упражнений. Их длительность должна находиться в прямо пропорциональной зависимости. Если эта зависимость будет нарушена, то эффект от физических упражнений станет незначительным. Спортсмен приостанавливается в своем физическом развитии. При излишней дозировки физических упражнений в организме происходит истощение АТФ, которое грозит ослаблению физиологических процессов всего организма. Отбор оптимальных величин физических нагрузок, которые приводят к утомлению организма, должны компенсироваться адаптационными реакциями физиологических систем. Процессы восстановления, сверх восстановления, характерные растущему организму, ограждают его от переутомления и истощения. Интенсифицировать работу функциональных систем возможно путем изменения напряжения мышечной деятельности. Изменения в напряженности физической деятельности способствует мобилизации и поставки организмом энергии, за счет чего происходит становление ведущих характеристик спортивной техники в баскетболе. Контроль за интенсивностью выполнения физических упражнений необходим, незначительные ее понижения могут проявиться резким сокращением физической нагрузки на соответствующие функциональные системы, которые в свою очередь, приве-

дут к остановке игрока в физическом и функциональном развитии. На этом этапе спортивной подготовки физическая подготовленность баскетболистов должна соответствовать следующим целям: повышение уровня развития и распространения функциональных возможностей организации; воспитание физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость), а также развитие физических характеристик, обеспечивающих эффективность игровых действий (прыжковые навыки, скоростные навыки, сила метательных движений, игровая ловкость и выносливость) [1; 7].

Невысокий уровень физического развития баскетболиста ограничивает его способности по изучению и совершенствованию собственной технико-тактической подготовленности. К примеру, баскетболист, у которого плохо развиты прыжковые способности, не имеет возможности овладеть прогрессивной техникой броска и принять участие в борьбе за мяч сзади. Команда, игроки которой медленные, не имеет возможности действенно применить быстрые проникновения, давление и т. д [7].

Функциональное недоразвитие организма баскетболиста может непропорционально сказаться на фигуре подростков. В связи со своеобразным подбором высокопоставленных игроков, а также характером большинства перемещений во время передач, бросков, перемещений во время тренировки нужно побеспокоиться об укреплении мышечного корсета игрока, обеспечивающего формирование его фигуры. При формировании фигуры и осанки нужно опираться на наиболее действенные для баскетболистов антропологические данные, в том числе, на характеристику размера жировой ткани, подвижности суставов и др., на становление всего тела, укрепление мускул плечевого пояса, нижних конечностей, спины, живота и стоп [2; 6].

Для становления двигательных возможностей необходимо создавать конкретные условия деятельности, применяя надлежащие физические упражнения на скорость, силу, гибкость и т.д. Физическая подготовка спортсмена ориентирована на создание активной базы достижения высочайших спортивных результатов. В центре внимания остается укрепление здоровья, составление правильного, пропорционального телосложения, совершенствование физических и психологических качеств.

Рабочие программы этого этапа должны включать элементы освоение навыкам психологической подготовки спортсменов. Но ни все тренеры по игровым видам спорта владеют методами, средствами психологической подготовки, ни все тренеры знают, как же психологически подготовить спортсменов к тем или иным состязаниям. Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная психологическая подготовка по эффективному использованию резервов психики как свойства и функции мозга, субъективно отражающая объективную действительность в идеальных образах, на этом этапе спортивной подготовки должна быть составной частью учебно-тренировочного процесса, обеспечивать психологическую подготовленность спортсменов, формировать должный уровень готовности их участия в соревнованиях [7]. Но хочется заметить, что продолжительность этапов у занимающихся обусловливается индивидуальными, специфическими особенностями игроков, поэтому четкой границы между ними не существует.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Наши исследования проводились в ДЮСШ и спортивном клубе «Баскетбол на Енисее» по баскетболу г. Красноярск. При переходе игроков из одной группы в другую поэтапно нами проводись тесты с подведением итогов их функционального и физического развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В статье мы представляем анализ функциональной и технико-тактической подготовленности игроков на заключительном этапе спортивной подготовки. Задачами исследования явилось проведение анализа уровня аэробной (общей) и анаэробной (скоростно-

силовой) выносливости баскетболистов двух команд с целью выявления их общей работоспособности. Физическая работоспособность игроков определялась с помощью трехступенчатого теста на велоэргометре. Начинался тест с разминочной нагрузки при ЧСС равной 120-130 уд/мин, вторая ступень состояла из нагрузки, выполняемой при ЧСС в 170 уд/мин. В последней части теста нагрузка вырастала в течение минуты свыше 180 уд/мин. Продолжительность первых двух ступеней была равна 4 минутам с интервалами отдыха между ними в 2 минуты. На третьей ступени мощность развивали такую, которая соответствовала уровню физической подготовленности и функциональным возможностям спортсменов разных этапов. В обследовании приняло участие 12 ведущих игроков ДЮСШ г. Красноярск и 12 баскетболистов клуба «Баскетбол на Енисее», тренирующихся на этапе углубленной тренировки. Данные об уровне физической работоспособности игроков одной и другой командах в аэробной и анаэробной зоне показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели физической работоспособности баскетболистов в аэробной и анаэробной зоне _______

Показатели PWC170, кгм/мин PWC170, кгм/мин/кг МПК/кг ИЭРС (PWC170) усл.ед. ^^субм. кгм/мин W,^ .кгм/мин/кг ИЭРС (Wcy6M.), усл.ед.

ДЮСШ 1480±200 18±2 55±5 2,6±0,5 2575±250 34±3 4,0±0,7

Спортивный клуб «Баскетбол на Енисее» 1450±170 16±2 45±4 2,4±0,5 2470±240 32±3 3,5±0,7

Наши исследования показали, что у игроков ДЮСШ ССС по сравнению с игроками спортивного клуба «Баскетбол на Енисее» адаптирована лучше, их организм имеет более высокий уровень физической работоспособности в разных зонах мощностей, организм игроков команды «Баскетбол на Енисее» работает в менее экономичном режиме.

В команде ДЮСШ по отношению к клубу «Баскетбол на Енисее» произошел рост интенсивности игровой деятельности, которой проявился в увеличении общего числа проводимых командой атак, первой команде их стало на 4,5% больше, во второй - на 2,2%. Количество результативных бросков мяча в команде ДЮСШ стало на 30,0% больше, в сравнении с командой клуба «Баскетбол на Енисее». Это связано с усилением с применением комплексного подхода в спортивной подготовке команды. В команде ДЮСШ выросло число забрасываемых мячей за игру на 15,4%, а результативность нападения на 24,8% по сравнению с предыдущим годом. Уменьшилась частота потерь мяча до броска на 1,5%, увеличилось число перехватов мяча защитниками соперника на 61,2%.

ВЫВОДЫ

Результаты экспериментального исследования показали, что в современных условиях систему спортивной тренировки необходимо совершенствовать за счет совершенствования не только программ подготовки, но и активного внедрения современных подходов, методов средств учебно-тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурин Е. Цикл тренировок «Баскетбол: самосовершенствование» / Евгений Бурин : [Канал пользователя YouTube]. - 2011. - 10 мая. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0j4zFZCaFqU (дата обращения: 01.01.2021).

2. Анализ функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у баскетболистов различной квалификации / А.М. Галимов, Э.М. Васильева, О.А. Заболотный, О.Ф. Азнабаев, И.И. Мухамедьянов // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVII Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2017. - С. 158-163.

3. Дёмочкина Т.Н. Общие и специальные качества баскетболистов, способствующие повышению техники игры / Т.Н. Дёмочкина, М.Б. Дёмочкина // Наука - 2020. - 2018. - № 2-2 (18). -С. 96-100.

4. Максименко И.Г. Изучение традиционных подходов к построению третьего этапа многолетней подготовки спортсменов, специализирующихся в спортивных играх / И.Г. Максименко //

Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 3. - С. 42-44.

5. Похольчук В.В. Физическая подготовка как средство обучения элементам баскетбола юных баскетболистов / В.В. Похольчук, Г.И, Карапетов // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2019. - № 4. - С. 65-67.

6. Солодовник Е.М. Особенности специальной физической подготовки начинающих баскетболистов / Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6-2. - С. 240-244.

7. Эртман Ю.Н. Проблемы и перспективы системы подготовки квалифицированных игроков в командно-игровых видах спорта (на примере волейбола, баскетбола, гандбола) / Ю.Н. Эртман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 350-355.

REFERENCES

1. Burin, E. (2011), Training cycle "Basketball: self-improvement", available at: https://www.youtube.com/watch?v=0j4zFZCaFqU (date of accessed: 01.01.2021).

2. Galimov, A.M., Vasilyeva, E.M., Zabolotny, O.A., Aznabaev, O.F. and Mukhamedyanov, I.I. (2017), "Analysis of the functional capabilities of the cardiovascular system in basketball players of various qualifications", Collection of materials of the XLVII All-Russian Scientific and Practical Conference: Problems and Prospects of education development in Russia, Ufa, pp. 158-163.

3. Demochkin, T.N. (2018), "General and special qualities of the players contributing to the improvement of equipment games", Science - 2020, No. 2-2 (18), pp. 96-100.

4. Maksimenko I.G. (2010), "Study of traditional approaches to the construction of the third stage of long-term training of athletes specializing in sports games", Physical education of students, No. 3, pp. 42-44.

5. Pacholczyk V.V. (2019), "Physical training as a means of learning the elements of basketball for young players", Actual problems of Economics, sociology and law, No. 4, pp. 65-67.

6. Solodovnik E.M. (2020), "Features of special physical training of novice basketball players", Voprosypedagogiki, No. 6-2, pp. 240-244.

7. Ertman Yu.N. (2019), "Problems and prospects of the system of training qualified players in team and game sports (on the example of volleyball, basketball, handball)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 350-355.

Контактная информация: tat.martirosova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2021

УДК 796.012.2

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Владислав Сергеевич Мартыненко, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье представлен авторский взгляд на основные физические качества сотрудников органов внутренних дел (ОВД), способствующих выполнению возложенных на них профессиональных задач. Полученные выводы авторами сделаны на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам теории и методики профессионально-служебной физической подготовки, физического воспитания и спортивной тренировки. Представленный в статье материал может быть использовании при организации физической подготовки сотрудников ОВД, в части касающейся развития основных физических качеств. И способствовать формированию высокой профессиональной готовности сотрудников, к действиям в условиях применения ими физической силы и боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: координационные способности, сотрудники ОВД, профессиональная деятельность, формирование профессиональных двигательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.