Научная статья на тему 'Особенности использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе'

Особенности использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ИГРА / МЕТОД / СПОРТСМЕНЫ / СРЕДСТВА / ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BASKETBALL / GAME / METHOD / ATHLETES / MEANS / TRAINING / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна

Применяемая в тренировочном процессе система спортивных упражнений в значительной степени предрешает успеху тренировки, настраивает юных спортсменов на работу, определяет конечную цель занятий. Главная цель тренировки состоит в том, чтобы юные спортсмены не только овладели системой упражнений, но и усвоили определенные правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями. С этой целью на этапе начальной подготовки в баскетболе используют различные средства и методы. Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF TOOLS AND METHODS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING IN BASKETBALL

The system of sports exercises Used in the training process largely prejudges the success of training, sets young athletes to work, determines the ultimate goal of training. The main purpose of training is that young athletes not only mastered the system of exercises, but also learned certain rules of development of certain laws of mastering specific sports skills. For this purpose, at the stage of initial training in basketball, various means and methods are used. An important factor in the choice of means of preparation is their versatile effect on the body. The means chosen vary widely.

Текст научной работы на тему «Особенности использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В БАСКЕТБОЛЕ

FEATURES OF THE USE OF TOOLS AND METHODS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING IN BASKETBALL

Демочкина Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna

senior lecturer Department of applied physical culture Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Применяемая в тренировочном процессе система спортивных упражнений в значительной степени предрешает успеху тренировки, настраивает юных спортсменов на работу, определяет конечную цель занятий. Главная цель тренировки состоит в том, чтобы юные спортсмены не только овладели системой упражнений, но и усвоили определенные правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями. С этой целью на этапе начальной подготовки в баскетболе используют различные средства и методы. Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются.

Abstract. The system of sports exercises Used in the training process largely prejudges the success of training, sets young athletes to work, determines the ultimate goal of training. The main purpose of training is that young athletes not only mastered the system of exercises, but also learned certain rules of development of certain laws of mastering specific sports skills. For this purpose, at the stage of initial training in basketball, various means and methods are used. An important factor in the choice of means of preparation is their versatile effect on the body. The means chosen vary widely.

Ключевые слова: баскетбол, игра, метод, спортсмены, средства, тренировка, физическая подготовленность.

Keywords: basketball, game, method, athletes, means, training, physical fitness.

В нашей стране подготовка юных спортсменов-баскетболистов осуществляется в рамках общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. В школах спортивная работа проводится в спортивных секциях. Группы начальной подготовки формируются из числа учеников, проявляющих интерес и желание к занятиям баскетболом.

Тренировка является основной формой обучения юных спортсме-

нов. Через систему тренировок решаются основные воспитательные, оздоровительные и спортивные задачи, а также осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие. Интересно подобранная и преподнесенная система спортивных упражнений в определенной степени способна предрешить успех тренировки, мотивировать юных спортсменов на работу и победу в соревнованиях и, главное, определить конечную цель учебной работы на тренировке. Главной же целью тренировки является не простое овладение спортсменами той или иной техники упражнений, а усвоение ими определенных правил развития закономерностей овладения конкретными спортивными умениями. Используя эти умения, юные спортсмены должны уметь «проиграть» любую спортивную ситуацию.

Начальный этап подготовки в баскетболе является базой, основой всей физкультурно-спортивной деятельности юного спортсмена. На данном этапе подготовки основная работа направлена на развитие разносторонней, общей физической подготовленности [7].

Следующий этап - это этап спортивной специализации, который длится 2-3 года. В этот промежуток времени основными направлениями в организации работы групп начальной подготовки юных баскетболистов являются достижение универсальности и разносторонности.

На этапе начальной спортивной специализации на первый план выходят задачи развития всесторонней физической подготовленности учеников, овладение ими рациональной техники спортивной игры, а также создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в спорте, соответственно своему возрасту.

Вот уже более ста лет интерес к проблеме развития двигательных способностей у детей и подростков не уменьшается. Тренеры и преподаватели - это люди, которых эта проблема волнует в большей степени. Именно они, рассматривая эту проблему, находят ответ на самые злободневные вопросы. Главным же вопросом является: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей у учеников?

Основы техники баскетбола, элементарные индивидуальная и групповая тактика игры, освоение процесса игры, теоретическая подготовка (о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса и пр.), тактическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, гибкости, координации, сдача соответствующих нормативов - это то, что изучается на начальном этапе подготовки юных баскетболистов. На этом этапе, как правило, ученики стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Юные спортсмены обучаются основам индивидуальной , групповой и командной тактике иргы в баскетбол, осваивают процесс игры в соответствии с правилами баскетбола, участвуют в товарищеских играх и неофициальных турнирах по баскетболу, а также принимают участие в соревнова-

ниях по ОФП, «Веселых стартах» и других мероприятиях, где основной задачей является результат выступления.

Программа начальной подготовки включает в себя главную установку - обучающую. Она заключается в необходимости создания предпосылок для успешного обучения молодых спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, а также достижению высокого уровня специальной физической подготовленности. В спортивных школах по баскетболу основным показателем их работы является выполнение в конце года ряда нормативных требований, предъявляемых к уровню физической подготовленности учеников.

Одним из наиболее важных факторов выбора средств подготовки является разностороннее воздействие их на организм. Все используемые средства широко варьируются. Большое внимание уделяется акробатическим, гимнастическим упражнениям, упражнениям с элементами легкой атлетики, различным подвижным и спортивным играм и т. д. главное место в системе подготовки занимают упражнения с мячом. Задачей таких упражнений является не столько физическое развитие, сколько овладение умениями согласовывать свои действия с мячом во времени и в пространстве. По мере роста уровня подготовленности баскетболиста эти способности приобретают решающее [2, 3, 6].

Задачами этапа начальной подготовки являются:

1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей;

2. Формирование стойкого интереса к занятиям;

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола [5].

Начальный этап обучения баскетболу представляет собой деятельность по ознакомлению учеников с техническими приемами и тактическими действиями. Предпосылками успешности обучения выступают двигательный опыт ученика, уровень развития его физических качеств, теоретическая осведомленность об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, моменты движения). На этом этапе происходит развитие и повышение уровня основных и специальных физических качеств учеников, расширяется их двигательный опыт, создается зрительная модель - ориентировочная основа действия и модель изучаемого приема [6].

Средствами начального этапа обучения являются:

1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения.

2. Аудиовизуальное средства.

Основная направленность общеразвивающих упражнений -повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта. Направленность подготовительных упражнений - это развитие специальных качеств для каждого конкретного приема игры. Аудиовизуальные средства помогают сформировать представление (образ) приема.

Основными методами, используемыми на этапе начальной подготовки баскетболистов, являются следующие:

1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

2. Методы наглядного восприятия.

3. Словесные методы.

4. Аудиовизуальные воздействия.

Физические упражнения являются основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, отличающихся активной двигательной деятельностью. Состав этих упражнений в определенной степени специализируется применительно к особенностям той или иной спортивной дисциплины, выбранной в качестве цели спортивного совершенствования [2, 3, 5, 6].

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подгото вительные, общеподгото вительные.

Остановимся более подробно на специально подготовительных. Эти упражнения включают элементы соревновательной деятельности, а также движения и действия (их связки и вариации), сходные по форме со спортивной игрой и характеру проявляемых в ней способностей. К числу специально подготовительных упражнений у игровиков относят игровые действия и комбинации. Упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия, также могут служить примером специально подготовительных упражнений. Сюда же в определенных случаях можно отнести и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, являющихся наиболее важными в выбранной дисциплине и проявляемых в соответствующих режимах работы [8].

Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объяснение этому заключается в том, что часто многократное выполнение соревновательных упражнений избранного вида спорта не может в значительной степени развивать силу, быстроту, ловкость и другие физические качества. например, подвижность в суставах можно развить при помощи только специальных упражнений.

Причиной этого является то, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточное количество раз. Это связано с высоким нервным и физическим напряжением, что особенно ярко проявляется в индивидуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (способствующие освоению формы и техники движений) и на развивающие (направленные на воспитание физических качеств). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и кинематике избранной спортивной дисциплине [6].

Из множества специально подготовительных упражнений тренерам и преподавателям необходимо уметь выбирать наиболее эффективные, направленные на решение конкретной поставленной задачи. Также необходимо уметь создавать из частей, элементов и связок новые движения и координации. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества [6].

К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:

- упражнения сопряженного характера, совмещающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;

- комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности;

- специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;

- подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании игровых действий в различных сочетаниях и с раз -личной последовательностью их воспроизведения;

- учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подгото вленности;

- контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятель-

ности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.

В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий заключается также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций. Этот метод устанавливает между ними рациональные, целесообразные количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Метод сопряженных воздействий способен придавать занятиям особую эмоциональную окраску, экономить время и приближать обучение к специфическим требованиям самой игры.

Игровой метод может быть выражен упражнениями в игровой форме и самой игрой. В процессе обучения баскетболистов существуют два основных подхода к применению метода игры, это:

- логическое сопоставление игровых действий баскетболиста в используемых игровых заданиях и играх (акцентируя при этом на адекватность между ними);

- применение игр, в которых сочетаются игровые действия в режимах мышечной работы с действиями, идентичными специфическим условиям непосредственного игрового противоборства.

Применение в процессе тренировки специальных игровых упражнений, подвижных и подготовительных игр связано с решением разнообразных технико-тактических задач в постоянно меняющихся игровых ситуациях, а также выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функциональ -ного состояния организма. Таким образом, создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий. Впоследствии положительные моменты проявления этих качеств переносятся в основную игровую деятельность.

Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности включает в себя построение в виде игры ситуаций, сходных с предстоящей игровой деятельностью, включающих в себя особенности противодействия соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.

Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Этот метод может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат, во время выполнения каких-либо игровых действий. Дух соперничества и состязания должен присутствовать на каждом тренировочном занятии как на начальном этапе, так и на этапе совершенствования компонентов подготовленности. Главная ценность соревновательного метода заключается в создании таких условий двигательной деятельности, которые могли бы быть максимально приближены к непосредственно игровым. Таким образом происходит стимуляция возможно более полной комплексной реализации результативных сторон предшествующего автономного обучения и одновременного взаимосвязанного совершенствования всех компонентов подготовленности учеников [2, 5, 8].

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» для ДЮСШ положена концепция тренировки, как научно обоснованной теории управления повышением уровня физического потенциала учеников. Качественно новый уровень развития двигательных навыков, специальных умений и физических способностей может быть приобретен только в процессе постоянной тренировки, в ходе целенаправленного процесса адаптации к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности [2].

Литература

1. Гомельский А. Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. - 1982. № 3. - С. 8-11.

2. Зайцев А. А. Основные компоненты спортивной тренировки: метод. рек. по спецкурсу «Теория спорта высших достижений» для студ. факультета физ. воспитания. - Калининград: Изд-во Калининградского унта, 2007. - 26 с.

3. Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. - М.: Полымя, 1988. С. 29-32.

4. Коротков И. М. Подвижные игры в занятиях спортом / И. М. Коротков. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 229 с.

5. Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов : учеб. для вузов физвоспитания / В. М. Корягин. - Львов, 1998. - 198 с.

6. Краузе Д. Баскетбол - навыки и упражнения / Д. Краузе. - М.: ФиС, 2006. 143 с.

7. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский. - М.: Просвещение, 1999. - 133 с.

8. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. И. Нестеровский. 3-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2007. - 322 с.

9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2001. - 36 с.

References

1. Gomelsky A. Ya. Method of conjugate effects / / Sports games. - 1982. No. 3. - Pp. 8-11.

2. Zaitsev A. A. the Main components of sports training: method. rivers'. on a special course "Theory of sports of the highest achievements" for students. faculty of physical education. - Kaliningrad: Publishing house of Kaliningrad University, 2007. - 26 p.

3. Kolos, V. M. Basketball: theory and practice. - M.: The Frying Pan, 1988. Pp. 29-32.

4. Korotkov I. M. Outdoor games in sports /1. M. Korotkov. - Moscow: physical Culture and sport, 2001. - 229 p.

5. Koryagin V. M. Training of highly qualified basketball players: studies. for universities of physical education / V. M. Koryagin. - Lviv, 1998. - 198 p.

6. Krause D. Basketball-skills and exercises / D. Krause. - Moscow: FIS, 2006. 143 PP.

7. Kuzin V. V. Basketball. Initial stage of training / V. V. Kuzin, S. A. Polievsky. - Moscow: Enlightenment, 1999. - 133 p.

8. Nesterovsky D. I. Basketball: Theory and methodology of training. Textbook for students of higher educational institutions / D. I. Nesterovsky. 3rd edition, ster. - Moscow: publishing center "Academy", 2007. - 322 PP.

9. Kholodov Zh. K. Theory and methodology of physical education and sport: a textbook for University students / Zh. K. Kholodov, V. S. Kuznetsov. -Moscow: Enlightenment, 2001. - 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.