Научная статья на тему 'Повышение уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки'

Повышение уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ИГРА / МЕТОД / РЕЗУЛЬТАТ / СРЕДСТВА / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BASKETBALL / GAME / METHOD / RESULT / MEANS / EXERCISES / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна

Основными задачами занятий баскетболом в группах начальной подготовки являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основными техническими и тактическими приемами игры. Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение. Начальный этап подготовки предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься баскетболом. Этапы начальной подготовки, определены нормативными документами для детских спортивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF BASKETBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

The main objectives of basketball classes in groups of initial training are comprehensive physical training, mastering the basic technical and tactical techniques of the game. An important factor in the choice of means of preparation is their versatile effect on the body. The means chosen vary widely. Their tasks are not only physical development, but also the development of skills to own the ball, to coordinate their actions with the ball in time and space. As the basketball player's fitness grows, this ability becomes crucial. The initial stage of training is provided for training all willing children to engage in basketball. The stages of initial training are defined by normative documents for children's sports schools.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF BASKETBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

Демочкина Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

г. Орел, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna

senior lecturer Department of applied physical culture Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Основными задачами занятий баскетболом в группах начальной подготовки являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основными техническими и тактическими приемами игры. Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение. Начальный этап подготовки предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься баскетболом. Этапы начальной подготовки, определены нормативными документами для детских спортивных школ.

Abstract. The main objectives of basketball classes in groups of initial training are comprehensive physical training, mastering the basic technical and tactical techniques of the game. An important factor in the choice of means of preparation is their versatile effect on the body. The means chosen vary widely. Their tasks are not only physical development, but also the development of skills to own the ball, to coordinate their actions with the ball in time and space. As the basketball player's fitness grows, this ability becomes crucial. The initial stage of training is provided for training all willing children to engage in basketball. The stages of initial training are defined by normative documents for children's sports schools.

Ключевые слова: баскетбол, игра, метод, результат, средства, упражнения, физическая подготовленность

Keywords: basketball, game, method, result, means, exercises, physical fitness

Основной особенностью баскетбола, как вида спорта, является постоянное проявление разнообразной двигательной деятельности: ходьбы, прыжков, метаний, бега, ловли и бросков, различных силовых упражнений. Все эти действия выполняются в условиях тесного

взаимодействия с игроками своей команды и соперниками. Эффективность деятельности игроков зависит от быстроты оценки игровых ситуаций и действий спортсменов, уровня совершенствования технических приемов и физического развития игроков [1, 3].

Как считают специалисты в области спорта (А.Л.Дулина, 1996; Ю.М.Портнова, 1997; А.Я.Гомельского, 1997; Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова, 2004; Д.И.Нестеровского, 2004), баскетболу присущи высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянная смена фаз обороны и наступления, непрерывное переключение игроков с одного вида двигательной деятельности на другой, многообразие способов выполнения этих действий. Вместе с тем, характерным для баскетбола является вариативность скорости и направления движений, решающее значение двигательного анализатора в оценке постоянно меняющихся ситуаций и выборе рациональных ответных действий, комплексное задействование фактически всех мышечных групп и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силовой работы, скоординированность работы рук и ног.

По этим перечисленным причинам юные баскетболисты, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах, особенно в группах спортивного совершенствования, должны обладать высоким уровнем физической подготовленности и технико-спортивного мастерства с целью достижения высоких результатов в соревновательной деятельности.

Система подготовки баскетболистов включает в себя общую специальную и физическую подготовку [4, 5, 9]. Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс развития и совершенствования физических качеств и двигательных действий с целью достижения всестороннего, гармонического развития человека. ОФП - это неспециализированный (или мало специализированный) процесс физического воспитания, целью которого является повышение функциональных возможностей организма, работоспособности, выносливости. ОФП является фундаментом для специальной физической подготовки и достижения высоких результатов в избранном спорте или виде деятельности.

Задачами общей физической подготовки являются обеспечение высокого уровня всесторонней физической подготовленности и поддержание его в течение многих лет с целью содействия укреплению здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются специальные подготовительные физические упражнения, используемые в различных видах спорта. Как правило, основное содержание этих видов спорта ориентировано на создание широких предпосылок успеха в различных видах деятельности. Построение процесса общей физической подготовки осуществляется с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, которые выполняются в главной - деятель-

ности. ОФП заметно повышает общий уровень функциональных возможностей организма и работоспособности, развивает комплексно и разносторонне физические качества, систематически обогащает арсенал двигательных умений и навыков [6].

Специальной физической подготовкой (СФП) называют процесс воспитания физических качеств, который обеспечивает преимущественно развитие двигательных способностей, являющихся необходимыми для определенной, конкретной спортивной деятельности, вида спорта или вида трудовой деятельности. При этом, СФП рассчитана на предельную степень развития указанных способностей. С ростом спортивного мастерства уменьшается объем средств ОФП, тогда как объем средств СФП заметно увеличивается [6].

Обучение баскетболу считается успешным в том случае, когда ученики результативно используют свой двигательный потенциал в условиях игрового противостояния. Основу обучения игровой деятельности составляют сформированные взаимосвязи между отдельными компонентами подготовленности [9].

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. На разных этапах учебно-тренировочного процесса важно научиться разумно сочетать общую и специальную физическую подготовку. Так, на начальном этапе подготовки спортсменов ведущее место должна занимать базовая ОФП, независимо от вида спорта [7, 9].

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Средствами физической подготовки являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства. С ростом квалификации спортсмена возрастает удельный вес СФП. В зависимости от уровня подготовленности спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30% (для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени [2].

В возрасте 10-12 лет, на начальном этапе обучения, эффективность средств баскетбола еще невелика. Здесь осуществляется малая физическая нагрузка при выполнении упражнений по технике двусторонней игры, и объем общей физической подготовки составляет 60-70% общего времени, отводимого на занятия. На этом этапе имеет смысл выделять отдельно целые занятия на общую физи-

ческую подготовку. В подготовительной части занятий можно давать знакомые упражнения и игры.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике баскетбола. Ее основным средством (кроме самого баскетбола) являются специальные (подготовительные) упражнения, которые на начальном этапе обучения играют особую роль. Подготовительные упражнения способствуют укреплению кистей рук, развитию силы и быстроты сокращения мышц. Это необходимо для формирования и развития таких качеств, как прыгучесть, быстрота реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстрота перемещений в ответных действиях на сигналы, специальная выносливость (прыжковая, скоростная, скоростно-силовая, ловкость, гибкость и др.) [4].

Важное место среди средств физической подготовки занимают упражнения с различными предметами, такими, как, например, набивной мяч, скакалка, эспандер и др.

Заниматься баскетболом обычно начинают дети с 7-8 лет. Первым звеном в этой цепочке являются общеобразовательные школы. В них этот вид спорта включен обязательным разделом в дисциплину «Физическая культура». Более углубленные и целенаправленные занятия рекомендуется начинать в 10-11-летнем возрасте [9].

Этап начальной спортивной специализации длится обычно 2-3 года. В этот период основным направлениям работы групп является достижение универсальности и разносторонности. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.

2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыками игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

4. Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передач, ведения мяча, броска мяча в кольцо.

5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.

6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки.

7. Привитие навыков к соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола и стойкого интереса к занятиям баскетболом.

8. Первичный отбор способных к занятиям баскетболом детей.

В соответствии с этими задачами происходит, и распределение учебного времени.

С детьми 10-13 лет, начинающими заниматься баскетболом, стоит

проводить три тренировки в неделю по 90 минут. На этом этапе основными задачами занятий являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основными техническими приемами и элементарными тактическими приемами игры, воспитание устойчивой мотивации к занятиям видом спорта. В более позднем возрасте (1314 лет) продолжительность занятий стоит увеличить до 2-2,5 часов.

Основная задача программы начальной подготовки - обучающая. Заключается она в необходимости создания предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основным показателем работы спортивных школ по баскетболу является выполнение в конце каждого года нормативных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся [2].

В процессе тренировок большое внимание стоит уделять вспомогательным средствам и методам, таким, как акробатические и гимнастические упражнения, легкая атлетика, различные игры. Но особое место все же занимают упражнения с мячом. Задачами этих упражнений являются как физическое развитие, так и освоение навыков работы с мячом, умение согласовывать свои действия с мячом во времени и в пространстве. Вместе с ростом спортивного совершенствования баскетболиста эта способность приобретает особое значение.

Начальный этап подготовки предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний. Этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования определены нормативными документами для детских спортивных школ. Целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для развития детско-юношеского спорта в стране.

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент.

Полученные результаты в процессе спортивной тренировки зависят во многом от правильного планирования средств и методов. Тренеру необходимо хорошо знать основные средства, методы развития и совершенствования физических способностей, способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям [8].

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена

на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом [2].

Тренировочные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий; групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности [2].

Литература

1. Гомельский А. Я. Баскетбол: Секреты мастера. М. : Физкультура и спорт, 1997. 122 с.

2. Железняк Ю. Д., Чачин А. В. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. М., 2008.

3. Жуков М. Н. Подвижные игры. М. : Академия. 2000. 160 с.

4. Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта0 М. : Просвещение, 2002. 244 с.

5. Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ. М., 1975. 211 с.

6. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическое упражнения и подвижные игры :метод. пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2006. 151 с.

7. Нестеровский Д. И., Поляков В. А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие для учителей и студентов ин-тов физ. культуры. Пенза, 1996. 120 с.

8. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М. : Просвещение, 2000. 256 с.

9. Шерстюк А. А. [и др.]. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки : учебное пособие, Омск, 1991. 200 с.

References

1. Gomel A. Y. Basketball: secrets of the masters / A. ja. Gomelsky. -Moscow: FIS, 1997. - 122 p.

2. Zheleznyak Yu. D., Chachin A.V. Approximate program of sports training for specialized children and youth schools of the Olympic reserve (stages of sports improvement), schools of higher sports skill. - M., 2008.

3. Zhukov M. N. Mobile games / M. N. Zhukov. - M.: publishing house of the Academy. - 2000. - 160 PP.

4. Kostikova, L. V. Basketball. ABC sports / L. V. Kostikova. - Moscow: Enlightenment, 2002. - 244 p.

5. Causey B. Basketball: concepts and analysis / B. Causey, F. Power; socr. per. E. R. Yakhontova. - M., 1975. - 211 p.

6. Kuznetsov V. S. Physical exercises and outdoor games. Method. the manual / V. S. Kuznetsov, G. A. Kolodnitsky. - M.: NC ENAS, 2006. - 151 p.

7. Nesterovsky D. I. Learning the basics of attack techniques of basketball: studies. -method. manual for teachers and students of the Institute of physical culture / D. I. Nesterovsky, V. A. Polyakov. - Penza, 1996. - 120 PP.

8. Ozolin Ng trainer's Handbook: the Science of winning. - Moscow: "Enlightenment", 2000. - 256 p.

9. Sherstyuk A. A. et al. Basketball: basic techniques, methods of training in groups of initial training: textbook, - Omsk, 1991.- 200 PP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.