УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
12-13 ЛЕТ
Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Ольга Игоревна Ерина, ассистент, Юлия Игоревна Ерина, ассистент, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
Соревновательная деятельность в современном баскетболе характеризуется увеличением плотности игровых действий, сокращением времени реализации технических приемов и комбинаций, а также отдельных фаз в структуре двигательного акта, стремительностью тактических взаимодействий, что требует от спортсменов постоянной концентрации внимания и способности «быстро, оперативно и целесообразно анализировать игровую ситуацию, активизировать мыслительные процессы, направленные на поиск рациональных путей решения актуальной задачи и достижения целевых установок». В этой связи в работе с баскетболистами 12-13 лет авторы представленной статьи уделяли большое внимание задаче формирования тактического мышления за счет применения проблемных игровых ситуаций, разнообразных тактических действий и комбинаций, проецирующих многообразие соревновательного противоборства, требующего от юного спортсмена оперативного принятия решений на основе их осмысления и анализа. Такое направленное формирование свойств внимания, тактического мышления и креативности позволило совершенствовать индивидуальные технические действия юных баскетболистов, повысить качественные стороны игровой деятельности, включая более эффективную реализацию штрафных бросков и бросков с игры, увеличить количество «подборов и перехватов мяча», снизить «потери мяча».
Ключевые слова: юные баскетболисты, тактическая подготовка, тактическое мышление, внимание, игровая деятельность, методические подходы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p552-559
FEATURES OF THE INFLUENCE OF TACTICAL THINKING ON THE EFFECTIVENESS OF THE PLAYING ACTIVITY OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS 12-13 YEARS OLD
Tatyana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, docent, Department chair, Galina Anatolyevna Kuzmenko, the doctor of pedagogical sciences, docent, professor, Olga Igorevna Erina, the assistant, Julia Igorevna Erina, the assistant, Moscow State Pedagogical
University
Abstract
Competitive activity in modern basketball is characterized by an increase of the density of action game, shortening the period of implementation of techniques and combinations, as well as the individual phases in the structure of motor activity, swiftness tactical interactions that requires athletes constant concentration and the ability to "quickly and it is advisable to analyze the situation, to enhance the mental process, aimed at finding practical ways to solve actual problems and achieve goals". In this regard, in working with basketball players aged 12-13, the authors of the presented article paid great attention to the task of forming tactical thinking through the use of problematic game situations, a variety of tactical actions and combinations projecting a variety of competitive confrontation, requiring a young athlete to make prompt decisions based on their comprehension and analysis. This directed formation of the properties of attention, tactical thinking and creativity made it possible to improve the individual technical actions of young basketball players, improve the quality aspects of playing activities, including more effective implementation of free throws and throws from the game, increase the number of "rebounds and interceptions of the ball", reduce "ball loss".
Keywords: young basketball players, tactical training, tactical thinking, attention, game activity, methodological approaches.
ВВЕДЕНИЕ
Усиливающийся уровень конкуренции на состязаниях самого высокого ранга, постоянная модификация правил соревнований, усовершенствование материально-технического оснащения практически во всех видах спорта вызывают необходимость оптимизации системы подготовки спортивного резерва, разработки новых технологий, методик и методических подходов, повышающих эффективность различных сторон подготовленности атлетов. Общеизвестно, что по мере роста спортивного мастерства парциальный вклад компонентов технико-тактической и психологической подготовки возрастает. Специалисты сферы спорта полагают, что достиженский ресурс личности фактурно проявляющийся в процессе соревновательной деятельности посредством реализации тактических замыслов и планов, детерминирован степенью проявления тактического мышления, тактических знаний, умений и навыков конкретного спортсмена [2, 7, 8]. Современный спорт становится все более интеллектуальным и сложным. И чтобы обеспечить преимущество в состязании независимо от специфики соревновательной деятельности и выигрывать, необходимо опережать соперников, в том числе за счет скорости игрового мышления. Наряду с этим действенность принятого атлетом намерения предопределена целым рядом факторов, в перечне которых: уровень двигательной подготовленности; наличие опыта участия в соревнованиях различного ранга с соперниками, демонстрирующими разнообразную манеру состязательной борьбы; игровое амплуа спортсмена; структурные особенности протекания психических процессов, степень выраженности волевых усилий, психомоторных, перцептивных и интеллектуальных способностей, особенно тех, которые в решающей мере определяют качество соревновательной деятельности и т. д. В первую очередь это касается свойств внимания и мышления, непосредственно влияющих на оперативность и актуальность принимаемого решения наиболее приемлемого для конкретной соревновательной ситуации.
Так, по оценкам исследователей, атлетам с незаурядными интеллектуальными способностями, свойственны в большей мере внимательность, находчивость, умение предвосхищать ситуацию, стремительность и пластичность мышления, в совокупности, позволяющие им оперативно и качественно реализовывать свои тактические замыслы [8, 13]. Наряду с этим, тактическая подготовленность, как интегративный результат креативной, преобразующей деятельности, включающая многократно апробированную в рамках учебно-тренировочного процесса совокупность технико-тактических действий и их комбинаций базируется на способности к «тактическому мышлению», которое В.А. Родионов с соавторами определяет как: «мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий» [12].
Вместе с тем, отдельного спортсмена характеризует преобладающий способ анализа получаемой информации, так называемый «профиль мышления», зависящий от его образа мышления, творческого ресурса и в целом, обусловливающего результативность деятельности, увлеченность и профессиональную устремленность конкретной личности [10].
Обобщая специальную литературу, отметим, что большинство исследователей, осмысливая различные аспекты подготовки спортсменов, в качестве методологического ориентира опираются на системно-деятельностный подход. Так в работе С.А. Кугаевско-го, находим подробное описание реализации представленного научного подхода в практике работы с командами ДЮСШ по баскетболу. «Сначала тренер создает условную игровую ситуацию, указывая на необходимость применения тех или иных технических и
тактических приемов. Затем, игроки обсуждают ситуацию, предлагают альтернативные способы выхода из нее. Все догадки и сомнения проверяются при попытке воспроизведения заданных условий. Данный подход при развитии тактических навыков является наиболее продуктивным исходя из целого ряда причин. В первую очередь стоит сказать, что игроки получают возможность отработать различные комбинации в рамках тренировочных, а не соревновательных условий. Тренер может самостоятельно подбирать необходимые ситуации» [7]. Отметим, что инициатива принадлежит игрокам, которые активно моделируют, предлагают и реализуют в игре различные способы решения соревновательной ситуации, а не пассивно репродуцируют установку наставника, при этом «развитие тактических навыков должно соотноситься с физическим и психическим развитием спортсмена» [1, С. 19-20].
Принимая во внимание специфику спортивных игр, заметим, что тактика игры в баскетбол носит вероятностно-поисковый характер и включает заранее продуманные и в то же время не исключает импровизированные действия, зависящие от ответных реакций соперников и партнеров по команде, разворачивающейся состязательной ситуации [2]. В этой связи тактический замысел и способность реализовать его в процессе состязания, служит базовым элементом тактической подготовленности юных баскетболистов, а тактический план рассматривается как некая модель образа действий конкретного игрока или команды, учитывающая фактический потенциал юных спортсменов, сложившуюся игровую обстановку и предвидение вероятностного результата поединка [4].
Основной принцип работы с баскетболистами 12-13 лет на тренировочном этапе -универсальность подготовки в сочетании с элементами игровой специализации. Задача формирования у занимающихся в этот период навыка самостоятельного тактического мышления реализуется параллельно с овладением умения к специфическим тактическим взаимодействиям.
Тактическое мышление юных атлетов, характеризуется безошибочностью и скоростью визуальных перцепций, быстротечностью умственных операций, синтезом оптимального ответного реагирования, в совокупности разворачивающихся в условиях дефицита времени, зачастую на фоне повышенного эмоционального напряжения и нарастающего физического и психического утомления [11].
По мнению В.В. Медведева, «у представителей спортивных игр антиципация, то есть предвидение, предвосхищение, действий соперника, основывается не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивного поединка. Оперативное мышление связано с феноменом антиципации, предвидением действий в данный момент. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, то есть действия, опережающие начало действий или движений соперника» [9].
В этой связи представляет интерес обоснование структуры и содержания тактической подготовки у представителей ситуационных видов спорта уже на базовом этапе спортивного совершенствования и оценки их влияния на различные компоненты тактической подготовленности и игровую деятельность в целом.
Цель исследования - изучить особенности проявления тактического мышления и его влияния на эффективность игровой деятельности юных баскетболистов 12-13 лет на тренировочном этапе.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изыскание проводилось в период с 09.10.2020 г. по 12.03.2021 г. на базе ДЮСШ «ОЛИМП» Конаковского района, Тверской области с участием 24 юных баскетболистов 12-13 лет.
В исследовании использовались анализ и обобщение специальной литературы, педагогическое наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент, включающий тестирование. Обработка фактологического материала проводилась с применением ста-
тистического пакета SPSS 23.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обобщение данных анкетного опроса 18 тренеров ДЮСШ и слушателей курсов повышения квалификации МШ У (стаж работы от 3 до 23 лет) зафиксировало, что специалисты считают, что независимо от уровня квалификации спортсменов для повышения игровой результативности команды важно развивать тактическое мышление у спортсменов и использовать для реализации этой задачи не только практические, но и теоретические занятия. В то же время, несмотря на то, что анализ игр с детальным разбором соревновательных ситуаций регулярно проводят все респонденты, тренеры констатируют, что на практике недостаточно времени отводят тактической подготовке, включающей направленное формирование тактического мышления, наряду с развитием творческих способностей спортсменов. В этой связи нами были разработаны комплексы упражнений, моделирующие варианты игровых ситуаций и направленные на развитие различных компонентов тактической подготовленности, включая тактическое мышление и креативные способности юных атлетов.
Наблюдения за учебно-тренировочными занятиями и соревнованиями зафиксировали, что главные трудности в процессе состязания у игроков сопряжены с принятием решения и его адекватностью: кому, в каком направлении и в какой момент выполнить передачу мяча; определить наиболее выгодное положение для завершения разыгрываемой комбинации в зависимости от конкретной соревновательной ситуации; выбрать момент для атаки кольца и завершения броска и т. д. При этом атлет постоянно пребывает в непростом положении выбора, и своевременность ответной реакции обусловливает результативность реализации тактического замысла, когда игрок выстраивает план действий, сопрягая сведения о деятельности соперников в зависимости от степени их важности, опираясь на предположения о возможном сценарии развития игровой ситуации и принимая во внимание сдерживающее противодействие и активность соперника [13].
Моделируя в процессе учебных занятий те или иные игровые комбинации, мы, прежде всего, стремились формировать у подопечных способность к антиципации, включающую умение оперативно принимать решения, оценивать актуальное состояние и отбирать адекватные способы реагирования, содержащую серию логически следующих друг за другом технических приемов и комбинаций, выполняемых одномоментно [3]. При этом, важно обращать внимание на процесс актуализации регулятивной деятельности игрока и «формирования тактических умений: не от комбинаций к неизвестной ситуации, а от конкретной ситуации к рациональным тактическим действиям в виде наигранных комбинаций» [5].
Вместе с тем, реализация этого направления на практике сталкивается с рядом трудностей психологического, теоретического и методического плана, а именно, с необходимостью формирования у юных игроков умения классифицировать игровые ситуации, что связанно с «психологическим анализом игровой деятельности и структурой игрового мышления. Однако такие умения могут быть сформированы, если их сделать объектом специального обучения» [8]. Поэтому в процессе тактической подготовки параллельно решалась задача обучения юных баскетболистов осмыслению разнообразных игровых ситуаций и выделению оснований для их структуризации, что позволило создать творческую атмосферу на занятиях, моделировать игровые комбинации, совершенствовать коллективные взаимодействия, сыгранность игроков и др. [9].
Отметим, высокую степень детерминированности скорости принятия решения и характера психических функций - перцепции, внимания, памяти, мышления наряду с уровнем владения технико-тактическими действиями и физической подготовленностью. Данное обстоятельство стимулировало включение в программу формирования тактического мышления у юных баскетболистов методов, средств и методических приемов, в со-
вокупности моделирующих соревновательные ситуации, требующие выработки адекватной ориентировочной основы реализации технико-тактических действий и комбинаций и высокой степени устойчивости к сбивающим факторам (дефицит времени, противодействие соперников, нарастающее утомление, внешние условия, особенности судейства и др.). Осмысливая полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, характеризующие показатели оперативного мышления и внимания у спортсменов, констатируем, что на начальном этапе исследования зафиксированы невысокие значения исследуемых параметров у баскетболистов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ). Анализ показателей оперативного мышления (по времени, затраченному на решение определенной задачи) и свойств внимания («Тест Шульте», «Корректурная проба») [10] у баскетболистов обеих групп до проведения педагогического эксперимента (октябрь 2020 г.) статистически значимых различий между юными спортсменами не зафиксировал (р>0,05).
В то же время, анализ показателей свойств внимания и оперативного мышления у баскетболистов 12-13 лет КГ и ЭГ в марте 2021 г. показал, что разработанные средства и методы развития различных компонентов внимания и мышления позитивно повлияли на уровень их проявления у спортсменов ЭГ в отличие от их сверстников из КГ (р<0,05) (таблица 1). Так параметры: «оперативность мышления» у атлетов ЭГ увеличились на 31,1%; «переключение внимания» на 11,3%; «устойчивость внимания» на 21,2%. При этом количество ошибок снизилось на 38,3%, что говорит об эффективности применяемых комплексов упражнений для развития представленных качеств, влияющих в свою очередь на уровень проявления «тактического мышления» в целом.
Для выявления «профиля мышления» и креативности (опросник Дж. Брунера) юных баскетболистов была использована специальная шкала выраженности типов мышления по 3-м уровням в баллах - низкий (0-5); средний (6-9); высокий (10-15) [10].
Таблица 1 - Оценка показателей оперативного мышления и свойств внимания у юных баскетболистов КГ и ЭГ (п=24) после проведения опытно-экспериментальной исследования, март 2021 года, (1кр=2,07)_
Оцениваемые показатели Группы ^ЖО. р
КГ, п=12 ЭГ, п=12
хср.1±01 хср.2±^2
1. Оперативность мышления (с) 28,6±2,62 18,4±2,82 3,78 <0,05
2. Переключение внимания (с) 5,3±0,23 6,1±0,32 2,21 <0,05
3. Устойчивость внимания (кол-во знаков) Выполнено правильно 77,2±12,35 86,6±13,51 2,34 <0,05
Выполнено с ошибкой 20,1±1,62 12,9±2,23 3,32 <0,05
Как представлено на рисунке у спортсменов КГ в октябре 2020 г. преобладал предметный (8,2 балла), образный (7,4 балла) и креативный (7,7 балла) тип мышления. В ЭГ доминировали предметный (9,0 баллов) и образный (8,2 балла) типы мышления. 12 10
8 -6 -4 -2 0
8,2
8,0
9,8
7,4
7,7
I 7,3
8,2
7,4
8,3
7,7 8 7,8
8,2
9,0
9,6
п
1 2 3
КГ, октябрь 2020 г. ЭГ, октябрь 2020 г. КГ, март 2021 г.
■ Предметное мышление ■ Символическое мышление
I Образное мышление ■ Креативное мышление
4
ЭГ, март 2021 г. ■ Логическое мышление
Рисунок - Исследование профиля мышления у юных баскетболистов КГ и ЭГ до и после проведения опытно-экспериментального исследования, октябрь 2020 г. - март 2021 г., в баллах
7 9
Известно, что предметное мышление неразрывно связано с умением оперировать предметом в пространстве и во времени. Так, по наблюдениям у 80% юных спортсменов из числа обследованных, преобразование информации происходило посредством предметных действий, результатом которых предстает «мысль, выраженная в двигательных действиях» [11].
При образном мышлении последствием является «мысль, воплощенная через двигательный образ, некий «визуальный ряд (картина) из движений и материальных действий» [12]. Данный тип мышления выявлен у 62% баскетболистов.
Креативность мышления, т. е. конструктивное и нестандартное решение трудно реализуемых задач в спортивной деятельности, в ситуациях дефицита информации, на среднем уровне была зафиксирована лишь у 2-х человек.
Таблица 2 - Оценка эффективности игровой деятельности баскетболистов КГ и ЭГ (п=24) до и после эксперимента, октябрь 2020 г - март 2021 г., (^р=2,07)_
Параметры игровой деятельности Октябрь 2020 г. Март 2021 г.
КГ, п=12 ЭГ, п=12 ^экс.; р>0,05 КГ, п=12 ЭГ, п=12 ^экс.; Р
хср.3±Оз хср.5±^5 хср.5±^5
1. Броски мяча с игры (%) 37,1±5,26 38,1±6,62 1,98 40,1 ±7,31 40,8±8,02 1,86; >0,05
2. Штрафные броски (%) 25,5±3,34 26,1 ±4,31 0,83 37,1±6,66 48,1±9,34 3,45; <0,05
3. Фолы (кол-во раз) 1,1±0,06 1,2±0,02 1,01 1,1±0,03 1,0±0,21 1,66; >0,05
4. Потери мяча (кол-во раз) 2,2±0,12 1,8±0,03 0,91 1,5±0,06 0,8±0,08 2,42; <0,05
5. Подборы мяча (кол-во раз) Свои 1,3±0,09 1,3±0,06 1,24 1,6±0,03 2,1±0,23 3,04; <0,05
Чужой 0,6±0,11 0,6±0,02 0,25 0,6±0,01 0,8±0,06 1,12; >0,05
6. Ошибки при передаче мяча (кол-во раз) 1,9±0,33 2,1 ±0,24 1,12 2,4±0,03 1,3±0,12 2,36; <0,05
7. Перехват мяча (кол-во раз) 0,4±0,01 0,5±0,03 1,36 0,6±0,05 1,1±0,09 2,24; <0,05
Обобщая полученные данные, заключим, что по выраженности типов мышления у баскетболистов обеих групп до включения специально разработанных комплексов упражнений, моделирующих соревновательные ситуации, имели средний уровень (6-9 баллов) проявления тех или иных типов мышления (рисунок).
После завершения опытно-экспериментальной работы спортсмены ЭГ продемонстрировали тенденцию к повышению значений по показателям: символического мышления на 8,22%; логического мышления на 22,39%; образного мышления на 9,76%; предметного мышления на 8,89%; креативного мышления на 29,73%. Хотя в целом у баскетболистов ЭГ профиль символического, логического и образного мышления, остался в диапазоне средних величин. Вместе с тем, показатели профиля предметного мышления (9,8 баллов) и, что важно, креативности мышления (9,6 балла) оказались на более высоком уровне. Что свидетельствует об эффективности разработанной методики развития тактического мышления, в частности, повышения уровня креативности мышления у баскетболистов 12-13 лет.
Профиль мышления у спортсменов КГ после эксперимента остался практически на прежнем, среднем уровне (р>0,05).
Далее для оценки эффективности методики направленного формирования тактического мышления нами проанализированы данные, характеризующие игровую деятельность участников опытно-экспериментального исследования (таблица 2). Сравнение показателей эффективности игровой деятельности баскетболистов КГ до и после эксперимента показало, что позитивные изменения произошли по параметрам: «штрафные броски» - увеличение показателя на 11,5% по сравнению с исходным значением; «броски с игры» увеличился на 3,1%; количество потерь уменьшилось на 25,3%. В то же время ошибки при передачах увеличились на 26,4%, что говорит о низкой помехоустойчивости в условиях активного противоборства и дефицита времени.
По количеству фолов и подборов «чужих» мячей изменений в показателях не обнаружено. По количеству подборов «свои» показатель увеличился на 23,1%; перехватов мяча на 50,2% (таблица 2). В ЭГ по всем показателям произошли позитивные изменения,
за исключением показателя «количество фолов» который остался на прежнем уровне (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика прироста показателей эффективности игровой деятельности баскетболистов ЭГ (п=12) до и после эксперимента, октябрь 2020 г. - март 2021 г., (Ткр=8)
Параметры игровой деятельности Период исследования Тэкс. Wilcoxon; р Изменения, А
Октябрь 2020 г. Март 2021 г.
хср.4±^4 хср.5±^5
1. Броски с игры (%) 38,1±6,62 40,8±8,02 5,5; <0,05 +2,8
2. Штрафные броски (%) 26,1 ±4,31 48,1±9,34 4,0; <0,05 +21,9
3. Фолы (кол-во раз) 1,2±0,02 1,0±0,21 8,5; >0,05 -0,2
4. Потери (кол-во раз) 1,8±0,03 0,8±0,08 6,0; <0,05 -1,0
5. Подборы мяча (кол-во раз) Свой 0,8±0,06 2,1 ±0,23 4,5; <0,05 +0,7
Чужой 1,3±0,12 0,8±0,06 11,5; >0,05 +0,2
6. Ошибки при передачах мяча (кол-во раз) 2,1±0,24 1,3±0,12 3,0; <0,05 -0,7
7. Перехват мяча (кол-во раз) 0,5±0,03 1,1±0,09 6,0; <0,05 +0,6
На достоверно значимом уровне улучшились параметры: «штрафные броски» на 21,9%; «броски с игры» на 2,8%. При этом почти вдвое сократилась «потеря мяча» (50,6%). Количество подборов мяча - «свои» увеличилось на 61,5%; «чужие» подборы на 33,1%. Также отметим, что количество ошибок при передаче мяча снизилось на 35,2%, что говорит о повышении результативности в передачах. Внушительный прирост зарегистрирован по показателю «перехват мяча» - 80,1%.
Динамика показателей игровой деятельности у участников ЭГ свидетельствует об эффективности методики развития свойств мышления и внимания, позволившие в целом улучшить параметры игровой деятельности баскетболистов 12-13 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты изыскания, подтвердили предположение о возможности повышения тактической подготовленности и в ее контурах совершенствования индивидуальных и коллективных тактических действий у баскетболистов 12-13 лет в условиях игровой деятельности за счет направленного развития оперативного и креативного мышления, свойств внимания, позволяющих в совокупности реализовать достиженческий потенциал юных спортсменов. С целью формирования тактического мышления у юных спортсменов в условиях тренировочной деятельности использовались разнообразные тактические действия и комбинации, проецирующие многообразие соревновательного противоборства, требующего от юного спортсмена оперативного принятия решений. Поэтому в процессе тактической подготовки сопряжено решалась задача обучения баскетболистов осмыслению и анализу разнообразных игровых ситуаций и выделению оснований для их структуризации, что позволило создавать на занятиях творческую атмосферу, моделировать игровые комбинации, совершенствовать коллективные взаимодействия и сыгранность игроков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барбашов С.В. Тактическая подготовка в баскетболе в контексте тактического мышления как системообразующего компонента / С.В. Барбашов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 17-20.
2. Бегидова С.Н. Содержательно-процессуальные основы развития тактического мышления как профессионально значимого качества баскетболистов / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова, Р.А. Ах-таов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 17. - С. 43-49.
3. Гагаева Г.М. Особенности процесса мышления при решении тактических задач в спорте / Г.М. Гагаева // Теория и практика физической культуры. - 1951. - № 6. - С. 407-413.
4. Гирьятович Е.Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет на этапе начальной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гирьятович Евгения Геннадьевна. - Омск, 2007. - 22 с.
5. Калининский Ю.А. Игровое мышление футболиста / Ю.А. Калининский. - Москва : [б. и.], 1970. - 68 с.
6. Козин В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 167-172.
7. Кугаевский С.А. Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям / С.А. Кугаевский, В.В. Козин // Омский научный вестник. - 2014. - №4. - С. 137-140.
8. Кузьменко Г. А. Актуализация когнитивных стилей деятельности юных спортсменов в ситуационных видах спорта как условие повышения их конкурентоспособности / Г.А. Кузьменко, Т.К. Ким // Живая психология. - 2020. - Т. 7, № 2 (26). - С. 9-19.
9. Медведев В.В. Психологические основы тактической подготовки спортсменов / В.В. Медведев. - Москва : ГЦОЛИФК, 1987. - 25 с.
10. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.
11. Родионов А.В. Механизмы решения оперативно-тактических задач в игровых видах спорта / А.В. Родионов, О.П. Топышев, В.А. Усков // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 6. - С. 31-34.
12. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. - Москва : Юрайт, 2014. - 367 с.
13. Хромина Т.В. Психологические основы развития игрового мышления у баскетболистов : монография / Т.В. Хромина, В.Н. Сопов. - Хабаровск : ДВГАФК, 2013. - 137 с.
REFERENCES
1. Barbashov, S.V. (2008), "Tactical training in basketball in the context of tactical thinking as a system-forming component", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (38), pp. 17-20.
2. Begidova, S.N., Khazova S.A., Akhtaov R.A. (2017), "Substantive and procedural foundations of the development of tactical thinking as a professionally significant quality of basketball players", Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 17, рр. 43-49.
3. Gagaeva, G.M. (1951), "Features of the thinking process in solving tactical tasks in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 407-413.
4. Giryatovich, E.G. (2007), Formation of the foundations of tactical thinking in basketball players aged 11-13 at the stage of initial specialization, dissertation, Omsk.
5. Kalininsky, Yu.A. (1970), The game thinking of a football player, Moscow.
6. Kozin, V.V. (2014), "Theory and practice of the activity approach to the training of athletes in game sports", Omsk Scientific Bulletin, No. 1 (125), pp. 167-172.
7. Kugaevsky, S.A. and Kozin V.V. (2014), "An activity-situational way of teaching basketball players aged 8-11 to technical and tactical actions", Omsk Scientific Bulletin, No. 4, pp. 137-140.
8. Kuzmenko, G.A. and Kim T.K. (2020), "Actualization of cognitive styles of activity of young athletes in situational sports as a condition for increasing their competitiveness", Living psychology, Vol. 7, No. 2 (26), pp. 9-19.
9. Medvedev, V.V (1987), Psychological foundations of tactical training of athletes. Moscow.
10. Volkov, I.P. (2002), Sports Psychology Workshop, Peter, St. Petersburg.
11. Rodionov, A.V., Topyshev, O.P. and Uskov, VA. (2002), "Mechanisms for solving operational and tactical tasks in game sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 31-34.
12. Rodionov, V.A., Rodionov, A.V. and Sivitsky V.G. (2014), Sports psychology: textbook for academic baccalaureate, Yurayt, Moscow.
13. Khromina, T.V and Sopov V.N. (2013), Psychological foundations of the development of game thinking in basketball players, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2022