Психологические науки
УДК 159.9:796.323.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Тарас Григорьевич Артёменко, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (ТИ (ф) СВФУ)
Аннотация
В статье раскрыты результаты исследования взаимосвязей личностных показателей и интегральной подготовленности спортивного резерва в баскетболе. Для определения уровня интеллектуального развития юных спортсменов использовался тест Р. Кеттелла. Оценка общего вербально-логического мышления проводилась с помощью методики «Исключение слов» (Л.А. Головей). Методика была дополнена заданием со специальной баскетбольной терминологией. В результате математической обработки показателей установлена достоверная корреляционная связь в 10, 11 и 12 лет между уровнем интеллектуального развития и следующими показателями игровой интегральной подготовленности: количеством бросков мяча во время игры; количеством проходов под кольцо; количеством перехватов и подборов мяча; точностью штрафных бросков. Характерно, что по мере формирования спортивного опыта, наблюдается взаимосвязь уровня интеллектуальных проявлений у игроков с такими показателями, как броски мяча, перехваты мяча, количество потерь в защите. Установлены взаимосвязи личностной тревожности и игровой интегральной подготовленности (точности бросков) баскетболистов в возрасте 11 и 12 лет. Показатели внимания и игровой интегральной подготовленности баскетболистов имеют как прямые, так и обратные зависимости.
Ключевые слова: баскетбол, взаимосвязь, интегральная подготовленность, характеристики личности.
INTERRELATION OF PERSONAL INDICATORS WITH INTEGRAL CONDITION
OF BASKETBALL PLAYERS
Taras Grigorievich Artemenko, the candidate of sciences in physical education and sports, senior lecturer, Lyudmila Dmitrievna Khoda, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Technical Institute (branch) of "North-Eastern Federal University " in
Neryungri
Annotation
The article represents the research results of the personal abilities interrelations with the integral fitness condition of sport reserve in basketball. The authors used the method of R. Cattell for defining the intellectual development level of the young sportsmen. Assessment of general verbal - logical thinking was conducted involving the methodology "Words exclusion" (L.A. Golovey). The method was elaborated with a task of including the special basketball terminology. In the result of statistical analysis of the abilities, the reliable correlation was indicated at 10, 11 and 12 years old between the level of intellectual development and following indexes of the playing integral condition: the number of pointers during the game; the amount of takes, the number of turnovers and rebounds; the exactness of foul shots. Tellingly that with sport experience development, interrelation of the intellectual level aspects and such indexes as the pointers, turnovers, amount of defense failures is observed. Relations between personal anxiety and playing integral condition (exactness of pointers) of basketball-players at the age of 11 and 12 are determined. Indexes of attention and playing integral condition of the basketball players have both direct and inverse relation.
Keywords: basketball, interrelation, integral condition, personal abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в спортивной конкуренции в баскетболе ставят перед специалистами-тренерами вопросы, ответы на которые решают проблемы формирования спортивного резерва и повышения эффективности его специализированной подготовки,
что оказывает влияние на достижение спортивного успеха. Значимость изучения комплекса свойств и качеств личности баскетболиста, в аспекте его индивидуально-психологических особенностей, связано с тем, что действие внешних причин (объективных требований, предъявляемых к спортсмену) на поведение спортсмена, опосредуется, внутренними условиями: индивидуальными психологическими свойствами и качествами личности [1, 3]. К таким внешним требованиям к спортсменам, которые наиболее полно отображают игровую соревновательную деятельность в баскетболе, относят интегральную подготовку, которая реализуется в спортивной тренировке, через обучение и совершенствование всех видов подготовки: технической, тактической, психологической [2]. Возрастает необходимость соответствия психологическим требованиям современного баскетбола [3]. Именно поэтому, нами проводились исследования в направлении выявления комплекса личностных качеств баскетболиста, взаимосвязанных с интегральной подготовленностью, которые бы обеспечили успешность соревновательной деятельности.
МЕТОДИКА
Определение уровня технической подготовленности баскетболистов проводилось в соответствии с учебной программой для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Показатели игровой деятельности определялись в процессе официальных игр баскетболистов.
Для измерения уровня интеллектуального развития юных спортсменов, независимо от влияния факторов окружающей среды, использовался тест Р. Кеттелла. Оценка вер-бально-логического мышления общего (МВЛО) проводилась с помощью методики «Исключение слов» (Л. А. Головей) позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков [3]. С целью определения проявления вер-бально-логического мышления, связанного с баскетболом, эта методика была дополнена заданием, в котором общие слова заменены специальной баскетбольной терминологией, которая характеризует специфику игры в баскетбол.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты корреляционного анализа, позволяют констатировать значимость взаимосвязи мышления и показателей игровой интегральной подготовленности и имеют выраженные значения коэффициентов корреляции (таблица 1).
Таблица 1 - Взаимосвязи показателей типов мышления с показателями игровой интегральной подготовленности баскетболистов_
Показатель игровой интегральной подготовленности Возраст, лет
10 (п=40) 11 (п=39) 12 (п=36)
МВЛС МВЛО МО МВЛС МВЛО МО МВЛС МВЛО МО
Броски мяча по кольцу 0,20 0,50** 0,45** 0,21 0,51** 0,44** 0,55** 0,15 0,53**
Проходы под кольцо 0,20 0,30* 0,25 0,45** 0,35* 0,29 0,36* 0,53** 0,38*
Перехваты и подборы мяча, кол-во 0,10 0,42** 0,31* 0,08 0,40* 0,32* 0,41* 0,17 0,40*
Потери мяча во время ведения и передачи -0,14 -0,34* -0,30* -0,16 -0,46** -0,34* -0,28 -0,27 -0,34*
Потеря игрока в защите 0,12 0,54** 0,40* 0,10 0,55** 0,48** 0,55** 0,15 0,56**
Точность штрафных бросков,% 0,10 0,23 0,14 0,17 0,21 0,12 0,60** 0,30* 0,61**
Точные передачи мяча, кол-во 0,36* 0,38* 0,35* 0,38* 0,49** 0,48** 0,20 0,42** 0,14
Примечание: * — коэффициент корреляции статистически значим на уровне р <0,05; ** — р <0,01; МВЛО — мышление вербально-логическое общее; МВЛС — мышление вербально-логическое специальное; МО — мышление образное
В период обучения в группах начальной подготовки установлена прямая зависимость образного и общего вербально-логического мышления со всеми показателями игровой интегральной подготовленности, за исключением точности штрафных бросков.
Выполнение штрафных бросков в соревнованиях неразрывно связано с восприятием и представлением предметов (мяч, баскетбольное кольцо) в пространстве и времени. В связи с этим преобразование информации баскетболистами осуществляется с помощью предметных действий. Поэтому в ходе исследований наблюдалась взаимосвязь МВЛС и с другими показателями, которые связаны с бросками мяча и эффективностью попадания, а именно бросками во время игры, общей результативностью и количеством бросков. Однако необходимо отметить, что выявленная взаимосвязь несколько ниже, чем при выполнении штрафных бросков, что объясняется, на наш взгляд, другими пространственно-временными условиями выполнения, в частности, броски выполняются с большей скоростью и меньшим временем на подготовку к их выполнению, и т.д.
В этих условиях, помимо МВЛС, проявляются некоторые показатели внимания, волевые качества и координационные способности которые, образуют комплекс важных составляющих для достижения эффективного броска баскетболиста. Наивысшие показатели корреляции игровой интегральной подготовленности и МВЛС отмечены в 12 лет, то есть в конце этапа начальной подготовки.
Здесь между показателями, которые характеризуют количество потерь мяча, наблюдается обратно пропорциональная взаимосвязь, что свидетельствует об уменьшении количества потерь мяча в игре в случаях более эффективного преобразования полученной информации об игровой ситуации и адекватно изменяющейся обстановке, способности осуществлять анализ собственных действий в сложившейся игровой ситуации.
В процессе обучения баскетболу (на этапе технической подготовки) на первом-втором году занятий, когда формируются индивидуальные базовые движения игроков с мячом и без него, используются упражнения, воздействующие на образное и вербально-ло-гическое мышление. Кроме того, в течение этого периода подготовки формируется игровое мышление, необходимое для дальнейшего изучения, развития и совершенствования групповых и командных взаимодействий.
Время для принятия правильного решения в быстро меняющихся игровых ситуациях минимальное, поэтому реализация приобретенных навыков происходит не только в результате проведения интеллектуальной работы (восприятия происходящего, его анализа и реализации принятого решения), а уже на фоне автоматизации двигательного действия.
В результате анализа данных, уровень интеллектуального развития имеет прямую зависимость со всеми показателями игровой интегральной подготовленности; исключение составляет показатель, характеризующий потери мяча в игре (таблица 2).
Установлено, что на этапе начальной подготовки, значения коэффициентов корреляции уровня интеллектуального развития и игровой интегральной подготовленности выше, чем значения зависимостей интеллектуального развития с физической и технической подготовленностью.
Таблица 2 - Взаимосвязи показателей интеллектуального развития и показателей игровой интегральной подготовленности баскетболистов_
Показатель игровой интегральной подготовленности Интеллектуальное развитие, возраст, лет
10 (п=40) 11 (п=39) 12 (п=36)
Броски мяча по кольцу, кол-во 0,45** 0,49** 0,54**
Проходы под кольцо, кол-во 0,50** 0,52** 0,48**
Перехваты и подборы мяча, кол-во 0,40* 0,40* 0,42**
Потери мяча во время ведения и передачи, кол-во -0,20 -0,25 -0,13
Потеря игрока в защите, кол-во 0,50** 0,52** 0,55**
Точность штрафных бросков, % 0,53** 0,54** 0,58**
Точные передачи мяча, кол-во 0,39* 0,42** 0,38*
Примечание: * — коэффициент корреляции статистически значим на уровне р <0,05; ** — р <0,01
Достоверная корреляционная связь в 10, 11 и 12 лет обнаружена между уровнем интеллектуального развития и следующими показателями игровой интегральной подготовленности: количество бросков мяча во время игры (г=0,45 (р<0,01), г=0,49 (р<0,01), г=0,54 (р<0,01)); количество проходов под кольцо (г=0,50 (р<0,01), г=0,52 (р<0,01), г=0,48 (р<0,01)); количество перехватов и подборов мяча (г=0,40 (р<0,05), г=0,40 (р<0,05), г=0,42 (р<0,01)); точность штрафных бросков (г=0,53 (р<0,01), г=0,54 (р<0,01), г=0,58 (р<0,01)). Характерно, что с каждым годом, по мере формирования спортивного опыта, взаимосвязь уровня интеллектуальных проявлений у игроков наблюдается с такими показателями, как броски мяча, перехваты мяча, количеством потерь мяча в защите, точностью штрафных бросков. При этом в 12 лет отмечена наибольшая корреляционная связь на уровне г=0,58 (р <0,01) между показателем интеллектуального развития и точностью штрафного броска. Тенденция, которую можно наблюдать в отношении значимости уровня интеллектуального развития для игровой интегральной подготовленности, начиная с первого года обучения в группах начальной подготовки, позволяет сделать вывод о том, что определять его уровень целесообразно с первых месяцев обучения, как важного показателя при проведении отбора в баскетбол. Исследование взаимосвязи личностной тревожности и игровой интегральной подготовленности баскетболистов в возрасте от 10 и до 12 лет, позволяет выявить наличие таковой только в 11 и 12 лет, характеризующей точность бросков на уровне г=0,30 (р<0,05) и г=0,36 (р<0,05) (таблица 3).
Таблица 3 - Взаимосвязь показателей личностной тревожности и показателей игровой интегральна_
Показатель игровой интегральной подготовленности Личностная тревожность
Возраст, лет
10 (п=40) 11 (п=39) 12 (п=36)
Броски мяча, кол-во 0,12 0,20 0,22
Результативность, % 0,13 0,18 0,26
Перехваты мяча, кол-во 0,06 0,23 0,23
Потери мяча, кол-во -0,10 -0,20 -0,22
Точность бросков, % 0,17 0,30* 0,36*
Точность штрафных бросков, % 0,11 0,23 0,28
Подборы мячи, кол-во 0,24 0,17 0,24
Примечание: * — коэффициент корреляции статистически значим на уровне р <0,05
Возрастание указанной взаимосвязи свидетельствует об увеличении значения показателя личностной тревожности для точности бросков. Также необходимо отметить, что эта взаимосвязь характеризуется прямой зависимостью.
Корреляционный анализ результатов взаимосвязи внимания баскетболистов и показателей игровой интегральной подготовленности имеет как прямые, так и обратные зависимости (таблица 4).
Таблица 4 - Взаимосвязь показателей внимания и игровой интегральной подготовленности баскетболистов
Показатель игровой интегральной подготовленности Показатели внимания
Возраст, лет
10 (п=40) 11 (п=39) 12 (п=36)
Е Т У Е Т У Е Т У
Броски мяча по кольцу, кол-во 0,11 -0,10 0,14 0,19 -0,02 0,14 0,13 -0,03 0,10
Проходы под кольцо, кол-во 0,28 0,20 0,31* 0,37* 0,23 0,35 0,40* 0,21 0,33*
Перехваты и подборы мяча, кол-во 0,31* 0,18 0,25 0,41* 0,21 0,42** 0,44* 0,17 0,38*
Потери мяча во время ведения и передачи, кол-во -0,20 0,18 -0,26 -0,25 -0,15 -0,31 -0,34* -0,11 -0,37*
Потеря игрока в защите, кол-во 0,10 0,06 0,30* 0,18 0,19 0,33* 0,14 0,12 0,27
Точность штрафных бросков, % 0,30* 0,15 0,46** 0,31* 0,23 0,50** 0,32* 0,22 0,48**
Точные передачи мяча, кол-во 0,09 0,10 0,14 0,09 0,19 0,06 0,15 0,13 0,11
Примечания: * — коэффициент корреляции статистически значим на уровне р <0,05; ** — р <0,01; Т — точность концентрации при работе, которая требует внимания; Е — эффективность работы, которая требует внимания; У — скорость переноса информации в зрительно-двигательной системе
В 10 лет устойчивость внимания имеет прямую зависимость с проходами под кольцо (r=0,31 (p <0,05)), потерями мяча в защите (r=0,30, (p <0,05)) и точностью штрафных бросков (r=0,46 (p <0,01)). В 11 лет устойчивость внимания имеет больше взаимосвязей, однако их характер как прямой, так и обратно пропорциональный: прямые взаимосвязи с проходами под кольцо (r=0,35 (p <0,05)), перехватом мяча (r=0,42 (p <0,01)), потерей мяча в защите (r=0,33 (p <0,05)), точностью штрафных бросков (r=0,50 (p <0,01)) и обратная взаимозависимость с потерями мяча (r= - 0,31 (p<0,05)). В 12 лет характерны прямые взаимосвязи между устойчивостью внимания и проходами под кольцо (r=0,33 (p <0,05)), перехватами мяча (r=0,38 (p <0,05)), точностью штрафных бросков (r=0,48 (p <0,01)) и обратные - с потерями мяча (r=0,37 (p <0,05)).
Зрительный анализатор оказывает влияние на характеристики внимания, определяя эффективность в баскетболе. Так в 10 лет такая эффективность имеет достоверную связь с перехватами мяча (r=0,31 (p <0,05)) и точностью штрафных бросков (r=0,30 (p <0,05)). Установлено, что количество связей с показателями игровой интегральной подготовленности во время последующих лет обучения (11 и 12 лет) увеличивается. Так в 11 и 12 лет наблюдалась достоверная прямая зависимость с проходами под кольцо (r=0,37 (p <0,05) и r=0,40 (p <0,01)), с перехватами мяча (r=0,41 (p <0,05) и r=0,44 (p <0,01)) и точностью штрафных бросков (r=0,31 (p <0,05) и r=0,32 (p <0,01)). В 12 лет отмечена обратная взаимозависимость эффективности работы на внимание с потерями мяча (r= -0,34 (p <0,05)). Важно отметить, что указанные показатели связаны с адекватным восприятием пространства и времени. Так, низкий уровень внимания при оценке расстояния при передаче мяча, приводит к неправильной скорости его полета, что дает шанс для перехвата его соперником. И наоборот, правильная и своевременная оценка зрительным анализатором расстояния и скорости полета мяча обеспечивает возможность выполнения перехвата.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило выявить наиболее важные личностные показатели, оказывающие влияние на успешность игры в баскетболе и определяющие перспективность баскетболиста для продолжения обучения. Выявленные психологические качества, способствующие наилучшим проявлениям технико-тактических умений и навыков спортсменами, являются обязательными в личностных характеристиках баскетболистов на различных этапах спортивного совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артеменко, Т.Г. Благоприятные периоды диагностики личностных особенностей юных баскетболистов 10-12 лет, в связи с проведением отбора на этапе начальной подготовки / Т.Г. Артеменко // Физическое воспитание : сб. науч. трудов / Харьковская акад. дизайна и искусств ; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков, 2009. - № 2. - С. 3-6.
2. Артеменко, Т.Г. Факторная структура личностных особенностей юных баскетболистов / Т.Г. Артеменко // IX Международный научный конгресс "Олимпийский спорт и спорт для всех". Киев, 20-23 сентября 2005 г. : тезисы докладов. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - С. 99.
3. Воронова, В.И. Психология спорта : учебное пособие / В.И. Воронова. - Киев : Олимпийская литература, 2007. - 298 с.
4. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов : учебное пособие / Е.Р. Яхонтов. - СПб. : [б.и.], 2000. - 58 с.
5. Гомельский, Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола / Е.Я. Гомельский. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та, 2010. - 60 с.
6. Поплавский, Л.Ю. Баскетбол / Л.Ю. Поплавский. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 447 с.
REFERENCES
1. Artemenko T.G. (2009), "Favorable periods of diagnostics of personality features of young basketball-players 10-12, in connection with selecting on the stage of initial preparation", Physical education: collection of scientific works, Kharkov academy design and arts, Kharkov, No. 2, pp. 3-6.
2. Artemenko, T.G. (2005), "Factor structure of personality features of young basketball-players", IX International scientific congress "Olympic sport and sport for all", Kiev, on Septembers, 20-23. 2005: collection of scientific works, Olympic literature, Kiev, рр. 99.
3. Voronova, V.I. (2007), Sport psychology. Manual educational, Olympic literature, Kiev.
4. Yakhontov, E.R. (2000), Psychological training of basketball players. Manual educational, St. Petersburg.
5. Gomelsky, E.Ya. (2010), Psychological aspects of modern basketball, MSU, Moscow.
6. Poplavsky, L.Yu. (2004), Basketball. Manual educational, Olympic literature, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2018
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
СЕРДЦА У СПОРТСМЕНОВ
Михаил Владимирович Беглов, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов; Владимир Станиславович Василенко, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский Государственный педиатрический медицинский Университет Минздрава России» (СПб ГПМУ), Санкт-Петербург; Дмитрий Владимирович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов
Аннотация
У большинства спортсменов нарушение адаптации сердца к физическим нагрузкам на начальном этапе проходит бессимптомно. При этом спортсмены склонны скрывать признаки дезадаптации, неадекватно оценивая свое физическое состояние. Это обуславливает необходимость разработки методов психологического контроля начальных признаков перенапряжения сердца. Нами проведено изучение особенностей психологического компонента самооценки качества жизни, связанного со здоровьем и синдрома эмоционального выгорания у 22 спортсменов игровых видов спорта с нарушениями ритма сердца в возрасте от 15 до 19 лет. Установлено, что в качестве ранних маркеров перенапряжения сердца у спортсменов могут использоваться психологические опросники - качества жизни SF-36 и синдрома эмоционального выгорания Бойко.
Ключевые слова: спортсмены, перенапряжение сердца, SF-36, синдром эмоционального выгорания.
PSYCHOLOGICAL CRITERIA OF DISADAPTATION CHANGES OF HEART IN
ATHLETES
Mikhail Vladimirovich Beglov, the senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Vladimir Stanislavovich Vasilenko, the doctor of medical sciences, Department chairman, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg; Dmitry Vladimirovich Kuzmin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University
Annotation
Most athletes have violations in heart adaptation to the physical exercises at the initial stage is asymptomatic. While athletes tend to hide signs of disadaptation, inadequately appreciating their physical condition. This necessitates the development of the methods of psychological control for the primary signs of the heart overstress. We have conducted the study of the features of psychological component of the self-evaluation of the quality of life, health-related and burnout syndrome among 22 sports athletes with heart rhythm disorders between the ages from 15 to 19 years. It has been established that as early markers of overvoltage of the heart among the athletes the psychological questionnaires-SF-36 of the quality of life and burnout syndrome can be used.
Keywords: athletes, overexertion of the heart, SF-36, Burnout Syndrome.