ных процессов в этой сфере социально-экономического развития региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка и применение информационной технологии сбора, хранения и обработки данных позволяет осуществлять социально-экономический мониторинг на популя-ционном уровне и оперировать комплексом качественных и количественных характеристик эффективности системы физического воспитания, организации подготовки спортсменов, организации массовой физической культуры для населения. Информационно-аналитическая система, содержащая базу данных о результатах реализации Программ, дает возможность проводить многоаспектный анализ социально-экономических проблем развития отрасли физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.
2. Близневский, А.Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 15-19.
3. Близневский, А.Ю. Роль всероссийских массовых акций для развития физкультурно-оздоровительного движения в муниципальных образованиях субъектов РФ / А. Ю. Близневский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 27-34.
4. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.01 - Физическая культура / С. С. Филиппов. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва : Советский спорт, 2015. - 239 с. : ил.
REFERENCES
1. Afanasyev, V.G. (1981), Society: systemacity, knowledge and management, publishing house "Politizdat", Moscow.
2. Filippov, S.S. (2015), Management in the sphere of physical culture and sport, Soviet sport, Moscow.
3. Bliznevsky, A.Yu. and Filippov, S.S. (2015), "Application of the program and target method in management of development of physical culture and sports in Krasnoyarsk Region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 15-19.
4. Bliznevsky, A.Y. (2012), "Role of All-Russian mass actions for the development of health and fitness movement in municipal institutions of the Russian Federation constituent entities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 27-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2015.
УДК 796.323.2
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-20 ЛЕТ
Александр Александрович Бондарь, соискатель, Волгоградский государственный аграрный университет
Аннотация
Баскетбол - популярная спортивная игра, требующая от баскетболистов высокого уровня технико-тактической подготовленности. Особенности ее заключаться в разнообразие движений: бег, ходьба, резкие остановки, прыжки, повороты в различных направлениях, ловля одной и двумя руками, броски и ведение мяча, которые осуществляются в единоборстве с командой соперника. Чрезвычайно важным условием результативной игры являются согласованные взаимодействия игроков, необходимые для достижения наилучших результатов. Все игроки команды должны сопо-
ставлять свои действия задаче команды. Команды, используя сложные игровые схемы, тактические заготовки, стремятся достичь преимущества над соперником, одновременно пытаясь раскрыть тактические ходы противника. В статье рассматриваются вопросы технико-тактической подготовки баскетболистов, характеристики двигательной деятельности баскетболистов.
Ключевые слова: спортивная тренировка, технико-тактическая подготовка баскетболистов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p19-22
MAIN COMPONENTS OF TRAINING THE TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF BASKETBALL PLAYERS AGED 17-20 YEARS
Aleksandr Aleksandrovich Bondar, the competitor, The Volgograd State Agricultural University
Annotation
Basketball - the popular game sport demanding high level of technical and tactical readiness from basketball players. Its features include a variety of movements: run, walking, sharp stops, jumps, turns in various directions, catching with one and two hands, throws and dribbling which are carried out in combat with the team of the rival. Among the extremely important conditions of the productive game there are coordinated interactions of the players necessary for achievement of the best results. All team players have to compare the actions to the problem of team. Teams, using the difficult game schemes, tactical preparations, seek to reach the advantage over the rival, at the same time trying to reveal the tactical moves of the opponent. The article examines the technical and tactical training of basketball players, basketball player's characteristics of motor activity.
Keywords: sports training, technical and tactical training of players.
В процессе игры баскетболисты сталкиваться с необходимостью не только в кратчайшие сроки наиболее рационально взаимодействовать с партнерами по команде, но и преодолевать сопротивление игроков команды соперника, что переделяет высокие требования к оперативному мышлению баскетболистов. Известно, что представители спортивных игр имеют существенное превосходство в скорости принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Баскетбол связан с постоянной необходимостью учета вероятности изменения игровой ситуации, а также с задачей принятия решения в эмоционально сложных условиях, поэтому в игре так незаменима быстрота мышления. В основе развития "чувства времени" лежит взаимодействие сложного комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Безусловно, баскетболистам разных игровых амплуа необходимо обладать специализированным восприятием временных интервалов. Защитники должны хорошо ориентироваться во временных интервалах 2-4 с., так как это непосредственно связано с организацией игры в нападении и защите. Для центровых важен трехсекундный интервал, отведенный правилами на игру трехсекундной зоне площадки. Нападающим необходимо «чувствовать» односекундный интервал, наиболее устойчивый интервал броска.
На современном этапе развития баскетбол значительно интенсифицировался. Об этом свидетельствует повышение скорости манёвренности и подвижности игроков в стремлении овладеть мячом. Скорость игры значительно возросла и в связи с изменением интервала времени отведённого на атаку кольца. Игра стала более интенсивной и требует от игроков огромных физических усилий.
Задачей данного исследования являлось изучение компонентов технико-тактической подготовки баскетболистов в соревновательный сезон на двух командах баскетболистов Волгоградского ГАУ (24 человека). Средний возраст участников исследования составил 19-20 лет. Изучаемые компоненты технико-тактической подготовки обследованных студентов представлены в таблице 1. Фоновые исследования показали достаточно высокий уровень соревновательной деятельности баскетболистов двух команд (табл. 1).
Таблица 1
Исходные показатели компонентов технико-тактической подготовленности баскетболистов соревновательной деятельности _(соревновательный сезон ^2009-2010 гг.)_
№ Показатели Команды
Первая (I) (п=12) Хср.±т Вторая (II) (п=12) Хср.±т
1. Количество атак, (кол-во раз)
- всего 30,6±0,5 29,2±0,4
- позиционные 26,9±0,5 26,0±0,5
- быстрый прорыв 3,2±0,3 3,5±0,2
2. Эффективность бросков, %
- дальние 22,0±0,2 23,4±0,2
- средние 41,9±0,5 40,9±0,5
- ближние 82,0±0,5 82,2±0,4
- штрафные 63,7±0,9 62,8±1,0
3. Соотношение быстрых прорывов от всех атак, % 11,7±0,2 11,9±0,2
4. Эффективность атак (кол-во раз):
- позиционные 26,9±0,4 24,8±0,3
- быстрый прорыв 52,1±0,6 53,3±0,5
5. Количество бросков:
- дальние 4,8±0,2 5,9±0,2
- средние 7,6±0,1 7,9±0,1
- ближние 14,9±0,1 15,5±0,1
6. Игровая активность (балл/мин) 0,74±0,07 0,70±0,05
7. Коэффициент полезности игрока (балл/мин) 0,41±0,04 0,62±0,05*
Примечание: *— достоверно при Р<0,05
Изучая статистические показатели игровой деятельности баскетболистов, можно отметить, что спортсмены во время игры организуют большое количество атакующих действий (I команда 30,6±0,5 раз, II команда 29,2±0,4), что может свидетельствовать о достаточной физической подготовленности игроков. Важным критерием технико-тактической подготовленности баскетболистов является количество бросков из различных положений. Анализ бросков свидетельствует о выполнении спортсменами большого количества бросков с ближней дистанции (I команда - 14,9±0,1 раз, II команда - 15,5±0,1 раз). Среднестатистические данные игр сезона показывают, что количество атак со средней дистанции (I команда - 7,6±0,1 раз, II - команда 7,9±0,1 раз) преобладает над количеством бросков с дальней дистанции (1 команда - 4,8±0,2 раз, II команда - 5,9±0,2 раз). Полученные данные свидетельствуют, что тактический рисунок игра направлен на большее количество атак с ближней и средней дистанции, это обусловлено тем, что в команде преобладают высокие игроки.
Основным компонентом технико-тактической подготовленности является эффективность бросков. Из таблицы 1 следует, что в процессе игры баскетболистами выполнено большое количество бросков по кольцу, причем процент попаданий соответствует уровню подготовки и модельным характеристикам игроков. Броски с трех очковой дистанции в среднем составили 22,0±0,2% и 23,4±0,2% соответственно в 1-ой и 2-ой командах; средние броски - 41,9±0,5% и 40,9±0,5% в соответствующих командах; броски из-под кольца - 82,0±0,5% и 82,2±0,4%.
На протяжении всей игры баскетболистами применялись различные защитные действия, такие как двойная опека, подстраховка, перехваты мяча, отсечения игроков на подборе. За одну игру баскетболисты в среднем выполняют 52,1±0,6 раз и 53,3±0,5 быстрых прорывов в 1 и 2 командах. Позиционные атаки в среднем за соревновательный период составили 26,9±0,4 и 24,8±0,3 раз в соответствующих командах.
Показатели соотношения быстрых прорывов и позиционных атак свидетельствуют о «быстрой игре» команд (11,7±0,2% - 1-я команда и 11,9±0,2% - 2-я команда). Ком-
плексный показатель «игровая активность», отражающий уровень технико-тактической подготовки, имел высокие значения в обеих командах. Исходя из полученных данных, и проведя анализ уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов, следует отметить, что компоненты данного вида подготовки в исследуемых группах практически однородны и не имели значительных различий. Однако в результате педагогического наблюдения за отдельными игроками и анализа индивидуальных показателей их игровой деятельности были отмечены слабые звенья в компонентах технико-тактической подготовленности. Примененная нами методика исследования компонентов технико-тактической подготовки позволяет определить конкретные недоработки в период соревновательной деятельности у отдельных игроков и поставить задачи по совершенствованию отдельных компонентов данного вида спортивной подготовки.
Таким образом, повышение игровой активности и поддержание игровой формы баскетболистов за счет совершенствования их технико-тактической подготовки возможно только при комплексном подходе к изучению ее компонентов как у команды в целом, так и у каждого игрока отдельно. Это возможно только при применении в учебно-тренировочном процессе современных технологий, одними из которых являются мультимедийные технологии, позволяющие моделировать процесс игры, изучить технико-тактические возможности команды соперников и отдельных игроков и играть более эффективно и экономично, распределяя свои силы и возможности в процессе соревновательной деятельности.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2015.
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Юрий Александрович Грачев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский университет МВД России, Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Данная статья посвящена формированию профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России для подготовки специалистов, готовых и способных решать задачи в нестандартных и экстремальных условиях.
Ключевые слова: компетенция, формирование, мотивация, комплекс знаний, преобразования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p22-27
PROBLEM OF THE PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION IN THE
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
Yuri Aleksandrovich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, Department chairman, St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia,
Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg military Institute of internal troops of the MIA of Russia
Annotation
This article deals with the formation of the professional competencies in educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia necessary to prepare the professionals who are ready and able to