Skitnevsky Vitaly Lvovich, candidate of psychological sciences, professor, skvitalayandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhegorodsky State Pedagogical University of K. Minin (Mininsky University),
Burkhanova Irina Yuryevna, senior teacher, irina2692007ayandex.ru, Russia, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhegorodsky State Pedagogical University of K. Minin (Mininsky University),
Shakhina Anastasia Sergeevna, teacher, shahinanastiaamail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, School 103
УДК: 7967012.68
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ НА БАЗЕ
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
В.А. Солодянников, Л.Г. Львова, Л.В. Люйк
Экспериментально показана эффективность сопряжённого метода совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов 16-18 лет. Основой эффективности является комплексный подход сопряжения видов подготовки, применения различных методов и методических приёмов в процессе тренировки баскетболистов.
Ключевые слова: сопряжённый метод, физическая подготовленность баскетболистов, технико-тактическая подготовка, физические способности, методика подготовки, методические приёмы.
Тенденция омоложения спорта высших достижений, в том числе и баскетбола, является особенностью последнего времени.
Развитие юношеского баскетбола идет по пути совершенствования средств нападения и технической подготовленности игроков на основе возросших физических возможностей спортсменов [4].
Подготовка квалифицированных баскетболистов юниорского возраста имеет трудности как объективного, так и субъективного характера. Объективные трудности обусловлены спецификой физического и психического развития юных спортсменов, субъективные -несовершенством программ спортивных школ [5].
Данные положения вызывают необходимость пересмотра некоторых положений теории и методики спортивной тренировки в системе подготовки юных высококвалифицированных баскетболистов. Как отмечают ряд специалистов [2, 3, 6], методическая ошибка тренеров, работающих в этой области, заключается в копировании подготовки взрослых спортсменов или в рассматривании 16-18-летних баскетболистов, как не сформировавшихся спортсменов, которым противопоказаны
объемные и высокоинтенсивные нагрузки и значительное психическое напряжение тренировочной и соревновательной деятельности.
В специальной литературе [1, 3, 7]отмечается, что в теории и методике спортивной тренировки необходимо выделить самостоятельный раздел, связанный с системой подготовки высококвалифицированных спортсменов, в том числе возраста 16-18 лет (наиболее перспективный возраст для игровых видов спорта), так как этот раздел разработан недостаточно. На наш взгляд, он должен быть сугубо специфичным в плане вида спорта и возраста спортсменов. В настоящее время система тренировки и соревнований в каждом виде спорта настолько своеобразна, что требует самостоятельной систематизации, а устойчивая тенденция омоложения спортсменов во многих видах спорта свидетельствует о том, что спортсмены резерва по многим параметрам подготовленности ни в чем не уступают взрослым представителям спорта высших достижений [7].
Современный баскетболист предъявляет высокие требования к индивидуальным действиям спортсмена с учетом общей структуры командного взаимодействия. Спортсмену необходимо знать и четко представлять наиболее типичные игровые ситуации для решения оперативно-тактической задачи в сочетании с умениями своевременно и правильно выполнять тот или иной технико-тактический прием. Физическая подготовленность должна служить повышению эффективности решения данных задач [1, 5].
Цель исследования. Совершенствовать технико-тактическую подготовленность баскетболистов 16-18 лет сопряжённо с физической.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение упражнений технико-физической направленности сопряжённым методом повысит эффективность технико-тактической деятельности в игровых ситуациях.
Методика исследования. Для достижения поставленной цели проводился педагогический эксперимент. Особенностями методики учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе было то, что все упражнения проводились с применением сопряжённого метода совершенствования технико-тактической и физической подготовленностей игроков, исполняя задания по реализации различных типичных для игры в баскетбол тактических схем. В процессе эксперимента проводилось тестирование, применялся комплекс специальных упражнений технико-физической направленности сопряжённым методом с использованием:
- при бросках утяжеленных мячей (набивной мяч 1 кг) в игровых ситуациях (технико-тактических схемах);
- облегченных мячей (волейбольный мяч 260-280 г),
- специальных отягощений (манжетов от 300 до 500 г) на руках и ногах испытуемых.
Контрольная группа работала со средствами физической и технико-тактической подготовки раздельно на базе государственных программ для ДЮСШ и СДЮШОР (2004 г.).
Использовались следующие тесты для оценки:
1) скоростных способностей - бег на 20 м с высокого старта (с);
2) скоростно-силовых способностей - прыжок вверх (по Абалакову)
(см);
3) скоростной выносливости - бег 40 с х 2 раза (м);
4) координационных способностей - комплексное упражнение «Слалом» (с);
5) общей работоспособности - тест Купера (м).
Результаты исследования. В начале эксперимента были получены показатели общей и специальной физической подготовленности баскетболистов 16-18 лет контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп (табл. 1, 2).
Таблица 1
Общая и специальная физическая подготовленность баскетболистов контрольной группы до и после эксперимента
Тесты КГ (п=8) t Р
До М ± т После М ± т
Бег на 20 м с высокого старта, с 3,37±0,1 3,25±0,1 0,45 >0,05
Прыжок вверх, см 48,8±3,1 52,4±2,9 2,40 <0,05
Бег 40 с х 2 раза, м 362,1±14 371,5±18 0,80 >0,05
Комплексное упр-е «Слалом», с 5,42±0,5 5,31±0,4 0,65 >0,05
Тест Купера, м 2990±65 3040±89 2,60 <0,05
Исходные данные общей и специальной физической подготовленности испытуемых показали отсутствие достоверных различий между группами по всем показателям (Р>0,05).
Таблица 2
Общая и специальная физическая подготовленность баскетболистов экспериментальной группы до и после эксперимента
Тесты ЭГ (п=8) t Р
До М ± т После М ± т
Бег на 20 м с высокого старта, с 3,38±0,1 3,24±0,1 0,4 >0,05
Прыжок вверх, см 49,5 ±2,6 59,8±3,2 2,6 <0,05
Бег 40 с х 2 раза, м 359,6±18 391,1±14 2,8 <0,05
Комплексное упр-е «Слалом», с 5,43 ±0,4 5,12±0,5 2,5 <0,05
Тест Купера, м 2980±72 3160±86 2,9 <0,05
Результаты тестирования технико-тактической подготовленности баскетболистов до эксперимента представлены в табл. 3.
Таблица 3
Технико-тактическая подготовленность испытуемых после эксперимента (п=16)
Норматив Броски
Всего Точность Результативность, %
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Штрафные броски (3*10 серий) 240 240 182 196 77,6 84,6
30 штрафных бросков за 3 мин 240 240 171 187 72,3 79,6
40 бросков с точек (4*10 бросков) 320 320 165 191 54,5 62,7
Из табл. 3 видно, что результативность штрафных бросков у контрольной группы составила 76,3 %, а у экспериментальной - 75,3 %. Реализация 30 штрафных бросков за 3 мин в КГ - 66,6 %, а в ЭГ - 68,0 %.
Исполнение 40 штрафных бросков с точек в КГ и ЭГ составило 48,5 и 48,2 % соответственно. Различия по всем показателям статистически недостоверны (Р>0,05).
Длительность педагогического эксперимента была десять месяцев. На занятиях в ЭГ испытуемым предлагались кроме тактических схем и тактические игры для совершенствования технико-тактической и физической подготовленности. Технико-техническая подготовка баскетболистов является системообразующей в структуре подготовки спортсменов. Без исполнительского мастерства спортсменов на базе физической подготовленности нельзя реализовать их высокий уровень и решать сложные тактические задачи.
В этой связи при совершенствовании технических приемов в экспериментальной группе использовались:
- метод усложнения;
- контрастный метод;
- метод моделирования.
Метод усложнения заключался в сокращении пространственных условий выполнения действия и времени реализации двигательной задачи, усложнении исходных и заключительных положений и фаз технических действий, изменении темпа и ритма отдельных элементов технического приема, увеличении быстроты, как отдельных составляющих, так и приемов в целом.
Одним из эффектов контрастного метода, помимо совершенствования движений на точность, являлось повышение точности дифференцировок временных и силовых усилий, что и должно было являться базой повышения результативности скоростных движений.
Метод моделирования использовался при подготовке к соревнованиям с учётом игровой деятельности различных команд, с которыми им предстояло соперничать.
При реализации данного метода использовался ряд методических приемов (приёмы стимулирования) в работе с экспериментальной группой:
- если мяч заброшен в корзину после отскока, то команде засчитывалось не два, а четыре очка и мяч оставался у команды для проведения повторной атаки;
- в ходе позиционной атаки мяч, заброшенный в корзину, засчитывался команде только в том случае, если в борьбу за отскок активно включались, как минимум, три ее игрока;
- за перехват мяча в ходе прессинга защищающейся команде начислялось дополнительно 2 очка, за спорный мяч или техническую ошибку противника - 1 очко;
- нападающей против прессинга команде давалось для розыгрыша мяча в своей тыловой зоне не 10 с, а только 7 с, на всю атаку - не более 15 с.
Развитие специальной физической подготовленности баскетболистов в вышеперечисленных заданиях, ориентированных на комплексное совершенствование скоростной техники, скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости предлагалось: число повторений упражнений в каждой серии - 5-6 раз, количество серий - 3-4, интервалы отдыха между повторениями заданий - 1-2 мин, между сериями - 3-5 мин. Паузы активного отдыха заполнялись бросками мяча с разных точек площадки.
Используя отягощённые мячи, манжеты на ногах и руках, облегчённые волейбольные мячи при выполнении технико-тактических заданий, реализовывался сопряжённый метод технико-физической подготовки спортсменов.
После окончания педагогического эксперимента было проведено итоговое тестирование испытуемых (см. табл. 1-3).
После эксперимента произошли изменения по всем показателям, но статистически достоверно (Р<0,05) изменились только скоростные (бег на 20 м) и скоростно-силовые способности (прыжок вверх с места), а также общая работоспособность (тест Купера) (Р<0,05).
Анализ данных таблиц показал, что произошли достоверные изменения (Р<0,05) по всем показателям, кроме показателя скоростных способностей (бег на 20 м с высокого старта). До эксперимента баскетболисты экспериментальной группы в «тесте Купера» - общая работоспособность - показали результат 2980 м, а после эксперимента они уже имели результат 3160 м. В скоростно-силовом нормативе (прыжок в высоту с места) показатели экспериментальной группы увеличились с 49,5 см (до эксперимента) до 59,8 см (послеэксперимента).
Улучшение показателей наблюдается в экспериментальной группе по всем параметрам. Однако статистически достоверные различия
достигнуты в 4 параметрах - скоростно-силовых способностях, скоростной выносливости, координации движений, общей работоспособности (Р<0,05). На наш взгляд, именно данные показатели физической подготовленности обеспечивают эффективность при осуществлении технико-тактических действий в баскетболе, о чём свидетельствуют данные табл. 3.
После эксперимента эффективность технико-тактической подготовленности баскетболистов экспериментальной и контрольной групп повысилась. Результативность штрафных бросков в контрольной группе до эксперимента (см. табл. 2) составляла 76,3 %, после (см. табл. 3) - 77,6 %. В экспериментальной группе показатели выросли на 9,3 %. Количество попаданий в 30 штрафных бросках за 3 мин в контрольной группе с 66,6 %, до эксперимента увеличилось до 72,3 % (рост 5,5 %) после эксперимента; в экспериментальной - с 68,0 до 79,6 % (рост 11,6 %).
При выполнении 40 бросков с точек, при практически равном результате до эксперимента (КГ - 48,5 %, ЭГ - 48,2 %), после эксперимента - в экспериментальной группе он вырос с 48,2 до 62,7 % (рост 14,5 %).
Выводы.
1. Исследование позволило вывить эффективность использования сопряжённого метода технико-физической подготовки и методических прием в совершенствовании технико-тактической подготовленности баскетболистов 16-18 лет;
2. Сущность сопряжённого метода в экспериментальной методике заключается в применении отягощений, облегчений мячей при выполнении технических действий (бросков, передач, приёмов) при воспроизведении тактических схем, типичных для спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в атакующих и защитных действий. Дифференцированных отягощений (манжеты 300-500 г на руки и нижние конечности) при выполнении в подобных схемах перемещений с мячом и без мяча;
3. Эксперимент показал эффективность методов в тренировке: метод усложнения; контрастный метод; метод моделирования, в сочетании с методическим приёмом - стимулирования атакующих и защитных действий баскетболистов количеством очков, отличных от официальных правил соревнований.
Список литературы
1. Львова Л.Г., Солодянников В.А., Люйк Л.В. Совершенствование координационных способностей различными вариантами круговой тренировки у баскетболистов // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под. ред. Ш.О. Исмаилова, О.М. Омарова и др. Махачкала: ДГПУ, 2016. С. 105-108.
2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2010. 336 с.
3. Орлан И.В. Баскетбол: основы обучения: учеб. пособие. Волгоград: ВГАФК, 2011.
4. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк [и др.]. М.: Академия, 2012. 400 с.
5. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.М. Макаров [и др.]. М.: Академия, 2013. 272 с.
6. Теория и методика спортивных игр: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк [и др.]. М.: Академия, 2013. 464 с.
7. Чилигин Д.В. Технология подготовки юных баскетболистов к соревновательной деятельности на основе реализации индивидуальных потенциальных возможностей: монография. Хабаровск: ДВГ, 2014.
Солодянников Владимир Андриянович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, volodia. solodyannickov@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
Львова Людмила Григорьевна, канд. пед. наук, доц., lusilvova1948@,mail.ru, Россия, Великие Луки, Великолукская академия физической культуры, спорта и туризма,
Люйк Людмила Владимировна, канд. пед. наук, доц., malus10@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого
IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF BASKETBALL PLAYERS OF 16-18 YEARS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT
OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES
V.A. Solodyannikov, L.G. Lviv, L.V. Lyuyk
Efficiency of the interfaced method of improvement of technical and tactical readiness of basketball players of 16-18 years is experimentally shown. A basis of efficiency is the integrated approach of interface of types of preparation, application of various methods and methodical receptions in the course of training of basketball players.
Key words: the interfaced method, physical fitness of basketball players, technical and tactical preparation, physical abilities, a preparation technique, methodical receptions.
Solodyannikov Vladimir Andriyanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department, volodia.solodyannickovayandex.ru, Russia, St. Petersburg, Leningrad State University of A.S. Pushkin,
Lviv Lyudmila Grigoryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, lusilvoval948a mail.ru, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Lyuyk Lyudmila Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, malus10@,mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great