Научная статья на тему 'Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики'

Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Т. А., Скворцова М. Ю.

На основании проведенных исследований установлена эффективность использования дифференцированных комплексов аэробики в физической подготовке баскетболистов 17-22 лет на этапе спортивного совершенствования. Показаны достоверные изменения в физической и технической подготовленности баскетболистов 17-22 лет. Представлена структура комплексной методики занятий аэробикой для баскетболистов 17-22 лет и соотношение применяемых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравчук Т. А., Скворцова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of physical qualities of basketball players using differential aerobics complexes

Basing on the research done it is shown that the efficiency of using differential complexes of aerobics in physical training of basketball players (age 17-22) during all the period of sport improvement takes place. The true changes in physical and technical readiness of basketball players at the age of 17-22 were shown. The complex method structure in aerobics studies is given to this kind of sportsmen and correlation of used meanings are suggested as well.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики»

УДК 796.323.2

Т. А. КРАВЧУК М. Ю. СКВОРЦОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ АЭРОБИКИ

На основании проведенных исследований установлена эффективность использования дифференцированных комплексов аэробики в физической подготовке баскетболистов 17-22 лет на этапе спортивного совершенствования. Показаны достоверные изменения в физической и технической подготовленности баскетболистов 17-22 лет. Представлена структура комплексной методики занятий аэробикой для баскетболистов 17-22 лет и соотношение применяемых средств.

Современный баскетбол характеризуется высокой напряженностью игровых действий, требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий и умения проявлять их в быстро изменяющейся обстановке на протяжении относительно большого отрезка времени [7].

Подводя итоги крупнейших международных соревнований многие специалисты отмечают, что интенсивность передвижений в игре и скоростная выносливость баскетболистов, быстрота выполнения отдельных приемов и смена их, результативность технических приемов на максимальной скорости движения и при максимальной быстроте тактических действий пока не отвечают уровню требований современного баскетбола [1,3,7,10].

Разнообразие игровых действий на площадке обуславливает наличие широкого спектра форм, средств и методов тренировки. Однако постоянный рост как скорости игры, так и уровня игроков и команд требует поиска новых путей и подходов в системе подготовки баскетболистов, где одной из основных задач является совершенствование физической подготовленности игроков.

С целью повышения эффективности физической подготовки баскетболистов возможно использование средств аэробики. Прикладной характер аэробных гимнастических упражнений в совокупности с высокой эмоциональностью, повышением интереса к тренировочному процессу проявляется в развитии основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации. А возможность избирательного воздействия на те или иные мышечные группы, непрерывность и высокая интенсивность выполнения упражнений с большим числом повторений обеспечивают необходимый тренировочный эффект [4].

Занятия аэробикой оказывают комплексное влияние на организм. Они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизируют иммунные силы

организма, совершенствуют координацию движений и чувство ритма, позволяют снизить избыточный вес, улучшают настроение, дают заряд бодрости [8].

В связи с выше изложенным было проведено исследование, целью которого явилось совершенствование методики физической подготовки баскетболистов на основе применения дифференцированных комплексов аэробики.

Для определения специальной физической и технической подготовленности баскетболистов использовали следующие тесты: бег 20 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх толчком двух ног, челночный бег 2'40с, гест Купера, тестна гибкость, передвижения в защитной стойке, скоростную прыгучесть, скоростную технику ведения, штрафные и дистанционные броски.

Правомерность использования батареи тестов подтверждается многими авторами, т.к. по их мнению, они отражают специфику соревновательной деятельности, позволяют выявлять количественные и качественные оценки действий спортсменов, четко определяют «сильные» и «слабые» стороны подготовленности каждого баскетболиста [2, б, 7,10, 11, 12]. Кроме того, появляется возможность сравнить результаты тестирования с модельным характеристикам, с индивидуальным показателям в динамике результатов по этапам годового цикла.

В исследованиях приняли участие 46 баскетболистов в возрасте 17-22 лет, члены сильнейших женских и мужских с туденческих команд Кузбасса и Сибирского региона. На базе данных команд были созданы две экспериментальные и две контрольные группы. Также в эксперименте приняли участие юные баскетболистки 14-15 лет одна контрольная и одна экспериментальная группа.

В целях выявления эффективности и научного обоснования методики использования средств аэробики в процессе физической подготовки баскетболистов был проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования строились на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце эксперимента.

Исследование уровня общей и специальной физической подготовленности у спортсменов экспериментальных и контрольных групп, выполненное в начале педагогического эксперимента, показало, что достоверных различий (Ро > 0,05) в уровне подготовленности между группами не выявлено.

Контрольные группы проходили подготовку по общепринятой методике [1,2,3,5,6,7,9,10,11,12]. Занятия включали в себя общеразвивающие упражнения, различные виды перемещений и прыжков с отягощением, силовые упражнения с гантелями и резиновыми амортизаторами.

В экспериментальных группах проводились занятия по аэробике в специально оборудованном зале с применением разработанных комплексов упражнений, при помощи которых была предпринята попытка воздействовать на развитие основных физических качеств занимающихся, улучшение двига-тельно-координационных способностей, повышение физической работоспособности, улучшение функционального состояния организма и внешних форм спортсменов,

Составление дифференцированных комплексов осуществлялось в соответствии с поставленными задачами совершенствования необходимых физических качеств спортсменов, возрастом и полом занимающихся и уровнем физической и технической подготовленности [8].

К особенностям методики занятий аэробикой для баскетболистов также следует отнести те положительные моменты, которые вносят в занятия элементы различных направлений аэробики.

Так, для баскетболисток 14-15 лет, кроме классической аэробики (базовой), степ-аэробики, силовой аэробики и стретчинг, рекомендуем использование элементов танцевальной аэробики, что позволяет улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, совершенствовать выносливость и гибкость тела, координацию движений посредством изолированной работы различными частями корпуса, развивает способность удерживать равновесие, обеспечивает эмоциональную разрядку во время занятий (рис.1).

Основные задачи и преимущественная направленность занятий аэробикой для баскетболисток 17-22 лет были разработаны в соответствии с периодизацией спортивной подготовки к основным соревнованиям в игровом сезоне. В процессе разработки дифференцированных комплексов аэробики для занимающихся в данной группе мы использовали упражнения базовой (классической) аэробики, силовой аэробики, степ-аэробики (рис. 2).

Экспериментальная методика для баскетболистов 17-22 лет имеет специфическое разделение на два крупных блока аэробную часть и силовую. Каждая часть выполняет свою определенную задачу. Аэробная часть способствует повышению функциональных возможностей организма, а силовая направлена на воспитание силовых способностей (рис.3).

Аэробная часть включает в себя занятия степ-аэробикой и занятия по А-боксу с использованием элементов различных видов восточных единоборств, целью, которой является тренировка сердечно-сосудистой системы, мышечной силы, координации движений, наибольшая нагрузка ложится на мышцы рук, плечевого пояса, спины. Кроме того, это очень эмоциональный вид занятий аэробикой. Благодаря скоростной работе мышц, высокой интенсивности занятий, корректно и быстро происходит тонизация мышц, развивается выносливость, ловкость, быстро-

8 5%

33%

в.5%

□ Классическая аэробика П Степ - аэробика

□ Таки:в&1ьнаи гробика В Снгояая аэробика

Ш Стретчинг

Рис. 1. Структура комплексной методики занятий аэробикой для баскетболисток 14-15 лет и соотношение применяемых средств, %

42%

□ Классическая юробкка И Степ - аэробика

□ Ситовая аэробика В Стретч инг

Рис. 2. Структура комплексной методики занятий аэробикой для баскетболисток 17-22 лет и соотношение применяемых средств, %

□ Степ ■ аэробика О А-боке

□ Снтоаая аэробика В Стрспинг

Рис. 3. Структура комплексной методики занятий аэробикой для баскетболистов 17-22 лет и соотношение применяемых средств, %

та реакции, снижается излишняя агрессивность, психическая напряженность.

При разработке тренировочных программ, прежде всего, определялись цели, задачи, направленность занятий на различные по длительности циклы (год, полугодие, месяц, одно занятие). Объем средств (содержание и виды движений), используемые в конкретных программах для решения поставленных задач, зависели от основной цели занятий и контингента занимающихся [4].

Разнообразие программ и их содержание является одним из ведущих факторов. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, которые объединяют возможность эффективного развития выносливости, силы, гибкости, координации движений и других физических качеств, позволили удержать аэробике высокий рейтинг в физической подготовке

баскетболистов среди других видов прикладной физической культуры в экспериментальных группах.

Педагогические наблюдения проводились в течение полутора лет и использовались для изучения специфики двигательной деятельности баскетболистов, контроля за исполнением технических действий во время учебно-тренировочного процесса и в соревновательных условиях.

При обработке данных исследования были использованы общепринятые методы описательной статистики, корреляционного анализа, оценка достоверности различий по ^критерию Стьюдента.

Уровень физической подготовленности и ее динамика в процессе многолетней подготовки баскетболистов являются одним из важнейших показателей рациональности организации и построения тренировочного процесса.

Тестирование, проведенное по окончании педагогического эксперимента, показало, что в достоверные изменения (Ро<0,05) произошли во всех показателях физической подготовленности баскетболисток 14-15, 17-22 лет и баскетболистов 17-22 лет во всех экспериментальных группах, по сравнению с недостоверными изменениями в контрольных.

В технической подготовленности экспериментальных групп наблюдались достоверные изменения (Ро<0,05): у баскетболисток 14-15 лет во всех тестах, у баскетболисток 17-22 лет в скоростном ведении мяча и дистанционных бросках, у баскетболистов 17-22 лет в защитных перемещениях, скоростных прыжках, скоростном ведении мяча и дистанционных бросках, по сравнению с недостоверными изменениями этих показателей в контрольных группах.

Таким образом, применение средств аэробики в процессе физической подготовки баскетболистов в экспериментальных группах позволило добиться более высоких результатов. В целом полученные данные подтвердили эффективность разработанной нами методики использования занятий аэробикой в процессе физической подготовки баскетболистов 1722 лет на этапе спортивного совершенствования. Разработанную нами методику можно использовать в физической подготовке баскетболистов разного пола, уровня квалификации, ца различных этапах годичного тренировочного цикла. Ома может применятся в детско-юношеских спортивных школах, секциях баскетбола в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, командах мастеров по баскетболу.

Важную роль в системе спортивной тренировки играет эффективность трансформации достигнутого уровня физической подготовленности в техническую подготовленность и соревновательную деятельность. Баскетбольные команды, принимавшие участие в педагогическом исследовании, подтвердили свое звание сильнейших студенческих команд Кузбасса и Сибирского региона, выиграв городские, областные и зональные соревнования и получив право

участвовать в финальных играх высшего дивизиона среди студенческих команд.

Библиографический список

I. Гомельский, А.Я. Управление системой подготовки / А.Я. Гомельский, И.Н. Преображен._кнй // Бас кетГюл. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С:.226-2')8.

2 Елевич, С.Н. Дннамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в сореансвательном по риоде годичного цикла: Дис . канд. пед. наук / С.Н. Елевич. -Москва, 2004. - 137 с.

ЗКорягин, ВН. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов / В.Н. Корягин. — Львов: Изд-во Край, 1998.-192с.

4. Лисицкая, '¡'.С. Аэробика: Теория и методика в 2 т./ Т.С Лисицкая, Т.С. Силаев!' - М.: Федерация аэробики России, 2000. - 23? с.

5. Лотарев, А.Н. Баскетбол как средство компенсации дефицита двигательной активности студенток вуза: Дисс... канд.пед.наук / А.Н. Лотарев. - Тула, 1998. - 218с.

6. Портнов, Ю.М. Баскетбол: учебник для вузов ФК / Ю.М. Портнов. - М. - 1997. - 479 с.

7. Саблин, А.Б. Специальная физическая подготовленность высокорослых баскетболисток высокой квалификации: Дис... канд.пед.наук / А.Б. Саблин. - Москва, 2001. — 149 с.

8. Сиднева, Л.В. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробике у студентов высших физкультурных учебных заведений: Дисс... капд.пед.наук / Л.В. Сиднева. - Мосвква, 2000. - 147с.

9. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник дли пед. фак. ин-тов фиэ.культ./ Под ред. Портных Ю.И. — изд. 2-е перераб. И доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 320 с.

10. Черемисин, В.П. Теоретико-методологические основы спортивных и подвижных игр (сборник лекций) / В.П. Черемисин. - М.: МГАФК, 2000. - 168с.

II. Щекочихин, М.П. Подготовка студентов - баскетболистов па основе учета оздоровительной эффективности тренировочных нагрузок: Дисс...канд.пед.наук / М.П Щекочихин. — Малаховка, 2002. — 166 с

12. Яворская, Е.Е. Интенсификация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса студенток- баскетболисток но основе использования средств тактической подготовки и автоматизированной системы управлении: Дис... канд. пед. наук. / Е Е. Яворская. — Хабаровск, 2002. - 243 с.

КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК). СКВОРЦОВА Марина Юрьевна, преподаватель физического воспитания Кузбасского государственного технического универси тета, соискатель СибГУФК.

Статья поступила в редакцию 08.09.06. © Кравчук Т. А., Скворцова М. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.