Научная статья на тему 'Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду'

Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ-СТУДЕНТЫ / МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS / MODALITY OF PERCEPTION / METHODICAL TECHNIQUES / MANAGEMENT / TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева В.С., Чернов С.В., Лаптев С.О.

Цель исследования заключается в поэтапном распределении педагогических приемов формирования у баскетболистов навыков взаимодействия при переходе в студенческую команду. Методы и организация исследования. Раскрыта структура и содержание методов и приемов, способствующих формированию навыков взаимодействия в игровой деятельности при переходе в студенческую команду. На первом этапе в процессе специальной, игровой и физической подготовки решались задачи по приобретению навыков взаимодействия; на втором управления внутригрупповым взаимодействием в ходе возникшей тактической комбинации; на третьем формирования умений моделировать и использовать полученные умения и навыки в ситуациях, приближенных к условиям соревновательной деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность педагогического воздействия обеспечена улучшением игрового мышления, сформированностью связи потребностей со способностями, учетом модальности восприятия информации игроком через умение видеть поле, мяч, соперника, а также осмысление и предвидение наиболее вероятных перемещений игроков и мяча; варьированием скорости передачи мяча; выполнением групповых действий в повышенном темпе, желанием и умением учиться. Заключение. Установлено, что эффективность взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду определяется наличием взаимопонимания между игроками, определяемого терминами: сплоченность, сыгранность, координация взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева В.С., Чернов С.В., Лаптев С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING EFFICIENT INTERACTION OF BASKETBALL PLAYERS DURING TRANSITION INTO THE STUDENT TEAM

The purpose is to gradually distribute pedagogical techniques for teaching basketball players to interact during transition into the student team. Methods and organization of the research. The research revealed the structure and content of methods and techniques that facilitate the formation of interaction skills in gaming activities when making the transition to the student team. At the first stage, we studied the issues of interaction skills acquisition in the framework of special, game-related and physical training. At the second stage, we focused on the management of interaction within the group during the current technical combination. At the third stage, we focused on the development of abilities to simulate and use the skills in the situations close to the competition environment. Results and discussion. Pedagogical influence provides the number of positive effects. They include the improvement of game-related thinking, formation of connection between needs and abilities, consideration of modality of information perception by the player through the ability to see the field, the ball, and the rival. They also include understanding and anticipating the most expected movements of players and the ball, passing speed variations, performing group actions at an accelerated pace, growing desire and ability to learn. Conclusion. Basketball players interact effectively during transition into the student team provided that there is mutual understanding between players, defined by the following terms: cohesion, teamwork, coordination of interaction.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду»

УДК 77.03.33 DOI:10.36028/2308-8826-2020-8-1-25-29

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СТУДЕНЧЕСКУЮ КОМАНДУ

В.С. Макеева, С.В. Чернов, С.О. Лаптев

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования заключается в поэтапном распределении педагогических приемов формирования у баскетболистов навыков взаимодействия при переходе в студенческую команду. Методы и организация исследования. Раскрыта структура и содержание методов и приемов, способствующих формированию навыков взаимодействия в игровой деятельности при переходе в студенческую команду. На первом этапе в процессе специальной, игровой и физической подготовки решались задачи по приобретению навыков взаимодействия; на втором - управления внутригрупповым взаимодействием в ходе возникшей тактической комбинации; на третьем - формирования умений моделировать и использовать полученные умения и навыки в ситуациях, приближенных к условиям соревновательной деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность педагогического воздействия обеспечена улучшением игрового мышления, сформированностью связи потребностей со способностями, учетом модальности восприятия информации игроком через умение видеть поле, мяч, соперника, а также осмысление и предвидение наиболее вероятных перемещений игроков и мяча; варьированием скорости передачи мяча; выполнением групповых действий в повышенном темпе, желанием и умением учиться. Заключение. Установлено, что эффективность взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду определяется наличием взаимопонимания между игроками, определяемого терминами: сплоченность, сыгранность, координация взаимодействия.

Ключевые слова: баскетболисты-студенты, модальность восприятия, методические приемы, управление, тактическая подготовка.

ENSURING EFFICIENT INTERACTION OF BASKETBALL PLAYERS DURING TRANSITION INTO THE STUDENT TEAM

V.S. Makeeva, vera_191@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5969-4324 S.V. Chernov, kafsi@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-5573-5202 S.O. Laptev, solap12@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4689-7947

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia Abstract

The purpose is to gradually distribute pedagogical techniques for teaching basketball players to interact during transition into the student team.

Methods and organization of the research. The research revealed the structure and content of methods and techniques that facilitate the formation of interaction skills in gaming activities when making the transition to the student team. At the first stage, we studied the issues of interaction skills acquisition in the framework of special, game-related and physical training. At the second stage, we focused on the management of interaction within the group during the current technical combination. At the third stage, we focused on the development of abilities to simulate and use the skills in the situations close to the competition environment. Results and discussion. Pedagogical influence provides the number of positive effects. They include the improvement of game-related thinking, formation of connection between needs and abilities, consideration of modality of information perception by the player through the ability to see the field, the ball, and the rival. They also include understanding and anticipating the most expected movements of players and the ball, passing speed variations, performing group actions at an accelerated pace, growing desire and ability to learn. Conclusion. Basketball players interact effectively during transition into the student team provided that there is mutual understanding between players, defined by the following terms: cohesion, teamwork, coordination of interaction.

Keywords: students-basketball players, modality of perception, methodical techniques, management, tactical training.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная команда как структурированное сообщество требует поиска научных методов и средств повышения эффективности коллективной подготовки к борьбе за высшие награды на соревнованиях различного уровня. Игроки команды связаны между собой различного рода статусно-ролевыми и межличностными отношениями «ответственной зависимости» за результат игры [1,2,6,9]. Для игрока спортивной команды важно владеть умениями и навыками передавать информацию о качествах и свойствах, на которые он претендует в соревновательной деятельности с точки зрения коммуникации. Модели взаимодействия игроков создаются по мере анализа их поведения в игровых ситуациях. Анализ языковых и внеязыковых средств с точки зрения влияния на изменение игрового поведения, на распределение ролей между игроками затрагивает и общение в процессе обучения. Все это обусловливает необходимость инноваций в повышении эффективности взаимодействия игроков в соревновательной деятельности. И если процесс обучения двигательным действиям и взаимодействию игроков преимущественно осуществлялся на основе невербалики, а стиль владения техникой двигательных действий ученика в основном являлся «копией» стиля его тренера, то на современном этапе методы коммуникации (обмен информацией) и интерактивная сторона (совместная деятельность) деятельности игроков рассматриваются с позиций мультимодальности [13]. Игра рассматривается как специфический вид муль-тимодального взаимодействия, обусловленного ситуацией спортивной деятельности в определенных пространственно-временных пределах. Сущность коммуникации с позиции достижения результатов в спорте, и в игровых видах в частности, заключается в стратегических и тактических характеристиках. Стратегически важно отразить свои возможности в понимании игровых ситуаций, своевременной ориентировке и формировании определенной стратегии поведения. Тактически в каждой игре необходимо обеспечить свое участие в самом процессе взаимодействия.

Таким образом, игрок должен уметь: «видеть» ситуацию; учитывать особенности других (на

основе восприятия внешних признаков поведения: жестов, мимики, пантомимики и пр.); владеть техникой создания и поддержания контакта с позиции «Я — игроки команды»; понимать смысл выполняемых действий и предвидеть наиболее вероятные действия игроков и перемещения мяча. Поэтому формирование навыков эффективного игрового взаимодействия как длительный и непрекращающийся процесс требует накопления знаний, формирования практических умений и навыков, усвоения опыта, выработки взглядов и убеждений [3,11,14,15]. Ритуал взаимодействия определяется физическим соприсутствием игроков команды; групповой границей взаимодействия; общим вниманием к игровым объектам [5,9]. Все это позволяет усилить фокус внимания и эмоциональный настрой [7]. При достижении некоторого порога во взаимодействии возникает коллективное возбуждение, имеющее несколько последствий:

- осознание своей принадлежности к единой группе и ценности себя в ней;

- появление символов групповой принадлежности, эмоционально окрашенных для участников тренировочного и соревновательного процесса;

- возникновение стандартов групповой морали, направленных на защиту ценностей игры;

- увеличение эмоциональной энергии игрока как готовность вступать во взаимодействие, которое, в свою очередь, сопровождается чувством уверенности и энтузиазма. Как отмечает И. Коллинз, «.. .на физиологическом уровне это может быть описано как «настроенность» нервной системы человека на ритмическое вовлечение во взаимодействие с другими людьми» [10]. Полагаем, что включение и распределение педагогических приемов, направленных на повышение эффективности взаимодействия в тренировочном и соревновательном процессе квалифицированных баскетболистов на основе учета модальности восприятия информации, позволит повысить уровень тактической подготовленности спортсменов, будет способствовать совершенствованию их коллективного мастерства.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие студенты первого курса РГУФКСМиТ в количестве 14

человек. По данным тестирования на основе опросника «Модальность личности» установлены особенности восприятия поступающей информации. На основе анализа результатов анкетирования игроки команды были распределены на связки игроков с разным преимущественным типом восприятия информации. Методы повышения эффективности взаимодействия в тренировочном процессе осуществляли на основе учета модальности восприятия информации. Эффективность упражнений определялась тренером и членами команды в виде интерактивного взаимодействия через обратную связь [5]. В тренировочном процессе повышение эффективности взаимодействия игроков формировалось на основе ряда методических приемов и решения усложняемых задач [4]. Основными средствами тренинга явились психотехнические упражнения для развития интуиции, упражнения на внимание и формирование предметной наблюдательности, акцентирование внимания на анализе конкретных игровых ситуаций, способах формирования самоконтроля. Формировали умения распознавать психофизические состояния других, искать способы передачи смыслов выполняемых действий.

В методическом приеме «подражание» осуществлялась передача смыслов выполняемых движений, действий, привычек «подающей стороной» с последующим их воспроизведением «принимающей стороной». Формирование субъект-субъектных отношений осуществляли на основе модальности восприятия информации (для аудиала — говорить; для визуала — видеть; для кинестетика — чувствовать). Такое организованное взаимодействие способствует формированию общности поведения партнеров, сформулированной понятием «мы».

Обучение вербальному, невербальному, «чувственному» общению осуществляли в форме диалога, активного слушания, рефлексивно-перцептивного тренинга, психотехнических упражнений.

Формирование навыков взаимодействия в тренировочном процессе осуществлялось поэтапно

— в общеразвивающих упражнениях и упражнениях игрок-игрок, работе в парах, общегрупповых упражнениях;

— в упражнениях с включением управленческих элементов со стороны тренера;

— в расстановке партнеров по игровым амплуа.

На втором этапе приобретение навыков взаимодействия осуществляли в ходе освоения совместной тактической комбинации, конкретных решений эффективных взаимодействий в анализе игровых моментов и согласованности действий в игровых ситуациях. При этом позволялась и поощрялась импровизация в поиске способов решения тактических задач в той или иной игровой ситуации и определении внутренних ресурсов отдельных игроков в повышении эффективности конструктивных стратегий команды. На третьем этапе формировали умения, приближенные к соревновательной деятельности в решении соревновательных задач 2 и 3 игроков, проведении мини-турниров групповых взаимодействий на всех этапах годовой подготовки [8,12].

В подготовке к ответственным играм акцентировали внимание на мысленном представлении отдельных тактических действий на основе модальности восприятия информации, включающем визуальные, слуховые, проприоцептивные и комплексные образы, которые у каждого спортсмена соответствуют преимущественному характеру восприятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На исходном этапе исследования установлено, что спортсмены различного игрового амплуа при переходе из юношеских команд в студенческие не в полной мере осознают переход к взаимопониманию и взаимодействию с другими игроками. Преимущественное использование в тренировке лишь показа двигательных задач в обучении тактическим действиям формирует мышление, не требующее множества способов решения тактических задач. В то время как у кинестетиков и аудиалов такой подход тормозит развитие тактического мышления и не способствует быстрому вхождению при переходе

игрока в команду более высокой квалификации. Взаимодействие игроков и тренера, осуществляемое на разных уровнях модальности не только с помощью проксемики: поз, положения игроков на площадке относительно друг друга (действие), вербальных средств: языка и фонетики (речь), а также мимики, жестов и взглядов (показ), способствует накоплению опыта игроков, позволяет распознать и предугадать действия других игроков и соперника. Педагогические наблюдения за взаимодействиями игроков показали, что кинестетические взаимодействия и вербализация противодействуют невербальной модальности, и наоборот: две последние диссонируют с кинестетической модальностью. Включение средств и методов, построенных на основе разных семиотических систем, позволяет обеспечить глубину и детальный подход в выявлении скрытых особенностей поведения игроков, способствует осмыслению того, что делается, создает новые комбинации игровых действий, сопровождается пониманием назначения действия, его смысла, способствует развитию творческого мышления. Вместе с тем не использованные ранее коммуникативные приемы осваиваются с достаточными затруднениями и длительное время выполняются с задержкой во временном аспекте и наличием ошибок во взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузник, А.И. Ролевые взаимоотношения в юношеской сборной команде по футболу /А. И.Бузник // Физическое воспитание студентов. - 2009.- № 2. - С. 12-16.

2. Гофман, И. Порядок взаимодействия / Пер.с англ. А.Д. Ковалева // Баньковская С.П. (ред.). Теоретическая социология. Ч. 2. - М.: Университет. 2002. - С. 60-104.

3. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: автореф дис. д-а пед. наук / Ю. М. Макаров. -Санкт-Петербург, 2013. - 48 с.

4. Макеева, В.С. Модель формирования интерактивного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет / В. С. Макеева, К.А. Луганский // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6. - С. 675.

5. Макеева, В. С. Формирование коммуникативного взаимодействия в различных периодах тренировки баскетболистов 13-15 лет / В.С.Макеева // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 4 (8).- С. 36-40.

6. Молчанова, Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие : автореф.дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Н.В. Молчанова. - Кострома, 2005. - 22 с.

7. Прозорова, ЮА Теория интерактивных ритуалов р.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что своевременное использование разработанной методики помогает улучшить взаимодействие баскетболистов студенческих команд в соревновательной и тренировочной деятельности.

Специально разработанные задания изменили характер взаимодействия к направлениям деятельности:

— учиться действовать, думая, а думать, действуя;

— «видеть поле» и постоянно удерживать объект в поле зрения (мяч, соперника);

— осмысливать и предвидеть наиболее вероятные перемещения игрока, мяча;

— варьировать скорость передачи мяча;

— выполнять групповые взаимодействия в повышенном темпе;

— ощущать ответственность при выборе собственных интересов в сторону командных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность взаимодействия обеспечивается взаимопониманием между игроками в командной работе для слаженных действий команды. Указанные выше методические подходы способствуют сплочению игроков команды, их «сыгранности» в соответствии с целями команды, учат «выкладываться» для достижения общей цели.

Коллинза : от микроинтеракции к макроструктуре / ЮА. Прозорова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. X, № 1. - С. 57-73.

8. Aglioti S.M., Cesari P., Romani, M., & Urgesi, C. (2008) Action anticipation and motor resonance in elite basketball players [Nature Neuroscience], V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182. V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182

9. Collins R. (1989). Towards a New-Median Sociology of Mind // Symbolic Interaction. Collins R. (1993). Emotion Коллинз Р. (1981). 12. № 1. P. 1-32.

10. Collins, R. Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press, 2004. P.49

11. Cook AJ., Moore K., Steel G.D. Taking a position: a reinterpretation of the theory of planned behaviour // Journal for the Theory of Social Behaviour. - 2005. Vol. 35. P. 143-154.

12. Gatti, R., Tettamanti, A., Gough, P.M., Riboldi, E., Marinoni, L., & Buccino, G. (2013) Action observation versus motor imagery in learning a complex motor task: A short review of literature and a kinematics study. [Neuroscience Letters], 540, 37-42.

13. Kress G., van Leeuwen T. Multimodal discourse: The modes and media of contemporary communication. London: Arnold, 2001. 152 p.

14. Poczwardowskia A., Barott J., Jowett S. Diversifying approaches to research on athlete - coach relationships // Psychology of Sport and Exercise. Vol.7. 2006. Is.2. P.125-142.

15. Volov V.T., Volov V.V. Investigation of functional

REFERENCES

1. Buznik A.I. [Role relations in the junior national football team] Physical education of students [Fiz-icheskoe vospitanie studentov]. 2009, no. 2, pp. 1216.

2. Gofman I. [Order of Interaction] Translation from English A. D. Kovaleva // Bankovskaia S. P. (ed.). Theoretical sociology [Teoreticheskaia sotsiologiia]. Part 2. M.: University, 2002, pp. 60-104.

3. Makarov Iu.M. [Metodologiia formirovaniia igrovoi deiatelnosti u iunykh sportsmenov v igrovykh vidakh sporta: avtoref. dis. d-a ped. nauk] Methodology of the development of game-related activity in young people athletes in game sports: abstr. dis. of Dr. of Ped. sciences : St. Petersburg, 2013, 48 p.

4. Makeeva V.S., Luganskii K.A. Model of the development of interaction of basketball players aged 13-15. Current issues of science and education [Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniia]. 2014, no. 6, 675 p.

5. Makeeva V.S. [Formirovanie kommunikativnogo vzaimodeistviia v razlichnykh periodakh trenirovki basketbolistov 13-15 let] Development of communicative interaction in various periods of training of basketball players aged 13-15. Health care, education and security [Zdravookhranenie, obrazovanie i bezopasnost]. 2016, no. 4 (8), pp. 36-40.

6. Molchanova N. V. [Vliianie emotsii na kommunika-tivnoe vzaimodeistvie : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk : 19.00.05] Influence of emotions on communicative interaction : abstr. dis. ... Cand. of Psych. Sciences] : 19.00.05: Kostroma, 2005, 22 p.

7. Prozorova Iu.A. [Teoriia interaktivnykh ritualov r. Kollinza: ot mikrointeraktsii k makrostrukture] The theory of Collins interactive rituals : from microinter-

systems of the psychic self-organization based on the method of basal matrix // Cornell university library. Neurons and Cognition (q-bio.NC) Cite as: arXiv:1510.02679 [q-bio.NC]. Submitted on 9 Oct 2015.

action to macrostructure. Journal of Sociology and Social Anthropology [Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii]. 2007. vol. 10, no. 1, pp. 57-73.

8. Aglioti S.M., Cesari P., Romani, M., & Urgesi, C. (2008) Action anticipation and motor resonance in elite basketball players [Nature Neuroscience], vol. 11, no. 9, pp. 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182. vol. 11, no. 9, pp. 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182

9. Collins R. (1989). Towards a New-Median Sociology of Mind // Symbolic Interaction. Collins R. (1993). Emotion Коллинз Р. (1981). vol. 12. no. 1. pp. 1-32.

10. Collins, R. Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press, 2004. P. 49

11. Cook AJ., Moore K., Steel G.D. Taking a position: a reinterpretation of the theory of planned behavior. Journal for the Theory of Social Behaviour. 2005. vol. 35, pp. 143-154.

12. Gatti, R., Tettamanti, A., Gough, P.M., Riboldi, E., Mari-noni, L., & Buccino, G. (2013) Action observation versus motor imagery in learning a complex motor task: A short review of literature and a kinematics study. [Neuroscience Letters], 540, 37-42.

13. Kress G., van Leeuwen T. Multimodal discourse: The modes and media of contemporary communication. London: Arnold, 2001. 152 p.

14. Poczwardowskia A., Barott J., Jowett S. Diversifying approaches to research on athlete - coach relationships. Psychology of Sport and Exercise. vol.7. 2006, Is.2, pp. 125-142.

15. Volov V.T., Volov V.V. Investigation of functional systems of the psychic self-organization based on the method of basal matrix. Cornell university library. Neurons and Cognition (q-bio.NC) Cite as: arX-iv:1510.02679 [q-bio.NC]. Submitted on 9 Oct 2015.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Макеева Вера Степановна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, e-mail: vera_191@mail.ru; ORCID: 0000-0001-5969-4324.

Чернов Сергей Викторович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики баскетбола; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, e-mail: kafsi@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-5573-5202.

Лаптев Сергей Олегович - старший преподаватель кафедры теории и методики баскетбола; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, e-mail: solap12@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-4689-7947.

Поступила в редакцию 23 ноября 2019 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Макеева В.С. Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду / В.С. Макеева, С.В. Чернов, С.О. Лаптев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т.8, № 1. - С. 25-29. DOI: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-25-29

FOR CITATION

V.S. Makeeva, S.V. Chernov, S.O. Laptev Ensure effective interaction of basketball players during transition to student team. Science and sport: current trends, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 25-29 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826-2019-8-1-25-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.