Научная статья на тему 'Игровое взаимодействие баскетболистов в командах высших разрядов'

Игровое взаимодействие баскетболистов в командах высших разрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ИГРОКИ / ДЕЙСТВИЯ / СИГНАЛЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева В.С., Ковешникова Е.Н., Луганский К.А.

В статье излагаются особенности игрового взаимодействия баскетболистов высших разрядов. Выявлены знания и действия игрока на площадке с целью реализации индивидуальных действий, знания и действия игрока на площадке с целью реализации грового взаимодействия. Определены и ранжированы качества личности, способствующие эффективности игрового взаимодействия баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева В.С., Ковешникова Е.Н., Луганский К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровое взаимодействие баскетболистов в командах высших разрядов»

УДК796.323.056.822:159.9

ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ В КОМАНДАХ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

В.С. Макеева - профессор, доктор педагогических наук,

зав кафедрой К.А. Луганский - аспирант Е.Н. Ковешникова - профессор, доктор педагогических наук

зав кафедрой

Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс,

Орел

INTERACTION DURING THE GAME OF BASKETBALL PLAYERS IN THE HIGHEST CATEGORIES TEAMS

V.S. Makeeva - Professor, doctor of Pedagogics (head of Department) K.A. Luganskiy - postgraduate student

E.N. Koveshnikova- Professor, doctor of Pedagogics (head of Department) State University - Educational-Science-based Production Complex,

Orel

e-mail: vera_191@mail.ru

Ключевые слова: коммуникация, общение, игроки, действия, сигналы, личностные качества.

Аннотация. В статье излагаются особенности игрового взаимодействия баскетболистов высших разрядов. Выявлены знания и действия игрока на площадке с целью реализации индивидуальных действий, знания и действия игрока на площадке с целью реализации игрового взаимодействия. Определены и ранжированы качества личности, способствующие эффективности игрового взаимодействия баскетболистов.

Keywords: communication, intercourse, players, actions, signals, personal qualities

Annotation. The article deals with the peculiarities of the interaction during the game of the highly-qualified basketball players. The player's knowledge and actions on the playground were revealed in order to realize individual actions and the player's knowledge and actions on the playground in order to realize interaction during the game. We defined and ranked the personal qualities which lead to the effectiveness of the basketball players' interaction during the game.

Все игровые команды представляют собой более или менее развитые общности, внутри которых возникает пространство личностного и игрового роста членов команды. Командный характер игры в баскетболе обусловливает повышенные требования к взаимодействиям игроков в процессе соревновательной деятельности [1]. Физический контакт стимулирует более интенсивное взаимодействие между членами команды, часто приходится сочетать свои действия с действиями своих товарищей, чтобы они дополняли одно другим, а не мешали выполнению общей задачи. При этом характер игрового взаимодействия как многосторонний процесс общения включает в себя непосредственно коммуни-

кацию, перцептивные и интерактивные компоненты и в значительной степени отражает спортивное мастерство как отдельного баскетболиста, так и команды в целом.

Качество игрового взаимодействия в спортивных командах, подвержено тем же закономерностям, которые существуют и в других социальных группах, и является результатом формирования способности к согласованным действиям с учетом позиции другого. К основным требованиям, определяющим эффективность игрового взаимодействия, относится развитие умений представлять и сообщать информацию в различных формах, использовать разнообразные действия (средства) на игровой площадке,воспринимать и понимать поступающую информацию, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Это в конечном счете отражается результате деятельности - определенном поведении игроков и команды.

Решение коммуникативных задач осуществляется в продуктивных видах игрового-взаимодействия, и объективируются в продукте ее решения - технико-тактических действиях отдельного игрока и команды. Другими словами, технико-тактические действия являются тем базисом, на основе которых может быть надстроена коммуникация игроков. Полагаем, что целенаправленная работа по формированию команды в высоком смысле этого слова должна быть направлена на оба раздела учебно-тренировочного процесса. Требуют своего решения и вопросы обучения партнеров совместной деятельности, значимые для организации общения и коллективных форм спортивной деятельности. Особенно важна такая постановка на этапе формирования команды в детском и подростковом возрасте. С этих позиций мы обратились к вопросу: «Как данное положение соблюдается у баскетболистов, играющих в командах высших разрядов?».

Целью настоящего исследования является выявление особенностей игрового взаимодействия баскетболистов высших разрядов.

Задачи исследования:

1. Определить уровень знаний и владения индивидуальными и командными действиями баскетболистами высших разрядов.

2. Установить влияние качеств личности на игровое общение с партнерами по команде.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики, контент-анализ. Разработанная нами анкета сожержит вопросы, отражающие общие данные (возраст игроков, игровое амплуа, игровой стаж); вопросы, касающиеся знаний об индивидуальных и командных действиях и особенностях их использования в игре; характеристику обучения игровому общению в тренировочном процессе баскетболистов высших разрядов. Следующая анкета включала выбор из 12 определений личностных качеств, влияющих на качество игрового общения. Для снятия различных толкований терминов нами на основе анализа теоретических источников были даны краткие определения качеств личности, включенные в данную анкету. В процессе ответов задача игрока заключалась в ранжировании указанных качеств по степени важности для обеспечения эффективного игрового общения.

Организация исследования. В проведенном исследовании приняли участие игроки двух команд в количестве 21 человека: в возрасте от 16 до 20 лет - 7 человек, в возрастном диапазоне 20-25 лет - 10 игроков, 26-30 лет - 3 игрока и 1 игрок был старше 30 лет. Все до момента анкетирования играли в командах различного уровня, в том числе и на профессиональном уровне, от 6 до 24 лет, что в среднем составляет 11,3 лет.

По игровому амплуа участники опроса распределились следующим образом: разыгрывающих защитников - 6, атакующих защитников - 6, легких форвардов - 5, тяжелых форвардов - 4 и центровых - 1.

Анализ полученных результатов позволяет все игровые действия разделить на две большие группы: знания и умения с целью реализации индивидуальных действий и знания и действия игрока на площадке с целью реализации игрового взаимодействия. В соответствии с анализом игрового взаимодействия игроков команды ГУ-УНПК на основании педагогиче-

ского наблюдения в течение сезона 2010-2011 года выявлены наиболее типичные игровые действия, применяемые игроками в игре. К базисным технико-тактическим действиям баскетболистов высших разрядов, в наибольшей степени способствующим формированию игрового взаимодействия, нами отнесены действия, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика знаний об индивидуальных и командных действиях и особенности _их использования в игре баскетболистами высших разрядов_

Технико- тактические действия Знания и степень реализации в игре Конкретные технико-тактические действия ол-во раз

Индивидуальные действия. Знания о необходимости применять действия в игровой обстановке Знания о технике владения обманными действиями с мячом Показ на бросок

Показ на уход

Показ на передачу

Перевод мяча перед собой

Перевод мяча под ногой

Перевод мяча за спиной

Другое(написать)

Знания о технике владения обманными действиями без мяча Движения корпусом

Движения ногами на месте и в движении

Движения головой стоя на месте и в движении

Движения руками

Смена ритма и направления

Другое

Применение индивидуальных действий в игре Реализация обманных действий с мячом Показ на бросок

Показ на уход

Показ на передачу

Перевод мяча перед собой 1

Перевод мяча под ногой

Перевод мяча за спиной

Другое(написать)

Реализация обманных действий без мяча Движения корпусом 1

Движения ногами на месте и в движении

Движения головой стоя на месте и в движении

Движения руками

Смена ритма и направления 3

Другое

Применение игровых взаимодействий в игре Реализация обманных действий с мячом Показ на бросок

Показ на уход

Показ на передачу 0

Перевод мяча перед собой

Перевод мяча под ногой

Перевод мяча за спиной

Другое(написать)

Реализация обманных действий без мяча Движения корпусом

Движения ногами на месте и в движении

Движения головой стоя на месте и в движении

Движения руками

Смена ритма и направления 0

Другое(написать)

В контексте задач данного исследования наибольший интерес представляют ответы, касающиеся взаимодействия игроков, в частности; в ответах на вопрос «Какие из обманных движений с мячом и без мяча помогают игрокам взаимодействовать на площадке во время игры?» наиболее часто указываются финты с мячом: «показ на передачу» (10), «показ на уход» (7). «Показ на бросок» (5) набрал среднее количество ответов, наименьшее же количество набрал вариант «перевод мяча перед собой» (3). Никто не выбрал ответы «перевод мяча под ногой», «перевод мяча за спиной». Только один игрок указал свой вариант ответа - голосом (1).

При использовании финтов без мяча наибольшее количество получили варианты «смена ритма и направления» - 10, «движения корпусом» (8), «движения руками» (7). «Движение головой стоя на месте и в движении» выбрали четыре игрока, остальные варианты, по мнению игроков, ими вообще не используются.

Техника игрового взаимодействия в баскетболе выражается не столько в словах, сколько в движениях. Полагаем, что тренер должен не только знать, но и специально уделять внимание отработке компонентов игрового взаимодействия между партнерами и выработке наиболее оптимальных сигналов для тех или иных игровых ситуаций и для конкретных спортсменов. В таблице 2 показано, каким элементам игрового общения обучают игроков на тренировках и какими элементами они пользуются непосредственно в игре.

Таблица 2

Характеристика процесса обучения и владения игровым общением баскетболистами

высших разрядов

Признаки Способы игрового общения Кол-во действий

Тренируемые элементы игрового общения Голосом 19

Жестами 14

Мимикой 4

Отработанными взаимодействиями 9

Никаким 1

Другое 0

Использование игроками элементов игрового общения в игре Голосом 21

Жестами 15

Мимикой 4

Отработанными взаимодействиями 8

Никаким -

Другое -

Как показали результаты исследования и данные ряда авторов, регулирующая и управляющая функции коммуникации состоят в ориентации совместной деятельности на цель[5]. При этом успешность организации совместной коллективной и групповой деятельности возрастает при обоснованном выборе системы сигналов, средств общения.

Средства общения при взаимодействии партнеров во время игры условно можно разделить на 3 группы: речевые, неречевые и комбинированные.

На вопрос: «Каким элементам игрового общения тебя обучают?» большинство опрошенных указало вариант «голосовым взаимодействиям» (19), затем идут варианты «взаимодействие жестами» (14), «отработанные взаимодействия» (9). Наименьшее количество выборов получил вариант «мимикой» - 4, и один игрок указал, что не обучают никаким взаимодействиям.

При этом в ответах на вопрос: «Как ты общаешься с партнерами во время игры?» все опрошенные выбрали вариант «общаются с помощью голоса» (всего 21человек) и 15 игроков указали, что в основном общаются жестами. Часть игроков указали, что общаются посредством заранее отработанных взаимодействий (8) и мимикой (4).

В результате контент-анализа по ответам, представленным на вопрос: «Считаешь ли ты, что игровое общение с партнерами по команде влияет на результат игры и почему?» практически все баскетболисты указали на необходимость игрового общения. Всего в результате контент-анализа выявлены 28 слов, так или иначе обозначающих «игровое общение».

Исходя из нашего подхода к определению коммуникативного (игрового) взаимодействия баскетболистов, на коммуникативный компонент (передача и сообщение информации) приходится всего 6 определений (подсказ и поддержка - 4, получение - передача информации - 2), на деятельностный компонент -3 (взаимодействие -3); эмоционально-перцептивный компонент - 9, из них: понимание - 6, взаимоотношения - 2, микроклимат -1.

Таким образом, с точки зрения баскетболистов высших разрядов, наибольшее влияние на результат игровой деятельности оказывает понимание и отношения игроков, далее собственно сама информация и последнее - игровые действия.

В целом, данные контент-анализа, проведенного с игроками команд: «ГУ УНПК» (г. Орел) и БК «Щекино Азот» г. Тула, позволяют утверждать, что такой параметр как игровое общение очень важен и необходим при взаимодействии игроков на площадке. По мнению самих игроков, игровое общение помогает им добиваться положительного результата и зависит от таких показателей, как микроклимат в команде, общение и взаимодействие игроков на тренировках вне зала. Однако ограниченность вариантов как обучения приемам игрового общения, так и применения их свидетельствует о необходимости поиска новых подходов в решении данного вопроса [2].

Поскольку на первое место выходят понимание и отношения игроков, то особый интерес вызывают качества, которым спортсмены отдают предпочтение в повышении эффективности игрового взаимодействия баскетболистов. В анкете, состоящей из 12 определений личностных качеств, влияющих на качество игрового общения, игроки должны распределить их по степени важности. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ранжирование качеств и свойств личности игрока, определяющих эффективность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

игрового общения

Качество Ранг

БК БК Общий

«Щекино «ГУ УНПК» рейтинг

Азот»

Ответственность 1 4 1

Дисциплинированность 4 1 2

Целеустремленность 2 2 3

Настойчивость 3 3 4

Энергичность 4 6 5

Самообладание 5 5 6

Общительность 6 3 7

Эмоциональность 7 7 8

Впечатлительность 7 8 9

Импульсивность 8 9 10

Тревожность 9 10 11

Замкнутость 10 11 12

Мнения команд разделились в определении наиболее важного качества личности, определяющего эффективность игрового общения. Так, игроки баскетбольного клуба «Ще-кино Азот» выбрали ведущим качеством «ответственность», а баскетболисты «ГУ УНПК» -«дисциплинированность». Согласно данным анализа теоретических источников и принятым нами определениям, «ответственность» как интегративное качество является результатом осознания выполнения обязанностей и требований [4], в то время как «дисциплинированность» - это черта характера, ставшая привычкой, порой мало осознаваемой [3].

Мнения команд разошлись также по качеству «энергичность». Команда «Щекино Азот» оценила его на порядок выше, чем команда «ГУ УНПК». Действительно, трудно представить «вялого», безынициативного баскетболиста, который может эффективно взаимодействовать с партнерами во время игры.

Следующее качество, в отношении которого команды не сошлись во мнении, - это «общительность». Команда «ГУ УНПК» поставила это качество на более высокое место, чем команда «Щекино Азот». Вместе с тем «общительность», согласно данному нами определению, обозначается как «открытость характера», что, на наш взгляд, мало влияет именно на взаимодействия игроков на площадке во время игры.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: между уровнем знаний и применением в игре индивидуальных и командных действий баскетболистами высших разрядов имеются существенные различия, которые выражаются на примере отдельных действий в надежном выполнении и неуверенном их осознании (смена ритма и направления, перевод мяча перед собой и др.). Данное несоответствие усложняет игровое взаимодействие, особенно в понимании игровых ситуаций и вытекающих из этого последствий - отношения между игроками. Данное положение подтверждается ограниченностью вариантов обучения приемам игрового общения в учебно-тренировочном процессе.

Мастерство команды определяется степенью проявления качеств личности, присущих отдельным игрокам, через характер игрового общения с партнерами по команде.

Литература

1. Катулин, Н.А. Комплектование звеньев баскетбольной команды на основе психологических и игровых характеристик спортсменов / Н.А. Катулин, Ю.М. Черкасов // Психолого-педагогические проблемы спортивных игр / Под ред. Родионова А.В. - М. : Госкомитет по физ. культуре, 1989. - С. 32-37.

2. Луганский, К. А. Характеристика коммуникативного взаимодействия игроков команды в баскетболе / К. А. Луганский // Проблемы и перспективы формирования инновационной системы образования в XXI веке : материалы I Международной науч.-практ. конф, / Приволжский научно-исследоват. центр. - Йошкар-Ола : Коллоквиум, 2012. - C.229-235.

3. Мелихов, А.Б. Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза :автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Мелихов. - Курск, 2005. - 22с.

4. Сомов, А. В. Организационные и педагогические условия формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях :автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Сомов. -Воронеж, 2004 - 23c.

5. Janousek, J. Spolecnacinnost a kommunikace / J. Janousek. - Praha : NakladatelstviSvoboda, 1984. - 245 s.

Bibliography

1. Katulin N.A., Cherkasov Y.M. The manning of the basketball team links based on the psychological and playing characteristics of the sportsmen: Psychological and pedagogical problems of the sport games. Under edition of Rodionova A.V. - M.: The state Committee on Phys. Culture, 1989. - p. 32-37.

2. Luganskiy K.A. The characteristics of the communicative interaction between the players of the team in basketball. Problems and prospects of innovation system of education in the XXI century formation, the first International Scientific conference (2012; Yoshkar-Ola)/ the Volga scientific- research.center. - Yoshkar-Ola: Colloquium, 2012.- p. 229-235

3. Melikhov A. B. Psychological and pedagogical conditions of of the listeners and cadets of the military Institute: development thesis of the candidate of Pedagogics: Kursk, 2005.- 22p.

4. Somov A.V. Organizational and pedagogical conditions of responsibility forming of the Ministry of Internal Affairs workers to the career-related activities in extreme conditions: Thesis of the candidate of Pedagogics: Voronezh, 2004 - 23p.

5. Janousek J. Interaction and communication. - Prague: Freedom Publishing House, 1984. - 245p. Статья поступила в редакцию: 14.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.