ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
FEATURES OF USE OF MEANS AND METHODS OF TRAINING YOUNG PLAYERS
Коровяковская Анастасия Юрьевна
студент
факультет вечерне-заочного обучения Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Korovyakovskogo Anastasiya Yurievna
student Orel state university Orel, Russia
Аннотация. Основной формой обучения юных спортсменов является тренировка, с помощью которой решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. В статье рассматриваются основные средства и методы подготовки юных баскетболистов, используемые в процессе спортивной тренировки.
Abstract. The Main form of training of young athletes is training, which helps to solve the main sports, health and educational problems. The article deals with the main means and methods of training basketball players used in the process of sports training.
Ключевые слова: баскетбол, игра, метод, спорт, техника, упражнения, физическое развитие
Keywords: basketball, game, method, sport, technique, exercise, physical development
В нашей стране подготовка юных баскетболистов осуществляется в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. В школах проводится внеклассная спортивная работа, которая осуществляется в спортивных секциях. В эти секции принимаются все дети, желающие заниматься спортом.
Основной формой обучения юных спортсменов является тренировка. С помощью системы тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. Специально подобранная и составленная система спортивных упражнений влияет на успешность тренировки, настрой юных спортсменов, их работоспособность и чаще всего определяет конечную цель учебной работы. Главная цель тренировки заключается в овладении юными спортсменами той или иной системой упражнений, понятии и усвоении ими определенных правил, закономерностей овладения конкретными спортивными умениями, пользуясь которыми они могли бы «проиграть» любую спортивную ситуацию.
Основой, «фундаментом» физкультурно-спортивной деятельности является
начальный этап подготовки. Работа на данном этапе направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола. Длительность этапа начальной спортивной специализации может составлять от двух до трёх лет. Основными направлениями в организации работы групп начальной подготовки юных баскетболистов являются достижения универсальности и разносторонности.
На этом этапе главными задачами являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в старшем возрасте. Формирование устойчивого интереса к данному виду деятельности у детей осуществляет тренер, преподаватель, учитель. Он помогает детям найти ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно формировать и развивать физических способностей у учащихся.
В группах начальной подготовки юные баскетболисты изучают основы техники баскетбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения, сдают соответствующие нормативы. На этом этапе ученики стремятся овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в баскетбол, осваивают процесс игры в соответствии с правилами баскетбола, участвуют в товарищеских играх и в неофициальных турнирах по баскетболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП, «Веселые старты», в которых основной задачей является результат выступления.
Для достижения высокого уровня специальной физической подготовки создается основная установка программы начальной подготовки - обучающая. Заключается она в необходимости создания предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу.
Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Большое внимание уделяется акробатическим и гимнастическим упражнениям, легкой атлетике, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях занимают упражнения с мячами. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение.
Освоение главных технических приемов игры в баскетбол осуществляется на начальном этапе обучения. Затем происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры. Для эффективности развития перечисленных качеств в процессе тренировки используются следующие средства и методы:
- Общеразвивающие и подготовительные упражнения, направленные
на повышение уровня развития основных физических качеств, расширение двигательного опыта, развитие специальных для конкретного приема игры качеств;
- Аудиовизуальные средства. При их помощи формируется представление, «образ» приема;
- Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
- Методы наглядного восприятия;
- Словесные методы;
- Аудиовизуальные воздействия.
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям вида спорта. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, у игровиков, к числу специально подготовительных упражнений относятся специальные игровые действия и комбинации; упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых выбранной специализации и проявляемых в определенных режимах работы. Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения условно разделяются на:
- подводящие, способствующие освоению формы, техники движений;
- развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.).
К числу специально подготовительных упражнений относят имитационные упражнения. Они подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена как можно больше соответствовали по координации, структуре, характеру выполнения и кинессике избранного вида спорта.
Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны
спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.
Основными средствами, применяемыми в процессе тренировки юных баскетболистов, являются:
- упражнения сопряженного характера, совмещающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;
- комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности;
- специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;
- подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании игровых действий в различных сочетаниях и с различной последовательностью их воспроизведения;
- учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;
- контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола:
1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними;
2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного
эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.
Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности баскетболистов.
Основу рабочих программ, а также методик физической подготовки по разделу «Баскетбол» составляют положения и концепция тренировки. В этом случае тренировка рассматривается как научно обоснованная теория управления повышением физического развития юных спортсменов. Только в процессе регулярных и длительных тренировок может быть достигнут высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности. Только в процессе адаптации к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности юными баскетболистами могут быть приобретены знания, умения и навыки, сформированы необходимые качества.
Литература
1. Гомельский А. Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. -1982. № 3. - С. 8-11.
2. Железняк Ю. Д. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства // Железняк Ю. Д., Чачин А. В. - М., 2008.
3. Зайцев А. А. Основные компоненты спортивной тренировки : метод. рек. по спецкурсу «Теория спорта высших достижений» для студ. факультета физ. воспитания. -Калининград : Изд-во Калининградского ун-та, 2007. - 26 с.
4. Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. - М.: Полымя, 1988. - С. 29-32.
References
1. Gomel'skij A. Ya. Metod sopryazhennyh vozdejstvij [The method of conjugate effects]. Sportivnye igry - Sports games, 1982, no. 3, pp. 8-11.
2. Zheleznyak Yu. D., Chachin A. V. Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva (ehtapy sportivnogo sovershenstvovaniya), shkol vysshego sportivnogo masterstva [An approximate program of sports training for specialized children's and youth schools of the Olympic reserve (stages of sports improvement), schools of higher sportsmanship]. Moscow, 2008.
3. Zajtsev A. A. Osnovnye komponenty sportivnoj trenirovki [The main components of sports training]. Kaliningrad, Kaliningrad University Publ., 2007, 26 p.
4. Kolos V. M. Basketbol: teoriya, praktika [Basketball: theory, practice]. Moscow, Polymya Publ., 1988, pp. 29-32.