УДК 796/799
АНАЛИЗ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ
Щекотихин Михаил Петрович кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
г. Орел, Россия
ANALYSIS OF MEANS AND METHODS OF PREPARATION STUDENTS-BASKETBALL
Schekotihin Mikhail Petrovich Ph.D., associate Professor, Head of the Department of Physical Education
OrelStateUniversity, Russia
Аннотация. Рассматриваются особенности тренировки студентов-баскетболистов в связи с оценкой уровня нагрузки и энергетической направленности используемых средств. Проводится анализ методов спортивной тренировки с целью выбора наиболее рациональных форм построения тренировочного процесса и реализации средств в смешанном режиме энергообеспечения составляющем около 70 % нагрузок в баскетболе.
Abstract. Features of training of students basketball players in connection with an assessment of level of loading and a power orientation of used means are considered. The analysis of methods of sports training for the purpose of a choice of the most rational forms of creation of training process and realization of means in the mixed mode of power supply making about 70 % of loadings in basketball is carried out.
Ключевые слова. Баскетбол, нагрузка, средства и методы тренировки.
Keywords. Basketball, load, tools, andtrainingmethods.
Вот уже восемь лет в России работает проект «Ассоциация студенческого баскетбола». За эти восемь лет много произошло изменений в регламенте чемпионата АСБ, но неизменной осталась любовь студентов к этой прекрасной игре.
Современный баскетбол характеризуетсяатлетичностью, высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, предельной мобилизацией функциональных возможностей, скоростно-силовых качеств и психической концентрации.
Частота сердечных сокращений в игре у баскетболиста достигает 180-220 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру.
Сама игра является мощным и эффективным средством физического воспитания и тренировки студента.
Каждый год тренеру студенческой команды приходится сталкиваться с одной проблемой - приход студентов после каникул, приход новичков-первокурсников, которые имеют часто достаточно разный уровень физической и технико-тактической подготовленности. В связи с этим педагогу приходится осуществлять поиск эффективных форм, средств и методов тренировки, который базируется на решении следующих задач:
^ Сбор информации о состоянии спортсменов
^ Анализ собранной информации и разработка путей коррекции показателей тренировочной и соревновательной деятельности.
^ Принятие и реализация решений путем разработки целей, задач, средств и методов достижения заданного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.
Осуществляя планирование тренировочной работы студенческой баскетбольной команды, многие тренеры сталкиваются с проблемой распределения объёма тренировочных нагрузок различной направленности, на различных этапах учебно-тренировочного цикла. Это связано в первую очередь с режимом учебных занятий и календарем соревнований, различным уровнем спортивной и функциональной подготовленности студентов. Работа на тренировочных занятиях баскетболистов проводится в основном групповым, поточным, фронтальным методами, что предъявляет практически одинаковые требования ко всем спортсменам. В связи с этим становится ясно, что нагрузку студенты-баскетболисты получают достаточно разную. Для менее подготовленных игроков она может оказаться максимальной, а для более подготовленных - низкой. В связи с этим при выполнении упражнений тренеру необходимо самостоятельно формировать группы по уровню подготовленности и определять соответствующую дозировку.
В настоящее время специалисты в тренировочной работе стремятся не к увеличению дополнительных средств подготовки и наращиванию объёма нагрузки спортсмена, а к использованию ограниченного комплекса наиболее эффективных и рациональных средств для
конкретной ситуации и конкретного игрока в определённом состоянии готовности, на определённом отрезке времени, т.е. к минимизации затраты энергетических ресурсов и времени при оптимальном качестве работы. При этом необходима ориентация на конкретизацию суммарного объёма тренировочных нагрузок в зависимости от их интенсивности и физиологической направленности и на оптимальное соотношение нагрузок различной направленности.
Исследуя величину и направленность тренировочной нагрузки по ЧСС, можно использовать критерии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки нагрузки по ЧСС
ЧСС в упражнении уд./мин. Величина нагрузки Характер энергообеспечения Преимущественная направленность
До 140 Малая Аэробный Восстанавливающая
140-160 Средняя Аэробно-анаэробный Поддерживающая достигнутый уровень развития
160-180 Большая Анаэробно-гликолитический Развивающая физические качества и работоспособность
Свыше 180 Около предельная Анаэробно-алактатный Развивающая специальную выносливость
180-210 Максимальная Смешанный Реализация достигнутого
Величина и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок определяется особенностями применения и порядком сочетания следующих компонентов: продолжительностью и характером отдельных упражнений, интенсивностью работы при их выполнении, продолжительностью и характером пауз между отдельными повторениями, количеством упражнений в структурных образованиях тренировочного процесса (отдельном занятии, части занятия, микроцикле и др.). Иногда варьирование даже одного из указанных компонентов может в корне поменять направленность тренировочной нагрузки (Платонов В.Н.).
Исследования в области баскетбола свидетельствуют о очень высоких физиологических и энергетических требованиях, предъявляемых организму игрой. В связи с этим большое значение тренеры в практике баскетбола уделяли выбору для каждого этапа
подготовки наиболее эффективных тренировочных средств и методов их использования.
Изучая энергетическое обеспечение деятельности спортсмена в игре, Костикова Л.В. выдвинула предложение, что аэробная производительность один из важнейших факторов работоспособности баскетболистов. Корягин В.М. пришёл к выводу, что энергообеспечение имеет смешанный (аэробно-анаэробный) характер, причём многократные переходы от высоко - к низкоинтенсивной деятельности делают её в большей степени аэробной.
Другие исследователи считали, что ведущим фактором специальной работоспособности в баскетболе является анаэробная производительность организма.
В связи с этим большое значение тренеры в практике баскетбола уделяли выбору для каждого этапа подготовки наиболее эффективных тренировочных средств. Многие специалисты в своих работах отмечали, что специально-подготовительные упражнения должны включать элементы соревновательной деятельности, т.е. по характеру должны максимально приближаться к реальным соревновательным действиям с учётом адекватности физиологических реакций.
Выявлено, что игровые упражнения 2х2, 3х3 в баскетболе характеризуются высоким метаболическим уровнем (до 500 ккал/час). Подготовительная или контрольная игра с удлинённым соревновательным режимом, полноценной разминкой, систематическим применением быстрого прорыва может быть приравнена к тренировочному занятию с большой нагрузкой (ЧСС - 150-170 уд/мин), а систематическое применение быстрого прорыва и прессинга - к тренировочному занятию с около предельной нагрузкой (ЧСС - до 180200 уд/мин).
Таким образом, можно сделать заключение, что в тренировке баскетболиста с целью повышения уровня специальной работоспособности необходимо использование сочетания упражнений аэробной и анаэробной направленности, т.е. режима смешанного (аэробно-анаэробного) энергообеспечения.
Только смешанный (аэробно-анаэробный) режим энергообеспечения, реализуемый при выполнении нагрузок в зоне большой и около предельной мощности (по В.С. Фарфелю), является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает максимальную продолжительность мобилизации энергетического компонента деятельности.
Исходя из этого, нами была осуществлена систематизация тренировочных средств баскетболистов по критерию их энергоемкости,
т.е. по величине объема нагрузок максимально возможного для реализации в режиме смешанного энергообеспечения.
Проведенная систематизация средств подготовки позволила количественно дозировать нагрузки по режиму их энергообеспечения на различных этапах годичного цикла, что гарантировало контроль тренировочной нагрузки, достижение и поддержание оптимального уровня спортивной формы на протяжении всего соревновательного периода (табл. 2).
Одной из задач теории и практики спортивной тренировки является определение таких сочетаний компонентов нагрузки, которые наилучшим образом расширили бы функциональные возможности спортсменов. Вместе с тем, в спортивных играх нельзя забывать о постоянном технико-тактическом совершенствовании игроков, о неразрывном единстве физической и технической подготовки.
Таблица 2.
Систематизация тренировочных средств с учетом режима их
энергообеспечения
№ Вид упражнений Режим энергообеспечения, %
Аэробный Смешанный Анаэробный
1 Специальные беговые 46 58 6
2 Прыжковые 58 32 10
3 Силовые. 67 19 14
4 Упражнения по технике 47 47 6
5 Упражнения по тактике 40 53 7
6 Соревновательные упражнения 32 60 8
На современном этапе в практике спортивной тренировки применяется большое число методов, но наибольшее применение нашли следующие из них: 1) непрерывный равномерный, 2) непрерывный переменный, 3) повторный, 4) интервальный.Одной из форм как общей, так и специализированной тренировок, является круговой метод, или круговая тренировка.
Характерной особенностью непрерывного равномерного метода тренировки, направленного на совершенствование общей выносливости, является продолжительная мышечная работа с умеренной интенсивностью, которая в данном случае довольно надежно определяется частотой сердечных сокращений (ЧСС). Пределы изменений ЧСС при умеренной интенсивности нагрузки колеблются от 140 до 150 уд./мин.
Есть мнение, что равномерная работа в большом объеме отрицательно влияет на спринтерские способности.
Нагрузки смешанной аэробно-анаэробной направленности, способствующие комплексному совершенствованию двигательных способностей, составляют около 70 % объема всех нагрузок в баскетболе. При этом применяются переменный, повторный и интервально-серийный методы тренировки.
Метод непрерывной переменной работы представляет собой длительное однократное выполнение упражнений с переменной интенсивностью. Принято было считать, что переменный метод применяется для развития общей выносливости, однако ряд экспериментальных исследований свидетельствует также о его высокой эффективности в развитии специальной выносливости.
Показано, что, варьируя интенсивность нагрузки в процессе выполнения упражнений, можно найти в тренировке рациональное соотношение технической, тактической и функциональной подготовки.
В практике подготовки баскетболистов в качестве тренировочных нагрузок, направленных на совершенствование аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, применяются в основном специфические упражнения.
При выполнении нагрузок, направленных на комплексное развитие двигательных способностей повторным методом, минимальная продолжительность тренировочной работы составляет 3-4 мин, а максимальная - 10 мин. Количество повторений варьируют в пределах от 2 до 6. Время отдыха между повторениями от 2 до 5 мин. Используется для отработки штрафных бросков.
При комплексном совершенствовании двигательных способностей интервально-серийным методом продолжительность однократного выполнения нагрузок смешанного характера составляет 0,5-1,5 мин, количество повторений от 2 до 6 в каждой серии, количество серий от 2 до 4 в каждом занятии по данной направленности, время отдыха между сериями - 6 мин. Общее время такой работы колеблется от 10 до 50 мин.
В тренировочном процессе квалифицированных спортсменов для повышения уровня специальной выносливости основными считаются повторный и интервально-серийный методы тренировки.
При применении интервального метода тренировки упражнения могут выполняться сериями с уменьшающимися или постоянными интервалами отдыха между повторениями.
При развитии специальной выносливости, применяя повторный метод, самая малая продолжительность однократного выполнения упражнений составляет 40с, а самая большая - 120с. Данные
величины исходят из того, что в пределах от 40 до 120с. гликолитический механизм энергопродукции мышечной деятельности достигает максимальной активации. Количество повторений - от 2 до 6. Продолжительность выполнения однократного упражнения предполагает паузу отдыха между повторениями в пределах от 3 до 4 мин.
При выполнении нагрузок интервально-серийным методом с постоянными интервалами отдыха между повторениями продолжительность однократного выполнения тренировочного задания, которое составляет 0,5 мин, может возрастать до 1,5 мин. Пауза отдыха между повторениями - от 2 до 4 мин в зависимости от времени выполнения упражнения.
Повышение специальной выносливости спортсменов может осуществляться интервально-серийным методом с уменьшающимися интервалами отдыха. При такой организации тренировочной работы время отдыха между повторениями планируется следующим образом: между первым и вторым повторениями - 5 - 8 мин, между вторым и третьим - 3 -4 мин, между третьим и четвертым - 2 - 3 мин. Время однократного выполнения упражнения при применении этого метода колеблется от 0,5 до 1,5 мин. Количество серий - не больше трех.
Необходимо отметить, что интенсивность выполнения упражнений, направленных на совершенствование специальной выносливости, должна составлять 90 - 95 % от максимального значения. После нескольких повторений скорость передвижения может существенно снизиться вследствие наступившего утомления, тем не менее, она все равно остается близкой к предельной для текущего состояния организма.
При развитии специальной выносливости интервально-серийным методом используются такие технико-тактические упражнения, как ведение мяча, передачи мяча в движении с броском, с сопротивлением, различные «челноки» с ведением и передачей мяча партнеру, игры и игровые упражнения.
Таким образом, достигнуть дальнейшего прироста физических кондиций без использования всех возможных способов воздействия на организм, включая наиболее эффективные методы тренировки и сочетание этих методов, практически невозможно.
а
X Список литературы: *
1. Годик, М. А. Планирование и контроль нагрузок в подготовке квалифицированных спортсменов / М. А. Годик // Построение и содержание тренировочного процесса квалифицированных спортсменов на различных этапах подготовки. Сб. науч. Тр. - Москва, 1988. - С.71-72.
2. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: автореф...дисс.д-ра.пед.наук / В. М. Корягин.- Москва, 1994. - 37с.
3. Платонов, В.М. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - Москва, 1986. - 288 с.
4. Спортивные игры : учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - Москва: Изд. Центр Академия, 2002.
5. Тюленьков, С. Ю. Теоретико-методологические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография / С. Ю. Тюленьков. - Москва: Физическая культура, 2007. -352 с.
6. Щекотихин, М. П. Технология управления (планирования) тренировочным процессом [Текст]: учебное пособие для студентов ф-та ФКиС / М. П. Щекотихин. - Орел: ГОУ ВПО ОГУ. - 2005. - 47 с. Щекотихин, М. П. Атлетическая подготовка в спортивных играх [Текст]: методические рекомендации для студентов факультета ФКиС, тренеров и спортсменов / М. П. Щекотихин, И. В. Маков. - Орел: ФГБОУ ВПО ОГУ. - 2013. - 60 с.