Научная статья
УДК 796.015.1; ББК 75.1
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-85-89
NIION: 2018-0077-2/22-139
MOSURED: 77/27-024-2022-02-338
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Психолого-педагогические условия развития мотивации к повышению результативности спортивной деятельности
у юных дзюдоистов
Николай Олегович Барабанов1, Николай Николаевич Воробьев2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (Рязанский филиал), Рязань, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования мотивации к занятиям спортом у юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки, выделены психолого-педагогических условия для развития мотивации к спортивной деятельности. Анализ структуры мотивации позволил выявить ведущие мотивы юных спортсменов как основной движущей силой в спорте и определить необходимые психолого-педагогические условия, обладающие максимальным эффектом влияния. Одним из таких условия является обеспечение эмоциональной насыщенности учебно-тренировочного процесса, способствующее снижению внешней мотивации, присущей юным спортсменам и формирование внутренней мотивации как основополагающего фактора повышения результативности в спорте.
Ключевые слова: мотивация, мотивация к спортивной деятельности, психолого-педагогические условия, формирование мотивации
Для цитирования: Барабанов Н. О., Воробьев Н. Н. Психолого-педагогические условия развития мотивации к повышению результативности спортивной деятельности у юных дзюдоистов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 85-89. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-85-89.
Original article
Psychological and pedagogical conditions for the development of motivation to improve the performance of sports activities
in young judoists
Nikolay O. Barabanov1, Nikolay N. Vorobiev2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (Ryazan branch),
Ryazan, Russia
Abstract. The article deals with the problem of formation of motivation for sports among young judoists at the stage of initial training, identifies psychological and pedagogical conditions for the development of motivation for sports activities. The analysis of the motivation structure made it possible to identify the leading motives of young athletes as the main driving force in sports and to determine the necessary psychological and pedagogical conditions that have the maximum effect of influence. One of these conditions is to ensure the emotional saturation of the training process, which contributes to the reduction of external motivation inherent in young athletes and the formation of internal motivation as a fundamental factor in improving performance in sports.
© Барабанов Н. О., Воробьев Н. Н., 2022
Keyword: motivation, motivation for sports activities, psychological and pedagogical conditions, formation of motivation
For citation: Barabanov N. O., Vorobiev N. N. Psychological and pedagogical conditions for the development of motivation to improve the performance of sports activities in young judoists // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):85-89. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-85-89.
Изучение условий развития мотивации к спортивной деятельности является одним из важных направлений теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований. Диагностика и анализ особенностей мотивационной сферы личности спортсмена, особенно на начальном этапе подготовки, актуализация ведущего мотива, определяющего стремление индивида к спортивной деятельности способно обеспечить выбор оптимального подхода к организации тренировочного процесса, а целенаправленная деятельность по развитию мотивации будет способствовать формированию устойчивых мотивов к достижению высоких спортивных результатов. Исследованием данной проблематики занимались такие ученые как Г. Д. Горбунов, Е. П. Ильин, А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин, А. Н. Николаев, Р. А. Пилоян, А. Ц. Пуни, В. Е. Сафонов и др.
Если обобщить существующие подходы к определению мотивации, в рамках которых она рассматривается как совокупность факторов, задающих направление поведению индивида (Мадсен, 1959), совокупность всех мотивов личности (Платонов, 1986), совокупность процессов, побуждающих индивида к совершению определенных действий (Вилю-нас, 1990), обусловленность направления деятельности потребностями и целями личности (Шадриков, 1982), процесс актуализации мотива (Иванников, 1985), то, по мнению Е. П. Ильина, мотивацию необходимо рассматривать как совокупность факторов, лежащих в основе поведения индивида и побуждающих его к проявлению активности через возникновение и актуализацию мотива - осознанного стремления удовлетворения потребности. Это механизм, который обеспечивает появление, направление и стратегии реализации различных форм деятельности [2, с. 66].
Границами, которые определяют мотивы поведения человека, являются потребности и намерения личности. Именно они составляют содержательное наполнение структуры мотива: потребностный блок, который включает в себя биологические и социальные потребности, обусловленные осознанием того, что «должно», блок «внутреннего фильтра», который состоит из таких компонентов, как нравственный контроль, оценка своих возможностей и предпочтений, уровень притязаний и целевой блок, в котором содержится образ предмета, способного обеспечить удовлетворение потребности [2, с. 117-118].
Специфика спортивной деятельности обусловлены характерными для нее психологическими особенностями: ориентацией на максимально возможный результат достижений, высокие эмоциональные нагрузки как ответ на субъективную значимость результатов, необходимость в соперничестве, публичность выступлений на соревнованиях. На основании этого, мотивация спортивной деятельности, по мнению Р. А. Пилояна, может быть определена как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой доя постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [6, с. 10].
Мотивы спортивной деятельности придают ей личностный смысл, побуждая человека заниматься спортом. Особое вниманию этих формированию мотивов необходимо уделять на начальном этапе подготовки, поскольку на данном этапе мотивация еще пока недостаточно осознана и мотивы нестойки.
На начальном этапе организации тренировочного процесса особое внимание необходимо уделять формированию познавательных мотивов, поскольку именно эти мотивы являются базовыми в развитии мотивационной сферы. Решение данной проблемы зависит от большого количества факторов, таких, как организация учебно-тренировочного процесса; личностными характеристиками обучающихся - возраста, пола, интеллектуального развития, уровня притязаний, самооценки, особенностей межличностного взаимоотношения, положения в учебной группе; особенностями личности педагога и его манеры преподавания.
При формировании мотивации необходимо учитывать то, что в познавательном мотиве содержится и деловая составляющая - «деловой» мотив. Этот мотив характеризуется тем, что спортсмен понимает (или должен понимать) перспективы использования полученных знаний в практической деятельности для достижения необходимого ему результата - победы на соревнованиях, обеспечения условий для психофизического развития и самосовершенствования.
Особого внимание требуют и такие виды учебной мотивации как мотивация заданного действия, которая заключается в репродуктивной деятельности - освоении техники в дзюдо как системы дей-
ствий, движений и операций, которые соответствуют решению задач противоборства с наименьшей затратой сил и энергии; мотивация стихийного учения, которая опирается на естественную любознательность человека и характеризуется нестабильностью и бессистемностью, а так же самоопределяемая мотивация, которая связана с осознанием человеком своих мотивов и ценностей, умением принимать решения, действовать произвольно и целенаправленно [5].
Рассматривая движущие силы активности в спорте, необходимо рассматривать так же внутренние и внешние мотивы личности. Если деятельность сама по себе значима для личности, то можно говорить о внутренней мотивации, а если значимыми являются другие характеристики - престиж, статус, признание со стороны товарищей по команде и тренера - то мы говорим о внешней мотивации. Причем внешние мотивы подразделяются на мотивы достижения успеха (положительные мотивы) и мотивы избегания неудачи (отрицательные мотивы) [3]. Для большинства юных спортсменов основными мотивами, побуждающими их к посещению спортивной секции, являются внешние мотивы, которые характеризуются неустойчивостью и стремлением удовлетворить текущие потребности: достижение спортивного результата, завоевание престижа, получение морального или материального вознаграждения. В этот период ребенок стремится к включению в общество, которое воспринимается им как объективно существующая социальная реальность, в которой ему необходимо проявлять себя, завоевать признание среди сверстников и похвалу взрослых.
Со временем внешняя мотивация может снижаться, утрачивая свою актуальность, что обусловлено как индивидуальными особенностями динамики мотивационной сферы и возрастным кризисом, так и формальным подходом к организации учебно-тренировочных занятий, отсутствием личностно-ориен-тированного подхода к обучению, в частности - недостаточным вниманием к актуальным потребностями движущим мотивам юных спортсменов [7].
В свое исследовании мотивации к занятиям дзюдо, В. Б. Шестаков выделил следующие группы мотивов, которые являются определяющими для юных спортсменов и обусловлены особенностями этого вида спорта:
- мотивы физического совершенствования, поддержания физической формы, укрепления и поддержания здоровья, хорошего физического самочувствия и тонуса;
- мотивы развития двигательных и волевых качеств личности, осознание возможности защитить себя;
- мотивы поддержания спортивных традиций семьи, следование за авторитетным взрослым (тренером-преподавателем);
- мотивы получения эмоционального удовлетворения от занятий, повышение общего эмоционального фона, обусловленных особенностями данного вида спорта - зрелищностью, разнообразностью упражнений, динамичностью [9].
Структура каждого конкретного мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение, но у разных людей при внешнем сходстве мотивов они могут иметь различное смысловое содержание, которое связано с индивидуальными ценностями, интересами, субъективной оценкой ситуации. Взаимодействуя с юными спортсменами, необходимо понимать, какие именно мотивы заставляют их выполнять те или иные действия, что позволит в процессе обучения организовывать педагогическое воздействие таким образом, чтобы необходимые мотивы и ценности были сформированы и закреплены.
В психолого-педагогических исследованиях существует утверждение о том, что эффективность соревновательной деятельности находится в тесной взаимосвязи с силой мотивации (Г. Д. Горбунов, Е. Г. Знаменская, И. Г. Келишев, Д. В. Стоюнина, А. В. Шаболтас и др.). Но при этом не стоит забывать, что положительный результат не пропорционален росту силы мотива - в точке достижения оптимума мотивации эффективность деятельности начинает снижаться. Согласно закону Йеркса-Дод-сона, мотивация к деятельности должна быть достаточной, но не чрезмерной, поскольку возрастающая мотивация способна вызывать нежелательные эмоциональные состояния - дополнительный стресс, тревогу и беспокойство, снижая тем самым скорость достижения цели [8].
В. А. Гордеев, Г. И. Дерябина выделяют следующие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают формирование мотивации к занятиям спортом юных спортсменов-дзюдоистов:
1. Развитие у юных спортсменов результативности как качества личности в спортивной деятельности.
2. Формирование адекватной самооценки собственных спортивных способностей и навыка планирования соревновательных целей и спортивных результатов.
3. Систематический анализ результатов тренировочной и соревновательной деятельности в поиском причин успехов и неудач и путей их коррекции.
4. Обеспечение положительного эмоционального фона во время тренировочного и соревновательного процесса.
5. Формирование и развитие благоприятных межличностных отношений в тренировочной группе, а так же между юными спортсменами и тренером [1].
Создание этих условий обеспечивается использованием методов поощрения выполняемой деятельности. При этом поощрение необходимо осуществлять таким образом, чтобы спортсмен понимал, что его поощряют за конкретное действие, правильное выполнение какого-либо спортивного элемента, что позволит вызвать у него чувство собственной значимости и компетентности, что, в свою очередь, ляжет в основу повышения мотивации к достижению успеха.
Еще одним условием, которое имеет немаловажное значение на этапе работы с юными спортсменами, является применение разнообразных форм и методов проведения занятий, в частности, актуализацию использования игрового метода, который в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям юных спортсменов и способствует формированию необходимого положительного эмоционального настроя. При этом, для развития познавательной мотивации эффективным является применение различных тематических и спонтанных бесед, экскурсий, коллективных праздников - организация досуговой деятельности. Атмосфера взаимного уважения и доверия, готовность прийти на помощь товарищам - необходимые условия для поддержания внешней мотивации к занятиям спортом и развития на этой основе внутренней мотивации к достижению успеха.
Таким образом, теоретический анализ обозначенной проблемы позволил выделить специфические психолого-педагогические условия формирования мотивации спортивной деятельности юных спортсменов-дзюдоистов с учетом тренировочного этапа, особенностей возраста и вида спорта. На этапе начальной подготовки юные спортсмены-дзюдоисты еще не имеют истинной заинтересованности в спортивной деятельности, что снижает их мотивацию к занятиям Для формирования устойчивой спортивной мотивации необходимо обеспечивать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочного процесса, что на этом этапе может быть обеспечено использованием игрового метода, поскольку, с одной стороны, игры представляют собой обширный ресурс развития и совершенствования различных физических качеств и двигательных навыков, а с другой - игровые упражнения несут в себе воспитательное воздействие, обеспечивая влияние на все сферы личности юного спортсмена. Еще одним приемом создание эмоционального насыщенной атмосферы является включение в тренировочный процесс тематических или спонтанных бесед по актуальным
вопросам спорта (а так же непосредственно дзюдо), отношений и развития личности, межличностной и социальной коммуникации.
Все это будет способствовать повышению заинтересованности и вовлеченности юных спортсменов в тренировочный процесс, поддержанию их готовности к достижению желаемых результатов, переходу спортивной мотивации от внешней к внутренней, что значительно повысит ее устойчивость и стабилизацию мотивов к занятиям спортом.
Полученные теоретические данные в настоящей статье будут способствовать проведению дальнейших теоретических и практических исследований по означенной проблематике.
Библиографический список
1. Гордеев В. А., Дерябина Г. И. Формирование спортивной мотивации дзюдоистов на тренировочном этапе // Gaudeamus. 2016. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovame-sportivnoy-motrvatsii-dzyudoistov-na-uchebno-tremrovochnom-etape (дата обращения: 14.02.2021).
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 512с.
3. Кузьмин Е. Б., Денисенко Ю. П., Драндров Г. Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. №4 (13). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sportivnoy-motivatsii-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 10.02.2021).
4. Кузьмин Е. Б., Денисенко Ю. П. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sportivnoy-motivatsii-u-yunyh-sportsmenov (дата обращения: 18.01.2021).
5. Патяева Е. Ю. Мотивация обучения: данное, спонтанное и самодетерминированное обучение // Современная психология мотивации ; под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 289-311.
6. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности и индивидуализация подготовки фехтовальщиков // Фехтование : Сб. ст. М., 1985. С. 10-13.
7. Польшина Г. И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 294-299.
8. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р., Лисиц-кая Е. В. Закон Йеркса-Додсона в педагогике и ана-
лиз обратных связей // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zakon-yerksa-dodsona-v-pedagogike-i-analiz-inversivnyh-otnosheniy (дата обращения: 06.04.2021).
9. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и методика детского и юношеского дзюдо. М. : Советский спорт, 2011. 448 с.
Bibliographic list
1. Gordeev V. A., Deryabina G. I. Formation of sports motivation of judoists at the training stage // Gaudeamus. 2016. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-sportivnoy-motivatsii-dzyudoistov-na-uchebno-trenirovochnom-etape (accessed: 14.02.2021).
2. Ilyin E. P. Motivation and motives. St. Petersburg: Peter, 2002. 512 p.
3. Kuzmin E. B., Denisenko Yu. P., Drandrov G. L. Formation of sports motivation as a psychological and pedagogical problem // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2009. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sportivnoy-motivatsii-kak-psi-hologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 10.02.2021).
4. Kuzmin E. B., Denisenko Yu. P. Pedagogical conditions for the formation of sports motivation in
young athletes / / Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2014. № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sportivnoy-motivatsii-u-yunyh-sportsmenov (дата обращения: 18.01.2021).
5. Patyaeva E. Yu. Motivation of teaching: a given, spontaneous and self-determined teaching / / Modern psychology of motivation ; еd. by D. A. Leontiev. M. : Smysl, 2002. рp. 289-311.
6. Piloyan R. A. Motivation of sports activity and individualization of training of fencers // Fechtovanie: Sb. st. M., 1985. рp. 10-13.
7. Polshina G. I. Motivation of children to engage in sports at the stage of initial sports training // Bulletin of the Adygeya State University. Ser. 3 : Pedagogy and Psychology. 2007. № 3. рp. 294-299.
8. Sevostyanov D. A., Gainanova A. R., Lisitska-ya E. V. The Yerkes-Dodson law in pedagogy and analysis of inverse relations // Siberian Pedagogical Journal. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zakon-yerksa-dodsona-v-pedagogike-i-analiz-inver-sivnyh-otnosheniy (accessed: 06.04.2021).
9. Shestakov V. B., Eregina S. V. Theory and methodology of children's and youth judo. M. : Sovetsky sport, 2011. 448 p.
Информация об авторах
Н. О. Барабанов - старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (Рязанский филиал);
Н. Н. Воробьев - курсант 3 курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (Рязанский филиал).
Information about the authors
N. O. Barabanov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (Ryazan branch);
N. N. Vorobyev - 3rd year cadet of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (Ryazan branch).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 21.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.