Научная статья на тему 'Формирование спортивной мотивации дзюдоистов на учебно-тренировочном этапе'

Формирование спортивной мотивации дзюдоистов на учебно-тренировочном этапе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ ДЗЮДО / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ДЗЮДОИСТ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП / SPORTS MOTIVATION / MOTIVES OF BEGINNING OF JUDO LESSONS / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS / MOTIVATION OF AVOIDING OF FAILURES / JUDOIST / EDUCATIONAL AND TRAINING STAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеев Василий Александрович, Дерябина Галина Ивановна

В статье рассматривается необходимость формирования спортивной мотивации дзюдоистов на учебно-тренировочном этапе спортивной подготовки. Рассмотрены основные направления формирования спортивной мотивации и результаты ее внедрения в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов учебно-тренировочной группы. Представлены средства технической подготовки на начальном этапе. Описаны приемы, составляющие базовую технику 3 КЮ и физические качества, необходимые для их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордеев Василий Александрович, Дерябина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPORTS MOTIVATION OF JUDOISTS AT THE EDUCATIONAL AND TRAINING STAGE

In article authors considered need of formation of sports motivation of judoists at an educational and training stage of sports training, the main directions of formation of sports motivation and results of its introduction in educational and training process of judoists of educational and training group, presented means of technical training at the initial stage and described the receptions making the basic equipment 3 KYu and physical qualities necessary for their performance.

Текст научной работы на тему «Формирование спортивной мотивации дзюдоистов на учебно-тренировочном этапе»

УДК 796.082

doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-2-104-108

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЗЮДОИСТОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Гордеев Василий Александрович

МАУ ДО «ДЮСШ № 5», Россия, г. Тамбов, e-mail: VASYA.GORDEEV.88@MAIL.RU

Дерябина Галина Ивановна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: dergal@yandex.ru

В статье рассматривается необходимость формирования спортивной мотивации дзюдоистов на учебно-тренировочном этапе спортивной подготовки. Рассмотрены основные направления формирования спортивной мотивации и результаты ее внедрения в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов учебно-тренировочной группы. Представлены средства технической подготовки на начальном этапе. Описаны приемы, составляющие базовую технику 3 КЮ и физические качества, необходимые для их выполнения.

Ключевые слова: спортивная мотивация, мотивы начала занятия дзюдо, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, дзюдоист, учебно-тренировочный этап

Актуальность формирования спортивной мотивации спортсменов-борцов обусловливается быстротечностью спортивного поединка и высокой значимостью данного психологического фактора в соревновательной деятельности [1]. Сильнейшим в спортивном поединке оказывается спортсмен, наиболее подготовленный психологически, с устойчивой соревновательной мотивацией, направленной на достижение успеха. Однако данному психологическому фактору при подготовке борцов-дзюдоистов не уделяется должного внимания в силу недостаточной разработанности самой проблемы спортивной мотивации. В результате соревновательная деятельность дзюдоистов характеризуется как недостаточно высокая.

Представление психики как «программиста и организатора» деятельности спортсмена дает возможность глубже понять закономерности результативности спортивной деятельности и обеспечить подготовку спортсмена к выполнению двигательных действий в соревновательной обстановке. Мы полагаем, что на основе своевременного развития спортивной мотивации с соответствующей структурой у занимающихся спортом (дзюдо) можно добиться планируемой результативности в соревнованиях [2].

Проблема спортивной мотивации получила определенное освещение в психологической литературе. Для решения наших исследова-

тельских задач важными являются работы в области психологии спортивной деятельности, включающие развитие спортивных коллективов (В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, Д. Я. Богданова, Л. В. Волков, Е. Н. Гогунов, Г. Д. Горбунов и др.), анализ роли спорта в становлении межличностных отношений (Е. А. Воробьева, Е. Н. Гогунов, Г. Б. Горская, Б. И. Мартьянов, Д. Вуден и др.), изучение спортивной мотивации в различных видах спорта (Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкина, Г. П. Фураев, А. П. Шумилин).

Анализ взглядов Г. Д. Бабушкина, Е. Г. Бабушкиной, Е. П. Ильина, Р. А. Пилоян, Ю. Л Ханина позволяет утверждать, что вопросы определения сущности и содержания психологической готовности подростков к спорту, механизмов ее возникновения, функционирования и развития в спортивной деятельности достаточно изучены, определены общие подходы к ее формированию на различных этапах спортивного совершенствования [3]. Но, в то же время, остаются малоисследованными психологические особенности спортсменов подросткового возраста, взаимосвязи между спортивной мотивацией и мотивами занятий спортом, волевыми качествами, условиями повышения спортивной мотивации.

Анализ литературы позволил выявить проблему, которая заключается в том, что мотивация спортивной деятельности детей

школьного возраста, к которому и относится учебно-тренировочный этап подготовки дзюдоистов, представляет собой неустойчивое психологическое образование в структуре развивающейся личности, которое нередко стихийно возникает, развивается в непредсказуемых направлениях и преждевременно нейтрализуется, препятствуя реализации личностного потенциала. В результате немало детей прекращают занятия спортом, демонстрируют равнодушие к собственным спортивным результатам, показывают негативный пример другим и, в конечном итоге, наносят ущерб собственному саморазвитию. Исследование проводилось на базе МАУ ДО «ДЮСШ № 5» с сентября 2014 г. по апрель 2016 г., в нем принимало участие 10 дзюдоистов учебно-тренировочной группы.

При обосновании методики формирования спортивной мотивации у юных дзюдоистов мы исходили из положений теорий мотивации и деятельности, изложенных в трудах К. А. Абульхановой-Славской, В. Т. Асеева, Л. И. Божович, Д. А. Кикнадзе, В. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Т. А. Матис, Б. А. Орлова, Р. А. Пилояна; С. Л. Рубинштейна; Н. Ф. Талызиной [4, 5].

В качестве конкретного этапа многолетней подготовки спортсменов нами взят учебно-тренировочный этап, исходя из следующих соображений: во-первых, отсутствие методик для формирования спортивной мотивации на этом этапе; во-вторых, на этом этапе у спортсменов характерным является стремление к достижению спортивных результатов, которые оказывают существенное влияние на сохранение спортивной мотивации [6].

Основные направления в формировании спортивной мотивации у юных дзюдоистов сводились к следующему:

1) систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений;

2) развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности;

3) формирование адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей;

4) формирование оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации;

5) формирование мотивации на достижение успеха;

6) обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях;

7) формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером;

8) обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.

Одной из задач исследования было выяснение степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают дзюдоистов продолжать заниматься выбранным им видом спорта (методика В. И. Тропникова).

Были обследованы юноши и девушки учебно-тренировочной группы (14-17 лет) (табл. 1).

Данные, представленные в таблице 1, отражают степень выраженности различных мотивов, которые побудили и побуждают заниматься спортом дзюдоистов учебно-тренировочной группы: мотивы общения, познания, материальных благ, развития характера и психических качеств, физического совершенства, улучшения самочувствия и здоровья, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа, желание славы, коллективистская направленность.

В данной учебно-тренировочной группе респондентов наиболее выражены мотивы «развитие характера и психических качеств» (4,68), «коллективистской направленности» (4,17), что, скорее всего, обусловлено возрастом занимающихся. Значительно опережает другие мотив «материальные блага» (5,47), так как в возрасте 14-17 лет спортсмены начинают серьезно об этом задумываться.

Во второй части исследования были выявлены следующие уровни мотивации: к успеху - средний, к избеганию неудач - средний и низкую склонность к риску.

После окончания экспериментальной части исследования, связанной с формированием спортивной мотивации дзюдоистов, мы снова провели диагностику мотивации к успеху, избеганию неудач и склонности к риску. Состав обследуемых спортсменов остался тем же. Повторное исследование выявило у дзюдоистов учебно-тренировочной группы следующие

уровни мотивации: к успеху - умеренно высокий, к избеганию неудач - высокий, и присутствие склонности к риску. Показатели мотивации к успеху и к избеганию неудач отмечены более высокими численными значениями, и по оценочной шкале перешли на более высокий уровень.

Характерно, что по результатам эксперимента несколько возросла склонность к риску,

Проведенные исследования и их обобщенные результаты показывают выраженное развитие мотивации по всем показателям. Причем наблюдается переход различных видов мотивации на качественно более высокий новый уровень.

На рисунке 1 наглядно представлены результаты эксперимента по формированию мотивации спортивной деятельности дзюдоистов учебно-тренировочной группы.

Динамика результатов показателей мотивации к спортивной деятельности, представ-

хотя целенаправленной работы на увеличение этого показателя не проводилось и это связано, по нашему мнению с повышением мотивации к успеху.

В таблице 2 приведены средние значения мотивации к успеху, избеганию неудач и склонности к риску дзюдоистов после окончания эксперимента по целенаправленному формированию спортивной мотивации.

Таблица 1

ленная на рисунке 1, наглядно отражает результативность мероприятий, направленных на формирование мотивации к спортивной деятельности дзюдоистов.

Таким образом, можно резюмировать следующее - спортивная мотивация дзюдоистов может успешно развиваться, если:

- учитывать такие типы спортивной мотивации, как физическое совершенство, повышение престижа и материального положения, желание славы, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач;

Мотивы начала занятий спортом дзюдоистов учебно-тренировочной группы

% Ф. И. Возраст Стаж занятий спортом Общение Познание Материальное благо Развитие характера и психических качеств Физическое совершенство Улучшение самочувствия и здоровья Эстетическое удовольствие и острые ощущения Приобретение полезных для жизни умений и знаний Потребность в одобрении Повышение престижа, желание славы Коллективистская направленность

1 Кулалагашвили Р. 14 4 3,13 4 5,5 5 4,3 3,63 4,33 3,67 2,4 3,5 4,29

2 Ветров В. 14 5 3,63 4,25 5,63 4,88 4,8 4 3,22 4 4 3,5 4,28

3 Деев М. 16 5 4,75 3 6 5 3,9 1,13 4,56 4,33 2,4 3,9 4,85

4 Горбачев О. 16 5 1,5 2,25 3,65 3 4,4 2,5 2,78 2,83 2,6 3,6 4,29

5 Сысоев Р. 16 4 3,38 4 4,25 5 4,5 4,13 3,44 4,17 2,2 3,8 4,57

6 Чернопятов С. 15 5 1,75 3,25 5,38 5 4,4 3,13 3,78 4 2,4 2,5 4,43

7 Гаглазов М. 15 4 3,25 4 4,38 4,88 3,9 3,75 3,11 3,67 3 3,5 4,29

8 Попов И. 14 4 3,88 4,25 6,13 4,5 4,3 4 3,89 4,17 3,6 3,7 4

9 Гончарова К. 17 5 2,38 4 4,88 5 4,8 2,25 4,89 2,67 2,6 3,3 3,71

10 Котов С. 16 4 1,63 2,75 5,88 4,5 3,9 2,25 1,78 1,83 1 3 3

Среднее значение 2,98 3,75 5,47 4,68 3,92 3,09 3,58 3,53 2,62 3,43 4,17

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов формирования мотивации у дзюдоистов учебно-тренировочной группы

Время тестирования Мотивация к успеху Мотивация к избеганию неудач Склонность к риску

Сентябрь 2015 г. 15,6 Средний 14,9 Средний - 23,1 Слишком осторожны

Апрель 2016 г. 19,4 Умеренно высокий 17,1 Высокий - 7,33 Присутствует склонность к риску

25 20 15 10 5 0 -5 -10 -15 -20 -25 -30

Мотивация к дос тлению Мо i ивация к избе! анию С

успеха неудач

П До эксперимента

^ После эксперимента

Рис. 1. Динамика мотивации и склонности к риску дзюдоистов учебно-тренировочной группы

- учитывать условия и факторы, влияющие на успешное развитие спортивной мотивации при занятиях футболом: благоприятные отношение к цели занятий спортом; стремление к спортивному успеху; адекватное отношение к своим возможностям; конструктивное отношение к тренировочной деятельности; положительное отношение к команде и тренеру; позитивное отношение к соревновательной деятельности;

- формировать спортивную мотивацию дзюдоистов следует по следующим направлениям: анализ результативности соревновательной деятельности, развитие у спортсменов результативности (как качества личности), формирование адекватной самооценки; оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации; формирование мотивации достижения успеха; обеспечение положительного эмоционального фона на занятиях; формирование благоприятных межличностных отношений; обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества.

Литература

1. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 2007.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

3. Кузьменко Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. М., 2008.

4. Максимова Е. С. Динамика мотивов занятий спортом в тренировочном и соревновательном периодах. URL: http://www.psydiplom.ru/ index.php?title

5. Палайма Ю. Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1966. № 8. С.16-18.

6. Пилоян Р. А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности. М., 1988.

References

1. Gorbunov G. D. Psikhopedagogika sporta [Sport psychopedagogics]. M., 2007.

2. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. SPb., 2006.

3. Kuz'menko G. А. Psikhologo-pedago-gicheskiye osnovy sportivnoj podgotovki detej 9-12 let [Psychology and pedagogical bases of sports training of children 9-12 years old]. M., 2008.

4. Maksimova E. S. Dinamika motivov zanya-tij sportom v trenirovochnom i sorevnovatel'nom periodakh [Dynamics of motives of sports activities in the training and competitive periods]. URL: http:// www.psydiplom.ru/index.php?title

5. Palajma Yu. Yu. Motivy sportivnoj deya-tel'nosti [Motives of sports activity] // Teoriya i praktika fizlcheskoj kul'tury. 1966. № 8. S. 16-18.

6. Piloyan R. А. Sposoby formirovaniya moti-vatsii sportivnoj deyatel'nosti [Ways of formation of motivation of sports activity]. M., 1988.

у

* * *

FORMATION OF SPORTS MOTIVATION OF JUDOISTS AT THE EDUCATIONAL AND TRAINING STAGE

Gordeev Vasily Aleksandrovich

MAI PE «YSS № 5», Russia, Tambov, e-mail: VASYA.GORDEEV.88@MAIL.RU

Deryabina Galina Ivanovna Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: dergal@yandex.ru

In article authors considered need of formation of sports motivation of judoists at an educational and training stage of sports training, the main directions of formation of sports motivation and results of its introduction in educational and training process of judoists of educational and training group, presented means of technical training at the initial stage and described the receptions making the basic equipment 3 KYu and physical qualities necessary for their performance.

Key words: sports motivation, motives of beginning of judo lessons, motivation of achievement of success, motivation of avoiding of failures, judoist, educational and training stage

Об авторах:

Гордеев Василий Александрович, тренер-преподаватель МАУ ДО «ДЮСШ № 5», г. Тамбов Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Gordeev Vasily Aleksandrovich, Trainer-Teacher of Municipal Autonomous Institution of Preschool Education «Youth Sports School № 5», Tambov

Deryabina Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of the Theory and Technique of Physical Culture and Sports Disciplines, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.